Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы экзамена по дисциплине "Философия".
3. Правоотношение – это связь между людьми посредством субъективных прав и юридических обязанностей. Это особая форма связи, связь через права и обязанности, которые закреплены в нормах объективного права. В этом смысле правоотношение является связью индивидуализированной. Индивидуализация при этом осуществляется двояко: 1) поименно, когда субъекты права называются своим полным именем (фамилией), или полными реквизитами (применительно к организации); таковы, к примеру, семейно-брачные отношения, отношения между организациями по поставке продукции, перевозке и т.д. 2) по названию социальных ролей. Во втором случае поименное или пореквизитное определение субъектов не имеет значения, называются лишь их социальные роли: продавец – покупатель, работник правоохранительных органов – гражданин. Именно этот тип индивидуализации субъектов правоотношений характерен, например, при купле-продаже в магазине, на рынках.
4. Правоотношение – это волевое отношение. Это означает, что помимо юридической нормы, которая сама по себе уже выражает определенную волю (интерес), для возникновения правоотношений необходима воля (интерес) его участников. Причем, есть правоотношения, для возникновения которых необходима воля всех участников (вступление в брак возможно лишь при согласии обеих сторон, купля-продажа возможна при согласии продавца и покупателя и т.д.), и есть правоотношения, для возникновения которых достаточно воли одного субъекта (уголовное дело, возбуждаемое по инициативе правоохранительного органа).
5. Правоотношение – это отношение, охраняемое государством. Государство, обеспечивая, в конечном счете, выполнение требований юридических норм, охраняет и отношения, возникающие на основе этих норм. Охраняемые государством правоотношения составляют основу правопорядка любого общества.
Понятие правового отношения является одним из основных в юридической науке. Право как система норм носит объективный характер, поэтому юридические нормы или право как систему норм называют объективным правом (правом в объективном смысле).
Правовое сознание. Правовое сознание наиболее тесно связано с политическим сознанием, потому что в нем непосредственно проявляются и политические, и экономические интересы социальных групп. Оно оказывает значительное воздействие и на экономику, и на политику, и на все стороны социальной жизни.
Под правовым сознанием понимается система знаний и оценок, посредством которых осознается сфера права общественными субъектами (индивидами, группами, классами). Правовое сознание выполняет в обществе регулятивную, оценочную и познавательную функции. Правовое сознание тесно связано со всеми формами общественного сознания, но более всего оно взаимодействует с политическим сознанием и нравственным. Оно необходимо для установления законопорядка, для защиты общества от произвола и анархии. Правовое сознание также опирается на рациональные и нравственные оценки. Правовое сознание возникает с появлением политической организации общества, права, с делением общества на классы. Правосознание появилось как необходимость иметь четкие знания о праве, об оценке его различными социальными группами и классами. Правосознание связано с правом.
Право - это юридические законы, это система общеобязательных социальных норм, охраняемых силой государства. Выполнение права обязательно, оно обеспечивается государственной властью. Правовые отношения - это отношения между отдельными людьми, организациями, государственными органами, связанными друг с другом обязанностями и правами, они гарантируются законом и отражают меру возможного и должного поведения. Правовые нормы не допускают отклонений от предписаний права. За правонарушение законом предусмотрена гражданская, административная, дисциплинарная, уголовная ответственность.
В праве сформулированы права человека, в то же время в праве отражены нравственные обязательства индивида. Следует отметить, что право, во-первых, отражает существующие общественные отношения, а во-вторых, оно воздействует на их развитие благодаря специфическому механизму их регулирования. Право противостоит произволу и беззаконию. Верховенство права в обществе, как главный принцип правового государства, предопределяет и другие его принципы, такие, как подчинение закону и самого государства, и его органов, и должностных лиц, и граждан.
Правовое государство отличается от неправового содержанием и качеством законов, они должны быть более справедливыми, гуманными, закрепляющими права каждого человека. Но свобода имеет определенную меру, т.е. предполагает ограничение. В обществе эта мера свободы выражена в форме права и должна быть равной для всех. В правах человека выражаются возможности его действий в различных сферах жизнедеятельности: политической, экономической, культурной, личной. Правовое государство конституционно закрепляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека. Незыблемость прав человека, его чести и достоинства, его интересов, их охрана и гарантированность являются принципами правового государства. В свою очередь, личность так же обязуется подчиняться общим установлениям государства.
В отличие от неправового государства правовое осуществляет управление обществом в нормативном порядке, т.е. через законы, основой которых является гражданское общество. В создании правового государства большую роль призвано сыграть правовое сознание. Правовое сознание появилось и развивалось как необходимость иметь представления о праве, о его оценке различными индивидами, группами и классами. Правосознание является наиболее подвижной частью юридической надстройки, в то время как право - это более устойчивая ее часть. В правовом сознании отражаются те изменения, которые происходят в сфере и материального, и духовного производства, в сфере права.
В структуру правосознания входят такие элементы, как правовая идеология и правовая психология. Правовая идеология призвана достаточно глубоко отразить правовую и связанную с ней политическую реальность, она характеризуется системностью, логичностью, способностью к прогнозированию. Правовая идеология включает в себя теорию государства и права, систему знаний о правовой основе, теорию правового развития на основе анализа объективной действительности. В правовой идеологии отражены те задачи, которые стоят перед обществом в отношении правового регулирования.
В структуре правосознания важным элементом является правовая психология, включающая чувства, настроения, традиции, обычаи, общественное мнение, социальные привычки. В структуре правового сознания по субъективному признаку можно выделить индивидуальное, групповое и массовое (например, классовое) сознание. Обыденное правосознание формируется стихийно в повседневной практике людей. Профессиональное и теоретическое правосознание являются отражением существенных связей и закономерностей действительности. Профессиональное и теоретическое сознание очень тесно взаимосвязаны и взаимодействуют, тем не менее для философского осмысления их необходимо выделить и представить в специфическом виде. Эти уровни правосознания не могут заменить друг друга, но они очень активно взаимодействуют. Правосознание призвано поддерживать отношения между классами, социальными группами, личностью и государством. В то же время специфика правосознания заключается в том, что оно не только отражает существующее право, но может и критически оценивать действующую юридическую систему. Одной из основных идей современного правосознания является идея правового государства. В конституционных законах некоторых западноевропейских государств (например, Германии) провозглашаются начала правового государственного устройства. Нашла свое закрепление эта идея и в действующей Конституции РФ, в ст. 1 которой, наряду с другими характеристиками, записано, что Россия есть правовое государство. Для того чтобы выяснить, какое же содержание вкладывается в эту идею, необходимо учитывать, что современная концепция (теория) правового государства вобрала в себя целый ряд идей, выдвинутых в прошлом передовыми мыслителями своего времени. К ним относятся, прежде всего, немецкий философ И. Кант, французский просветитель и правовед Ш. Монтескьё и другие ученые XVIII в., которые полагали, что правовое государство должно сменить полицейское, бюрократическое государство того времени, душившее свободу.
Если выделить главный принцип правового государства, то необходимо признать, что это – такое государство, в центр деятельности которого поставлен человек, его благо, свобода. Не человек существует для государства, а государство существует для человека. Поэтому создание такого государства невозможно без формирования развитого гражданского общества, являющегося воплощением свободы человека и справедливости. Гражданское общество – это не простая совокупность граждан; это общество, в котором граждане могут свободно реализовать свои интересы и потребности, в том числе и образуя различные независимые, самостоятельные партии, организации, профессиональные и иные союзы, которые служат для них защитой от произвола со стороны работодателей, а также органов государственной власти и должностных лиц. Гражданское общество в состоянии не допустить узурпации власти, т.е. сосредоточения в руках одного лица или группы лиц неограниченной власти, оно может противостоять ей. В развитом гражданском обществе отсутствует закрепощение всех видов: и экономическое, и политическое, и духовное. Поэтому нельзя сводить его, как это нередко делается, лишь к необходимости политической свободы (свободные выборы, свобода слова, печати, митингов, шествий и демонстраций и т.п.). Гражданское общество немыслимо также без свободы экономической, поэтому предполагает наличие правового института частной собственности. В нем имеется некоторая степень экономической независимости человека от государства, возможность «получать свой хлеб» не от государства. Отсюда, экономической основой гражданского общества является частная собственность (без которой экономическая свобода немыслима) и рыночная экономика.
Гражданское общество неотделимо от правового государства, которое является формой организации гражданского общества. В правовом государстве гражданам гарантируются свобода, самостоятельность и собственность, обеспеченные господством права. Можно выделить следующие основные признаки правового государства:
1. Господство права, означающее, что право рассматривается не как простой инструмент в руках государства, утверждающий политическое могущество государственной власти. В правовом государстве право должно быть поставлено в привилегированное положение, исключающее всякую возможность кому бы то ни было его обойти и ему не подчиниться. В нем предполагается связанность государства в целом, и особенно исполнительной власти, правом. При этом под правом понимается нечто большее, чем просто система норм, установленных государством. В концепции правового государства понятия «право» и «закон» различаются. Она основана на признании естественного права как совокупности прав и свобод, принадлежащих каждому человеку от рождения (право на жизнь, свободу, личную неприкосновенность, собственность и др.). Поэтому «закон» как нормативно-правовой акт, принятый законодательной властью, не должен противоречить общему правовому порядку, основанному на «естественном праве». Другими словами, государственные законы должны быть гуманными, справедливыми, демократическими. Следовательно, законы могут быть правовыми (соответствующими праву) и не правовыми, т.е. не соответствующими ему, попирающими естественные права и свободы человека. Поэтому во втором пункте речь идет только о правовых законах.
2. Верховенство закона (правового), означающее, что среди всех нормативно-правовых актов, принятых различными государственными органами, закон обладает высшей юридической силой, остальные акты не должны ему противоречить. Закон должен служить преградой на пути произвола, своеволия и вседозволенности.
3. Разделение властей, под которым подразумевается распределение полномочий между тремя ветвями власти: законодательной (принимает законы), исполнительной (организует их исполнение) и судебной (рассматривает дела, возникающие из конфликтов, носящих правовой характер). При этом действует так называемая система сдержек и противовесов, означающая, что эти ветви власти могут взаимно влиять друга на друга, препятствуя узурпации власти. Например, парламент может досрочно отрешить от должности президента (импичмент) в случае нарушения им конституции, а президент имеет право не подписать закон, принятый парламентом (отлагательное вето). А конституционный суд вправе признать недействительными все антиконституционные акты (и парламента, и президента, и правительства).
4. Важнейшим признаком правового государства является реальная (а не декларативно провозглашенная) свобода личности, гарантированность прав и свобод человека и гражданина. Отсюда вытекает особая роль суда в правовом государстве. Охрана прав граждан осуществляется путем судебной защиты, поэтому необходимо обеспечение реальной независимости суда в правовом государстве.
5. Взаимная ответственность гражданина и государства, которая предполагает, что не только гражданин отвечает перед государством за совершенное правонарушение, но и государство должно нести юридическую ответственность перед гражданином в случае нарушения его прав и свобод.
Правовое государство, в отличие от тоталитарного, не поглощает собой общество. Оно отказывается от полного контроля за всеми сферами общественной жизни, не вмешивается в частную жизнь граждан. Существует особая сфера общественных отношений (имущественных, семейных, нравственных), которые находятся в известной независимости от государства.
Вопрос 32. § 1. Сфера общественной жизни
Под категорией "сфера общественной жизни" понимают оформленную, устойчивую область человеческой деятельности, удовлетворяющую определенные потребности общественного и личностного характера. Эта категория включает такие элементы, как деятельность, отношения, субъекты деятельности.
Основными сферами жизни общества являются материальная, социальная, духовная, политико-управленческая. Естественно, что такое деление условно и оно может быть дополнено другими: наука, сфера художественно-творческой деятельности, сфера расово-этно-национальных отношений.
§ 2. Духовная жизнь общества
"Не хлебом единым жив человек" - эта древняя пословица очень актуальна в современной жизни человечества и особенно России.
Духовная жизнь общества, являясь подсистемой общества, выступает в свою очередь как определенная целостность, в конкретно-исторической форме. Поэтому важно при изучении выяснить ее особенности, присущие данному обществу. Такой подход позволяет выяснить возможности, связь и обусловленность материальной сферой; раскрыть виды и формы духовной жизни как деятельности по созданию духовных ценностей, как общения между людьми; как потребления духовных запросов и интересов людей, т.е. как ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.
Понятия "духовная жизнь общества" и "формы общественного сознания" до недавнего времени отождествлялись в отечественной философской мысли.
Понятийный аппарат для характеристики духовной жизни и общественного сознания совершенствуется: в научный оборот вошли такие понятия, как уровень, вид, сфера, тип, состояние духовной атмосферы, состояние общественного сознания, выражающие духовные явления.