Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Февраля 2013 в 13:46, контрольная работа
Судьба Паскаля парадоксальна и во многом трагична. Он сам любил парадоксы и владел неподражаемым искусством выражать через них самые глубокие истины. Вдумаемся, например, в такие афоризмы, шокирующие обыденный здравый смысл. "Всякое ничтожество человека само доказывает его величие". "Человек не ангел и не зверь, и горе тому, кто мнит себя ангелом, ибо он становится зверем": "Есть только два сорта людей: праведники, считающие себя грешниками, и грешники, считающие себя праведниками".
ВВЕДЕНИЕ
Судьба Паскаля парадоксальна
и во многом трагична. Он сам любил
парадоксы и владел неподражаемым
искусством выражать через них самые
глубокие истины. Вдумаемся, например,
в такие афоризмы, шокирующие обыденный
здравый смысл. "Всякое ничтожество
человека само доказывает его величие".
"Человек не ангел и не зверь,
и горе тому, кто мнит себя ангелом,
ибо он становится зверем": "Есть
только два сорта людей: праведники,
считающие себя грешниками, и грешники,
считающие себя праведниками". "Истинное
красноречие смеется над
Парадокс парализует догматический
ум и мобилизует творческие силы человека.
Он поражает воображение, будит эмоции
и глубоко "оседает" в сознании
и памяти. Паскаль уважал своего
читателя и через парадокс приглашал
его к сотворчеству. Парадокс соответствовал
каким-то таинственным глубинам не только
творческого гения Паскаля, но и
его личности. Он видел вещи с
необычной и неожиданной
Универсальный гений
Жизнь Блеза Паскаля приходится
на эпоху раннебуржуазного общества,
первых буржуазных революций, в социальном
плане эпоху переходную, а потому
особенно сложную и противоречивую,
обремененную как недостатками и
коллизиями феодального общества, так
и формирующегося буржуазного способа
производства. С XVI в. в Европе происходит
образование крупных монархий, складывается
система абсолютизма, противостоявшая
"вольностям" вечно бунтовавших
провинций и консолидировавшая
всю хозяйственную, политическую и
в целом социальную жизнь государств
и народов. Формирование абсолютных
монархий в XVI—XVIII вв. было исторической
необходимостью. В рамках этой формы
государственности
Биография
Блез Паскаль (фр. Blaise Pascal,
19 июня 1623—19 августа 1662) — французский
математик, физик, литератор и философ.
Классик французской
Паскаль родился в городе Клермон-Ферран (французская провинция Овернь) в семье председателя налогового управления. В 1631 году, после смерти матери, семья переехала в Париж.
Блез рос одарённым
ребёнком. Его отец Этьен самостоятельно
занимался образованием
Отец старался обучить мальчика древним языкам, настаивая, чтобы тот не отвлекался на разного рода пустяки. Как-то раз, на очередной вопрос сына о том, что такое геометрия, Этьен кратко ответил, что это способ чертить правильные фигуры и находить между ними пропорции, однако запретил ему всякие исследования в этой области. Но запретный плод сладок, и Блез, закрывшись в своей спальне, принялся углём выводить на полу различные фигуры и изучать их. Когда отец случайно застал его за одним из таких самостоятельных уроков, он был потрясён: мальчик, не знавший даже названий фигур, самостоятельно доказал 32-ю теорему Евклида о сумме углов треугольника.
В 1634 году (в 11 лет) где-то за обеденным столом кто-то зацепил ножом фаянсовое блюдо. Оно зазвучало. Но стоило прикоснуться к блюду пальцем, как звук исчез. Чтобы найти этому объяснение, Паскаль провёл серию опытов, результаты которых позднее изложил в «Трактате о звуках».
С 14 лет Паскаль участвовал в еженедельных семинарах Мерсенна, проводимых по четвергам. Здесь он познакомился с Дезаргом. В 1639 году, в 16 лет, он доказал теорему Паскаля: если вершины шестиугольника лежат на некотором коническом сечении, то три точки пересечения прямых, содержащих противоположные стороны, лежат на одной прямой. Этот результат и 400 следствий из него Паскаль изложил в виде трактата «Эссе о кониках» (не сохранился), который сейчас отнесли бы к проективной геометрии.
В январе 1640 года семья Паскалей переезжает в Руан. В эти годы здоровье Паскаля, и без того неважное, стало ухудшаться. Тем не менее, он продолжал работать.
Отец Блеза по роду службы
в Руане (интендантом Нормандии)
часто занимался утомительными
расчётами, и Паскаль задумал
создать вычислительное устройство,
которое могло бы помочь этой работе.
В 1642 году (в 19 лет) Паскаль начал
создание своей суммирующей машины
«паскалины». Машина Паскаля выглядела
как ящик, наполненный многочисленными
связанными друг с другом шестерёнками.
Складываемые числа вводились
В 1646 году семья Паскаля,
в том числе его сестра Жаклин
Паскаль, приняла веру общины янсенистов,
которых католическая церковь осудила
как еретиков. Паскаль испытывает
сомнения: не являются ли его научные
изыскания греховным и
В 1647 году, несмотря на болезнь ног, Паскаль завершил «опыты, касающиеся пустоты» и доказал, что в природе нет так называемого «страха пустоты». Он изучал равновесие жидкости под действием атмосферного давления. Исходя из своих открытий, Паскаль изобрел гидравлический пресс, намного опередивший технологию того времени. Экспериментируя с барометром, Паскаль выясняет, что давление воздуха падает с высотой. Результаты опытов он изложил в книге «Новые опыты, касающиеся пустоты» (1647). Паскаль вошёл в историю физики, установив основной закон гидростатики и подтвердил предположение Торричелли о существовании атмосферного давления.
Филипп де Шампень. Блез Паскаль
В 1651 году отец, Этьен Паскаль, умер. Сестра Жильберта вышла замуж, младшая сестра, Жаклин, ушла в монастырь Пор-Рояль. Привычная жизнь Паскаля закончилась. Ему вдруг захотелось вырваться из храма науки, чтобы вкусить «прелестей» жизни. Свет встретил прославленного учёного с распростёртыми объятиями. Знакомства с власть имущими, свободный вход в аристократические салоны, азартные игры, потакание всем своим прихотям и слабостям — вот что занимало Паскаля на протяжении нескольких лет.
Эти занятия остались не без пользы для науки. В 1654 году, в переписке с Пьером де Ферма, на примерах из разных азартных игр закладываются основы теории вероятностей. В комбинаторике исследованы свойства «треугольника Паскаля» и его применение к подсчёту числа сочетаний. У Паскаля множество планов на будущее. В письме Парижской академии он сообщает, что готовит фундаментальный труд под названием «Математика случая». Всё изменила одна роковая ночь.
24 ноября 1654, в половине
одиннадцатого ночи, Паскаль, по
его словам, пережил мистическое
озарение свыше. Придя в себя,
он тут же записал откровение
на кусочек пергамента, который
был зашит им в подкладку
своей одежды. С этой реликвией
Паскаль не расставался до
самой смерти, после чего друзья
и обнаружили её. Это событие
коренным образом изменило
«Письма» были опубликованы в 1656—1657 годах под псевдонимом и вызвали немалый скандал. Вольтер писал: «Делались попытки самыми различными способами показать иезуитов отвратительными; Паскаль сделал больше: он показал их смешными».
В 1657 году Гюйгенс издаёт книгу «О расчётах в азартной игре», первое руководство по теории вероятностей. Там приведены многие результаты Ферма и Паскаля.
С 1658 года здоровье Паскаля
быстро ухудшается. Одолевает физическая
слабость, появились ужасные головные
боли. Гюйгенс, посетивший Паскаля в
1660 году, нашёл его глубоким стариком,
хотя Паскалю было всего 37 лет. Врачи
запретили ему любые умственные
нагрузки, но больной умудрялся записывать
всё, что приходило ему в голову,
буквально на любом подручном
материале. После смерти Блеза друзья-янсенисты
нашли целые пачки таких
19 августа 1662 года после мучительной продолжительной болезни Блез Паскаль скончался.
ПАРИ ПАСКАЛЯ
* «Не только невозможно, но и бесполезно знать Бога без Иисуса Христа»
* «Есть только три разряда людей: одни обрели Бога и служат Ему; эти люди разумны и счастливы. Другие не нашли и не ищут Его; эти люди безумны и несчастны. Третьи не обрели, но ищут Его; эти люди разумны, но пока несчастны».
В этой же рукописи содержалось описание доказательства разумности веры на основе теории игр, ставшее известным, как Пари Паскаля.
Суть рассуждений
Паскаль для обоснования
внутреннего отношения к
Бог есть или нет. На которую сторону мы склонимся? Разум тут ничего решить не может. Нас разделяет бесконечный хаос. На краю этой бесконечности разыгрывается игра, исход которой неизвестен. На что вы будете ставить?
На что делать жизненную ставку — на религию или на атеизм? Для поиска ответа Паскаль предположил, что шансы существования или отсутствия бога примерно равны или, по крайней мере, конечны. Тогда возможны два варианта:
Жить без веры крайне опасно, так как возможный «проигрыш» в случае существования бога бесконечно велик — вечные муки. Если же его не существует, то цена «выигрыша» невелика — безверие нам ничего не даёт и от нас ничего не требует. Реальным выигрышем атеистического выбора будет уменьшение расходов на размер затрат на религиозные обряды.