Русская философия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2013 в 21:31, контрольная работа

Описание работы

Антропокосмизм (от древнегреч. «антропос» - человек, «космос» - мир как системно-гармоническое целое) - философская концепция, развивающая комплекс представлений о гармоническом единстве человека и вселенной, об их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также о средствах достижения такого состояния. Общим истоком всех идей данного направления является присущая еще первобытному мышлению идея «кровного родства» человека и мира, их взаимосвязи и возможности символического представления одного через другое.

Содержание работы

1. Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы.
2. Задание второе. Славянофильство и западничество: философские и социально-политические дискуссии (сочинение).
2.1 Славянофильство и западничество: куда идти России?
2.2 Основоположники славянофильства: А.С. Хомяков и И.В. Киреевский о самобытности русского народа, его исторического пути и предназначении. Соборное единство, православная вера, община, свобода личности как критерии цивилизации.
2.3 Учение о личности как духовно-нравственном единстве. Понятия «целостная личности» и «цельность духа».
2.4 Западническая ориентация в русской философской мысли, ее представители и основные идеи. А.И. Герцен, Н.П. Огарев, близкий к ним В.Г. Белинский о настоящем и будущем России.
2.5 Ваше отношение к славянофильской и западнической моделям будущего развития России.
3. Задание третье. Отразите в таблице основные этапы развития русской философии.
4. Задание четвертое. Кому из русских философов могло бы принадлежать следующее высказывание?
5. Задание пятое. Тестовая проверка знаний.
Список литературы

Файлы: 1 файл

философия.doc

— 225.50 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 

 «Тихоокеанский государственный университет»

Кафедра «Философии и культурологии»

Контрольная работа

по дисциплине

ФИЛОСОФИЯ

Тема «Русская философия»

Вариант №4

 

 

 

Выполнила:

заочной формы обучения

Проверил(а):_________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хабаровск 2011г.

 

 

ПЛАН

 

1. Задание первое. Выпишите из  словаря (энциклопедии) и уясните  следующие понятия темы.

2. Задание второе. Славянофильство  и западничество: философские  и социально-политические дискуссии (сочинение).

2.1 Славянофильство и западничество: куда идти России?

2.2 Основоположники славянофильства: А.С. Хомяков и И.В. Киреевский о самобытности русского народа, его исторического пути и предназначении. Соборное единство, православная вера, община, свобода личности как критерии цивилизации.

2.3 Учение о личности как духовно-нравственном единстве. Понятия «целостная личности» и «цельность духа».

2.4 Западническая ориентация в русской философской мысли, ее представители и основные идеи. А.И. Герцен, Н.П. Огарев, близкий к ним В.Г. Белинский о настоящем и будущем России.

2.5 Ваше отношение к славянофильской и западнической моделям будущего развития России.

3. Задание третье. Отразите  в таблице основные этапы развития  русской философии.

4. Задание четвертое.  Кому из русских философов  могло бы принадлежать следующее  высказывание?

5. Задание пятое. Тестовая  проверка знаний.

Список литературы

 

1. Задание первое. Выпишите из словаря (энциклопедии) и уясните следующие понятия темы

 

Антропокосмизм (от древнегреч. «антропос» - человек, «космос» - мир как системно-гармоническое целое) - философская концепция, развивающая комплекс представлений о гармоническом единстве человека и вселенной, об их своеобразной взаимозависимости и взаимопроникновении, а также о средствах достижения такого состояния. Общим истоком всех идей данного направления является присущая еще первобытному мышлению идея «кровного родства» человека и мира, их взаимосвязи и возможности символического представления одного через другое. Опосредование этого сложного и динамичного единства достигается в сакральных действиях, ритуализации быта, повседневности и жизненной практики, натуралистически-символическими образами искусства.

Богочеловек - в христианстве Бог, воплотившийся в человеке, Иисус Христос. В течениях христианства (в том числе, в православии) Богочеловек - догматическое определение воплотившегося Сына Божьего - второго лица Св. Троицы, Иисуса Христа, основанное на Символе Веры и определениях Вселенских соборов, сформулированное в процессе ожесточенной богословской полемики; это определение раскрывается через неслитное, нераздельное, неразлучное и неизменное соединение двух природ - божественной и человеческой в Иисусе Христе, Сыне Божьем. На основе этого определения были разработаны учения о двух волях и двух действиях Иисуса Христа, а также система представления о сообщении свойств, обожении человеческого естества, нераздельное поклонение и почитание Девы Марии Богородицей.

Богочеловечество - понятие русской религиозной философии, восходящее к христианскому учению о единстве «неслитном, неизменном, нераздельном, непреложном» божественной и человеческой природы Иисуса Христа. Богочеловечество достаточно сложное понятие. Это и идеальное состояние человечества как предел, завершение земного исторического процесса, и одновременно уподобление отдельного человека Богу как предел развития его личного совершенства. Идея богочеловечества получила философскую интерпретацию в работах Владимира Соловьева. 

Гуманизм - (от лат. humanus - человеческий, человечный), исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов, а принципы равенства, справедливости, человечности желаемой нормой отношений между людьми.

Диалектический материализм - научное мировоззрение, всеобщий метод познания мира, наука о наиболее общих законах движения и развития природы, общества и сознания. Д. м. основывается на достижениях современной науки и передовой общественной практики, постоянно развивается и обогащается вместе с их прогрессом. Он составляет общетеоретическую основу учения марксизма-ленинизма. Философия марксизма является материалистической, так как исходит из признания материи единственной основой мира, рассматривая сознание как свойство высокоорганизованной, социальной формы движения материи, функцию мозга, отражение объективного мира; она называется диалектической, так как признаёт всеобщую взаимосвязь предметов и явлений мира, движение и развитие мира как результат действующих в нём самом внутренних противоречий.

Западничество - направление русской общественной мысли и политической идеологии, ориентированное на европейские ценности и отрицающее идею самобытности, своеобразия и уникальности исторических судеб России (Чаадаев П. Я., Герцен А. И и т.д.).

Интуитивизм - идеалистическое течение в философии, видящее в интуиции единственно достоверное средство познания. И. возникает на рубеже 19-20 вв. и представляет собой, в частности, своеобразную реакцию на распространение рассудочного способа мышления в связи с механистическим и позитивистским пониманием научного знания и ограничением опыта исключительно сферой чувственного восприятия. [А. Бергсон (Франция) и философия жизни в целом], [русские философы Н. О. Лосский, С. Л. Франк, Е. Н. Трубецкой, французские неотомисты Э. Жильсон, Ж. Маритен и др., отчасти Э. Гуссерль и феноменологическая школа - М. Шелер, Н. Гартман (Германия) и др.].

Иррационализм - (от лат. irrationalis - неразумный), обозначение идеалистических течений в философии, которые, в противоположность рационализму, ограничивают или отрицают возможности разума в процессе познания и делают основой миропонимания нечто иррациональное, т. е. недоступное разуму или иноприродное ему, утверждая алогичный и иррациональный характер самого бытия. Иррационалистическими по своему исходному содержанию являются все религиозные и религиозно-философские учения. Крупнейшими представителями И. в середине 19 в. были Ф. Ницше, родоначальник философии жизни, и Э. Гартман (Германия) с его «философией бессознательного».

Исихазм - (от греч. hesychнa - покой, безмолвие, отрешённость), мистическое течение в Византии. И. - этико-аскетическое учение о пути человека к единению с богом через «очищение сердца» слезами и через сосредоточение сознания в себе самом; для этого была разработана система приёмов психофизического самоконтроля, имеющая некоторое внешнее сходство с методами йоги. Это учение было создано египетскими и синайскими аскетами 4-7 вв. (Макарий Египетский, Евагрий, Иоанн Лествичник). В более узком смысле под И. подразумевается религиозно-философское учение, разработанное Григорием Паламой.

Историософия - в буквальном переводе «мудрость истории», философия истории, наука, изучающая духовный исторический опыт в связи с конкретными событиями, именами, концепциями и т.д., основная историософская проблематика - в чем смысл истории.

Космизм русский - специфическое мировосприятие космоцентрической ориентации, течение в философской и естественнонаучной мысли. В России уже с середины прошлого столетия вызревает уникальное космическое направление научной мировоззренческой мысли. В его ряду стоят такие философы и ученые, как Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский и многие другие. Космическое направление представлено в наследии Вл. С. Соловьева, С. Н. Булгакова, П. А. Флоренского, Н. А. Бердяева. Именно в космизме ставятся проблемы о космосе и человеке, выдвигается положение о том, что «конец этого мира, конец истории зависит и от творческого акта человека» (Бердяев Н. А. Русская идея. В кн.: О России и русской философской культуре. М., 1990. С. 258). Во вступительной статье к книге «Русский космизм» (М., 1993. С. 4).

Материалистическое понимание истории (исторический материализм) - марксистская теория развития общества и методология его познания. Предметом И. м. является общество как целостная и развивающаяся социальная система, общие законы и движущие силы исторического процесса. Исходные положения теории И. м. были разработаны К. Марксом и Ф. Энгельсом в 40-х гг. 19 в. Впервые основные принципы И. м. были ими сформулированы в работе «Немецкая идеология» (1845-46, опубликованной в СССР в 1933). Основными категориями И. м. являются общественное бытие, общественное сознание, общественно-экономическая формация, способ производства, производительные силы, производственные отношения, базис, надстройка, социальная революция, формы общественного сознания.

Ноосфера - (от греч. nуos - разум и сфера), сфера взаимодействия природы и общества, в пределах которой разумная человеческая деятельность становится главным, определяющим фактором развития. Понятие Н. как облекающей земной шар идеальной, «мыслящей» оболочки, формирование которой связано с возникновением и развитием человеческого сознания, ввели в начале 20 в. П. Тейяр де Шарден и Э. Леруа. В. И. Вернадский внёс в термин материалистическое содержание: Н. - новая, высшая стадия биосферы, связанная с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, становится крупнейшей силой, сопоставимой по масштабам с геологическими, и начинает оказывать определяющее влияние на ход процессов в охваченной его воздействием сфере Земли (впоследствии и в околоземном пространстве), глубоко изменяя её своим трудом.

Персонализм - (от лат. persona - личность), теистическое направление современной философии, признающее личность первичной творческой реальностью и высшей духовной ценностью, а весь мир проявлением творческой активности верховной личности - бога. П. сформировался в конце 19 в. в России и США, затем в 30-х гг. 20 в. во Франции и др. странах. В России идеи П. развивали Н. А. Бердяев, Л. Шестов, отчасти Н. О. Лосский и др. Основоположниками американского П. явились Б. Боун, Дж. Ройс; их последователи - У. Хокинг, М. Калкинс, Э. Брайтмен и др. Французские персоналисты (П. Ландберг, М. Недонсель, Г. Мадинье, П. Рикёр и др.) группировались во главе с Э. Мунье и Ж. Лакруа вокруг журнала «Esprit».

Почвенничество - русское литературно-общественное направление 60-х гг. 19 в. Связано с деятельностью писателей-разночинцев, группировавшихся вокруг журналов братьев Ф. М. и М. М. Достоевских «Время» (1861-63) и «Эпоха» (1864-65); его идеологами и пропагандистами были также А. А. Григорьев и, И. И. Страхов. Термин «П.» возник на основе публицистики Ф. М. Достоевского с характерными для неё призывами вернуться к «своей почве», к народным, национальным началам. П. идейно было родственным славянофилам (в т. ч. их нравственной ориентации на русское крестьянство); признавали некоторые положительные начала и в западничестве. П. выступало против крепостнического дворянства и бюрократии, призывало к «слитию образованности и ее представителей с началом народным» и в этом видело залог прогресса в России.

Провиденциализм - (от лат. providentia - провидение), религиозное понимание истории как проявления воли бога, осуществления заранее предусмотренного божественного плана «спасения» человека. Развитое Августином провиденциалистское понимание исторического процесса как пути к эсхатологическому «царству божию» легло в основу всей средневековой христианской церковной историографии.

Свобода - способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости. В истории общественной мысли проблема С. традиционно сводилась к вопросу: обладает ли человек свободой воли, иначе говоря, обусловлены или нет его намерения и поступки внешними обстоятельствами. Философия существования делает понятие С. одной из основных своих категорий. Свобода - одно из ключевых понятий философии Н. Бердяева, онтологическая характеристика Хаоса. Н. А. Бердяев выделяет три типа свободы: иррациональную (злые деяния), рациональную (осознанную необходимость) и подлинную (любовь и творчество).

Соборность - понятие, означающее церковную общность людей, объединенных единой верой, с гарантией духовной целостности личности, истинности познания и примирения в христианской любви свободы каждого и «согласно единству всех»; понятие «собор» выражало идею собрания (не обязательно соединенного в каком-либо месте) - это «единство во множестве». Древний славянский институт, обладающий силой морального единения людей, сохранился в русской общине, - материальном аналоге соборности. А русское православие есть та форма христианского вероисповедания, которая в самой своей жизненной практике сохранила соборный дух. Сохранение древнего патриархального быта в единстве с органической государственностью способно высветить потенциальные возможности русского духа по отношению к духу европейскому, дать жизненное существование христианству в его окончательном синтезе.

Славянофильство - одно из направлений русской общественной и философской мысли 40-50-х гг. 19 в. выступавшее с обоснованием самобытного пути исторического развития России, принципиально отличного от пути западноевропейского. Самобытность России С. видело в отсутствии в её истории классовой борьбы, в русской поземельной общине и артелях, в православии, которое С. представляло себе как единственное истинное христианство. Те же особенности самобытного развития С. усматривало и у зарубежных славян, особенно южных, симпатии к которым были одной из причин названия самого направления (С., т. е. славянолюбы), данного им западниками. Для мировоззрения С. характерны: отрицательное отношение к революции, монархизм и религиозно-философские концепции. Взгляды С. сложились в острых идейных спорах, вызванных «Философическим письмом» П. Я. Чаадаева. Главную роль в выработке взглядов С. сыграли литераторы, поэты и учёные А. С. Хомяков, И. В. Киреевский, К. С. Аксаков, Ю. Ф. Самарин. Видными С. являлись П. В. Киреевский, А. И. Кошелев, И. С. Аксаков, Д. А. Валуев, Ф. В. Чижов, И. Д. Беляев, А. Ф. Гильфердинг, позднее - В. И. Ламанский, В. А. Черкасский.

Информация о работе Русская философия