Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2013 в 08:18, реферат
Славянофилы — представители либерально настроенной дворянской интеллигенции, поддерживающие учение о самобытности и национальной исключительности русского народа. Для них характерно неприятие западноевропейского пути социально-политического развития, даже противопоставление России Западу, защита самодержавия, православия, некоторых консервативных, точнее — патриархальных, общественных институтов. Но в отличии от теории «официальной народности», последователи которой также разделяли эти идеи, славянофильство было оппозиционным течением в русской общественной мысли.
4. Прагматическая. «Истина
— это полезность знания, его
эффективность». По этим критериям
в качестве истинного
5. Конвенциональная (основоположник
— Ж. А. Пуанкаре). «Истина —
это соглашение». По этому
Скорее всего понятие истины объединяет
в себе все эти подходы: это и то, что есть
на самом деле, и соответствие нашего знания
тому, что есть на самом деле, но в тоже
время это и определенное соглашение,
договор о принятии данной истины.
Истина одновременно:
Абсолютная истина — источник всего, то, из чего все изошло. Абсолютная истина не есть истина как процесс, она статична, неизменна (если она динамична, то она может стать более или менее абсолютной, следовательно, становится относительной истиной). Именно познание абсолютной истины есть то благо, к которому должна стремиться философия, однако чаще наблюдается уход современной философии от онтологических вопросов. Человеческий разум всегда будет ограничен определенными рамками, и у него нет возможности раскрыть полностью абсолютную истину. В некоторых религиях (в частности, в христианстве) эта проблема преодолевается тем, что абсолютная истина сама открывается человеку, поскольку признается личностность последней (абсолютная истина есть Бог). Другого адекватного решения вопроса об абсолютной истине философия предложить не смогла, т.к. философские системы ограничены по вышеуказанной причине ограниченности создавшего их человеческого разума, и создаваемые ими категории, претендующие на название "абсолютная истина", отрицают сами себя (кстати, в диалектическом развитии), что в приводит к нигилизму. Последний в общих чертах сводится к утверждению, что "всякая истина относительна", которое тоже характеризуется самоотрицанием, поскольку носит характер абсолютный.
Относительная
истина — философское понятие, отражающее утверждение,
что абсолютная истина (или истина в последней
инстанции) труднодостижима. Согласно
этой теории, можно только приближаться
к абсолютной истине, и по мере этого приближения
создаются новые представления, а старые
отбрасываются. Теории, утверждающие существование
абсолютной истины, часто называют метафизикой,
относительной истины — релятивизмом.
Понятие относительной истины используется
в учении о диалектике. Разновидностью
относительной истины является правда.
Относительная истина всегда отражает
текущий уровень нашего знания о природе
явлений. Например, утверждение «Земля
вертится» — абсолютная истина, а утверждение
о том, что вращение Земли происходит с
такой-то скоростью, — относительная истина,
которая зависит от методов и точности
измерения этой скорости.
Объективная истина — это такое содержание
наших знаний, которое не зависит от субъекта
по содержанию (по форме всегда зависит,
поэтому истина субъективна по форме).
Признания объективности истины и познаваемости
мира равнозначны и не имеют ничего общего
с относительным понятием иррационалистической
философии.
Критерии истины
Основным критерием истины в познании
выступает практика, т.е. материальная,
чувственно-предметная деятельность людей.
Этот критерий обладает по меньшей мере
двумя достоинствами:
1)
апеллируя к материальному
2)
позволяет обосновать
Однако
этот принцип отнюдь не претендует
на установление «окончательной истины
в последней инстанции». Это скорее
— правило целесообразного
•
согласованность или формально-
• простота — хорошей считается та концепция,
которая объясняет максимально широкий
круг явлений, опираясь на минимальное
количество исходных принципов;
• внутреннее изящество, гармоничность,
красота и даже остроумие предлагаемых
гипотез и др.
Проблема сознания.
1.
Можно выделить три стороны сознания: предметное (т.е. сознание, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (направленное на самого себя, все время осознающее самое себя как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона часто называется хорошим и простым словом - душа.
В предметном сознании и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе. В духе человек возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы Вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводить дома, посылать в космос ракеты.
Самосознание – динамическое исторически развивающееся образование, выступающее на разных уровнях и в разных формах. Первой его формой иногда называют самочувствие, является элементарное осознание своего тела и его вписанности в мир окружающих людей. Психологи утверждают, что осознание действительности на уровне восприятия предполагает определенную, включенную в этот процесс “схему мира”. Для того, чтобы увидеть тот или иной предмет как нечто существующее объективно, в сам процесс восприятия должен быть как бы встроен в определенный механизм, учитывающий место тела человека среди других тел – как природных, так и социальных и изменения, которые происходят с телом человека в отличие от того, что совершается во внешнем мире.
Самосознание – это всегда самооценка и самоконтроль, т.е. сопоставления себя с идеалом “Я” и вынесение самооценки и получения чувства удовлетворения или же неудовлетворения самим собой.
Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей, изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих отношений.
Душевная жизнь, если смотреть на нее
со стороны сознания, является лишь
тенью актуального сознания, его
бесформенной потенцией. Например, в
простом акте зрения на переднем плане
сознания находится предмет нашего
внимания, а периферия переднего
плана и весь задний план заняты
игрой душевной жизни. Здесь образцы,
которые должны быть образами предметов,
пребывают в зачаточном состоянии,
и, сливаясь с бесформенным целым
душевной жизни, ведут в нем свое
фантастическое существование. Эти
образы, как и действительно
2. Важнейшим свойством индивидуального, да и общественного, сознания является идеальность. Идеальное — характерная черта, главнейший признак сознания, обусловленный социальной природой человека.
Сложность существа и состава идеального, разнообразие его детерминирующих факторов, проявлений, функций в жизни и деятельности человека — все это (как и многое другое) обусловило трудности его познания, широкое разнообразие представлений философов о сущности идеального и его предназначении от различных точек зрения внутри той или иной философской школы до глубоко дивергированных направлений в рамках всей философии — материализма и идеализма (сам термин «идеализм» в своем генезисе восходит к «идее» и «идеальному»).
Иначе говоря, идеальное выступает как одна из вечных и в то же время всегда актуальных проблем философии.
Идеальное — это психическое
явление; оно представлено всегда только
в сознательных состояниях отдельных
личностей; записанная на бумаге или
на магнитофонной ленте фраза
может расцениваться как
_«Материя» — это одна из самых общих категорий нашего мышления, наиболее абстрактная и «пустая». Чтобы прояснить смысл этих характеристик, представим себе схематично путь образования общих понятий. Под «понятием» вообще понимается мысленное образование, в котором обобщается некоторый класс предметов посредством фиксации их общих признаков. Процесс образования понятия может быть назван абстрагированием (т.е. «отвлечением»). В нем происходит «отвлечение» от всего несущественного, единичного и случайного в предметах и выделение, соответственно, существенного, общего и необходимого. Но степень общности того или иного признака в обобщаемых классах предметов может быть разной.
Понятие "материальное" и "идеальное"
широко используется различными науками,
оно является производным от понятий материя,
дух и идея.
Исторически взгляды на материальное
и идеальное изменялись, согласно классической
науке материальное отождествлялось с
природным (вещественным), а идеальное
с внутренним миром духовным миром человека,
сознания.
Современная наука говорит об ограниченности
такой точки зрения, по нашему мнению материальное
и идеальное является двумя природными
началами.
Это говорит о несостоятельности отождествления
идеального со знанием. Идеальное существует
природе до появления сознания -> сознание
является одной из форм проявления идеального.
Какие же аргументы указывают на необходимость
расширения понятие идеальное?
1) Аргументы историко-философского порядка.
Поиски природного идеального пронизывают
всю историю развития философской мысли.
Согласно Аристотелю. Кроме материи существует
форма. Форма у Аристотеля - идеальное
начало ->единство материи и формы. Не
что подобное содержится и в философии
Платона, на ряду с материей. У Платона
матеря со вечно с идеями.
2) Признания материального и идеального
в качестве двух природных начал заставляет
учение о единстве противоположности.
Противоположности: теплое - холодное.
и.т.д. Материальное и идеальное является
безусловно противоположностями материальное
нечто противоположное идеальное, и наоборот.
3) Неклассическая наука (квантовая механика,
теория относительности, синергетика)
указывают тоже на единство материального
и идеального. Признание материального
и идеального в качестве двух природных
начал позволяет:
1) снять основной вопрос в философии
и преодолеть односторонность материального
и идеального.
2) Доказать что человеческая психика
имеет глубокие основания в бытие. Иначе
говоря, человеческая психика является
формой развития идеального, причем в
органической связи с материальным. Такая
постановка вопроса проливает свет на
проблему возникновения сознания.
3) Взаимодействие материального и идеального
начал следует рассматривать универсальным
законом бытия.
3.Сущность и виды языка: “Язык может быть как естественным, так и искусственным. Под естественным языком понимается язык повседневной жизни, служащий формой выражения мыслей и средством общения между людьми. Искусственный язык создается людьми для каких-либо узких потребностей. Язык - явление социальное. По своей физиологической основе язык выступает, по мнению профессора И. П. Павлова, в функции второй сигнальной системы. Языковой знак, будучи по своей физической природе условным по отношению к тому, что он обозначает, тем не менее обусловлен в конечном счете процессом познания реальной действительности. Язык является средством фиксирования и сохранения накопленных знаний и передачи их от поколения к поколению. Благодаря языку возможно существование и развитие абстрактного мышления. Наличие языка является необходимым инструментом обобщающей деятельности мышления. Однако язык и мышление не тождественны. Раз возникнув, язык является относительно самостоятельным, обладая специфическими законами, отличными от законов мышления. Поэтому не существует тождества между понятием и словом, суждением и предложением и т.д. К тому же язык представляет собой определенную систему, структуру, со своей внутренней организацией, вне которой нельзя понять природу и значение языкового знака” [23].
Мышление - это процесс
отображения объективной
Мышление - это одна из самых
интересных, наиболее изученных и
наименее познанных проблем психологии
и философии. В процессе подготовки
данной разработки я прочитал “Хрестоматию
по психологии” для