Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2012 в 13:52, контрольная работа
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка.
Введение………………………………………………….…………………3
1. Своеобразие цивилизационного развития России в XXв. Русский духовный ренессанс начала XXв………………………………………4
2. «Новое религиозное сознание» начала XX в. (Н.Бердяев, П.А.Флоренский)…………………………….……………………………………6
3. Философия русского космизма (Н.Ф.Федоров, Г.В.Вернадский, К.Э.Циолковский)……………………………………………………...………...11
Заключение………………………………………………………………..15
Ключевые понятия ……………………………………………………….16
Проблемный вопрос…………………………….………………………...18
Список литературы …………………
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТРАНСПОРТА»
Кафедра «Философия, история и политология»
Контрольная работа
по дисциплине:
«Философия»
на тему: «Русская философия конца XIX – начало XX вв.»
Выполнил: студент группы ЗП-32 Коростелев М.В. Шифр 10-ЗП-389 |
Проверил: преподаватель
|
2012
Содержание
Введение………………………………………………….……
1. Своеобразие цивилизационного развития России в XXв. Русский духовный ренессанс начала XXв………………………………………4
2. «Новое религиозное сознание» начала
XX в. (Н.Бердяев, П.А.Флоренский)…………………………….………
3. Философия русского космизма (Н.Ф.Федоров,
Г.В.Вернадский,
К.Э.Циолковский)……………………………………
Заключение……………………………………………………
Ключевые понятия …………………………………
Проблемный вопрос…………………………….…
Список литературы ………………………………………………………21
Введение
Конец XIX - начало XX века ознаменовался глубоким кризисом, охватившем всю европейскую культуру, явившемся следствием разочарования в прежних идеалах и ощущением приближения гибели существующего общественно-политического строя.
Но этот же кризис породил великую эпоху - эпоху русского культурного ренессанса начала века - одну «из самых утонченных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка.
19 и 20 век — это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, возникновение новых течений в философии демонстрируя предельное многообразие подходов к проблеме человека. На протяжении столетий менялись духовные установки и господствующие мировоззренческие течения. Однако тема человека оставалась неизменной, она служила фундаментом для самых разных теоретических исканий.
Значительную роль и влияние в развитии мировой философии на рубеже XIX - XX в.в. оказали работы выдающихся русских философов В. Розанова, Д. Мережковского, Н. Бердяева, Вл. Соловьева, С. Булгакова и др. Русской религиозной философии XX века современные философы отводят совершенно уникальную роль, что обусловлено несколькими причинами. Во-первых, в рамках этой философии ими были подведены мировоззренческие итоги многовековой истории развития России. Во-вторых, религиозная философия этого периода явилась последним ответом на происходящий исторический разлом Российской империи. В-третьих, философия в России начала века формировалась в борьбе с большевистской идеологией и потому пальма первенства в этом, несомненно, принадлежит наиболее достойным ее представителям.
1. Своеобразие цивилизационного развития России в XXв.
Русский духовный ренессанс начала XXв.
...Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания...
Н. Бердяев.
Русская философия 19-20 века (вернее, самого его начала) - это очень значительное явление как в разрезе культуры, так и истории России. Недаром этот период назван «Серебряным веком». Интересно, что исключительная важность данного культурного перелома была осознана его современниками далеко не сразу, и название это носит поздний характер. Сама эта эпоха отличается тем, что практически вся культурная и творческая жизнь пребывала в расцвете, несмотря на кризисные явления в экономике и нарастающий хаос политической жизни. Ощущение приближающегося революционного переворота словно подстегивало к небывалому цветению философское творчество. Впервые в истории философии России были созданы оригинальные и уникальные философские системы.
Период в развитии
русской духовной культуры, в
том числе философии, рубежа XX
века по праву именуется "
Сложно сказать, когда именно началась эпоха, основным достижением которой явлется русская философия Серебряного века, однако многие культурологи относят ее начало ко времени образования Философского общества при Санкт-Петербургском университете в 1897 году. Окончанием этого периода считается 1917 год, время революционных потрясений. Членами этого общества стали именно те представители интеллектуальной элиты России, которые внесли наибольший вклад в развитие философских идей своего времени, а именно А. Лосев, Н. Бердяев, С. Франк, Д. Мережковский, Н. Лосский и другие выдающиеся умы.
Немалую роль в консолидации и самосознании философов русского Ренессанса сыграли журналы "Новый путь", "Вопросы жизни", они печатали их статьи. Бердяев отмечает: "Русский культурный ренессанс начала века был одной из самых замечательных эпох в истории русской культуры. Это была эпоха творческого подъема поэзии и философии после периода упадка, "эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания". Но "несчастье" культурного ренессанса начала XX века было в том, что в нем культурная элита была изолирована в небольшом круге и оторвана от широких социальных течений того времени.
Наиболее интересной в плане богатства и разнообразия идей описываемой эпохи является русская религиозная философия 19-20 веков. Сам Владимир Соловьев, С. Булгаков, П. Флоренский, Л. Карсавин, Н. Бердяев и многие другие составляли своеобразное ядро этой философии. Но наиболее целостные и стройные системы сумели создать Николай Бердяев и Владимир Соловьев. Их творчество даже принято называть философско-религиозным Ренессансом.
Круг вопросов, захвативших умы религиозных философов, был поистине безграничен. Основные темы и категории “нового религиозного сознания” связывались, во-первых, с различными “позитивными” дуалистическими или плюралистическими началами, подлежащими “синтезу”, и философствованием по поводу долженствующего воплощения этого “синтеза”; во-вторых, с проблематикой антагонистических явлений и обсуждением форм их действительного или возможного примирения.
Религиозное или “духовное
возрождение” России, о котором
заговорила почти вся интеллигенция
на рубеже веков, понималось сначала
не только как возвращение к средневеково
“Это была, - писал
много лет спустя Н. Бердяев,
- эпоха пробуждения в России
самостоятельной ( идеалистической
) философской мысли, расцвет
Русская философия
рубежа столетий выступала как
неразрывная часть духовной
2. «Новое религиозное сознание» начала XX в.
(Н.Бердяев, П.А.Флоренский)
Новейший религиозный идеализм в России конца XIX - начала XX в., вместе с общественной деятельностью его главных представителей, получил в советской и зарубежной историографии несколько определений: «новое религиозное сознание», «богоискательство», «веховство», «духовный ренессанс начала XX века». Исторически первым (до первой русской революции) возникло понятие «новое религиозное сознание», обозначившее лидирующую группу религиозных идеалистов (Мережковский, Бердяев, Розанов, Булгаков и др.). После революции 1905-1907 гг. получило распространение понятие «богоискательство», широко использовавшееся публицистикой для обозначения писаний религиозных философов в России того времени.
«Новое религиозное сознание» лишь у истоков несло на себе печать замкнутости и кружковщины. Очень скоро оно стало воспринимать себя не как связанное с какими-либо университетско-академическими потребностями и кругами, не как философскую школу или направление, а в качестве выразителя духовного состояния общества, его самочувствия и самосознания, его здоровья и болезни одновременно.
Разными путями приходили к «духовному ренессансу» его многочисленные и непохожие друг на друга представители. «Новое религиозное сознание» объединило в себе людей, пришедших, во-первых, от неославянофильства и консерватизма (В. Розанов), во-вторых, от декадентства и мелкобуржуазной революционности (Д. Мережковский, Н. Минский, Д. Философов), в-третьих, от «легального марксизма», неокантианства и буржуазно-демократического либерализма (С. Булгаков, Н. Бердяев, С. Франк).
«Новое религиозное сознание», или богоискательство,- сложное и противоречивое образование не только потому, что в него входили люди, стоявшие на различных социально-политических позициях и выражавшие интересы разнородных социальных групп и сословий эксплуататорской России, но и потому, что это течение с момента своего зарождения до упадка проделало определенную внутреннюю эволюцию. Вначале Мережковский и Розанов возглавили соответственно левый и правый социально-политические фланги «нового религиозного сознания». Вакуум в центре вскоре (к 1905 г.) заполнили бывшие «легальные марксисты» Булгаков, Бердяев, Франк и др.
Рассматриваемое религиозно-философское течение с самого начала было явлением одновременно буржуазного и помещичьего сознания. Оно было буржуазным в том смысле, что отражало определенные религиозно-реформаторские настроения мелкой буржуазии и заключало в себе отдельные идеи анархизма и либерального народничества. Их представителем и выразителем в религиозной публицистике явился Д. Мережковский. Помещичьим, «докапиталистическим» это течение было постольку, поскольку к нему принадлежал В. Розанов, откровенный защитник самодержавия, консерватор патриархально-феодального типа.
В дальнейшем социально-политическое и классовое представительство «нового религиозного сознания» было осложнено вхождением в него довольно влиятельной группы либерально-буржуазных мыслителей (Булгаков, Бердяев и др.), которые самим вхождением в это течение мировоззренчески и идеологически завершили переход с неокантианско-ревизионистских и буржуазно-демократических позиций периода их принадлежности к «легальному марксизму» второй половины 90-х годов к религиозной философии и кадетскому либерализму.
Одним из видных представителей "нового религиозного сознания" экзистенциалистского направления начала XX столетия был Николай Александрович Бердяев(1874-1948). Нетрадиционная постановка онтологических, гносеологических, социально-этических проблем сделала его популярным в среде многих философов, социологов, политологов, писателей и публицистов. Н. А. Бердяев стал выразителем воззрений буржуазнолиберальной интеллигенции, недовольной "политическим победоносцевским клерикализмом", "откровенно охранительной функцией православной церкви", объявлявшей самодержавие "чисто христианским правительством". Он разработал собственный вариант православного персонализма, включающего философские, политические, экономические, нравственные, эстетические воззрения.
Будучи,
как и С. Н. Булгаков, в молодости
последователем легального
Информация о работе Русская философия конца XIX – начало XX вв