Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы экзамена по дисциплине "Философия".
Единство, взаимосвязь качества и количества измеряется мерой. Постоянные изменения качества и количества, их соотношения (мера) характеризуют одну из сторон развития в виде перехода количественных изменений в качественные и наоборот. Их единство – это единство непрерывности и прерывности. Перерыв в непрерывности обозначается понятием «скачок» - переход от старого качества к новому. Он характеризует внутреннее содержание процесса развития. Скачок – является всеобщей формой развития. Это приводит к разнообразию скачков, которые бывают частными и общими. Первые связаны с изменением отдельных элементов, сторон и свойств, другие – с переходом всей системы в новое качественное состояние.
В общественном развитии выделяют такие виды скачков как эволюция и революция. Они взаимосвязаны, образуют противоречивое единство.
III. Закон отрицания отрицания. Выяснение источников движения и развития, раскрытие механизма не дают завершенного представления о развитии. Надо определить также его направленность. Основные понятия закона: Старое и новое. Понятие отрицания.
Говоря об определенных фрагментах действительности (природной или социальной) нельзя однозначно сказать: это только старое или только новое. Они представляют собой диалектическое единство. Новое – это преобразованное старое. Старое – для нового является основой развития. Замена старого новым обозначается понятием «отрицания», которое выражает определенный тип отношений между стадиями развивающегося объекта.
Диалектическое отрицание содержит в себе 2 момента: обязательное изменение старого качества вещи (системы) – негативный аспект и сохранение отдельных элементов, свойств, развитие их на новой основе – позитивный аспект. Главным в понимании отрицания является вопрос: может ли быть новое качество всегда только новым. В этой связи возникает идея беспрерывности развития, что находит отражение в отрицании отрицания. Новое качество в ходе развития отрицается более новым качеством. Таким образом, развитие как отрицание – это последовательность циклов, беспрерывность развития.
Новое никогда не может повторить старое, что и дает возможность образно сравнить развитие со спиралью, движение как бы повторяется, но на более высокой основе. Итак, закон отрицания отрицания, опираясь на два других закона, дает возможность наиболее конкретно и полно представить развитие, определить его направление тенденции, сознательно содействовать (или мешать) становлению нового
Вопрос 23. Природа в широком смысле – «весь мир в целом, все сущее», она же синоним научным и философским категориям «бытие», «Универсум», «реальность», «Вселенная», «космос». В узком смысле под природой понимают все, кроме социальных и духовных явлений. Кроме того, современные философы широко используют понятия «образ природы» и «картина природы», обозначающие систему представлений о природе.
Философия природы разрабатывает синтетическую концепцию взаимодействия человека и природы на основе бережного отношения к окружающей среде.
Естественная природа – сформировавшееся без сознательного вмешательства человека. А искусственная среда («вторая природа», «ноосфера» или «техносфера») – созданное (преобразованное) человеком с помощью собственных органов и искусственных орудий (техники). Такое деление обнаруживают еще в античности. При этом в естественной природе выделяются «естественные богатства», добываемые и используемые человеком.
Основные исторические этапы взаимодействия общества и природы:
1) мифологический или архаичный (природа одухотворена и признано ее господство над людьми);
2) натурфилософский или античный (природа неисчерпаемая кладовая знаний и множества явлений, опасных, полезных и просто интересных для человека);
3) теологический (природа – Божье творение и отношение к ней вид отношения ко Всевышнему);
4) научно-технический или индустриальный (человек владыка природы);
5) диалогический, или постиндустриальный, или коэволюционный (природа и человек должны взаимодействовать как партнеры ради совместного существования и безопасного развития – коэволюции).
Вопрос 24. Природная среда - естественное условие жизни общества. «История Земли и
история человечества - это две главы одного романа» - Герцен. Общество
является частью более обширного целого - природы. Человек живет на земле в
пределах тонкой ее оболочки - географической среды. Она есть зона обитания
человека и сфера приложения его сил. Географическая среда - это та часть
природы, которая составляет необходимое условие жизни общества, будучи
вовлеченной в процесс общего производства. Вне нее наша жизнь невозможна.
С самого возникновения человека общество изменяло окружающую природу,
и само менялось под ее воздействием. Воздействие общества на природу
обуславливается развитием материального производства, науки и техники,
общественных потребностей. При этом происходит расширение рамок
географической среды, накопление новых свойств, все более отдаляющих ее от
девственного состояния. Если лишить современную географическую среду ее
свойств, созданных трудом многих поколений, и поставить современное
общество в исходные природные условия, то оно не сможет существовать.
В свою очередь и географическая среда влияет на развитие общества.
Географическая среда оказывает влияние на хозяйственную специализацию стран
и районов. Так, в условиях тундры население занимается оленеводством, а в
субтропиках - разведением цитрусовых. Влияние географической среды на
общество - явление историческое: чем глубже в глубь веков, чем слабее силы
общества, тем больше его зависимость от географической среды.
Экология - наука, изучающая закономерности взаимодействия живого с
внешними условиями его обитания с целью поддержания динамического
равновесия системы “общество-природа”.
Человек, превращая все большую часть природы в среду своего обитания,
расширяет границы своей свободы по отношению к природе, что должно
обострять в нем чувство ответственности за преобразующее воздействие на
нее. Здесь находит отражение общефилософский принцип: “чем полнее свобода,
тем выше ответственность”.
В настоящее время глобальность экологических проблем требует от
человека иного способа мышления, новой формы самосознания - Экологического
сознания. Это, прежде всего, означает, что человечество должно осознать
себя как единое целое в своем отношении к природе. Самое первое и главное
условие сохранение равновесия и гармонии с природой - это разумное
сосуществование людей друг с другом. Необходимо соединить усилия всех
людей, всего человечества в решениях этих проблем. В современном обществе
потребления решение экологических проблем невозможно...
мы можем отметить следующие основные этапы эволюции взаимодействия природы и общества.
Первый этап характеризуется непосредственным присвоением людьми готовых продуктов природы с помощью самых примитивных орудий труда и форм производства: собирательство, охота, рыболовство и т. д. Основными средствами труда были: лук, каменный нож, лодка и др. Изменение природы происходило стихийно, лишь в силу самого факта борьбы человека за существование. Во взаимодействии между обществом и природой влияние последней на той ранней ступени развития было преобладающим. Особенности природной среды имели решающее значение для существования и развития людей. [5]
Крупнейшим завоеванием этого периода, подготовившим переход к следующему, были: овладение огнем, отбор некоторых ценных для человека растений и животных.
Первый этап взаимодействия природы и общества по времени охватывает историю первобытнообщинного строя. В развитии производительных сил этого общества решающим шагом явилась смена каменного века веком металлическим. Использование различных самородных металлов сыграло важную роль в переходе более активным формам воздействия на природу. [5]
Но подлинным переворотом в развитии производительных сил этого общества следует считать возникновение выплавки рудно
Но уже на этом этапе взаимодействия природы и общества наметились первые признаки нарушения «гармонии» между ними.
Таким образом, первый этап взаимодействия природы и общества можно охарактеризовать как стихийный процесс пассивного в основном приспособления человека природной среде, как постепенный переход к более активному и сознательному использованию природных ресурсов. [6].
Второй этап взаимодействия, общества и природы связан с дальнейшим развитием производительных сил. У одних народов интенсивнее развивалось земледелие, у других – скотоводство. Это и ознаменовало первое крупное общественное разделение труда — отделение скотоводства от земледелия. Вслед за этим возникло второе крупное разделение труда — отделение ремесла от земледелия, послужившее толчком к развитию обмена, возникновению частной собственности и классов эксплуататоров и эксплуатируемых.
По времени второй этап охватывает историю рабовладельческой и феодальной общественно-экономических формаций. [5]
Труд непосредственных производителей создавал своеобразное равновесие между природой и обществом. Однако оно постоянно нарушалось рабовладельческими войнами, а позднее кровавыми междоусобицами феодалов.
В целом этот период характеризуется более существенными изменениями в природной среде. На его последней стадии осуществляются некоторые меры по предотвращению ухудшения природы и целенаправленному её преобразованию. [5; 11]
Переход к искусственному производству энергии снял оковы очередного естественного ограничения человеческих возможностей в преобразовании природы. Энергетические установки стали вторым крупным звеном в опосредовании взаимодействия людей с природными условиями. Это событие вывело общество па путь промышленного развития и вошло в историю как промышленная революция XVIII—XIX вв. Оно явилось по сути дела третьим этапом в истории взаимодействия общества и природы. [4]
Нарастая по типу цепной реакции, воздействие общества на природу во второй половине двадцатого века достигло глобальных масштабов. Вмешательство общества в ход природных процессов привело к тому, что теперь оно не может стихийно и бесконтрольно потреблять природные ресурсы, не считаясь с последствиями этого вмешательства. Возникает объективная необходимость рационально организовать и разумно контролировать ход естественных процессов и управлять ими. [16]
Взаимодействие природы и общества приобретает, таким образом, принципиально новые черты, вступает в новый, высший этап своего развития. На смену стихийному естественноисторическому процессу приходит сознательная и планомерная организация воздействия общества на природу. Этот (четвертый) этап взаимодействия природы и общества В. И. Вернадский и назвал «ноосферой». [11] Сущность этого понятия, как мы уже отметили, состоит в том, что на этом этапе общество обретает реальную возможность осуществить сознательное регулирование и контроль над обменом веществ с природой. Человек познаёт и правильно применяет её законы в интересах общественного прогресса. [12]
Вопрос 25. На первый взгляд общество начинается с человека, множества людей. На ранних стадиях общество понимали как совокупность людей. Но встает вопрос, что объединяет людей, что преобразует совокупность людей в особое целое – в общество?
Чтобы жить люди должны воссоздавать свою жизнь в полном объеме и содержании. Именно совместная деятельность по производству их жизни объединяет людей. Деятельность сложна, многообразна по видам и формам: ее суть заключается в сознательном, целесообразном преобразовании мира (цель – создание особого мира человека). Основой деятельности являются исторически сформировавшиеся культурные ценности, традиции, нормы. Важной характеристикой деятельности является то, что она связывает, образует устойчивые и динамические связи между различными сферами деятельности, эпохами, поколениями.
Эти связи в целом называют общественными отношениями, они формируют устойчивую систему – общество.
Общество возникает при взаимодействии 2 факторов:
1. Деятельность (вносит динамизм в развитие)
2. Общественные отношения – это результат предыдущей общественной деятельности и основа будущей (придают обществу определенную организацию, устойчивость).
Общественные отношения многообразны: выделяют экономические, социально-политические, правовые, нравственные, эстетические.Общество - в целом есть динамическая, исторически саморазвивающаяся система общественных отношений между людьми, между человеком и миром. «Общество – это сам человек, в его общественных отношениях» (Маркс).
Сущность общества:
Представления о сущности общества начали появляться в философии древнего мира. Конфуций считал, что общество опирается на моральные нормы, имеющие «небесное происхождение».
По мнению Платона, главное в обществе (государстве) – установление, реализация идеи общественной справедливости, которая выражает действие в обществе закона космической гармонии. Необходимо приблизить существование общества к идее общественной справедливости, с помощью познания идеи разумного управления, выведения из нее законов государства.
Аристотелем была высказана мысль, что в основе существования общества лежит объединение людей для удовлетворения «социальных инстинктов». Это значит, что общество имеет естественное происхождение и является результатом деятельности и связей между людьми по поводу удовлетворения социальных потребностей.
Концептуальное оформление представления об обществе получили в XVII-XVIII в., в это время проблемы общества выделились в самостоятельный предмет исследования, сформировалась особая отрасль – социальная философия.
Вопрос 26. Представители разных направлений социальной философии исходят из понимания общества как определенной системы («социального организма»). Рассматривая общество как систему взаимодействия людей, они расходятся в понимании основ этого. Одни принимали за основу духовные начала деятельности и поведения людей (сознание, духовные потребности, духовные ценности и т. д.), другие видят эту основу в материальных потребностях и материальных условиях общественной жизни.
Как бы там ни было, общество - это, прежде всего, совместная жизнь многих людей, активно взаимодействующих между собой по поводу удовлетворения своих жизненно необходимых потребностей. В результате между ними складываются определенные отношения, касающиеся средств и способов удовлетворения их потребностей, исходя из существующих условий жизни. Со временем данные отношения приобретают устойчивый характер, а само общество предстает как совокупность общественных отношений. Эти отношения носят во многом объективный характер, поскольку возникают на основе объективных потребностей людей и объективных условий их существования. Они развиваются вместе с развитием условий их жизни и деятельности.
Таким образом, в качестве системообразующих факторов существования и развития общества выступают деятельность людей (социальных групп) и их общественные отношения.
Все, что существует в обществе (производство материальных и духовных ценностей, созидание необходимых условий жизни людей, равно как и их разрушение) происходит в процессе соответствующей деятельности - созидательной или же разрушительной. В этом смысле деятельность выступает как основа всего социального и специфический способ его существования. При этом любая деятельность определяется теми или иными общественными отношениями.
Деятельность людей и их общественные отношения составляют основное содержание их общественного бытия, как реального процесса их общественной жизни. Речь идет об их производственной, семейно-бытовой, политической, правовой, эстетической, религиозной и других видах деятельности и соответствующих им общественных отношениях. Значение всех этих факторов определяется тем, насколько они способствуют удовлетворению разнообразных потребностей людей, созданию условий для их развития, проявлению их творческих способностей
Можно выделить объективную и субъект
Субъективная сторонаобщественного бытия людей - это их сознание и воля. Сознание людей, будучи неотъемлемым свойством их общественной жизни, есть скорее не непосредственно общественное бытие в его, так сказать, предметном существовании, а его мысленное отражение - идеальная копия, выраженная в образах и представлениях людей, их взглядах и теориях о явлениях и процессах общественной жизни.