Шпаргалка по "философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:29, шпаргалка

Описание работы

Данная работа содержит ответы на вопросы по "философии"

Файлы: 1 файл

Filosofia.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

Означает действие, в результате которого вещь, явление  превратилась в нечто иное, этот закон объясняет в каком направлении происходит развитие, каждая последующая ступень в развитии отрицания изменяется, но сохраняя некоторые её св-ва и качества, т.е. в процессе развития сочетаются момент разрушения старой системы и момент преемственности (частичное сохранение старого содержания). Старое отрицание заменяется новым которое постепенно устаревает и отрицается новейшим. Развитие – бесконечная смена отрицаний

29. Категории  диалектики

-это понятие  отрицает наиболее существенные св-ва, стороны, отношения. Парные категории использующиеся в диалектике (кол-во и качество, причина и следствие и т.д.) указывают на связь явлений из которых 1 (причина) порождает другое (следствие).

Необходимость и случайность – необходимость отражает внутреннюю сущность явления, прядок, закон, структуру. Что должно обязательно происходить в данных условиях.

Случайность –  то, что может произойти или  не произойти (форма проявления необходимости)

Возможность и  действительность:

возм-ть – то, что может реализоваться а может не реализоваться (потенциальное бытие)

действит-ть –  уже существует (актуальное бытие)

30. Сознание, его сущность и структура

Сознание человека — это новое качество отражения, которое имеет свои особые характеристики:

— оно универсально. Будучи высшей формой отражения, сознание способно адекватно отразить любые проявления бытия в мире. Даже чувственный уровень восприятия обеспечивается и контролируется сознанием. В результате «орел видит значительно дальше, чем человек, но человеческий глаз замечает в вещах значительно больше, чем глаз орла»;

— сознание обеспечивает адекватное отражение бытия в мире. Таковым является образ отраженной действительности, объективный по своему содержанию;

— сознание является основой творчества. Его универсальность и объективность обеспечивают условия для конструктивного воображения, создания проектов новой реальности;

 Что касается  структуры сознания, то традиционно  выделяют две структуры: онтологическую  и функциональную.

Первая представлена уровнями осознания, надсознания и самосознания.

 «Осознание»  — это уровень, где информация  о мире превращается в устойчивое  знание с определенной мерой  обоснованности и доказательности.  На первом уровне осуществляется  синтез перцептивных и мыслительных  актов, когда информация ощущения, восприятия и представления «снимается» через систему понятий, суждений и умозаключений, когда явление уступает свое место сущности.

«Надсознание» — достаточно удачный термин, указывающий  на выход этого уровня за пределы  «чистого» сознания. На этом уровне осуществляется синтез информации сущего и должного на основе памяти, несущей не только рабочую информацию о мире, но и ее аксиологическую интерпретацию и волевую регуляцию. В результате продуктом сознания этого уровня являются новые идеи, проекты, гипотезы, теории.

Третьим и последним  уровнем онтологической структуры  сознания является «самосознание». Самосознание носит интровертивный характер, ибо  направлено на самоанализ, самопознание. На этом уровне и осуществляется сознание как соотнесение знания о мире и знания о себе, и своих желаниях и намерениях. Функционирование всех трех уровней сознания обеспечивает его когнитивную, мотивационную и нормативную сферы.

Когнитивная сфера  сознания — это область производства знания и ответа на вопрос: что есть что.

Мотивационная сфера сознания — это область  определения ценностных ориентиров и поиска ответа на вопрос: во имя  чего, каких целей.

Нормативная сфера  сознания — это область проектирования отношения к миру на основе знаний и ценностных ориентиров в поисках ответа на вопрос: как, каким образом.

На уровне функционального  сознания наиболее четко прослеживается его связь со структурой психики. Если знание является результатом отражения  мира в процессе его чувственного восприятия, а ценности — итогом эмоционального переживания, то норма является следствием волевого решения.

 

31. Сознательное  и бессознательное

Сознание - важнейшая  сфера человеческой психики, но не единственная, поскольку последняя включает в  себя и бессознательное. Особое внимание вопросу о природе бессознательного уделял в свое время философ З. Фрейд. Он высказал ряд важных положений о сфере бессознательного.

Вместе с  тем З. Фрейд преувеличил его  значение, отдал бессознательному первенствующую роль, утверждая, что якобы оно  определяет и сознание, и все поведение человека, причем особое значение он придавал врожденным инстинктам и влечениям, ядром которых считал половой инстинкт. Не соглашаясь с подобной абсолютизацией места бессознательного в жизни человека, было бы вместе с тем неверно преуменьшать и тем более отрицать его роль в познании и поведении людей.

Само бессознательное  имеет три основных уровня. К первому  относится не- осознанный психический  контроль человека за жизнью своего тела, координацией функций, удовлетворением  простейших нужд и потребностей. Второй, более высокий уровень бессознательного - это процессы и состояния, которые могут реализоваться в пределах сознания, но могут перемещаться в сферу бессознательного и осуществляться автоматически и т.д. Наконец, третий, высший уровень бессознательного проявляется в художественной, научной, философской интуиции, играющей важную роль в процессах творчества. Бессознательное на этом уровне тесно переплетено с сознанием, с творческой энергией чувств и разума человека.

Для самосознания личности эта информация оказывается «закрытой», но она существует, поступает в мозг, перерабатывается, и на ее основе осуществляются многие действия. Неосознанное отражение, играя вспомогательную роль, освобождает сознание для реализации наиболее важных, творческих функций.

Так, многие привычные  действия мы выполняем без контроля сознания, бессознательно, а сознание, освобожденное от решения этих задач, может быть направлено на иные предметы.

 

32. Познание  как предмет философии

Одним из важнейших  положений гносеологии является то, что познание есть сложный, противоречивый процесс. Сложность в том, что познание – это многостадийный, многоаспектный, детерминированный различными причинами и условиями, разворачивающийся в пространстве и во времени акт.

Противоречивость познания проявляется уже в том, что оно переводит материальное в свою противоположность — идеальное. В процессе отражения физическое (внешний мир, его действительные свойства и отношения) преобразуется в физиологическое (работа нервной системы, мозга) и, наконец, в психическое – в факт сознания, мысленные образы вещей, событий, процессов. Противоречивость познания проявляется также в специфике его форм, в характере связей этих форм между собой.

Цель познания – знания. Они нужны для: ориентации человека в окружающем мире; объяснения и предвидения событий; планирования и реализации деятельности. Знание – средство преобразования действительности и это система. Знание возникает в процессе познания, а он состоит из форм, этапов, уровней. В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального.

 

33. Структура  познания. Единство чувственного  и рационального в процессе  познания.

Характеристику  процесса познания следует начать с чувственной ступени, потому что она:

- исторически  начальная ступень;

- начальная  в том смысле, что без чувственности  первоначального контакта с миром  не возникает.

В теории познания выделяют, как правило, чувственное и рациональное познание, а также рассматривают интуицию как особый момент связи чувственного и рационального. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств (зрение, слух, обоняние, осязание, вкус). Рациональное познание — более сложный, присущий человеку способ отражения действительности посредством мышления. Интуиция — (пристально смотрю) определяется как способность постижения истины путем ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.

Так же существует научное, обыденное и художественное познание; познание природы и познание общества.

Если обыденное познание отражает только те объекты, которые в принципе могут быть преобразованы в способах и видах практической деятельности, то наука способна изучать и такие фрагменты реальности, которые могут стать предметом освоения в практике далекого будущего.

Философия, анализируя научное познание, ищет ответы на следующие вопросы: Что такое научное знание и как оно устроено? Каковы принципы его организации и функционирования? Что представляет собой наука как производство знаний, каковы закономерности формирования и развития научных дисциплин, чем они отличаются друг от друга и как функционируют?

Художественное  познание – это познание объективной и субъективной реальности человеком (не художником), обладающим врожденной способностью к образному видению мира и воспринимающему мир в «прекрасной оболочке», как субъективно-выразительно окрашенный

Субъект познания – это личность, социальная группа, общество в целом. В процессе познания происходит объективизация субъекта – т.е. гносеологические действия субъекта, направленные на получение знаний, адекватно воспроизводящих объективную реальность и выражающихся, прежде всего в языке.

Первичным объектом познания всегда выступает определенная часть, фрагмент материального мира. Однако поскольку в процессе отражения первичных объектов формируется сознание, возникают его образы, постольку возникают вторичные объекты познания (и соответственно вторичный источник знаний). Таковыми и выступают сознание и его образы, а шире – все духовные процессы, духовный мир людей. Наконец, можно говорить и о третичных объектах познания – объектах, которые специально создает и изучает человек в процессе научно-теоретической деятельности.

Основные формы  чувственного познания: ощущения, восприятия, представления. Ощущения отражают отдельные свойства и стороны объекта (цвет, запах и т.д.) и сами по себе не дают цельной картины объекта познания. Восприятия - синтез ощущений, при котором формируется целостный образ предмета в единстве его сторон и свойств. Наглядное воспроизведение прошлых восприятий с помощью памяти и воображения рождает такую форму образа, как представление.

К основным формам рационального познания можно отнести: понятия, суждения, умозаключения, законы, гипотезы, теории.

Понятие – логический образ, воспроизводящий существенные свойства и отношения вещей. Суждение – это мысль, связывающая несколько понятий и благодаря этому отражающая отношения между различными вещами и их свойствами. С помощью суждений строятся определения науки, все ее утверждения и отрицания. Умозаключение представляет собой вывод из нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки.

Единство чувственного и рационального в познании. Чувственное восприятие человеком конкретных, отдельных явлений, событий, фактов зависит от содержания понятий, а также от того, в какой мере, насколько полно содержание понятий освоено данным человеком. Следовательно, речь идет о зависимости чувственного опыта и восприятия от языка, от понятийного аппарата, используемого человеком в его практической и познавательной деятельности. Однако эта зависимость отнюдь не является односторонней.

Само понятие  есть результат исторического опыта  человечества в целом или исторического  опыта тех или иных общностей людей, социальных групп. Усвоение конкретными людьми или определенными поколениями людей уже существующих понятий, роль этих понятий в их сознании и деятельности - все это фактически зависит от непосредственного контакта людей с объективной реальностью. В ходе таких контактов понятия, идеи получают многократную и многостороннюю проверку, обогащаются содержанием, а в случае необходимости наполняются новым смыслом.

Более того, реально  значимыми понятия являются тогда, и только тогда, когда они соединяются с осознанием возможностей их практического использования - для реализации потребностей, для изменения, преобразования предметов, отношений природы и общества в ходе человеческой активной деятельности. При этом понятия, приобретенные людьми в процессе обучения, постоянно сопоставляются с реальной практикой, проверяются, уточняются в процессе непосредственного действия с конкретными объектами, особенно в те моменты, когда возникают новые актуальные проблемы (что, собственно, имеет место в любой области человеческой деятельности). Тогда понятия и знания проверяются, обогащаются, корректируются, а иной раз и существенно изменяются в своем содержании, хотя слова языка, их выражающие, могут остаться неизменными.

"Чувственность"  и "рациональное мышление" нельзя рассматривать как некоторые якобы абсолютно самостоятельные, изолированные "способности" познающего человека. В реальном познании они находятся в единстве и взаимодействии. Более того, в их сложном взаимодействии обнаруживается два типа деятельности: во-первых, практическая деятельность в самом широком смысле слова, а во-вторых, деятельность, специально направленная на создание знаний, на продуцирование понятий, то есть теоретическая деятельность как особый вид умственного труда. При этом практическая деятельность, в ходе которой непрерывно возникает непосредственный контакт органов чувств с предметами и явлениями природы и общества, тесно связана с мышлением, с понятиями, а теоретическая деятельность проникнута чувственно-образными элементами и тысячью нитей связана со всеми формами практической деятельности. Значит, проблема "чувственности" и "мышления" реально существует как вопрос о специфике и противоречивом взаимодействии двух названных выше типов и уровней деятельности.

 

 

34. Проблема истины.

От истинности знания зависит успех практического действия. Существуют весьма разнообразные определения истины. Некоторые из них: «Истина – это соответствие знаний действительности»; «Истина – это опытная подтверждаемость»; «Истина – это свойство самосогласованности»; «Истина – это полезность знания, его эффективность»; «Истина – это соглашение». Современная трактовка истины, – по которой она определяется как соответствие знаний действительности, – включает в себя следующие моменты.

Во-первых, понятие «действительность» трактуется, прежде всего, как объективная реальность, существующая до и независимо от нашего сознания, как состоящая не только из явлений, но и из сущностей, скрывающихся за ними, в них проявляющихся.

Во-вторых, в «действительность» входит также и субъективная действительность; познается, отражается в истине также и духовная реальность.

Информация о работе Шпаргалка по "философии"