Шпаргалка по дисциплине "Философия"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:49, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамен по философии.doc

— 678.50 Кб (Скачать файл)

Единство, взаимосвязь качества и количества измеряется мерой. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Их единство – это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием «скачок» - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития.  Скачок – является всеобщей формой развития. Это приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие – с  переходом всей системы в новое качественное состояние.

В общественном развитии выделяют такие виды скачков как эволюция и революция. Они взаимосвязаны, образуют противоречивое единство.

III. Закон отрицания отрицания. Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. Основные понятия закона: Старое и новое. Понятие отрицания.

Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной) нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектическое единство. Новое – это преобразованное старое. Старое – для нового является основой развития. Замена старого новым обозначается понятием «отрицания», которое выражает определенный тип отношений между стадиями развивающегося объекта.

Диалектическое отрицание содержит в себе 2 момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) – негативный аспект и сохранение отдельных элементов, свойств, развитие их на новой основе – позитивный аспект. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество всегда только новым. В этой связи возникает идея беспрерывности развития, что находит отражение в отрицании отрицания. Новое качество в ходе развития отрицается более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание – это последовательность циклов, беспрерывность развития.

Новое никогда не может повторить старое, что и дает возможность образно сравнить развитие со спиралью, движение как бы повторяется, но на более высокой основе. Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового

 

 

Вопрос 23. Природа в широком смысле – «весь мир в целом, все сущее», она же синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». В узком смысле под природой понимают все, кроме социальных и духовных явлений. Кроме того, современные философы широко используют понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе.

Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе бережного отношения к окружающей среде.

Естественная природа – сформировавшееся без сознательного вмешательства человека. А искусственная среда («вторая природа», «ноосфера» или «техносфера») – созданное (преобразованное) человеком с помощью собственных органов и искусственных орудий (техники). Такое деление обнаруживают еще в античности. При этом в естественной природе выделяются «естественные богатства», добываемые и используемые человеком.

Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы:

1) мифологический или архаичный (природа одухотворена и признано ее господство над людьми);

2) натурфилософский или античный (природа неисчерпаемая кладовая знаний и множества явлений, опасных, полезных и просто интересных для человека);

3) теологический (природа – Божье творение и отношение к ней вид отношения ко Всевышнему);

4) научно-технический или индустриальный (человек владыка природы);

5) диалогический, или постиндустриальный, или коэволюционный (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного существования и безопасного развития – коэволюции).

 

Вопрос 24. Природная среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и

история человечества - это две главы  одного  романа»  -  Герцен.  Общество

является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле  в

пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона  обитания

человека и сфера приложения его сил. Географическая среда -  это  та  часть

природы, которая составляет  необходимое  условие  жизни  общества,  будучи

вовлеченной в процесс общего производства. Вне нее наша жизнь невозможна.

      С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу,

и само менялось  под  ее  воздействием.  Воздействие  общества  на  природу

обуславливается развитием  материального  производства,  науки  и  техники,

общественных   потребностей.   При   этом   происходит   расширение   рамок

географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее  от

девственного состояния. Если лишить  современную  географическую  среду  ее

свойств,  созданных  трудом  многих  поколений,  и  поставить   современное

общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.

      В свою очередь и географическая среда  влияет на  развитие  общества.

Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран

и районов. Так, в условиях тундры население занимается оленеводством,  а  в

субтропиках -  разведением  цитрусовых.  Влияние  географической  среды  на

общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее  силы

общества, тем больше его зависимость от географической среды.

    Экология - наука,  изучающая  закономерности  взаимодействия  живого  с

внешними  условиями  его  обитания  с   целью   поддержания   динамического

равновесия системы “общество-природа”.

    Человек, превращая все большую часть природы в среду  своего  обитания,

расширяет  границы  своей  свободы  по  отношению  к  природе,  что  должно

обострять в нем чувство ответственности  за  преобразующее  воздействие  на

нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее  свобода,

тем выше ответственность”.

    В  настоящее  время  глобальность  экологических  проблем  требует   от

человека иного способа мышления, новой формы самосознания -  Экологического

сознания. Это, прежде всего, означает,  что  человечество  должно  осознать

себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое  и  главное

условие  сохранение  равновесия  и  гармонии  с  природой  -  это  разумное

сосуществование людей друг  с  другом.  Необходимо  соединить  усилия  всех

людей, всего человечества в решениях этих проблем. В  современном  обществе

потребления решение экологических проблем невозможно...

мы можем отметить следующие основные этапы эволюции взаимодействия природы и общества.

Первый этап характеризуется непосредственным присвоением  людьми  готовых продуктов  природы с помощью самых примитивных орудий труда и форм производства: собирательство, охота, рыболовство и т. д. Основными средствами труда были: лук, каменный нож, лодка и др. Изменение природы происходило стихийно, лишь в силу самого факта борьбы человека за существование. Во взаимодействии между обществом и при­родой влияние последней на той ранней ступени развития было преобладающим. Особенности природной сре­ды имели решающее значение для существования и развития людей. [5]

Крупнейшим завоеванием этого периода, подготовившим переход к следующему, были: овладение огнем, отбор некоторых ценных для человека растений и животных. 

Первый этап взаимодействия природы и общества по времени охватывает историю первобытнообщинного строя. В развитии производительных сил этого общества решающим шагом явилась смена каменного века веком металлическим. Использование различных самородных металлов сыграло важную роль в переходе более активным формам воздействия на природу. [5]  

Но подлинным переворотом в развитии производительных сил этого общества следует считать возникновение  выплавки  рудного металла    (меди, железа), использование его в качестве материала для выделки различных орудий: топоров, ножей, плугов, а также ору­жия— стрел, копий и дротиков с металлическими наконечниками, мечей, кинжалов и т. д. Использование этих орудий труда подняло человечество на более высокий уровень воздействия на природу. [5]  

Но уже на этом этапе взаимодействия природы и общества наметились первые признаки нарушения «гармонии» между ними. 

Таким образом, первый этап взаимодействия природы и общества можно охарактеризовать как стихийный процесс пассивного в основном приспособления человека природной среде, как постепенный переход к более активному и сознательному использованию природных ресурсов. [6].

Второй этап взаимодействия, общества и природы связан с дальнейшим развитием производительных сил. У одних народов интенсивнее развивалось земледелие, у других – скотоводство. Это и ознаменовало первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия. Вслед за этим возникло второе крупное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, послужившее толчком к развитию обмена, возникновению частной собственности и классов эксплуататоров и эксплуатируемых.

По времени второй этап охватывает историю рабо­владельческой и феодальной общественно-экономиче­ских формаций. [5]

Труд непосредственных производителей создавал своеобразное равновесие между природой и обществом. Однако оно постоянно нарушалось рабовладельческими войнами, а позднее кровавыми междоусобицами феода­лов. 

В целом этот период характеризуется более сущест­венными изменениями в природной среде. На его последней стадии осуществляются некоторые меры по предотвращению ухудшения природы и целенаправленному её преобразованию. [5; 11]

Переход к искусственному производству энергии снял оковы очередного естественного ограничения человече­ских возможностей в преобразовании природы. Энергетические установки стали вторым крупным звеном в опосредовании взаимодействия людей с природными условиями. Это событие вывело общество па путь промышленного развития и вошло в историю как промышленная револю­ция XVIII—XIX вв. Оно явилось по сути дела третьим этапом в истории взаимодействия общества и природы. [4]

Нарастая по типу цепной реакции, воздействие общества на природу во второй половине двадцатого века достигло глобальных масштабов. Вмешательство общества в ход природных процессов привело к тому, что теперь оно не может стихийно и бесконтрольно потреблять при­родные ресурсы, не считаясь с последствиями этого вме­шательства. Возникает объективная необходимость ра­ционально организовать и разумно контролировать ход естественных процессов и управлять ими. [16]

Взаимодействие природы и общества приобретает, таким образом, принципиально новые черты, вступает в новый, высший этап своего развития. На смену сти­хийному естественноисторическому процессу приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу. Этот (четвертый) этап взаимо­действия природы и общества В. И. Вернадский и на­звал «ноосферой». [11] Сущность этого понятия, как мы уже отметили, состоит в том, что на этом этапе общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек познаёт и правильно применяет её законы в интересах общественного прогресса. [12]

Вопрос 25. На первый взгляд общество начинается с человека, множества людей. На ранних стадиях общество понимали как совокупность людей. Но встает вопрос, что объединяет людей, что преобразует совокупность людей в особое целое – в общество?

Чтобы жить люди должны воссоздавать свою жизнь в полном объеме и содержании. Именно совместная деятельность по производству их жизни объединяет людей. Деятельность сложна, многообразна по видам и формам: ее суть заключается в сознательном, целесообразном преобразовании мира (цель – создание особого мира человека). Основой деятельности являются исторически сформировавшиеся культурные ценности, традиции, нормы. Важной характеристикой деятельности является то, что она связывает, образует устойчивые и динамические связи между различными сферами деятельности, эпохами, поколениями.

Эти связи в целом называют общественными отношениями, они формируют устойчивую систему – общество.

Общество возникает при взаимодействии 2 факторов:

1.        Деятельность (вносит динамизм в развитие)

2.        Общественные отношения – это результат предыдущей общественной деятельности и основа будущей (придают обществу определенную организацию, устойчивость).

Общественные отношения многообразны: выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические.Общество - в целом есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром. «Общество – это сам человек, в его общественных отношениях» (Маркс).

Сущность общества:

Представления о сущности общества начали появляться в философии древнего мира. Конфуций считал, что общество опирается на моральные нормы, имеющие «небесное происхождение».

По мнению Платона, главное в обществе (государстве) – установление, реализация идеи общественной справедливости, которая выражает действие в обществе закона космической гармонии. Необходимо приблизить существование общества к идее общественной справедливости, с помощью познания идеи разумного управления, выведения из нее законов государства.

Аристотелем была высказана мысль, что в основе существования общества лежит объединение людей для удовлетворения «социальных инстинктов». Это значит, что общество имеет естественное происхождение и является результатом деятельности и связей между людьми по поводу удовлетворения социальных потребностей.

Концептуальное оформление представления об обществе получили в XVII-XVIII в., в это время проблемы общества выделились в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль – социальная философия.

Вопрос 26. Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной системы («социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействия людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимали за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т. д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.

       Как бы там ни было, общество - это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой  по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, а само общество предстает как совокупность общественных отношений. Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности.

Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп) и их общественные отношения.

Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение) происходит в процессе соответствующей деятельности - созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность определяется теми или иными общественными отношениями.

Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия, как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявлению их творческих способностей

Можно выделить объективную и субъективную сторону общественного бытия. Объективная его сторона - это то, что существует вне и независимо от сознания и воли людей. К ней относятся условия природной среды, потребности людей в пище, жилище, продолжении рода и т.д., которые они не могут отменить, и которые заставляют их действовать в определенном направлении. Также к объективной стороне общественного бытия относится и то состояние материального производства, социальной структуры и политической системы общества, которое каждое новое поколение людей застает уже сложившимися.  Для него это объективная данность, в условиях которой оно вынуждено начинать свою общественную жизнь.

Субъективная сторонаобщественного бытия людей - это их сознание и воля. Сознание людей, будучи неотъемлемым свойством их общественной жизни, есть скорее не непосредственно общественное бытие в его, так сказать, предметном существовании, а его мысленное отражение - идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Философия"