Шпаргалка по "философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:29, шпаргалка

Описание работы

Данная работа содержит ответы на вопросы по "философии"

Файлы: 1 файл

Filosofia.doc

— 212.50 Кб (Скачать файл)

1. Мировоззрение,  его структура и исторические  формы.

-это система  обобщённых взглядов на мир,  на место в нем человека, его  отношение к этому миру, а также  основанные на них убеждения,  чувства, идеалы, опред.жизненную  позицию человека, принципы его  поведения и ценностные ориентиры.

  • Теоретич.уровень:наука и философия
  • Знание
  • Убеждения, верования
  • Жизненнопрактич.уровень: навыки, обычаи, традиции, практич.опыт
  • Ценности и нормы
  • Практич. Деят-ть

Выделяют 2 стороны  мировоз.:

1) Эмоцион. –  психич. – чувства, переживания, настроения, кот.опред.жизненную позицию человека.

2) Интелектуально-рациональная  – состоит из взглядов, убеждений,  оценок, идеалов, опред.деят-ть человека

Историч.формы:

  • Мифологич.;
  • Религиозная;
  • Философская

Мифология –  самая ранняя форма общественного сознания, фантастическое отражение реальности, дающее ответ на вопросы о происхождении мира, его устройства, о происхождении животных и человека.

Религия – форма  сознания, основанная на вере в сверхъестественные силы, которые влияют на судьбу человека и окр.мир. Религия соединяет чувства, переживания, понятие, взгляды с системой верований и догм, формирует нравственные принципы, гуманизм, милосердие.

Наука – форма  сознания, дающая представление об отдельных областях природы и  общ-ва (матем., физика, биология, химия и т.д.) Наука даёт философии теоретич.методы исследования, конкретные знания, практическую направленность.

Житейская мудрость – это мировоз., складывающееся стихийно и базирующееся на здравом смысле, повседневном опыте, т.е. жизненная  философия. На формирование жизненно-практического мировоззрения оказывают влияние национальные, религиозные традиции, уровни образования, интеллектуальной и духовной культуры, характер профессиональной деят-ти и многое другое. Жизненно-практич. Мировоз. Вкл.в себя навыки, обычаи, традиции, опыт каждого конкретного человека. Оно помогает ориентироваться в сложных жизненных обстоятельствах. Этот уровень не отличается глубокой продуманностью, систематичностью.

Философская в  отличии от мифолог. и религии  ориент. на рациональное(разумное) объяснение мира. Даёт наиболее общее представление о природе, общ-ве, человеке.

 

2.Философия,  круг её проблем

Философия –  форма общественного сознания, связанная  с постижением сущности социального  и природного бытия, мира в целом, места человека в этом мире, отношение человека к миру и смысл жизни.

Предмет философии- 1. Онтология – учение о бытии, его наиболее общих характеристиках. 2. Антология – учение о человеке, его происхождении, сущности и месте  в мире. 3. Аксиология – учение о  духовных ценностях (смысл жизни, добра и зла, свободы, любви  и т.д.) 4. Гносеология – учение  о познании.5. Социология – учение об общ-ве, закономерностях егоразвития. 6. Религиозная философия – бытие бога и его творения. 7. Натурфилософиябытие природы и космоса.

Ф-ии философии:

  • Мировоззренческая – формирование целостной картины мира, представлений об его устройстве и месте в нём человека.
  • Методологическая – теоретическое объяснение мира, методов его познания.
  • Критическая – подвергать всё сомнению.
  • Аксиологическая – оценка исследуемого объекта с точки зрения ценностей.
  • воспитательно-гуманитарская – прививает гуманистические идеалы, укрепляет мораль, помогает найти смысл жизни.
  • прогностическая – способность прогнозировать будущее, науки, человека, природы, общ-ва.

Философия –  это осбового рода форма познания, стремящаяся к формированию рацион. И предельно обобщ.картины мира и человека в нём. Философия им.сложную  структуру, которая представлена разн. Отраслями, рассматривающими разные стороны  мира и человека.

Философия:

  • История философии
  • Логика
  • Эстетика
  • Этика
  • Гносеология
  • Соц.философия
  • Философия  антропологии
  • Аксиология

3. Возникновение  философии. Древневосточная философия.

Философия как  специфич.форма мышления, духовного  опыта человека и общества зародиласьприм.в 6веке до н.э. (индия, китай, греция). Она возникла как потребность систематизировать и обобщить весь опыт познания мира человеком, сформировать целостную картину мира и бытие человека в нем. Она опиралась на отдельные виды познания (матем., астрологию и др.) Зарождению философии способствовало появл.слоя свободных граждан, избравшихеё в кач-ве основного занятия. В своём становлении и развитии философия прошла неск.этапов, кот.предст. её историч.типы:

-философия  индии и китая

-философия возрождения – 9 до н.э -21вв. до н.э. антропоцентризм – в центре стоит проблема человека

-западная философия  20в. – особый интерес к человеку, смыслу жизни, пониманию свободы и ответственности.

-античная философия 11 в. До н.э. – 3в. Н.Э. – космоцентризм – весь мир объясняется через могущество и влияние внешних сил – космоса.

-средневековая  фил. – 9до н.э.-19 вв. до н.э. – теоцентризм – объяснение всего сущего через господство сверестественной силы – Бога.

-фил.нового  времени – 22 вв-19 вв – ориентация на науку, критика религии, большое значение придаётся разуму

-русская фил. 10-20вв. – 10-20 вв. н.э. – интерес к духовному миру человека, социально-политическим вопросам.

1) философия  древней Индии – 2-нач 1 тысячелетия  до н.э. в основе лежат религиозные  идеи, представленные о едином многообразном мировом порядке, о перерождении, бессмертии души, изложенные в священных книгах Ведах и Упанишадах Этическая напрвленность философии.

Школы: (основанные на авторитете Вед) санкхья; йога; веданта. Ноортодоксальные – джайнизм; буддизм  У11 –У1 до н.э.

Основные идеи: главные достоинства человека –  уравновешенность, отрешенность от страстей и желаний, непривязанность к  земному. Философия и практика индивидуального  спасения, освобождения от страданий.

2) Древнего китая.  Человек отождествляется с природой и космосом, едснтво трех видов энергии. Учение о противоположных началах инь и ян.

Школы: Ув. до н.э. Лао-Цзы; Конфуцианство У1-У в. До н.э. – этико-политическое учение.

Основные идеи: все вещи и явления взаимосвязаны, человек не в силах влиять на мировой порядок. Жизнь природы и людей протекает по естественному закону – дао, все находится в изменении, движении. Человек не должен вмешиваться в естественный ход вещей (недеяние). –взаимность (не делай другому того чего не желаешь себе), -человеколюбие, -сдержанность и осторожность в поступках, -правила управления государством уподоблялось управлению колесницей. –против насилия.

 

 

4.античная  философия. – философия древней Греции и Древнего Рима (У1 в. До н.э. 1У в. н.э). – развивалась под влиянием мифологии и науки. Черты:

1.Космоцентризм  – космос как вечное бытие  одушевлённое целое, абосолютное  божество.

2. Человек -  природное существо, микрокосмос,  призвано познавать и творить  добро, наделён добродетеляит  и пороками.

3. Природа –  целостный, одушевлённый космос (пантеиз) Идеалом было жить в согласии с природой.

4. Деятельность  – погружает человека в суетный  мир, лучше деятельности –  созерцание, размышление, приобщение  к природе и космосу.

5. познание –  истинное познание доступно лишь  разуму.

 

(вопросы 5-8)Философская революция софистов и Сократа.

1)Натурфилософия (У1-У вв. до н.э.) – попытка научного мышления, основное внимание уделялось природе и космосу.

Философы:

    • Фалес- поиск первоначала, из чего всё состоит. Первичное в-во – вода. Всё имеет душу, находится в вечном движении (гилозоизм);
    • Гераклит – мир был, есть и будет вечно живым огнём, закономерно разгорающимся и угасаемым. Всё состоит из противоположностей, происходит через судьбу (диалектика);
    • Демокрит – всё состоит из атомов, движущихся в пустотах;
    • Пифагор – начало всему число (единица).

2)Интелектуализм или классический период (У-1У в. до н.э.) – проблема человека, происхлждение сущего.

Философы:

    • Сократ – человек есть познащее, разумное, душа даёт способность осознавать, быть совесливым. Главные добродетели – мудрость, справедливость, умеренность. Учение о познании – диалектика, состоит из иронии (спор, диалог) и майэвтики (рождение мысли).
    • Платон – реально существуют идеи, они вечны и неизменны, все вещи лишь материальное отражение идеи. Бытие – это особый миридей, существующий независимо от человека. Сочетает в себе идеи. Самая главная идея – это благо. Добродетели: мудрость, мужество, благоразумие, справедливость. Создал учение об идеальном гос-ве.
    • Аристотель – учение о материи и форме. Реальность – это единство материи и формы, где материя – пассивное начало, а форма – активное. Человек – политическое животное, обладающее разумом и склонностью жить в коллективе. Основал логику – науку о законах мышления. Автор учения о категориях (кол-во, кач-во, время и т.д.)

Эллинистическая философия (1У-111Вв. до н.э.) – поиск идеала, смысла жизни человека, путей обретения счастья. Философы :

-стоики (Зенон,  Сенека, Марк Аврелий) – космическая  судьба человека предопределена, изменить её он не может. Свобода – это признание необходимости. Идеал стоиков апатия. Мудрее тот, кто познал истину и шёл от мирской суеты.

-киники (Диоген, Эпикур) – видели счастье в  самодостаточности человека, неприхотливости  в еде и одежде, самообладание.  Эпикурейцы – цель жизни в удовольствии; счастье в наслаждении. Способности преодолевать страх смерти, достижении атараксии – невозмутимости.

-скептики.

 

9. Духовно-бытийный  смысл и проблемы средневековой  философии.

Средневековая философия – 1У-Х1У в.в. развивалась  в рамках религии, служила для обоснования и укрепления веры.

Основные черты:

1.Теоцентризм  – Бог является центром, реальностью,  определяющий все сущее.

2. Моноцентризм  – Бог един и уникален.

3.Креационизм  – учение о сотворении мира  Богом из ничего.

4.Человек –  творение бога. Обладает душой телом и духом. Суть человека -  вера, надежда, любовь.

5.Природа и  общество – результат божественного  предопределения. Общество «град  земной», как символ подготовки  к «граду Божьему».

6.Деят-ть направлена  на искупление грехов через  богослужение, молитву, спасение души.

Этапы:

  • 1У-У1 в.в. Проблема сущности бога и его тройственности, отношение веры и разума, понимание истории как движение к «граду божьему», свобода человека в спасении души, проблема происхождения зла в мире. Философствование в вере.
  • Схоластика – учебная философия. Гармонизация веры и разума. Вера ведёт разум, разум подкрепляет веру. Философия – введение к религии. Идея оптимизма, победы добра над злом, вера в воскрешение. Свобода человека как разумная воля движения к совершенству Бога.
  • 1У Римский период 111 в. до н.э. – стремление к религии. 111 в. н.э.

Философы:

  • Августин Аврелий – люби бога и тогда делай что хочешь. История – борьба двух царств (трактат «о граде Божьем») земного и Божия. Церковь способна помочь людям победить грех и объединить мир. Счастье в учении и познании истины, вера в загробную жизнь как награда за справедливость. Воспевая красоту человека, богоподобность, силу и совершенство. Высшее знание достигается только через веру и познание Бога. Бог сотворил мир и продолжает его творить.
  • Фома Аквинский. Систематизировал схоластику. Рассматривает бытие как возможное и действительное, как существование единичных вещей. Материя – это возможность, а форма – действительность. Которая зависит от Бога. Доказывает существование Бога, как: Перводвигателя

первопричину  всего

первоначальную необходимость

высшее совершенство

разумное начало, направляющее всё к цели.

10.Философия эпохи  Возрождения.

Основные идеи:

  • Эпоха возрождения ХУ-ХУ1 в.в. – рождение интереса к античной философии и культуре, стремление к светскому (нерелигиозному) знанию, идеи гуманизма – воззрение, основанное на ценности человека как личности, его праве на свободу, счастье, благополучие.
  • Антропоцентризм – центром философских идей становится человек. Эстетическое понимание действительности , интерес к творчеству и красоте человеческой личности. На первом месте человек и природа, а затем религия и ей проблемы.
  • Человек – творец собственной жизни, природное существо, господствует над природой. Союз человека с богом основан на свободе человеческой личности.
  • Природа обожествляется, сливается с богом (пантеизм). В ней человек видит красоту, черпает вдохновение отдыхает от суеты жизни.
  • Деят-ть – это творчество в науке и искусстве.

Направления философии Возрождения:

  • Гуманистическое 14-15в.в. – утверждение величия и могущества человека, отрицание догматов церкви (Петрарка, Валли)
  • Неоплатоническое 15-16 в.в. – познание явлений природы, космоса и человека с позиции идеализма, развивали учение Платона (Кузанский0
  • Натурфилософия 16-нач.17 в.в. – опираясь на научные и астрономические открытия, об устр-ве вселенной, космоса и мировоздания (Коперник, Джордано Бруно, Галилей)
  • Реформаторское – пересмотр взаимоотношений между людьми и церковью (Эразм Роттердамский, Кальвин)
  • Политическое – связано с проблемами управления гос-вом (Никола Макиавелли)
  • Утопическо-социалистическое поиск идеального общ-ва при отсутствии частной собственности (Томас Мор, Томмазо Кампанелла)

Информация о работе Шпаргалка по "философии"