Русская философия 19 – 20 веков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:18, реферат

Описание работы

Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, поддерживающие учение о самобытности и национальной исключительности русского народа. Для них характерно неприятие западноевропейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, точнее — патриархальных, общественных институтов. Но в отличии от теории «официальной народности», последователи которой также разделяли эти идеи, славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли.

Файлы: 1 файл

Русская философия 19.docx

— 58.64 Кб (Скачать файл)

В вопросе о сущности мышления мне ближе всего несколько  идеалистическая позиция представителей т. н. вюрцбургской школы (Ах, Кюльпе, Мессер и др.) . В рамках концепции этой школы мышление рассматривается как особая духовная способность, выражающаяся в протекании сложных внутренних мыслительных процессов, несводимых к простому ассоциированию словесных понятий и подчиненных детерминирующей тенденции.

Язык - это знаковая система  любой физической природы, выполняющая  познавательную и коммуникативную  функции в процессе человеческой деятельности. Язык является формой существования  и проявления мышления и в то же время играет значительную роль в  формировании сознания.

Проблема языка сравнительно недавно появилась в философии, но исследователи уже разошлись  во мнениях по поводу его сущности. Первая позиция, сформулированная еще  Гегелем, заключается в понимании  языка как объективированного мышления. Этой точки зрения придерживаюсь  и я. Вторая позиция, выдвинутая Марксом, а позднее подтвержденная практическими  достижениями лингвистики, лингвистического анализа, структурализма, герменевтики, лингвистической философии и  др., заключается в нижеследующем: “... язык, - пишет Маркс, - практическое, существующее и для других людей  и лишь тем самым существующее также и для меня самого, действительное сознание...” Я предпочитаю придерживаться гегелевской точки зрения на язык как объективированное мышление, ибо данное понимание языка не идет вразрез с новейшими психологическими исследованиями. Эта позиция допускает  полную независимость мышления от языка, возможность “не-словного” , “некатегориального” мышления, в то время как понимание языка в качества “знакового мира” с особыми законами однозначно заключает мышление в рамки “мира текстов” . Недавно прочитанная мною работа проф. Бернгардта и Э. Стенсера “Образное мышление” [27] говорит именно о том, что язык вторичен по отношению к мышлению, и никоим образом не параллелен. В самом деле, психологи давно показали, что мы можем далеко не все выразить словами, однако мы можем понять любое произнесенное человеком слово.

Таким образом, я считаю бесперспективными  направления, подобные лингвистической  философии, ибо невозможно изучать  законы языка в отрыве от законов  мышления.

  1. Сознательное и бессознательное 
    У человека психика носит осознанный и неосознанный характер. Благодаря активному и опережающему отражению органами чувств и головным мозгом внешних объектов в форме психики, становится возможным осуществление действий, адекватных этим объектам.

Бессознательное - непременная составная часть психической деятельности каждого человека. Первое упоминание о бессознательном встречается у Платона. В 18-19 веках представителями идеалистической философии (Кант, Шопенгауэр, Гартман, Бергсон) и материалистами (Сеченов, Павлов, Бехтерев) были созданы теории бессознательного. 1-е Международное совещание, посвященное проблеме бессознательного, состоялось в 1910 г. в Бостоне (США). Еще тогда ученые осознали, что бессознательное есть фактор, учет которого необходим при анализе самых различных вопросов поведения, клиники, наследственности, природы эмоций, произведений искусства, взаимоотношения людей. После появления трудов З.Фрейда началась новая эра в изучении бессознательного. 
 
Научное понимание проблемы бессознательного разделяется на два основных направления: теорию психоанализа (родоначальник З. Фрейд) и теорию неосознаваемой психологической установки. Это два разных способа оперирования феноменом бессознательного в его связях с психикой в целом. Психоанализ рассматривает сознание и бессознательное как взаимоисключающие элементы психической деятельности. Психология установки, напротив, имеет в основе идею целостной психики - опирается на представление о фундаментальном единстве человеческой личности. В область бессознательного входят психические явления, возникающие во сне (сновидения); ответные реакции, которые вызываются неощущаемыми, но реально воздействующими раздражителями ("субсенсорные" или "субцептивные" реакции); движения, бывшие в прошлом сознательными, но в силу повторения автоматизировавшиеся и поэтому более неосознаваемые; некоторые побуждения к деятельности, в которых отсутствует сознание цели, и др. 
 
Бессознательное нельзя считать низшим уровнем психики, ибо это специфически человеческое психическое явление, которое детерминировано общественными условиями сознания человека и неразрывно с ним связано.

Быть  сознательным — прежде всего чисто  описательный термин, который опирается  на самое непосредственное и надежное восприятие. Опыт показывает, что психический  элемент, например представление, обыкновенно не бывает длительно сознательным. Характерным является то, что состояние сознательности быстро проходит; представление в данный момент сознательное, в следующее мгновение перестает быть таковым, однако может вновь стать сознательным при известных, легко достижимых условиях. Каким оно было в промежуточный момент мы знаем; можно сказать, что оно было скрытым, подразумевая под этим то, что оно в любой момент способно было стать сознательным. Если мы скажем, что оно было бессознательным, то мы также дадим правильное описание.

 


Информация о работе Русская философия 19 – 20 веков