Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:18, реферат
Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, поддерживающие учение о самобытности и национальной исключительности русского народа. Для них характерно неприятие западноевропейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, точнее — патриархальных, общественных институтов. Но в отличии от теории «официальной народности», последователи которой также разделяли эти идеи, славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли.
3. Человек и природный мир связаны непосредственно. Эту связь не только признает всякий сторонник научного объяснения мира, но и современная теология не отрицает этого факта. Правда, признанной всеми, достаточно исчерпывающей и окончательной теории антропо- и социогенеза современная наука не знает, и нет точного представления о самом механизме эволюции и становления человека. Но каков бы ни был этот механизм, ясно, что возникновение человека в природе сравнимо по значимости с зарождением материи - становлением неорганического мира (Великий взрыв) и с возникновением жизни (мира живой природы, способного к самоорганизации и самовоспроизводству), т.е. с моментами кардинальных сдвигов в объективном мире. Мир неорганической природы - исходный физико-химический мир нашей Вселенной, он возникает и существует как исходная материя, без которой не может существовать никакой мир вообще. Мир органической природы возникает на базе физико-химических процессов, но привносит в действительность новый существенный момент - организмичность, основанную на целостности и реактивности. Мир человеческий возникает на базе физико-химического и биологического миров и приносит с собой новую действительность - действительность смысла и значения. Человек, конечно, также наделен инстинктами, но не они определяют его поведение. Человек может отделять себя от своих инстинктов: голодный человек может не прикоснуться к пище и даже умереть с голоду ради сохранения своего достоинства, ради какой-то идеи, может броситься в огонь, на амбразуру пулемета, т.е. преодолеть самый главный инстинкт - инстинкт сохранения жизни. Это отделение своего поведения от инстинктов стало возможно потому, что человек в принципе отделил себя от природы, обособил себя, трансцендировал природу. Именно тогда, когда родилось трансцендирование природы, родился человек. Сама ситуация трансцендирования - как она появилась, это другой вопрос - является ситуацией, в которой необходимо возникает осмысление противостоящего человеку мира, т.е. необходимо возникает человек и его сознание. Сознание человека проявляет себя в том, что оно проводит грань между собой и миром, разрывает причинно-следственные связи между миром и человеком, или, как выразился французский философ Жан-Поль Сартр, нейтрализует небытием влияние бытия на сознание. Благодаря этому сознание (сознающий человек) становится неподвластным воздействию природной (и даже психической) причинности, оно (сознание), а вместе с ним и человек становятся свободными . Сознание живет в мире смыслов. Смысл - вот новая действительность, выделяющая и отличающая мир человека среди других миров.
4. Основные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются - категориями.
СВОБОДА.
Свобода, как философская категория,
характеризующая сущность человека
и его существования, состоящая
в возможности личности мыслить
и поступать в соответствии со
своими представлениями и желаниями,
а не вследствие внутреннего или
внешнего принуждения. Свобода
связана с моралью и правовой
ответственностью индивида за свои поступки.
Свобода и ответственность - это
две стороны одного целого - сознательной
человеческой деятельности. Ответственность
обусловлена уровнем развития общественного
сознания, уровнем социальных отношений,
существующими социальными
Итак, свобода выражает взаимоотношение между деятельностью людей и объективными законами природы и общества.
Творчество.
Творчество является одной из самых
загадочных, волнующих и злободневных
проблем человеческого бытия. Оно
рассматривается как
Творчество - величайшая загадка и одновременно великое счастье для людей, которым оно доступно. Наверное, каждый человек испытывал состояние творчества, когда останавливается время, трепещет душа, когда охватывает восторг оттого, что что-то получается и получается по-своему. Человек чувствует себя Богом, продолжающим творение мира.
Любовь.
Любовь - важная составляющая человеческого бытия. Она стоит у самых истоков существования человека, его психической защищенности и уравновешенности, его способности и таланта.
Любовь не объясняется ни физическими,
ни физиологическими, ни психологическими
условиями существования
Счастье.
Счастье - как философскую категорию бытия человека, можно рассматривать с четырех позиций:
1) Счастье - благосклонность судьбы, удача.
2) Счастье - состояние интенсивной радости.
3) Счастье - обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни.
4) Счастье - чувство удовлетворения жизнью.
Исходя из этих определений, можно
сделать Вывод, что счастье - это
ценностное понятие, обозначающее оптимальное
сочетание различных благ, выражающихся
в чувстве внутреннего
Смерть.
Человек от всех живых существ отличается тем, что осознает свою смертность, Видит в смерти неизбежный финал всего живого. Проблема смерти неизбежно присутствует в индивидуальном и в общественном сознании, о ней размышляли пророки, основоположники религий, философы и моралисты, деятели искусства и литературы, педагоги и медики.
Человек не может смириться с тем, что именно ему придется уйти из этого мира, где "кипит" жизнь. Размышляя, начинаешь понимать, что смерть - единственное, перед, чем все равны: бедные и богатые, грязные и чистые, любимые и нелюбимые.
Замечено, что мудрость человека часто выражается в спокойном отношении к жизни и смерти. Поэтому не следует ни чрезмерно восхищаться жизнью, не трепетать о мысли смерти. Человек должен, одинаково относится к ним обоим. "Мы не знаем, что лучше - жить или умереть". (М. Ганди)
Смысл жизни.
Человек рано или поздно задумывается о смысле своего существования, предстоящей смерти и достижении бессмертия. Его рассуждения зависят от религиозных, атеистических, философских, этических, практических установок личности и общества. На протяжении истории человек по-разному рассматривал вопрос, зачем и ради чего он живет.
Религиозное понимание смысла жизни в подготовке к вечной потусторонней жизни. Теоцентризм обесценивает и признает греховные естественные радости земного существования. Человек должен думать и заботиться о вечной жизни, а не о кратком миге земной жизни.
Учение о познании.
1. Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
В истории философии сформировались противостоящие друг другу материалистическое и идеалистическое направления сенсуализма. Видными представителями материалистического сенсуализма были Гассенди, Гоббс, Локк и другие. Также представителями сенсуализма были Ламетри, Гельвеции, Дидро, Фейербах.
Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).
Как целостная система гносеологических воззрений рационализм начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка бесконечной причинной цели, пронизывающей весь мир.
Кант, пытавшийся примерить идеи рационализма и сенсуализма, полагал, «что всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме...» Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины.
Чтобы объяснить свойства знания, он вводит представление об априорности не только понятийных форм, но и форм созерцания пространства и времени. Но кантовский рационализм сохраняет силу лишь ценой позиции агностицизма: он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность.
В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек конечен, и в границах его конечного опыта невозможно познание того, что бесконечно. Этот вопрос неотвязно преследовал философскую мысль в самых различных формах.
Агностицизм.
Наиболее последовательно
в истории философии
В современной немарксистской
философии выдвигаются
2.
Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.
Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).
Научный метод характеризуется двумя важными качествами — строгостью и объективностью.
Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.
Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.
Познание не может сделать действительного
шага вперед, только анализируя или
только синтезируя. Анализ предшествует
синтезу, но и сам возможен только
на основе результатов проделанной
синтетической деятельности; связь
анализа и синтеза
Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.
Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.
Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тргда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.
Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт)
Целенаправленное и
Исследование какого-либо
явления путем активного
3. 1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть». Демонстрацией подобного подхода к истине может служить начало платоновской «Притчи о пещере». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается (алетейя — несокрытость) человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях. в произедениях искусства. Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины.
2. Гносеологическое. «Истина
— это соответствие знаний
действительности». Это
3. Позитивистская. «Истина
— это опытная