Романтизм

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 12:37, курсовая работа

Описание работы

Задачами настоящей курсовой работы являются:
1. Рассмотрение содержания концепции историзма, выяснение причин его зарождения и основных положений.
2. Анализ основных положений исторической школы права, выделение особенностей данной школы, сравнение с другими правовыми школами.

Файлы: 1 файл

курсовая полностью.doc

— 135.50 Кб (Скачать файл)

Баев так  же считает несправедливой чрезмерную критику учения Савиньи Марксом, ведь историцизм Савиньи не сводится лишь к охране существующего феодального  порядка, а в противоположность  идее революционного законодательного произвола выстраивал идею закономерного и непрерывного исторического развития.

Младший современник  и последователь Савиньи –  Георг Фридрих Пухта – завершает  оформление воззрений исторической школы права в своём труде  «Курс институций». Основное отличие его воззрений от своих коллег по исторической школе заключается во введении понятия свободы как критерия оценки развития права. Разум для него лишь вспомогательное понятие, указывающее на пределы волевой деятельности.32

В подтверждение  центрального положения исторической школы, Пухта так же утверждает, что собственная история права начинается только с возникновения народов.

Согласно мыслям Пухты, право, возникнув из народного (национального) духа, не сводиться  только к законам, а выражается в  нескольких формах. Такими формами являются: обычное право, законное (промульгированное) право и право науки (право юристов).

Стоит отметить, что существует тесная связь между  исторической школой и появившейся  позднее марксистской теорией права. Обе эти теории призывают к пониманию того, что право – это не просто абстрактный комплекс норм, а часть самого общества, его социального и экономического порядка.

Историческая  школа права в настоящее время  вызывает лишь академический интерес, ведь она не являлась ядром революции, как естественно-правовая школа, да и на первый взгляд как-либо существенно не повлияла на развитие Германской государственности. На взгляд некоторых исследователей историческая школа являлась пережитком прошлых, феодальных устоев, в то время как на остальном континенте происходили революции.  Так, профессор Баев упрекает автора учебника для вузов «История политических и правовых учений» В.С. Нерсесянца в весьма скудном представлении этой школы. А научное исследование данной школы в российской правовой науке явно недостаточно.33

Но на самом  деле, для того, чтобы понять значение идей данной школы для правовой науки, необходимо рассматривать их в контексте  реальной эпохи, в соответствие с  принципом историзма, ведь универсальной  теории не существует – каждая теория является ответом на вызов своего времени.

Историческая  школа права внесла большой вклад  в формирование права своего времени. Она противопоставляет себя чрезмерному  рационализму Просвещения, отвергает  схематизм и антиисторизм. Они  привлекли внимание к исторической обусловленности и эволюции политико-правовых институтов, их национальной специфике, способствовали активизации историко-правовых исследований.34

Что же касается политической точки зрения на данную правовую школу, то в этой области  критики ещё более строги в оценке её значения, чем в правовой науке. Историческую школу права обвиняют в приверженности феодальному строю, в монархизме, в неприятии обоснованных временем реформ. Но и на эту критику можно найти оправдание: представители исторической школы не стремились к феодализму, они были не против реформ, но только в определённое для страны время, когда германский народ будет к ним готов. Профессор Баев не зря отмечает, что даже деятельность О.Бисмарка по созданию конституционного базиса единого государства была отмечена влиянием правовой школы Савиньи. Следовательно, можно сделать вывод о том, что историческая школа права весьма значительно повлияла как на правовую науку, так и на политическую обстановку того времени.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Концепция историзма прошла долгий путь своего становления, происходя из романтического течения и развиваясь в учениях таких гигантов философской мысли, как Гегель, Савиньи, Дильтей, Гадамер. На протяжении всего развития, историцизм обвиняли и в чрезмерной увлеченности мистическим «Volksgeist», и даже в порождении гитлеризма. И главной заслугой данной концепции является то, что историцизм дошёл до XXI века, практически не изменив своей сути.

Проанализировав историческое развитие и основные положения концепции  историцизма, можно сделать вывод, о том, что несмотря на противоречивые положения данного явления, вызывавшие резонанс на протяжении нескольких веков, историцизм является весьма целостной философией, которая актуальна и на сегодняшний день и будет актуальна всегда.

При анализе основных положений и особенностей исторической школы права, выявилась проблема недостаточного акцентирования на ней  внимания со стороны разного рода исследователей. Это обусловлено, в  частности, её характеристики как крайне реакционной. Но, несмотря на это данная школа внесла огромный вклад в развитие философии в целом и в развитие историцизма в частности. Так же данная школа оказала влияние на формирование права, а так же существенно повлияла на формирование государственной политики своего времени.

Подвергавшийся на протяжении веков, да и до сих пор подвергающийся критике со стороны исследователей данного феномена, историцизм прочно вошел в методологию всех гуманитарных дисциплин.

Как писал Виктор Феллер – развитие историзма в XIX-XX веках – это путь метаистории в своей собственной предыстории, а история её начинается в начале XXI века.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 478

2 История государства и права зарубежных стран: учебник для вузов в 2 ч. Ч. 2 / Под общей редакцией О.А. Жидкова и Н.А. Крашенинниковой. – М.: НОРМА, 2002. – С.48

3 Новейший философский словарь http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/fil_dict/670.php

4 В.Б. Миронов Народы и личности в истории http://lib.rus.ec/b/176253/read#n_6

5 Методология гуманитарного знания в перспективе XXI века. К 80-летию профессора Моисея Самойловича Кагана. Материалы международной научной конференции. 18 мая 2001 г. Санкт-Петербург. Серия «Symposium». Выпуск №12. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. C. 232 — 242.  с. 240

6 Садунова Н.В. Философия романтизма Фридриха Шлегеля // Известия Российского государственного педагогического уиверситета им. А.И. Герцена №27 (61): Аспирантские тетради.. – СПб.: Научный журнал, 2008. – 500 с. – с. 222

7 Там же

8 Габитова Р.М. Философия немецкого романтизма. М.: Наука, 1983. – С.282

9 Садунова Н.В. Философия романтизма Фридриха Шлегеля // Известия Российского государственного педагогического уиверситета им. А.И. Герцена №27 (61): Аспирантские тетради.. – СПб.: Научный журнал, 2008. – 500 с. – с. 223

10 Новая философская энциклопедия: в 4 т. / Ин-т философии РАН; Нац. обществ.-науч. фонд; Предс. научно-ред. совета В. С. Степин.  http://iph.ras.ru/elib/1310.html

11 Б.Н. Бессонов, И.С. Нарский. Критический рационализм: философия и политика. Попперовская трактовка генеалогии историцизма http://society.polbu.ru/bessonov_ratsionalizm/ch16_i.html

12 П 57 Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с.. - С. 300

13 Виктор Феллер Введение в историческую антропологию. Ч.2 На историософском поле. История в тисках между вещью и эго http://vf.narod.ru/istant/partII/gl1.htm#_ftn1)

14 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000. – с. 477

15 Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с.. - С. 42

16 Там же с. 7 

17 П 57 Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с.. - С. 73

18Б.Н. Бессонов, И.С. Нарский. Критический рационализм: философия и политика. Попперовская трактовка генеалогии историцизма http://society.polbu.ru/bessonov_ratsionalizm/ch16_i.html с.3

19 Б.Н. Бессонов, И.С. Нарский. Критический рационализм: философия и политика. Попперовская трактовка генеалогии историцизма http://society.polbu.ru/bessonov_ratsionalizm/ch16_i.html с.4

20 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000. – с.483

21 Открытое общество и его враги. Т. 1: Чары Платона. Пер. с англ. под ред. В. Н. Садовского. — М.: Феникс, Международный фонд «Культурная инициатива», 1992. — 448 с.. - С. 42

22 Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 496

23 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб, заведений.- М.: ВЛАДОС, 2000. – с.495

24 Нерсесянц В.С. Философия права.Учебник для вузов. – М.: НОРМА, 1999. – с.508

25 Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001

26 http://www.ido.rudn.ru/philosophy/3.html

27 Любинская. Мартин Хайдеггер http://www.chronos.msu.ru/biographies/lubinskaya_heidegger.html

28 Историческая школа права: теория и политическая практика в Германии (1815-1848) // Право и политика №10., 2005. – с.118

29 Историческая школа права: теория и политическая практика в Германии (1815-1848) // Право и политика №10., 2005. – с.121

30 Скирбекк Г., Гилье Н. История философии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: ВЛАДОС, 2000. - С. 485

31 Историческая школа права: теория и политическая практика в Германии (1815-1848) // Право и политика №10., 2005. – с.123

32 Там жк, сю124

33 Историческая школа права: теория и политическая практика в Германии (1815-1848) // Право и политика №10., 2005. – с.119

34 История политических и правовых учений: учебник. Под ред. О.В. Мартышина. – М.: Норма, 2008. – С.278


Информация о работе Романтизм