Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 12:32, реферат
Религия является неотъемлемой частью современного мира, поскольку выполняет три блока социальных функций. Во-первых, религиозные институты осуществляют духовное оформление верующих, что проявляется в организации связи "человек - Бог", в воспитании религиозности и гражданственности, в насыщении человека добром и снятии зла, грехов. Во-вторых, религиозные организации занимаются религиозным и специальным светским образованием, милосердием и благотворительностью. В-третьих, представители церквей активно участвуют в общественной деятельности, способствуют нормализации политических, экономических и культурных процессов, межнациональных и межгосударственных отношений, решению глобальных проблем цивилизации.
Введение
Роль религии в развитии общества
Религиозная патология
Функции религии
Мировоззренческая функция религии
Культуротранслирующая функция религии
Политическая функция религии
Нравственная функция религии
Заключение
Список литературы
Заслуга религии в формировании современного мировоззрения и нравственность должны признавать не только люди верующие, но и убежденные атеисты, а попытки утверждать, что наш вид мог самостоятельно придти к современным общечеловеческим моральным нормам, подобны попыткам написать историю человечества в предположении обладания людьми двух противопоставленных больших пальцев на каждой руке [6].
Но, несмотря на такое мощное влияние религиозных норм и воззрений, на человечество в современном логизированном и масскультидеологизированном обществе западной религии тяжелее занять те позиции, которые она занимала несколькими веками ранее. Опять же следствие ошибок сделанных в прошлом.
Современная картина на востоке
позволяет сделать некоторые
умозаключения о положительном
влиянии мировоззренческой
Еще одним из плюсов религиозной
мировоззренческой информации в
том, что религия помогает верующим
людям преодолеть отрицательные
эмоции. Или другими словами можно
сказать так: плюс в том, что религии
дает людям утешение. Люди нуждаются
в преодолении отрицательных
эмоций, внезапных приступов
Другой плюс данной функции
религии состоит в том, что
она порождает и поддерживает
общение у людей с общим
для них мировоззрением. Общение
– это важная потребность и
высокая ценность в жизни людей.
Отсутствие общения или его ограниченность
заставляют страдать людей. Особенно сильно
испытывают недостаток общения многие
пенсионеры. Но страдают от одиночества
и люди среднего возраста, и определенная
часть молодежи. При помощи религии
эта отрицательная сторона
Некоторое время религия была единственным проводником человечества, поскольку за искусством идти глупо (чаще именно оно идет в арьергарде), философия не высовывалась на жизнеопределяющие роли, а науки попросту не было. Такое бесконкурентное место несколько развратило религию (как институт) и вызвало последующее отторжение, как неизбежное следствие влияния человеческого фактора на попытку работать с абсолютами. Возможно, вера и не нуждается в полицейском диктате разума, но религия нуждается, а разума у человечества всегда было чуть больше, чем веры. Именно потерей главенствующей роли в жизни людей и объясняется тот факт, что у мировоззренческой функции религии начали обнаруживать минусы, естественно речь идет с точки зрения человека неверующего, но пытающегося реально осознать место религии в обществе.
С точки зрения светского человека можно говорить о наличии двух минусов у мировоззренческой функции религии. Первый минус – отчуждение людей друг от друга по мировоззренческому признаку. Имеется в виду, что люди, принадлежащие к разным религиозным конфессиям, часто относятся друг к другу, как минимум, безразлично, как максимум недружелюбно, а в отдельных случаях даже враждебно. Чем более сильно пропагандируется в той или иной религии идея избранности, тем более сильными является отчуждение между верующими разных конфессий. К сожалению, решение этой проблемы зависит от самих религиозных организаций, которые подчас специально жестко трактуют верования для приобретения влияния и авторитета в мире (именно такой причиной, а не отстаиванием чистоты веры можно объяснить действие некоторых террористических организаций).
Однако этот минус не является абсолютным. Существует религия (бахаизм) моральный кодекс которой не только не практикует отчуждение по отношению к инакомыслящим, но, напротив, осуждает такое поведение, как нравственный порок. Руководство ряда религиозных организаций учит своих последователей по-братски, по-товарищески относиться к людям с иной мировоззренческой ориентацией. Во многих религиях (в православии, католицизме, исламе) наличие или отсутствие такого отчуждения или, по крайней мере, его степень зависят от уровня культуры и уровня нравственного развития верующих. Наиболее цивилизованные верующие, вопреки догматике, подталкивающей к отчуждению, и в соответствии с нравственными нормами, призывающими к сближению, ведут себя по отношению к инакомыслящим дружелюбно [3]. Но, тем не менее, при всей толерантности и приятию взглядов других людей есть границы, которые верующие не перейдут никогда, это полное принятие взглядов другой конфессии. Никаким образом нельзя доказать одному верующему, что его взгляды неправильны (или правильны), именно в силу принципиальной недоказуемости и иррациональности сверхъестественной составляющей веры. Эта нерушимая грань, возможно, никогда существенно не скажется на развитии человечества, но может и помешать выходу нашей цивилизации на новый виток.
Второй минус
Но ведь многие религии
призывают к
Сказанное не означает, что
верующие люди по уровню социальной активности
уступают неверующим в целом. Почему?
Потому что в жизни неверующих
имеют место другие «тормоза», и
часто более сильные, чем религиозное
мировоззрение. К ним относятся:
низкий уровень культуры, пьянство,
наркомания, преступный образ жизни
и др. По сравнению с кем же
по уровню социальной активности проигрывают
верующие? По сравнению с самими
собою, с теми, какими бы они могли
стать. Но не только, ведь человек, который
воспитан в подобных нравственных нормах,
может сделать больше за счет большего
свободного времени. Так что, не давая
оценки времени отдаваемого в
целях культа, надо заметить, что
с точки зрения светской жизни
участие верующего в
Если еще раз посмотреть
на выделенные «плюсы» и «минусы»
мировоззренческой функции
5. КУЛЬТУРОТРАНСЛИРУЮЩАЯ ФУНКЦИЯ РЕЛИГИИ
Культура делиться на материальную и духовную. Культуротранслирующая функция религии раскрывает отношение религии к духовной культуре. А под духовной культурой понимается совокупность достижений человечества в интеллектуальной и эмоциональных сферах его деятельности. В духовную культуру включают такие структурные элементы как деятельность музеев, библиотек, образование, наука, философия, искусство, нравственность… Особо важным, принципиальным является взаимодействие религии с нравственностью. Нравственность в силу особой связи с религией вынесена в отдельный пункт [8].
На каждом этапе исторического развития в конкретных религиях осуществляют две противоположные тенденции: тенденция содействия развитию духовной культуры и тенденция противодействия развитию духовной культуры. «Плюсы» и «минусы» в отношении религии к культуре особенно наглядно видны на примере отношения религии к искусству.
Первым «плюсом» является забота религиозных организаций о сохранении религиозного искусства. Религиозное искусство – это такая художественная деятельность и такие ее результаты, которые способны поддерживать у верующих веру в сверхъестественное. В частности к религиозному искусству относятся: архитектура храмов, иконы, религиозная музыка, религиозна художественная литература. Интересно, что практически каждая эпоха, до определенного момента, главным зданием, символом своим являла храм. А те эпохи, которые характеризуются не храмом, часто определяются как упадочные (яркий пример – это Колизей как символ позднего Рима). Религиозное искусство, как и всякое искусство, несет в себе положительное эстетическое и гуманистическое содержание. Наличие внутри этих произведений религиозного материала делает для верующих данные художественные произведения продуктами повышенного спроса. Таким образом, через религиозное искусство религия развивает и укрепляет у верующих художественное восприятие, приобщает их к миру искусства. Положительный гуманистический и эстетический заряд религиозное искусство дает в первую очередь верующим людям. В первую очередь, но не только. В принципе потребителями этого вида искусства, как и искусства в целом, являются все представители цивилизованной части человечества. Хотя и с религиозным искусством нужно быть внимательным. Например, сатанинские верования, которые имеют некоторое влияние в мире, порождают культуру, огромную часть которой сложно трактовать как обогащение сокровищницы человеческих достижений: поскольку большая часть религии сводится к критике некоторых основ христианства [9]. Хотя, несомненно, и в культуре сатанизма есть талантливые произведения искусства и интересные философские концепции, но нужно помнить, что именно в силу паразитной природы сатанизма, к его идеям и суждениям необходимо подходить очень осторожно.
Религия оказывает, несомненно, благотворное влияние и на светское искусство [6]. Религия дает художникам многие образы, сюжеты, метафоры и другой художественный материал. Без использования этого материала светское искусство было бы во много раз беднее по своей художественной выразительности [8]. Хотя и основные тенденции светского искусства почерпываются и используются религиозными «художниками». При рассмотрении использования религиозных идей и сюжетов возникает множество интересных ситуаций. Можно привести два примера влияния нерелигиозных произведений на мировую культуру. С одной стороны «сказка» «Властелин Колец». Безобидная история на первый взгляд не имеющая отношения к нашему миру и его глубинных проблем. Но поскольку писалась она глубоко верующим человеком, идеи и сюжеты христианства пронизывают её на сквозь, а объемный мир и великолепно написанное повествование усиливает воздействие на читателя. Книга имела такой резонанс, что количество её поклонников на планете сейчас уступает лишь мировым религиям. И все эти люди оказались воспитанными в самых лучших христианских традициях, несмотря на то, что многие из них саму Библию (как символику религии) не приемлют. Для христианства как религии это может и не слишком хорошо, но для воспитания гуманного человека (тавтология, но все же) такие произведения играют существенную роль. С другой стороны можно рассмотреть «Код Да Винчи», который вопреки смешной аргументации своей сюжетной подоплеки произвел сенсацию и вызвал непонятное негодование верующих, заставив их сплотиться, тем самым подтверждая высказывание Ницше «все, что меня не убивает, делает меня сильнее». Кроме сплочения верующих, это произведение возбудило новый интерес к религии, что с одной стороны хорошо для собственно христианства, с другой способствовало духовному обогащению читателя (поскольку саму книгу сложно назвать выдающимся произведением). Более того, посредством искусства люди несли религиозные идеи в закрытые для этого общества. Тарковский, например, во всем мире почитается как режиссер «несший Бога» в своих произведениях, и эти идеи посредством его фильмов доходили и до советского зрителя.
Интересен также пример «искусственных»
религий, то есть тех, которые основываются
на современных мифах, не связанных
со страхом перед