Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2014 в 15:53, реферат
Цель данной работы–на основе анализа теоретических источников охарактеризовать состояние философской мысли в конце XIX–начале XX вв.
Предмет исследования развитие философской мысли в XIX –начале XX века.
Введение
1. Общая характеристика, становление и развитие русской философии. Русская философия и европейская философская традиция. Русская философия и идея «цельного знания».
2. Судьба России - тематический центр русской философии. Западники - славянофилы. «Русская идея».
3. Русская философия начала XX века о духовных основах кризиса цивилизации (Н.А. Бердяев, С.Л. Франк, И.А. Ильин).
Заключение
Список использованной литературы
Заключение
Русская философия сравнительно молодая. Она впитала в себя лучшие философски традиции и школы европейской и мировой философии. В своем содержании она обращается и ко всему миру, и к отдельном человеку и направлена как на изменение и совершенствование мира (что свойственно западноевропейской философской традиции), так и самого человека (что свойственно восточной традиции).
Вместе с тем это очень самобытная философия со своим неповторимым обаянием. Это полиаспектная философия, включающая в себя весь драматизм исторического развития философских идей, противостояния мнений, школ и направлений. Тут соседствуют и вступают между собой в диалог западники и славянофилы, консерватизм и революционный демократизм, материализм и идеализм, позитивизм и морализм, космизм и гуманизм, религиозная философия и атеизм. Из ее истории и ее целостного содержания нельзя произвольно исключать никакие фрагменты, школы или течения. Любые купюры, по каким бы причинам они ни существовали, ведут лишь к обеднению ее содержания и искажению ее реального смысла и значения.
Русская философия — это неотъемлемая и оригинальная часть мировой культуры. В этом ее большое значение как для философского познания, так и для общекультурного развития. Важное значение имеет приобщение к ней с точки зрения формирования индивидуального самосознания, чувства причастности к отечественной истории и культуре и чувства ответственности за их судьбу. Без осознания каждым человеком и целым народом своего духовного стержня, без чувства причастности к национальной идее, трудно говорить о духовном возрождении России. Важнейшим условием и способом этого осознания является изучение русской философии.
КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ К ТЕМЕ №10
Задание №1 Русский мыслитель Б. Вышеславцев отмечал, что не существует специально русской философии со своими проблемами, а существует русский подход к мировым философским проблемам, русский способ их переживания и обсуждения.
Назовите особенности русского осмысления мировых философских проблем.
С самого начала своего зарождения русская философия характеризуется связью с мировой философией, но вместе с тем, ей присуща и самобытность.
В философском осмыслении судеб человечества и русского народа с самого начала присутствует патриотизм и историческая глубина. Для русских философов главная тема –человек, его судьба и жизненные пути, что обусловлено духовными устремлениями, исходившими из прошлого русского народа, общенациональных особенностей русской души.
Русская
философия возникла не на
Задание №2 Выберите правильные суждения. Славянофилы связывали своеобразие России прежде всего с:
1) огромностью территории;
2) многообразием религий и конфессий;
3) общинно-коллективным
укладом хозяйственной и
4) православием как духовной основой русского мировоззрения и исторического пути;
5) сложным переплетением восточных и западных влияний.
Славянофилы говорили о России, как о специфическом типе культуры, отличном от западноевропейского. Но их типология так и осталась лишь типологией духовных типов, а не анализом развития русской истории. Подобно идее органичности немецких романтиков славянофилы стремились к органическому пониманию истории и дорожили народными традициями. Н. А. Бердяев называл их теорию «патриархально-органической», выписывающей построение общества по типу семейственных отношений. В русской общине они усматривали экономическую основу России и гарантию ее своеобразия, но этот взгляд не был историческим; община для них — величина постоянная. Крестьянский «мир» — своеобразный славянофильский идеал общественного устройства. Своей «ретроспективной утопией» (оценка Чаадаева) устройства общественной жизни, состоящей из идеального православия, идеальной народности.
Ответ: общинно-коллективный уклад хозяйственной и социальной жизни.
Список использованной литературы
1. Белоусов Н.А., Инговатов В.Ю. Основы философских знаний: Учеб. пособие для вузов. - Барнаул, 2001. - С.48-63.
2. Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. - М.: Наука, 1990. - С.43-272.
З.Введение в философию: В 2-хч. т.1. - М.: Политиздат, 1989. - С. 194-208, 288-293.
4. Гулыга А.В. Русская идея и её творцы. - М.: Соратник, 1995. - 306с.
5. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. - М.: Центр, 2001. - С. 137-149.
6.Русская идея.– М.: Республика, 1992.– 496с.
7.Русская философия: Имена, Учения. Тексты / Сост. Н.В. Солнцев.– М.: ИНФРА–М: Весь мир, 2001.– 496с.
8.Спиркин А.Г. Философия.–М.: Гардарики, 2003.– 736с.
9. Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 106-115.
10.Философия / В.Н. Лавриненко.–М.: Юрист, 1998.-520с. |
1 Спиркин А.Г. Философия.–М.: Гардарики, 2003.– С.204.
2 Русская философия: Имена, Учения. Тексты / Сост. Н.В. Солнцев.– М.: ИНФРА–М: Весь мир, 2001.– С.265.
3 Русская идея.– М.: Республика, 1992.– С.186.
4 Философия: Учебник для вузов / Отв. ред. В.П. Кохановский. - Ростов н/Д.: Феникс, 1997. - С. 106.