Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 09:49, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы экзамена по дисциплине "Философия".
Иррационалистические тенденции в той или иной мере присущи таким философам, как Шопенгауэр, Ницше, Шеллинг
Философия жизни — философское течение, получившее основное развитие в конце XIX — начале XX веков. В рамках этого направления взамен таких традиционных понятий философской онтологии, как «бытие», «разум», «материя», в качестве исходного выдвигается «жизнь» как интуитивно постигаемая целостная действительность. Стала реакцией на зарождающийся кризис сциентистских ценностей и попыткой преодоления связанного с этим нигилизма, построения и обоснования новых духовно-практических ориентиров.
Предшественником философии жизни считается Артур Шопенгауэр.
Представители: Ницше, Клагес,
Психоана́лиз (нем. Psychoanaly
Основные положения психоанализа заключаются в следующем:
1. человеческое поведение, опыт и познание во многом определены внутренними и иррациональными влечениями;
2. эти влечения преимущественно бессознательны;
3. попытки осознания этих влечений приводят к психологическому сопротивлению в форме защитных механизмов;
4. помимо структуры личности, индивидуальное развитие определяется событиями раннего детства;
5. конфликты между осознанным восприятием реальности и бессознательным (вытесненным) материалом могут приводить к ментальным нарушениям, таким как невроз, невротические черты характера, страх, депрессия, и т. д.;
6. освобождение от влияния бессознательного материала может быть достигнуто через его осознание (например, при соответствующей профессиональной поддержке[1]).
Современный психоанализ в широком смысле — это более 20 концепций психического развития человека. Подходы к психоаналитическому терапевтическому лечению различаются столь же сильно, как и сами теории. Термин также обозначает метод исследования детского развития.
Классический психоанализ Фрейда обозначает специфический тип терапии, при котором «анализант» (аналитический пациент) вербализует мысли, включая свободные ассоциации, фантазии и сны, на основании чего аналитик пытается сделать заключение о бессознательных конфликтах, являющихся причинами симптомов и проблем характера пациента, и интерпретирует их для пациента, для нахождения пути разрешения проблем. Специфика психоаналитических интервенций как правило включает конфронтацию и разъяснение патологических защит и желаний пациента.
Теория критиковалась и критикуется с различных точек зрения[2][3][4], вплоть до утверждения, что психоанализ являетсяпсевдонаукой[5][6][7][
Экзистенциализм — это философия существования, причем под существованием понимается внутреннее бытие человека, его переживания, его страсти и настроения и т.д Идеи экзистенциализма восходит к воззрению датского философа С. Кьеркегора и философии жизни. Само же их зарождение произошло в России после поражения революции 1905- 1907 годов. В работах Н. А. Бердяева, примкнувшего в дальнейшем к религиозному экзистенциализму.(Шестов). После I мировой войны экзистенциализм получил развитие в Германии. (представители: К. Ясперс, М. Хайдеггер)
Внутри экзистенциализма существует два основных направления: 1- атеистическое(М. Хайдеггер, Ж.П. Сартр) 2- религиозное (Ясперс, Бердяев, Шестов).
Экзистенциализм провозглашает активность человека, его свободу. Особое место в экзистенциализме занимает проблема поиска смысла жизни, постижения ее сущности, которая раскрывается только после наступления смерти,
Вопрос 13. Классический позитивизм (от латинского «positivus» - положительный, середина XIX в., Конт, Милль, Спенсер и др.): подлинное знание лишь в конкретных (эмпирически проверяемых) науках - естествознании, а философия должна помогать систематизации этих знаний. Основатель ‑ Огюст Конт (1798-1857 гг.) придумал название и сформулировал основные теоретические положения. Выделил 3 этапа умственного развития человечества (теологический, метафизический и естественнонаучный) и 3 стадии технического развития (традиционное общество, доиндустриальное и индустриальное). Научный метод позитивизма – выдвижение и проверка гипотез наблюдениями, экспериментами, индуктивными выведениями (обобщениями). При этом картина мира должна быть системной, показывать, как все происходит, а не объяснять, почему.
Эмпириокритицизм (начало XX в., Авенариус, Мах и др.): знание синтез психических феноменов («элементов опыта», «комплексов ощущений»), синтезируя опыт ‑ следует избавляться от абстракций, не имеющих опытных прообразов, и добиваться максимальной лаконичности изложения. Все научные законы ‑ продукты ума, в которых нельзя отличить объективное от субъективного.
Неопозитивизм, он же логический позитивизм (середина XX в., Карнап, Нейрат, Франк и др.): описывание типичных, формально логических и лингвистических структур науки. Верификация (проверка) гипотез ‑ только основанное на экспериментально проверенных фактах уместно в науке. Конвенционализм: все доктрины – результат соглашений научных мэтров. Неопозитивисты большое внимание уделяли совершенствованию научной символики и научного языка – надеясь таким образом избавиться от иллюзорных философских проблем.
Постпозитивизм, он же критический рационализм (вторая половина XX в., Поппер, Рассел, Кун и др.): изучение динамики научного знания и влияния на него всех факторов. Принцип фальсификации Поппера: правдоподобно то, что в принципе опровергаемо, но не опровергнуто фактами. «Парадигма» Куна: идея или небольшой комплекс идей (метод или стиль познания) всегда предопределяет правдоподобность всех истин данной эпохи. Науку развивают дискуссии, а невозможность абсолютных истин предполагает плюрализм мнений и множественность теорий.
Вопрос 14. КАТЕГОРИИ БЫТИЯ, ЕЁ СМЫСЛ И СПЕЦИФИКА
БЫТИЕ - философская категория, обозначающая прежде всего существование, бытие в мире, данное бытие (например, в предложении: «Я есть» сообщается о бытии данного субъекта).
Необходимо проводить особое различие между реальным и идеальным бытием. Реальное бытие часто называют существо-ванием, идеальное - сущностью. Реальное бытие - то, что сооб-щает вещам, процессам, личностям, действиям и т. д. их реаль-ность; оно имеет пространственно-временной характер, оно ин-дивидуально, неповторимо; идеальное бытие (в смысле идеи) лишено временного, действительного, опытного характера, ему не свойственно быть фактом; оно является строго неизменным (застывшим), существующим вечно. Идеальным бытием в этом смысле обладают ценности, идеи, математические и логические понятия. Платон видит в нем истинное, собственно «реальное» бытие. От бытия во всеобщем смысле отличают определенное бытие. В противовес многообразию всего изменяющегося, нахо-дящегося в становлении, бытием называют постоянное, пребы-вающее, тождественное во всем. В противоположность «види-мости», которая часто понимается как «производное» от бытия, бытие считается истинным.
Согласно элеатам (философская школа в Древней Греции), никакого становления нет, есть только бытие, неизменное, непре-ходящее, единое, вечное, неподвижное, постоянное, неделимое, тождественное самому себе; для Гераклита, напротив, не сущест-вует никакого застывшего бытия, а есть только постоянно изме-няющееся становление. Для метафизиков «истинное» бытие за-ключено в трансцендентном, в вещи в себе.
Бытием, наконец, называют совокупность всего сущего, мир в целом. В этом случае бытие является: 1) или всеобъемлю-щим понятием, наиболее широким по своему объему (поскольку оно охватывает любое отдельное бытие), но по своему содержа-нию беднейшим, поскольку оно не обладает никаким другим признаком, кроме признака «существования»; 2) или совершенно противоположным понятием; в этом случае оно простирается только на одну вещь, всеединство, и его содержание поэтому бесконечно; оно обладает всеми признаками, которые только возможны.
В теологическом мышлении Бог является вечным творцом этого бытия, в метафизически-идеалистическом мышлении бы-тием объявляется дух, в материалистическом - материя, в энер-гетическом - энергия.
Согласно современной онтологии, бытие - это идентичное во всем многообразии сущего. В другом понимании, бытие (to onthaon), согласно формуле Аристотеля, и есть «сущее, поскольку оно является сущим», или сущее как таковое в его характеристи-ке как сущего, следовательно, до его расчленения на отдельные вещи или предметы.
Различают два способа бытия - реальность и идеальность, а в них три вида (модуса) бытия - возможность, действительность и необходимость. Говорят также и о «слоях бытия».
По словам Н. Хартмана, «бытие - это последнее, о чем еще допустимо спрашивать, <и что, следовательно,> никогда не мо-жет быть определено, <поскольку> определять можно, только используя в качестве основы что-то другое, что находится позади искомого».
Согласно Хайдеггеру, бытие возникает из отрицательности ничто, в то время как ничто позволяет сущему «погружаться», - благодаря этому раскрывается бытие. Для того чтобы раскрыться, бытие нуждается в том сущем, которое называется существова-нием. Бытие - «просека», которая открывает тайну сущего, дела-ет его понятным. В этой функции раскрытия тайны и состоит, со-гласно Хайдеггеру, «смысл бытия». Подобный смысл может про-являться только в «наличности» человеческого существования, то есть в раскрытии существования благодаря настроениям. Смысл же существования заключается в том, чтобы позволить обнару-жить бытие как «просеку» всего сущего. «Как же быть, если от-сутствие принадлежности бытия к человеческой сущности и нев-нимательное отношение к этому отсутствию все более определя-ют современный мир? Как быть, если отвержение бытия человек все более переносит на сущее, так что он почти расстается с мыс-лью о принадлежности бытия к его (человека) сущности и на са-му эту заброшенность пытается тут же набросить флер? Что де-лать, если все служит знаком того, что в будущем еще более ре-шительно будет утверждаться эта покинутость со всем невнима-тельным к ней отношением?»
У Сартра бытие является чистым, логическим тождеством с самим собой; по отношению к человеку это тождество выступает как «бытие-в-себе», как подавленная, отвратительная умерен-ность и самодовольство. В качестве существования бытие теряет значительность, и переносить его можно лишь благодаря тому, что оно включает в себя ничто.
С точки зрения современных онтологических учений, бы-тие впервые становится метафизической (философской) пробле-мой только там и тогда, где в разговоре употребляется связка (вспомогательное слово) «есть». В древних языках связки могло и не быть, а такое выражение, как «hie leo» («здесь лев»), было вполне понятно, заменяя выражение «здесь есть лев» (подобные случаи еще и сегодня довольно часто встречаются в славянских и других языках). Вопрос о том, что же означает то, что «есть» вещь, находящаяся перед глазами или имеющая место быть в ка-честве осознанной, не ставился.
«Бытие» - фундаментальное понятие, которое многие мыслители считают основанием философии. При этом издавна в него вкладывался различный смысл; вокруг «бытия» и учения о бытии (онтологии) всегда велись и до сих пор ведутся острые философские дискуссии. При рассмотрении бытия мысль дости-гает предела обобщенности, абстрагирования от единичного, ча-стного, преходящего. В то же время философское осмысление бытия подводит к сокровенным глубинам человеческой жизни, к тем коренным вопросам, которые человек способен ставить перед собой в минуты высочайшего напряжения духовно-нравственных сил.
Быть или вовсе не быть - вот здесь
Разрешение вопроса
Онтология (от греческого «οντολογια») – учение о существующем, бытии вообще. В качестве самостоятельного раздела философии ее ввел Х. Вольф (1730 г.). Здесь изучается: бытие-небытие, сущее, сущность, субстанция, реальность, материя, движение, развитие, пространство, время, качество, количество, мера, первоэлементы («элементарные частицы»). Цель ‑ поиск начала (начал), объединяющего(их) все вещи. Кроме того, относительно каждой вещи выясняется: что, где, когда, почему и откуда?
Основные виды бытия: материя (независимое от человека и отражаемое им) и дух-идея (субъективная реальность). Основные формы бытия: 1) бытие вещей (онтология природы), 2) бытие человека (онтология человека), 3) бытие духовного или идеального (онтология культуры), 4) бытие социального (онтология общества).
Для марксистов основной вопрос философии: Что первично бытие (материя) или сознание (идея)? Отвечающие «материя» считаются материалистами, а «идея, дух, сознание» – идеалистами. Есть и такие мыслители, для которых важнейшая проблема: соотношение бытия и небытия: для одних бытие вечно, ибо «из ничего ничего не бывает»; для других «все из ничего, бытие иллюзорно» или же «чистое ничто – начало мира».
Предельно общим признаком категории "бытия" является существование, присущее любым вещам, явлениям, процессам, состояниям действительности. Однако даже простая констатация наличия чего бы то ни было влечет за собой новые вопросы, важнейшие из которых касаются первопричин бытия, наличия или отсутствия единой, общей первоосновы всего сущего.
В истории философии для обозначения такой первоосновы, которая не нуждается для своего существования ни в чем, кроме самой себя, используется предельно широкая категория "субстанция" (в переводе с латинского - сущность; то, что лежит в основе). Субстанция предстает и как естественное, "физическое" основание бытия, и как его сверхприродное, "метафизическое" начало.
Представители первых философских школ в качестве первоосновы понимали вещество, из которого состоят все вещи. Как правило, дело сводилось к общепринятым тогда первостихиям: земле, воде, огню, воздуху или мысленным конструкциям, первопричинам -алейрону, атомам. Позже понятие субстанции расширилось до некоего предельного основания - постоянного, относительно устойчивого и существующего независимо отчего бы то ни было, к которому сводилось все многообразие и изменчивость воспринимаемого мира. Такими основаниями в философии по большей части выступали материя, бог, сознание, идея, флогистон, эфир и т.д. К теоретическим характеристикам субстанции относятся: самодетерминация (определяет самое себя, несотворима и неуничтожима), универсальность (обозначает устойчивую, постоянную и абсолютную, ни от чего не зависимую первооснову), каузальность (включает в себя всеобщую причинную обусловленность всех явлений), монистичность (предполагает единую первооснову), целостность (указывает на единство сущности и существования).
Различные философские учения по-разному используют идею субстанции, в зависимости оттого, как они отвечают на вопрос о единстве мира и его происхождении. Те из них, которые исходят из приоритета одной какой-то субстанции, и, опираясь на нее, выстраивают всю остальную картину мира, в многообразии его вещей и явлений, получили название "философский монизм". Если в качестве первоосновы берутся две субстанции, то такая философская позиция называется дуализмом, если более двух - плюрализмом.
С точки зрения современных научных представлений о происхождении и сущности мира, а также борьбы различных, наиболее значимых в истории философии взглядов на проблему первоосновы следует выделить два наиболее распространенных подхода к пониманию природы субстанции - материалистический и идеалистический.
Первый подход, характеризуемый как материалистический монизм, полагает, что мир един и неделим, он изначально материален, и именно материальность лежит в основе его единства. Дух, сознание, идеальное в этих концепциях не обладают субстанциональной природой и выводятся из материального как его свойства и проявления. Такие подходы в наиболее развитом виде характерны для представителей материализма европейского Просвещения XVIII в., К. Маркса и его последователей.
Идеалистический монизм, наоборот, признает материю производной от чего-то идеального, обладающего вечным существованием, неуничтожимостью и первоосновой любого бытия. При этом выделяются объективно-идеалистический монизм (например, у Платона первоосновой бытия являются вечные идеи, в средневековой философии - бог, у Гегеля - несотворимая и саморазвивающаяся "абсолютная идея") и субъективно-идеалистический монизм (философское учение Д. Беркли).
Понятие "материя" является одной из наиболее фундаментальных философских категорий. Оно встречается впервые в философии Платона. Термин "материя" имеет немало определений. Аристотель трактовал ее как чистую возможность, вместилище форм. Р. Декарт главным ее атрибутом и неотъемлемым свойством считал протяженность. Г.В. Лейбниц доказывал, что протяженность есть только второстепенный признак материи, вытекающий из главного - силы. Механическое мировоззрение устранило все атрибуты материи, кроме массы. Оно выводило все явления из движения и полагало, что движение не может свершаться без двигающегося, а последнее и есть материя.
Наконец, энергетическое мировоззрение объясняет все явления из понятия энергии, совершенно обходясь без понятия вещества. В новейшей физике "материя" - обозначение некоторой особой точки поля. В материалистической философии "материя" является краеугольным понятием; в разных школах материализма она принимает различные значения.
Материя (от латинского «materia» ‑ вещество) – философская категория, обозначающая субстанцию (носитель всех свойств), первоначало по отношению к сознанию. Причем классические философы считают ее реально существующей и неизменной при любых переменах составленных из материи вещей, а постклассические – как правило, мнимой, воображаемой, относительной и изменчивой.
Отечественные философы, как правило, полагают, что материя сама по себе чисто научная абстракция, а реально существуют лишь конкретные вещи – многочисленные разновидности материи, свойства которых известны только через ощущения.
Обычно основные характеристики материи таковы: несотворенная, бесконечная, сложно организованная (структурно многоуровневая), движущаяся в пространстве и переменчивая во времени, осознаваемая.
Эволюция понятия «материя»:
1) вещь, вещественное начало мира, совокупность первоэлементов: огонь, вода, земля, воздух, атомы, идеи (древние греки);
2) носитель свойств: телесности, силы-энергии, инертности-массы, протяженности, плотности, неделимости, непроницаемости и т.д. (рационалисты-
3) объективная реальность, данная в ощущениях (марксизм-ленинизм);
4) общее название для всех видов вещества или же фикция, удобная для обозначения всех источников ощущений (современная философия и наука).
Особо важную роль в науке сыграло учение Левкиппа, Демокрита, Эпикура и Лукреция об атомах – первокирпичках всего сущего. Атомарное строение мира – в основе многих научных законов и их объяснений современности.
Материальный мир сложно организован. Обычно его группируют в классы: физический, химический, биологический, социальный. При этом выявляют: 1) единство структурного элемента (материального носителя), 2) однотипные (типовые) взаимосвязи, 3) соотношение между более развитыми и менее развитыми формами (от низшего к высшему, от простого к сложному).
В неживой природе иерархия структур (их соподчинение, оно же укрупнение или усложнение) по схеме: вакуум - элементарные частицы - атомы - молекулы - макротела (твердые, жидкие, газообразные) - планеты - звезды - галактики - метагалактики. В живой уровни таковы: протоплазма - клетка - организм (особь) - вид (популяция) - биоценоз - биогеоценоз (экосистема). Специфический вид материальной системы ‑ человеческое общество. Его подсистемы: семья - классы - нации и др.
Динамику бытия раскрывают категории «движение», «развитие» и «покой». Они же называются «атрибутами материи», то есть ее неотъемлемыми свойствами.