Русская философия 19 – 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, поддерживающие учение о самобытности и национальной исключительности русского народа. Для них характерно неприятие западноевропейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, точнее — патриархальных, общественных институтов. Но в отличии от теории «официальной народности», последователи которой также разделяли эти идеи, славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли.

Файлы: 1 файл

Русская философия 19.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

3. Человек и природный мир связаны непосредственно. Эту связь не только признает всякий сторонник научного объяснения мира, но и современная теология не отрицает этого факта. Правда, признанной всеми, достаточно исчерпывающей и окончательной теории антропо- и социогенеза современная наука не знает, и нет точного представления о самом механизме эволюции и становления человека. Но каков бы ни был этот механизм, ясно, что возникновение человека в природе сравнимо по значимости с зарождением материи - становлением неорганического мира (Великий взрыв) и с возникновением жизни (мира живой природы, способного к самоорганизации и самовоспроизводству), т.е. с моментами кардинальных сдвигов в объективном мире. Мир неорганической природы - исходный физико-химический мир нашей Вселенной, он возникает и существует как исходная материя, без которой не может существовать никакой мир вообще. Мир органической природы возникает на базе физико-химических процессов, но привносит в действительность новый существенный момент - организмичность, основанную на целостности и реактивности. Мир человеческий возникает на базе физико-химического и биологического миров и приносит с собой новую действительность - действительность смысла и значения.   Человек, конечно, также наделен инстинктами, но не они определяют его поведение. Человек может отделять себя от своих инстинктов: голодный человек может не прикоснуться к пище и даже умереть с голоду ради сохранения своего достоинства, ради какой-то идеи, может броситься в огонь, на амбразуру пулемета, т.е. преодолеть самый главный инстинкт - инстинкт сохранения жизни. Это отделение своего поведения от инстинктов стало возможно потому, что человек в принципе отделил себя от природы, обособил себя, трансцендировал природу. Именно тогда, когда родилось трансцендирование природы, родился человек. Сама ситуация трансцендирования - как она появилась, это другой вопрос - является ситуацией, в которой необходимо возникает осмысление противостоящего человеку мира, т.е. необходимо возникает человек и его сознание. Сознание человека проявляет себя в том, что оно проводит грань между собой и миром, разрывает причинно-следственные связи между миром и человеком, или, как выразился французский философ Жан-Поль Сартр, нейтрализует небытием влияние бытия на сознание. Благодаря этому сознание (сознающий человек) становится неподвластным воздействию природной (и даже психической) причинности, оно (сознание), а вместе с ним и человек становятся свободными . Сознание живет в мире смыслов. Смысл - вот новая действительность, выделяющая и отличающая мир человека среди других миров.

4. Основные понятия, отражающие общие существенные свойства и качества, стороны и отношения реальности называются - категориями.

СВОБОДА.

Свобода, как философская категория, характеризующая сущность человека и его существования, состоящая  в возможности личности мыслить  и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или  внешнего принуждения.    Свобода  связана с моралью и правовой ответственностью индивида за свои поступки. Свобода и ответственность - это  две стороны одного целого - сознательной человеческой деятельности. Ответственность  обусловлена уровнем развития общественного  сознания, уровнем социальных отношений, существующими социальными поступками.

Итак, свобода выражает взаимоотношение  между деятельностью людей и  объективными законами природы и  общества.

Творчество.

Творчество является одной из самых  загадочных, волнующих и злободневных проблем человеческого бытия. Оно  рассматривается как деятельность людей, направленная на создание нового, которое имеет общественную значимость, способствует прогрессивному развитию человечества. Творчество преобразует  природный и социальный мир в  соответствии с целями и потребностями  человека и человечества на основе объективных законов действительности.

Творчество - величайшая загадка и  одновременно великое счастье для  людей, которым оно доступно. Наверное, каждый человек испытывал состояние  творчества, когда останавливается  время, трепещет душа, когда охватывает восторг оттого, что что-то получается и получается по-своему. Человек  чувствует себя Богом, продолжающим творение мира.

Любовь.

Любовь - важная составляющая человеческого  бытия. Она стоит у самых истоков  существования человека, его психической  защищенности и уравновешенности, его  способности и таланта.

Любовь не объясняется ни физическими, ни физиологическими, ни психологическими условиями существования природы, по которым люди должны любить друг друга. Нельзя объяснить возникновение  любви с помощью какой-либо причины (например, красота, ум, сила и т.п.), если такие причины действительно  сыграли определенную роль, то это  ее имитация. Всегда найдутся сотни, тысячи людей более красивых, умных и  более сильных и где критерий выбора будет не определен. Почему человек  останавливается именно на одном  избраннике? Любят не за что-то, любят, потому что любят, и любящий верит  в то, что его избранник самый  красивый и самый умный.   Таким  образом, любовь - это интимное и  глубокое чувство, устремленное на другую личность, закон существования человеческого  мира. Человек без любви - жалкое неполноценное существо, не постигшее  смысла своего существования.

Счастье.

Счастье - как философскую категорию  бытия человека, можно рассматривать  с четырех позиций:

1) Счастье - благосклонность судьбы, удача.

2) Счастье - состояние интенсивной радости.

3) Счастье - обладание наивысшими благами, положительный баланс жизни.

4) Счастье - чувство удовлетворения жизнью.

Исходя из этих определений, можно  сделать Вывод, что счастье - это  ценностное понятие, обозначающее оптимальное  сочетание различных благ, выражающихся в чувстве внутреннего удовлетворения тем, как складывается жизнь человека в целом.

Смерть.

Человек от всех живых существ отличается тем, что осознает свою смертность, Видит в смерти неизбежный финал  всего живого. Проблема смерти неизбежно  присутствует в индивидуальном и  в общественном сознании, о ней  размышляли пророки, основоположники  религий, философы и моралисты, деятели  искусства и литературы, педагоги и медики.

Человек не может смириться с  тем, что именно ему придется уйти из этого мира, где "кипит" жизнь. Размышляя, начинаешь понимать, что  смерть - единственное, перед, чем все  равны: бедные и богатые, грязные  и чистые, любимые и нелюбимые.

Замечено, что мудрость человека часто  выражается в спокойном отношении  к жизни и смерти. Поэтому не следует ни чрезмерно восхищаться  жизнью, не трепетать о мысли смерти. Человек должен, одинаково относится  к ним обоим. "Мы не знаем, что  лучше - жить или умереть". (М. Ганди)

Смысл жизни.

Человек рано или поздно задумывается о смысле своего существования, предстоящей  смерти и достижении бессмертия. Его  рассуждения зависят от религиозных, атеистических, философских, этических, практических установок личности и  общества. На протяжении истории человек  по-разному рассматривал вопрос, зачем  и ради чего он живет.

Религиозное понимание смысла жизни  в подготовке к вечной потусторонней  жизни. Теоцентризм обесценивает и признает греховные естественные радости земного существования. Человек должен думать и заботиться о вечной жизни, а не о кратком миге земной жизни.

 Учение о познании.

1. Сенсуализм - направление в теории познания, согласно которому чувственность является главной формой достоверного знания. В противоположность рационализму сенсуализм стремится все содержание познания из деятельности органов чувств. Сенсуализм близок эмпиризму, признающему чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

В истории философии  сформировались противостоящие друг другу  материалистическое и идеалистическое направления сенсуализма. Видными представителями материалистического сенсуализма были Гассенди, Гоббс, Локк и другие. Также представителями сенсуализма были Ламетри, Гельвеции, Дидро, Фейербах.

Рационализм - философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей. Рационализм противостоит как иррационализму, так и сенсуализму (эмпиризму).

Как целостная система  гносеологических воззрений рационализм  начал складываться в новое время в результате развития математики и естествознания. В противоположность средневековой схоластике и религиозному догматизму классический рационализм (Декарт, Спиноза, Лейбниц) исходил из идеи естественного порядка бесконечной причинной цели, пронизывающей весь мир.

Кант, пытавшийся примерить идеи рационализма и сенсуализма, полагал, «что всякое наше знание начинается с чувств, переходит затем к рассудку и заканчивается в разуме...» Разум, по Канту, не может служить универсальным критерием истины.

Чтобы объяснить  свойства знания, он вводит представление  об априорности не только понятийных форм, но и форм созерцания пространства и времени. Но кантовский рационализм сохраняет силу лишь ценой позиции агностицизма: он распространяется только на мир явлений, но не на «вещь в себе», объективную реальность.

В самом деле, Вселенная бесконечна, а человек  конечен, и в границах его конечного  опыта невозможно познание того, что  бесконечно. Этот вопрос неотвязно  преследовал философскую мысль в самых различных формах.

Агностицизм.

Наиболее последовательно  в истории философии агностицизм  который полагал, что все познание имеет дело с опытом и принципиально  не может выйти за его пределы, а потому не может судить о том, каково отношение между опытом и  реальностью.

В современной немарксистской философии выдвигаются различные  доводы в защиту невозможности познания тех или иных явлений и сторон действительности. Натуралистические доводы ссылаются на специфику органов чувств человека, сводятся к утверждению  невозможности  преодолеть ограниченность и геоцентричность условий познания.

2.

Гипотеза (гр. hypothesis — основа, предположение) — научное предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно, носит вероятностный характер и нуждается в доказательстве, проверке, обосновании.

Метод (от гр. methodos — путь исследования) понимается как орудие, средство познания. В методе познания объективная закономерность превращается в правило действия субъекта (исследователя).

Научный метод характеризуется  двумя важными качествами — строгостью и объективностью.

Анализ (гр. analysis — разложение) — процесс мысленного или фактического разложения целого на составные части.

Синтез (гр. synthesis — соединение) — процесс мысленного или фактического воссоединения целого из частей.

Познание не может сделать действительного  шага вперед, только анализируя или  только синтезируя. Анализ предшествует синтезу, но и сам возможен только на основе результатов проделанной  синтетической деятельности; связь  анализа и синтеза органическая, внутренне необходимая.

Индукция (лат. inductio — наведение) — путь опытного изучения явлений, в ходе которого от отдельных фактор совершается переход к общим положениям. Отдельные факты как бы наводят на общее положение.

Дедукция (лат. deductio — выведение) — доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений (посылок) на основе законов логики, носящее достоверный характер.

Моделирование (фр. modele, от лат. modulus — образец, мера) — воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте (модели), специально созданном для их изучения. Потребность в моделировании возникает тргда, когда исследование непосредственно самого объекта невозможно, затруднительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. п.

Эксперимент (лат. experimentum — проба, опыт)

Целенаправленное и организованное восприятие внешнего мира, доставляющее первичный материал для научного исследования

Исследование какого-либо явления путем активного воздействия  на него при помощи создания новых   условий,   соответствующих целям  исследования, или же через изменение  течения процесса в нужном направлении

3. 1. Онтологическая. «Истина — это то, что есть». Демонстрацией подобного подхода к истине может служить начало платоновской «Притчи о пещере». Здесь важно само наличие вещи. До какого-то времени истина может быть скрыта, неизвестна человеку, но в определенный момент времени она открывается (алетейя — несокрытость) человеку, и он запечатлевает ее в словах, в определениях. в произедениях искусства. Таким образом, открывшаяся человеку истина становится достоянием всех. Однако подобная позиция не критична к случаям различного восприятия и понимания одних и тех же вещей. Поэтому сложилось другое понимание истины.

2. Гносеологическое. «Истина  — это соответствие знаний  действительности». Это классическая  гносеологическая концепция. Однако  и в этом случае возникает  много проблем, разногласий, так  как часто осуществляется попытка  сравнения несравнимого: идеального (знаний) с реально-материальным. Тем  более, что многие сложные явления,  такие как «любовь», «свобода»  и пр. — вообще трудно проверить  на соответствие действительности. Поэтому, на некоторое время  проблему упростили и перешли  к другому пониманию истины.

3. Позитивистская. «Истина  — это опытная подтверждаемость». В позитивизме рассмотрению подвергалось только то, что реально могло быть проверено на практике, все остальное было признано «метафизикой», выходящей за пределы интересов «настоящей (позитивистской) философии». Ясно, что подобная позиция оставляет вне поля внимания важнейшие для человека процессы, явления, сущности (например, как проверить состояние счастья?).

Информация о работе Русская философия 19 – 20 веков