Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 15:29, шпаргалка
Данная работа содержит ответы на вопросы по "философии"
В-третьих, познание, его результат – истина, а также сам объект понимаются как неразрывно связанные с предметно-чувственной деятельностью человека, с практикой; объект задается через практику; истина, т.е. достоверное знание ее сущности и ее проявлений, воспроизводима на практике.
В-четвертых, признается, что истина не только статичное, но также и динамичное образование, истина есть процесс.
Все эти моменты отграничивают диалектико-материалистическое понимание истины от агностицизма, идеализма и упрощенного материализма. Из понимания истины как объективной, не зависящей от индивидов, классов и человечества, следует ее конкретность. Конкретность истины – это зависимость знаний от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.
Диалектический
материализм считает, что наши знания,
полученные на основе живого созерцания
и абстрактного мышления и проверенные практикой,
являются достоверными знаниями, имеющими
значение объективной истины. Вопрос об
истинности знаний решался многими философами.
Однако только диалектический материализм
дал научное обоснование вопроса об истине.
В проблеме истины надо различать две
стороны.
Существует ли объективная истина, т. е.
может ли в человеческих представлениях
быть такое содержание, которое не зависит
от человека?
Если да, то могут ли человеческие представления,
выражающие объективную истину, выражать
ее фазу, абсолютно или только приблизительно,
относительно?
Содержание наших знаний, представлений
и понятий, которое соответствует действительности,
подтверждается практикой и не зависит
от субъекта. Утверждение естествознания,
что земля существовала до человека, есть
объективная истина.
Объективной истиной являются все законы
природы и общества, поскольку они правильно
познаны, соответствуют объективной реальности
и подтверждаются общественно-исторической
практикой человечества. Наши знания объективны
по своему источнику, по происхождению
и, являясь отражением объективного мира
в сознании человека, носят характер объективной
истины.
35.Природа и общество
Философское осмысление природы: экологическая проблема.
Причины и сущность: человек зависит от природы, но и природа зависит от человека, масштабов его деятельности. Вследствие интенсивного использования природы возникает опасность исчезновения природных ресурсов и опасного для жизни человека загрязнения среды его обитания, возникла экологическая проблема, встал вопрос об угрозе существования человечества. За 500 лет при участии человека истреблено 2/3 лесов, за последние 100 лет в 1000 раз увеличились энергетические ресурсы, увеличилось в 2 раза за 15 лет кол-во отходов, засоряющих атмосферу, водоемы, почву. Из 100 единиц взятых из природы используются 3-4, а 96 выбрасываются в виде отходов.
Последствия: Снизилось самоочищение вокруг Земли образовался слой углекислого газа, появилась угроза изменения климата – парниковый эффект. Разрушение озонового слоя. Все это отрицательно влияет на человека, состояние его здоровья. Появляется большое кол-во врождённых пороков, тяжёлых хронических заболеваний, что ведёт к генетическому вырождению людей. В результате деятельности человека, особенно в последние десятилетия, в дикой природе исчезли многие виды животных и растений.
Пути выхода из экологического кризиса: одни видят в единстве человека и природы, лозунг «назад к природе» предполагает ограничить научно-технический прогресс (НТП) в интересах сохранения природы, отказ от потребительской психологии, ограничение производства материальных благ. Другие видят решение экологической проблемы в использовании НТП в создании безотходных, малоотходных, экологически чистых технологий и производств. Выход видится не в отказе от НТП, а в формировании экологического сознания, разумного использования природы, гуманного отношения к ней. Глобальный характер экологической проблемы требует объединить усилия всех стран, развивать сотрудничество в борьбе за выживание человечества.
Природа – философское осмысление.
Исторические типы философии
1) Античная философия:
космос – вся доступная
2) Средневековая
философия: окружающая
3) Философия
возрождения: человек
4) Философия
нового времени:
5) Философия
20 века: люди убеждались в опасности
неограниченного, бесконтрольно
36. Общество как историческая система.
Общество – это совместная жизнь людей, взаимодействующих между собой, это определённые отношения между людьми.
Общество - продукт человеческого бытия и непременное условие существования самого человека
Общество - создано самими людьми, как результат их совместной деят-ти. Человек и общ-во возникают одновременно.
Общество – способ самореализации человека, человек может стать человеком только в общ-ве, как без человека нет общ-ва, так и без общ-ва нет человека.
Натурализм (природный, естественный) – развитие общества определяется природными условиями (климатом, плодородием почвы, богатством ресурсов, и т.п.) природная среда определяет политический строй, объясняет характер людей, определяет уровень развития хоз. деят-ти страны. Природная среда ускоряет или замедляет общественное развитие, т.е. абсолютизируется её роль.
Идеалистическое учение – абсолютизация сознания как основы человеческой деят-ти, преувеличения роли выдающихся личностей в истории. Исторический процесс объясняется волей и желанием отдельных политических и военных деятелей, ученых. Абсолютизация в жизни людей роли идей, мыслей, чувств, мнений. Стоит изменить сознание людей и изменится общество.
Материалистическая теория – источник развития общ-ва в развитии материального производства. Общественное развитие определяется либо экономикой (марксисты). Либо изменением техники (технократы)
Многофакторный подход – развитие общества на основе переплетения взаимодействующих факторов, один из которых оказывается сильнее других в конкретных ситуациях и выступает в кач-ве решающего. Этим фактором м.б. и экономика и мораль и религия и любой вид деят-ти людей. Это учение не сводит все к одному «двигателю» истории, будь то техника, экономика или сознание. Вывод: не следует переоценивать значение той или иной сторон общественной жизни людей, необходимо видеть из взаимозависимость. В философском учении общества все является важным и экономика и политика и наука и сознание.
Философия об обществе: Античность – общ-во это совокупность людей, более или менее удачно живущих по законам справедливости.
Средние века – общ-во это «град земной», стремящийся к «граду небесному»
Новое время – общ-во это люди живущие в соответствии с ими же установленным общественным договором (Локк, Руссо). Продукт взаимодействия людей на основе их совместной трудовой деят-ти (Маркс)
20 век – общ-во – это система социальных действий людей, смысл которых определяется выработкой ценностей (Вебер, Парсонс, Сорокин и др.). коммуникация, взаимосвязь людей по нормам. Устанавливаемым хорошо организованной дискуссии (Хабермас и др.)
37. проблема человека в философии.
Проблема свободы человека
Пессимистический подход:
-фатализм – жизнь человека предопределена, человек абсолютно не свободен, все подчиняется необходимости, никому не надо знать свою судьбу.
-В христианстве – идея божественной предопределённости в жизни человека.
-Спиноза – все происходит так, как определено природой, человек бессилен перед ней.
Оптимистический подход:
-велюнтаризм – отрицает предопределенность поведения человека, утверждает полную независимость воли человека о действительности. Абсолютизации свободы.
-Немецкий философ 19 века Фихте – человеческое «я» - творец всей действительности.
-Современные философы – экзистенциалисты – человек творит самого себя и свою жизнь, он абсолютно свободен в этом, он «обречен на свободу»
Проблема смысла жизни
Пессимистич.подход:
-пессимисты
– ощущение бессмысленности
-Греческие киники
– судьба человека определена
роком и ему остаётся
- Экзистенциализм – в мире человек одинок, предоставлен самому себе, его попытки реализовать себя бессмысленны, он бессилен перед враждебным ему миров, перед наступающей смертью.
Оптимистич.подход
-оптимисты- смысл жизни в стремлении к счастью.
-эвдемонизм
– смысл в невозмутимом
-религия –
вера в бессмертие
Подлинный смысл жизни – это творение добра, выполнение своего человеческого предназначения, жить полнокровной, наполненной смысла жизнью.
38. Антропосоциогенез (основные концепции).
Антропосоциогенез
- процесс историко-
Можно выделить
несколько концепций
Наиболее ранние подходы связаны с различными мифологическими концепциями чудесного рождения человека из земли, воды, воздуха или космоса.
На смену мифологическому мировоззрению приходит религиозное, в рамках которого была основана креационистская модель происхождения мира и человека - создание человека Богом. Человек создан по образу и подобию Бога и по его всесильной воле. Человек, единственный, кто обладает бессмертной душой и свободной волей.
В 19 в. получила распространение трудовая теория Энгельса («Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), которая дополняет эволюционную теорию: труд, начинающийся с изготовления орудий труда, создал человека. В результате глобального изменения климата и похолодания предки человека вынуждены были спуститься с деревьев и обеспечить себе условия выживания. В ходе труд. деятельности рука становится более гибкой и свободной, появл. прямохождение, увеличивается объем головного мозга и в результате появл. членораздельная речь. Труд стал не только биологической основой антропогенеза, но и источником социальности и культуры человека, способствовал регулированию брачных отношений, переходу от первобытного стада к обществу, появл. нравственности.
Игровая концепция (Человек играющий Хейзинга)- человеку, чтобы обосноваться в социальном обществе, необходимо постичь его законы и принципы, часто это наблюдается при игре (у детей, а также у взрослых). Игра – основа происхождения религии, искусства, права, философии, форма творческой деятельности человека. Она порождает культуру.
Согласно психосоматической модели (Фрейд), возникновение культуры и человека обусловлено появлением культа, фундаментальные основания которого – тотем и табу.
Семиотическая модель рассматривает культуру как особую знаково-символическую реальность, сердцевиной которой явл. язык. Человек становится субъектом той или иной культуры, лишь овладев ее языком. Язык определяет границы, свойства действительности и самого человека. Язык – творец культуры и человека, а не только средство общения.
Космогенетичекая концепция - на землю были занесены люди инопланетными цивилизациями, возможно для определенного опыта или еще по какому-то поводу.
Природа человека биосоциальна. Человека можно включить сразу в 2 мира - в мир общества и в мир органической природы. Аристотель называл человека «политическим животным», подчеркивая тем самым наличие в человеке двух начал: животного (биологического) и политического (социального). Человек - часть природы. С этой точки зрения люди принадлежат к высшим млекопитающим, образуя особый вид Homo sapiens, а, следовательно, человек оказывается существом биологическим.
Социальное в человеке – орудийно-производственная деятельность, язык, мышление, обществ. и политич. деятельность. Маркс, подчеркивал, что определяющим в человеке является социальное. Человек и общество неразрывны: только в обществе, в рамках конкретных социальных образований, он реализуется как человек. Сознание и мышление человека возникают как общественный продукт и, следовательно, оказываются вторичными по отношению к его общественному бытию.
39. проблема
смысла жизни, смерти и
Пессимистич.подход:
-пессимисты – ощущение бессмысленности существования, собственных усилий, жаланий, стремлений.
-Греческие киники – судьба человека определена роком и ему остаётся подчиниться судьбе.
- Экзистенциализм – в мире человек одинок, предоставлен самому себе, его попытки реализовать себя бессмысленны, он бессилен перед враждебным ему миров, перед наступающей смертью.
Оптимистич.подход
-оптимисты- смысл жизни в стремлении к счастью.
-эвдемонизм
– смысл в невозмутимом
-религия –
вера в бессмертие
Подлинный смысл жизни – это творение добра, выполнение своего человеческого предназначения, жить полнокровной, наполненной смысла жизнью.