Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:29, шпаргалка
Данная работа содержит ответы на вопросы по "философии"
1. Мировоззрение, его структура и исторические формы.
-это система обобщённых взглядов на мир, на место в нем человека, его отношение к этому миру, а также основанные на них убеждения, чувства, идеалы, опред.жизненную позицию человека, принципы его поведения и ценностные ориентиры.
Выделяют 2 стороны мировоз.:
1) Эмоцион. – психич. – чувства, переживания, настроения, кот.опред.жизненную позицию человека.
2) Интелектуально-рациональная
– состоит из взглядов, убеждений,
оценок, идеалов, опред.деят-ть
Историч.формы:
Мифология – самая ранняя форма общественного сознания, фантастическое отражение реальности, дающее ответ на вопросы о происхождении мира, его устройства, о происхождении животных и человека.
Религия – форма сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окр.мир. Религия соединяет чувства, переживания, понятие, взгляды с системой верований и догм, формирует нравственные принципы, гуманизм, милосердие.
Наука – форма сознания, дающая представление об отдельных областях природы и общ-ва (матем., физика, биология, химия и т.д.) Наука даёт философии теоретич.методы исследования, конкретные знания, практическую направленность.
Житейская мудрость – это мировоз., складывающееся стихийно и базирующееся на здравом смысле, повседневном опыте, т.е. жизненная философия. На формирование жизненно-практического мировоззрения оказывают влияние национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деят-ти и многое другое. Жизненно-практич. Мировоз. Вкл.в себя навыки, обычаи, традиции, опыт каждого конкретного человека. Оно помогает ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Этот уровень не отличается глубокой продуманностью, систематичностью.
Философская в отличии от мифолог. и религии ориент. на рациональное(разумное) объяснение мира. Даёт наиболее общее представление о природе, общ-ве, человеке.
2.Философия, круг её проблем
Философия – форма общественного сознания, связанная с постижением сущности социального и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношение человека к миру и смысл жизни.
Предмет философии- 1. Онтология – учение о бытии, его наиболее общих характеристиках. 2. Антология – учение о человеке, его происхождении, сущности и месте в мире. 3. Аксиология – учение о духовных ценностях (смысл жизни, добра и зла, свободы, любви и т.д.) 4. Гносеология – учение о познании.5. Социология – учение об общ-ве, закономерностях егоразвития. 6. Религиозная философия – бытие бога и его творения. 7. Натурфилософиябытие природы и космоса.
Ф-ии философии:
Философия – это осбового рода форма познания, стремящаяся к формированию рацион. И предельно обобщ.картины мира и человека в нём. Философия им.сложную структуру, которая представлена разн. Отраслями, рассматривающими разные стороны мира и человека.
Философия:
3. Возникновение
философии. Древневосточная
Философия как специфич.форма мышления, духовного опыта человека и общества зародиласьприм.в 6веке до н.э. (индия, китай, греция). Она возникла как потребность систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную картину мира и бытие человека в нем. Она опиралась на отдельные виды познания (матем., астрологию и др.) Зарождению философии способствовало появл.слоя свободных граждан, избравшихеё в кач-ве основного занятия. В своём становлении и развитии философия прошла неск.этапов, кот.предст. её историч.типы:
-философия индии и китая
-философия возрождения – 9 до н.э -21вв. до н.э. антропоцентризм – в центре стоит проблема человека
-западная философия 20в. – особый интерес к человеку, смыслу жизни, пониманию свободы и ответственности.
-античная философия 11 в. До н.э. – 3в. Н.Э. – космоцентризм – весь мир объясняется через могущество и влияние внешних сил – космоса.
-средневековая фил. – 9до н.э.-19 вв. до н.э. – теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверестественной силы – Бога.
-фил.нового времени – 22 вв-19 вв – ориентация на науку, критика религии, большое значение придаётся разуму
-русская фил. 10-20вв. – 10-20 вв. н.э. – интерес к духовному миру человека, социально-политическим вопросам.
1) философия
древней Индии – 2-нач 1 тысячелетия
до н.э. в основе лежат
Школы: (основанные на авторитете Вед) санкхья; йога; веданта. Ноортодоксальные – джайнизм; буддизм У11 –У1 до н.э.
Основные идеи: главные достоинства человека – уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к земному. Философия и практика индивидуального спасения, освобождения от страданий.
2) Древнего китая. Человек отождествляется с природой и космосом, едснтво трех видов энергии. Учение о противоположных началах инь и ян.
Школы: Ув. до н.э. Лао-Цзы; Конфуцианство У1-У в. До н.э. – этико-политическое учение.
Основные идеи: все вещи и явления взаимосвязаны, человек не в силах влиять на мировой порядок. Жизнь природы и людей протекает по естественному закону – дао, все находится в изменении, движении. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей (недеяние). –взаимность (не делай другому того чего не желаешь себе), -человеколюбие, -сдержанность и осторожность в поступках, -правила управления государством уподоблялось управлению колесницей. –против насилия.
4.античная философия. – философия древней Греции и Древнего Рима (У1 в. До н.э. 1У в. н.э). – развивалась под влиянием мифологии и науки. Черты:
1.Космоцентризм
– космос как вечное бытие
одушевлённое целое,
2. Человек - природное существо, микрокосмос, призвано познавать и творить добро, наделён добродетеляит и пороками.
3. Природа – целостный, одушевлённый космос (пантеиз) Идеалом было жить в согласии с природой.
4. Деятельность
– погружает человека в
5. познание –
истинное познание доступно
(вопросы 5-8)Философская революция софистов и Сократа.
1)Натурфилософия (У1-У вв. до н.э.) – попытка научного мышления, основное внимание уделялось природе и космосу.
Философы:
2)Интелектуализм или классический период (У-1У в. до н.э.) – проблема человека, происхлждение сущего.
Философы:
Эллинистическая философия (1У-111Вв. до н.э.) – поиск идеала, смысла жизни человека, путей обретения счастья. Философы :
-стоики (Зенон,
Сенека, Марк Аврелий) – космическая
судьба человека
-киники (Диоген, Эпикур) – видели счастье в самодостаточности человека, неприхотливости в еде и одежде, самообладание. Эпикурейцы – цель жизни в удовольствии; счастье в наслаждении. Способности преодолевать страх смерти, достижении атараксии – невозмутимости.
-скептики.
9. Духовно-бытийный
смысл и проблемы
Средневековая философия – 1У-Х1У в.в. развивалась в рамках религии, служила для обоснования и укрепления веры.
Основные черты:
1.Теоцентризм
– Бог является центром,
2. Моноцентризм – Бог един и уникален.
3.Креационизм – учение о сотворении мира Богом из ничего.
4.Человек – творение бога. Обладает душой телом и духом. Суть человека - вера, надежда, любовь.
5.Природа и
общество – результат
6.Деят-ть направлена на искупление грехов через богослужение, молитву, спасение души.
Этапы:
Философы:
первопричину всего
первоначальную необходимость
высшее совершенство
разумное начало, направляющее всё к цели.
10.Философия эпохи Возрождения.
Основные идеи:
Направления философии Возрождения: