Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:37, курсовая работа
Задачами настоящей курсовой работы являются:
1. Рассмотрение содержания концепции историзма, выяснение причин его зарождения и основных положений.
2. Анализ основных положений исторической школы права, выделение особенностей данной школы, сравнение с другими правовыми школами.
Введение.
Общеизвестно, что для достижения объективных результатов исследования очень важно рассматривать какое-либо явление без отрыва от соответствующей исторической эпохи. Анализ таких явлений с точки зрения из внутреннего содержания, временного и пространственного факторов позволяет выявить причины возникновения данного явления, особенности его развития в соотношении с другими явлениями.
Актуальность исследования историцизма определяется необходимостью в современном законотворчестве учитывать менталитет населения страны, а так же необходимостью рассматривать какие-либо явления без отрыва от их исторического контекста.
Концепция историзма зачастую подвергалась, да и до сих пор подвергается обоснованной и необоснованной критике. Так, многие философы разделяют «критический рационализм» Карла Поппера в отношении историцизма, не пытаясь самостоятельно анализировать данное явление. Но, тем не менее, историцизм внёс существенный вклад в исследование философской и других наук. Со времени разработки Гердером концепции историцизма, история как доминирующая наука накладывает свой отпечаток на все гуманитарные дисциплины. Они «историцизируются», то есть становятся исторически ориентированными дисциплинами (для примера можно привести такие гуманитарные дисциплины, как история литературы, история религии, история искусства и т.д.).1
Предметом данного исследования является рассмотрение концепции историцизма по его представителям, в том числе и рассмотрение романтизма как течения, из которого обособился историцизм.
Задачами настоящей курсовой работы являются:
1. Рассмотрение содержания
концепции историзма,
2. Анализ основных
положений исторической школы
права, выделение особенностей
данной школы, сравнение с
Теоретико-правовой основой данной работы являются труды Карла Поппера, Г. Скирбекка, Н. Гилье, В.Г. Баева, Виктора Феллера и других исследователей.
Настоящая работа состоит из, введения, трёх параграфов, заключения и списка использованных источников.
§1 Романтизм
Любое крупное духовное
движение самоопределяется в истории
созданием собственной
14 июля 1789 года взятием
Бастилии ознаменовалось
Романтизм нельзя назвать "школой" или "системой взглядов" как в силу его противоречивости, так и вследствие того, что в его основу легло принципиально новое мироощущение человека, чуждое прежней страсти к системосозидательству как некоему универсальному опосредованию связи между Я и миром.3 Мир же, согласно философии романтизма, находится в бесконечном становлении и представляет собой совокупность «бесконечной полноты» и многообразия.
Как отмечает В.Б. Миронов в своем труде «Народы и личности в истории», первым представителем романтизма во Франции являлся Франсуа Шатобриан. Он открыто выступал против диктатуры Наполеона и сыграл немалую роль в воцарении в стране Бурбонов. Но особое место в его творчестве заняли «Замогильные Записки», о которых писатель Ж. Жанен отзывался так: намереваясь написать только мемуары, Шатобриан «создал историю XIX века – не больше и не меньше». 4
След романтизма прослеживается и в Англии в произведениях представителей так называемой «озерной» школы. Основателями данной школы стали английские поэты Вордсворд и Кольридж, а их продолжателями – Блейк, Байрон, Шелли и Китс.
Романтическое движение в Германии, равно как и в других странах, началось в сфере литературы. Затем оно захватило и другие виды искусства: музыку (Вебер, Шуберт, Шуман) и живопись (Рупге, Фридрих, Корнелиус). Романтизм получил развитие в философии (Шеллинг), политической экономии (Л. Мюллер), филологии (братья Гримм), теологии (Шлейермахер) и т. д. (чтр. 20 Овсянников) Философия как форма рационального знания, как наука, стоящая над всеми остальными дисциплинами, пыталась объяснить феномен Романтизма, с одной стороны, и была его теоретической базой, с другой.5
Первым этапом в развитии философии немецкого романтизма являлась деятельность Йенского кружка. Наиболее яркими его деятелями являются братья Шлегели – Фридрих и Август Вильгельм, Новалис, Л. Тик и Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг.
Философия Главного теоретика йенского романтизма Фридриха Шлегеля представляет собой характерный пример мировоззренческого поиска представителя культуры романтизма. Мыслитель выделяет пять основных видов философии: эмпиризм, материализм, скептицизм, пантеизм и идеализм. И именно идеализм, объясняющий возникновение материи из духа, подчиняющий ему материю, является по Шлегелю подлинно философским видом. Развитие идеализма в представлении Фридриха Шлегеля шло по линии всё большего утверждения приоритета духа над материей.6 Философ прослеживает становление идеализма через учения Декарта (он допускает дуализм – существование духа и материи рядом друг с другом), Беркли, Лейбница. В философии последнего Шлегеля привлекает идея о бесконечной способности сознания к развитию.
Фридрих Вильгельм Йозеф фон Шеллинг так же был близок кружку йенских романтиков и является одним из выдающихся представителей немецкого идеализма. Отталкиваясь от учения Фихте, Шеллинг развивает принципы объективно-идеалистической диалектики природы как живого организма. Главным последователем центрального мировоззрения Шеллинга, а именно его системы тождества стал Гегель.
В период с 1795 по 1801 гг. философия романтизма развивалась под влиянием немецкого классического идеализма, когда вслед за идеализмом пыталась найти решение вопроса преодоления кантовского дуализма духа и природы, свободы и необходимости, субъекта и объекта.7
Некоторые исследователи, в числе которых Р.М. Габитова, выделяют характерные черты, определяющие линию соприкосновения романтической философии с идеалистической. Во-первых, это критика Канта на основе принципов последовательного субъективизма, во-вторых, критика Фихте с позиций объективно-идеалистически интерпретированной философии Спинозы, в-третьих, стремление к философской системе, синтезирующей идеализм Фихте и философию Спинозы и в-четвёртых, постановка проблемы «целостности» как синтеза субъективного и объективного, духа и природы.8 Но так же стоит отметить, что Фридрих Шлегель, полагая, что позицию абсолютного идеализма отличает так называемое «цикличное» философствование, критиковал философские позиции Канта и Фихте, считая их слишком прямолинейными.
Р.М. Габитова полагает, что поворотным моментом в симбиозе романтизма и немецкой классической философии стал 1801 год, когда в свет вышла работа Гегеля «Различие между философскими системами Фихте и Шеллинга». С этого момента становится очевидным противостояние романтической философии рационалистическому идеализму, в описываемом течении появляется склонность к алогизму, художественному интуитивизму, религиозной мистике.9
Рассматриваемое движение оказало большое влияние на развитие концепции историцизма. Для представителей философского романтизма была характерна историзация мышления, им присуще особое внимание к времени и национальному духу. Так, Шлейермахер, основатель герменевтики как искусства толкования текстов, заимствует у историцизма некоторые положения, в частности он подчеркивает необходимость идентификации исследователя с текстом, с авторским стилем мышления и с историческим контекстом, а поэты и писатели эпохи романтизма сравнивали историю с зерном, дающим романтизму жизнь.
Период романтизма по мнению одних исследователей занял около полувека, другие называют и более краткий промежуток времени, но они сходятся в одном: романтизм оказал существенное влияние на развитие поэзии, литературы, музыки, философии. И что немаловажно романтизм оказался благодатной почвой для развития концепции историцизма. Оба рассматриваемых явления, романтизм и историцизм, зародились на волне реакции на рационалистическое Просвещение.
§2 Историзм (историцизм)
При исследовании феномена историзма, хотелось бы начать с разграничения значений терминов историзм и историцизм. Стоит отметить, что в английском, французском и итальянском словоупотреблении историцизм – то же, что и «историзм» (англ. historicism, франц. historicisme, итал. storicismo).
Термины историзм и историцизм, изначально ни чем не отличавшиеся, несли различную смысловую нагрузку в определённые периоды развития данного подхода, они то отождествлялись, то разграничивались. Так, в русскоязычной философской традиции в эпоху господства диалектического и исторического материализма было принято различать «историцизм» и «историзм», первый из которых относился к «буржуазным» концепциям истории (от В.Дильтея и О.Шпенглера до Р.Д.Коллингвуда и А.Тойнби), второй – к «подлинно научному» пониманию исторической действительности, кульминацией которого считался марксизм-ленинизм.10)
В немецкой интеллектуальной традиции термины Historizismus и Historismus так же не совпадают, причем термин историцизм употребляется почти всегда в негативном значении. Так, Карл Поппер понятием историцизм обозначает философские концепции и методологические подходы, которые он считает ошибочными, основанными на вере в закономерное развитие мира и человеческого общества.11 «Ведь историцизм — это и социальная, и политическая, и моральная (я бы даже сказал — аморальная) философия», - отмечает Поппер в своём труде «Открытое общество и его враги»12 В историзме же Карл Поппер находит рациональное зерно, так как “историзм” в его понимании требует при анализе происхождения какой-либо идеи исследовать влияние на нее других теорий, т. е. предшествующих, а также сосуществующих учений. Но и в этом явлении Поппер усматривает ненавистный ему иррационализм, доказывая его наличие анализом оценки марксизма у А. Тойнби, который, пользуясь данным методом, рассматривал марксизм слишком односторонне, видя в нём не более чем отголосок религиозного пророчества о Царстве Божьем.
Согласно исследованиям Виктора Феллера, в философии истории выделяются четыре основные области философской рефлексии, а именно спекулятивная философия истории, метаистория, критическая философия истории и эпистемология (позитивистски ориентированная «историческая наука). Так, согласно данному исследованию, историцизм является спекулятивной философией истории, а противопоставляющий себя оппозиционно историзм – метаисторией.13
В современной научной литературе историзм трактуется как метод и как норма исторического исследования, а историцизм - как категория классической философии, прогрессистская теоретическая установка. Так же некоторые философы, а в частности Фридрих Мейнекке, рассматривали историцизм и как особую точку зрения на реальность, новый способ видения жизни.
Историцизм имеет определённые черты, отличающие его от других философских концепций. Таковыми являются, во-первых, особое контекстное (парадигмальное) понимание явлений. Историцизм стремится к имманентному пониманию, а не пониманию, которое основано на критериях суждений более поздней эпохи.14 Во-вторых, историцизм преподносит все явления как динамичные, развивающее. Данное утверждение может интерпретироваться как решающая «революция» в западном мышлении.
Историцизм возник как реакция на социальную философию рационализма. В начале своего развития историцизм позиционировался как консервативная, антиреволюционная доктрина, но впоследствии политическая ориентация историзма изменилась. Данную концепцию активно использовали левые и радикальные враги рыночной экономики, а затем и вовсе социалисты и националисты.
Прежде чем приступить
к историческому анализу
Согласно Попперу, «отцом» историцизма является Гераклит с его теорией изменчивости.15 Эта же теория становится основой теорий Платона и Аристотеля. Стоит отметить, что Поппер критикует так же и Платона, полагая, что тот положил начало идеологии, приведшей к появлению нацизма.16 Именно Платона критик возводит в ранг исследователя, развившего «вредные» теории Гераклита. Аристотель же, ученик Платона, якобы не был оригинальным мыслителем и мало что добавил к основным идеям “историцизма” Платона, а всего лишь их систематизировал. Ярко описывая «заслуги» Платона и Аристотеля в становлении историцизма, Карл Поппер всё же заблуждается, отождествляя учение Платона об идеях и учение Аристотеля о «форме».
В своём труде «Враги открытого общества» Поппер в качестве последователей историцистских идей Платона называет таких известных философов, как Руссо, Конт, Гегель, Маркс.17 Следует отметить, что исследование под названием «Враги открытого общества» нацелено на критику марксизма и гитлеризма, в частности, приписывая им приверженность историцизму и некритическое заимствование аристотелевских идей.