Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2014 в 11:43, шпаргалка
Предмет философии права. Современные дискуссии по этому вопросу.
Соотношение философии права и теории государства и права.
И. Кант: виды свободы и границы правового регулирования поведения людей.
ФИЛОСОФИЯ ПРАВА ОТВЕТЫ К ЗАЧЕТУ
1. Предмет философии права. Современные дискуссии по этому вопросу.
Философия права занимается исследованием смысла права, его сущности и понятия, его оснований и места в мире, его ценности и значимости, его роли в жизни человека, общества и государства, в судьбах народов и человечества.
Правовая тематика, как известно, изучается всей юридической наукой, предметом которой является так называемое позитивное (положительное) право. При этом для традиционных юридических дисциплин (от теории государства и права до отраслевых наук) официально-властная данность позитивного права выступает в качестве высшего авторитета в вопросе о том, что есть право в данное время и в данном месте. Необходимость и важность как официально-властного установления действующего права, так и его изучения методами и средствами юриспруденции (юридико-аналитическая обработка нормативного материала, его комментирование, систематизация и классификация, разработка вопросов законодательства и правоприменения, юридической техники и т. д.) очевидны и общепризнанны. Все это имеет большое практическое и научное значение.
Но вне сферы юридико-аналитического подхода к позитивному праву (т. е. того, что традиционно именуется "юридической догматикой") остается целый ряд проблем общетеоретического, философского профиля, которые входят в предметную область философии права.
Официально-властный авторитет, которым установлено позитивное право, — это, конечно, существенный факт, значимый не только для практики, но и для любой теории. И с этим обстоятельством считается не только юридическая догматика, но и любая философия права.
Однако уже на уровне обыденного сознания (при всей его законопослушности и почтении к властям) очевидно, что одно дело — авторитет законодателя и совсем другое дело — разумность, правильность, справедливость самого закона, которым регламентируются все основные стороны жизни человека, его права и обязанности.
По своей разумной природе человек живет и действует (пусть и ошибаясь) в определенным образом осознаваемом (и "пропущенном" через сознание) и осмысленном мире, и это относится к числу фундаментальных свойств человеческого бытия, ориентации и деятельности в мире. Человеческий способ бытия включает в себя уразумение, осмысление, понимание этого бытия, себя и всего остального мира, себя в мире и мира в себе.
Так же в принципе обстоит дело во взаимоотношениях человека с миром права. Он подвергает все правовые данности, в том числе и официально-властную данность позитивного права, сомнениям, проверкам, суждениям и оценкам своего разума — обыденного, теоретического, философского.
Это испытание позитивного права на разумность, справедливость, истинность, подлинность, правильность и т. д., хотя и обладает тем или иным критическим потенциалом в отношении к позитивному праву, продиктовано, однако, не придирками к властям и их установлениям, а фундаментальными свойствами и проблемами общественного бытия человека, потребностями познания природы и смысла права, его места и значения в совместной жизни людей.
Цель разума — истина, и философия права занята поисками истины о праве.
С точки зрения позитивного права, вся истина о праве дана в самом позитивном праве, под которым имеются в виду все властно признанные источники действующего права (законы, подзаконные акты, санкционированное обычное право, судебные прецеденты и т. д.), все официальные установления, наделенные законной силой, т. е. обобщенно говоря, — закон.
Такой подход к праву, сводящий право вообще к позитивному праву, т. е. отождествляющий право и закон, характерен для юридической догматики и представлен в различных вариантах юридического позитивизма и легизма (от lex — закон). Здесь, следовательно, истина о праве исчерпывается волей законодателя, мнением и позицией официально-властного установителя позитивного права.
Основной смысл этих и подобных вопросов в теоретически концентрированном виде можно сформулировать в виде проблемы различения и соотношения права и закона, которая имеет определяющее значение для любого теоретически последовательного правопонимания и обозначает предметную область философии права.
Без той или иной концепции такого различения права и закона мы в своем правопонимании неизбежно остаемся в одномерной плоскости властно данного позитивного права, т. е. по сути дела — в рамках официального закона, в границах позитивистского законоведения и легизма.
Прошлые и современные философские учения о праве включают в себя тот или иной вариант различения права и закона, что собственно и определяет философско-правовой профиль соответствующего подхода. Речь при этом идет о различных формулировках такого различения, в частности, о различении права по природе и права по человеческому установлению, права естественного и права волеустановленного, справедливости и закона, естественного права и человеческого права, естественного права и позитивного права (сам термин "позитивное право" возник в средневековой юриспруденции), разумного права и позитивного права, философского права и позитивного права, правильного права и позитивного права и т. д.
За этим терминологическим разнообразием по сути дела лежит то, что в теоретически обобщенной и генерализированной форме мы обозначаем как право и закон, их различение и соотношение1.
Ведь именно наличие момента такого внутреннего единства оправдывает объединение внешне разноликих учений под общим названием "философия права" и дает содержательное основание для их понимания и толкования в качестве той или иной концепции именно философии права, понимаемой не в виде случайного набора и конгломерата разнородных воззрений, а как предметно определенной и внутренне единой дисциплины (научной и учебной).
Та или иная концепция правопонимания (в русле определенного варианта различения и соотношения права и закона) в предметно развитом и содержательно развернутом виде охватывает весь мир права, все правовое в его сущностно-понятийном единстве, во всех его определениях и реальных проявлениях.
Бытие права в человеческом мире подразумевает и включает в себя правовую определенность и упорядоченность мира человеческого бытия, правовое понимание и правовой подход к основным отношениям, формам, институтам и установлениям в общественной жизни людей.
Этот правовой подход (правовое понимание, толкование, характеристика, оценка и т. д.) распространяется и на такой основополагающий институт общественной жизни людей, как государство. Поэтому в предметную область философии права традиционно включаются проблемы философского исследования государства, тематика философии государства.
Это обусловлено уже тем, что государство устанавливает, поддерживает и проводит в жизнь закон, нормы позитивного права, обеспечивает их общеобязательность возможностью применения соответствующего государственного принуждения. Но в поле философско-правового интереса, помимо законодательной, законно-защитной и иной деятельности государства, находится и целый ряд других проблем, в числе которых: право и государство, человек — общество — государство, правовые формы осуществления функций государства, правовая организация самого государства, государство как правовой институт, правовое государство как реализация идеи господства права и т. д.
Различение и соотношение права и закона и представляет собой ту предметную сферу и теоретическое пространство, в рамках которого вся эта проблематика правопонимания (от понятия права до правового понимания закона и государства) может быть адекватно осмыслена и содержательно развернута в виде последовательного философско-правового учения.
Смысл сказанного можно резюмировать следующим образом: предметом философии права является право в его различении и соотношении с законом.
2. Соотношение философии права и теории государства и права.
Философы превратили философию
права в придаток философии, и вместо того,
чтобы строить представление о праве и
государстве, исходя из явлений действительности,
открывающейся при изучении государственного
устройства и государственного управления,
содержания норм права и их осуществления
при применении, философы хотят навязать
правоведению свои представления, построенные
вне всякого соприкосновения с данными
действительной государственной и правовой
жизни"*(49).
В настоящее время острота спора о принадлежности
философии права, так же, как и социологии
права, уменьшилась. Этими науками и дисциплинами
занимаются в основном юристы. Однако
для ряда философов и социологов вопрос
остается все еще открытым.
Говоря о соотношении теории государства
и права и философии права, следует заметить,
что они органически сочетаются друг с
другом, взаимно дополняют друг друга,
но, вместе с тем, они не взаимозаменяют
друг друга. Ибо, если теория государства
и права занимается выявлением и изучением
общих закономерностей развития государства
и права, то философия права имеет дело
в основном с процессом познания и объяснения
сути правовой материи, с процессом изучения
и философского объяснения правового
бытия.
Предмет философии права, отмечает в связи
с этим Д.А. Керимов, можно охарактеризовать
как разработку логики, диалектики и теории
познания правового бытия. Философию права,
утверждает Ю.Г. Ершов, следует рассматривать
как науку о познавательных ценностных
и социальных основах права. Философия
права, по мнению С.С. Алексеева, выступает
как научная дисциплина, призванная "дать
мировоззренческое объяснение права,
его смысла и предназначения, обосновать
его под углом зрения сути человеческого
бытия, существующей в ней системы
ценностей".
Теория государства и права находится
в тесной связи со сравнительным правоведением.
В отечественной юриспруденции сравнительное
правоведение длительное время находилось
на периферии научных исследований и юридического
образования. В западноевропейских университетах
эта дисциплина изучается и преподается
уже более ста пятидесяти лет.
Объектом исследования сравнительного
правоведения являются правовые системы
разных стран и народов. Предметом изучения
данной отрасли знаний и учебной дисциплины
является "общее и особенное в различных
правовых массивах и системах, сферы и
аспекты их динамичного соотношения между
собой".
Появление и развитие сравнительного
правоведения - явление такое же естественное
и неизбежное на определенной стадии развития
общества и государства, как и зарождение
национального права. Оно обусловлено
многими факторами, но наиболее важными
из них являются расширение и углубление
между различными странами и народами
экономических, торговых и иных связей,
требующих профессионального знания правовой
системы не только своей страны, но и других
стран, а также унификации механизмов
правового регулирования.
Жизнь народов, писал Р. Иеринг во второй половине XIX в., в период интенсивного развития связей между разными странами "не есть изолированное стояние друг подле друга". Как и "жизнь отдельных личностей в государстве" она - "есть общение, система взаимных соприкосновений и влияний - дружественных и враждебных, отдача и присвоение, заимствование и сообщение, короче - громадный обмен, охватывающий все стороны человеческого бытия". И это касается не только материального мира, но и духовного, правового.
В процессе такого общения и
обмена информацией возникает реальная
возможность не только оценить преимущества
и недостатки правовых систем других стран,
но и сквозь призму этих систем по-новому
взглянуть на свою собственную правовую
систему, увидеть все ее плюсы и минусы,
перенять все лучшее, что есть в правовых
системах других стран.
Преуспевание любого народа, точно так
же, как и преуспевание "единичной личности",
во многом связано с "непрерывным заимствованием
извне". Его язык, его искусство, его
нравы, вся его культура, одним словом,
"его индивидуальность или национальность
является, как и телесный и душевный организм
единичной личности, продуктом бесчисленных
влияний и заимствований из внешнего мира"*(56).
Если в древности, продолжал автор, в силу
слабых связей и раздробленности народов,
каждый из которых "развивался сам по
себе и для себя, независимо от других",
не было и не могло быть общей науки права
или истории права, а существовала лишь
история прав отдельных народов, то в новое
время, в новом мире все обстоит
иначе.
В новом мире "история права получает
высший полет; здесь возносится она поистине
до истории права". В силу постоянной
взаимосвязи и взаимодействия различных
народов друг с другом "нити отдельных
прав", отдельно развивающиеся правовые
системы "не бегут более рядом, не соприкасаясь
друг с другом, но перекрещиваются, соединяются
в одну ткань".
В результате такого взаимодействия "соединения
практики и науки самых разных народностей
для общности действий", наряду с кооперацией,
у юристов разных стран появилось одновременно
и своеобразное разделение труда. "Голландец
строил на основании, которое положил
француз, практика итальянских судов оказывала
определенное влияние на судоговорение
всех прочих земель"*(57).
В настоящее время потребность в кооперировании
усилий юристов разных стран, необходимость
в интеграции и унификации законодательства,
а следовательно, и в развитии сравнительного
правоведения не только не уменьшается,
а, наоборот, еще больше возрастает. Это
связано как с порождаемыми самой жизнью
теоретическими проблемами, так и с практическими
потребностями в развитии сравнительного
государствоведения и правоведения.
Соотнося последнее с теорией государства
и права, необходимо отметить, что в одних
случаях сравнительное правоведение рассматривается
как составная часть теории государства
и права. Предполагается, что у них общий
понятийный аппарат в виде таких категорий
и понятий, как "право", "система
права", "норма права", "правовые
традиции", "правовая культура",
"правосознание" и пр. Имеется в виду,
что у них также общие цели и предмет. Сравнительное
правоведение ставит своей целью, по мнению
Г.Ф. Шершеневича, путем сравнения права
разных народов "на разных ступенях
культуры выяснить общие законы развития
права.
В других случаях сравнительное правоведение
представляется в виде самостоятельной
отрасли знаний и учебной дисциплины.
В связи с этим Ю.А. Тихомиров вполне справедливо
говорит "об особой связи сравнительного
правоведения с общей теорией государства
и права", имея в виду относительную
самостоятельность первой дисциплины.
5. И. Кант: виды свободы
и границы правового
По смыслу кантовского агностицизма (познаваемость лишь явлений и невозможность познания "вещи в себе", а также сущностей типа "свобода воли", "бессмертие души", "бытие бога" и т.д.), теоретический разум может достоверно ответить лишь на вопрос: "что человек может знать?", но не на вопросы: "что человек должен делать?" и "на что человек может надеяться?" Эти два последних вопроса, недоступные собственно познанию (теоретическому разуму), оказываются у Канта проблемами практики, практического разума - сферой должного, где трансцендентальные идеи разума играют лишь регулятивную, а не собственно познавательную роль. Поэтому кантовская метафизика (учение о морали и праве) предстает как учение о социальных регуляторах, о должном и недолжном в социальных отношениях и вообще в человеческих действиях, как своеобразная соционормативистика.
Регулятивная значимость трансцендентальных идей проявляется в том, что они дают направление, ориентир и цель деятельности разума (и действиям человека как разумного существа): априорные максимы разума выступают как законы и правила для практической сферы в виде долженствования, обозначая тем самым нормы морального и правового порядка.
Основной трансцендентальной идеей и первым постулатом кантовской этики является свобода человека, его свободная воля, которая определяет смысл моральной независимости и автономии личности, ее способность и право самой устанавливать правила должного и следовать им без внешнего принуждения и давления.
В качестве эмпирического существа человек (как часть природы, вообще мира явлений) и все его поведение, все его действия подчинены всеобщей каузальности и внешней необходимости, так что человек и его поступки в этой плоскости сущего, где вообще нет свободы, тоже несвободны. Однако поскольку человек не только эмпирическое явление (феномен), но и трансцендентальная сущность (ноумен), ему присуща свобода, и его поступок в данной плоскости является актом свободной воли, совершенно независимой от внешних (феноменальных) необходимостей, детерминаций и каузальностей.
Свободная воля одновременно является и моральным законодателем (установителем), и добровольным исполнителем моральных правил (максим разума), причем Кант особо подчеркивал (как свое открытие в области морали), что в свободном моральном поступке личность подчинена " только своему собственному и тем не менее всеобщему законодательству".
Эта мысль отчетливо присутствует в категорическом императиве, гласящем: "Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой, ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом".