Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

Средневековая фззилософия.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)

 

Средневековая философия. Главный вопрос – “Во что я могу верить?”. Главная проблема – проблема взаимоотношения веры и знания. Средневековая философия равна христианской философии. Выделяют 2 периода: 1. Патристика (5-8 века) – формируется учение фогматов. 2. Схоластика (выделяют 3 фазы развития: рождение (8-12 века), расцвет (13 век), поздний расцвет (14-нач.15 века)) – происходит развитие идей христианства. Схоластика – школьная философия. Задача схоластики – распространение и развитие просвещения. Отличия: Патристика – утверждается просвещение. Схоластика (отношение к философии античности) – 1) отрицание идей античной культуры, как языческой (Тертуллиан), 2) античная философия воспринимается как инструмент познания бога (Гностики), 3) сторонники сотрудничества между божественной философией и философией мудрости при признании первенства божественной мудрости (Апологеты, Августин, Псевдо-Дионисий).

11.


17 Проблема сознания в философии и науке. Современная наука о структуре психики человека.

На ранних  стадиях развития философии не было строго расчлененного  сознания и несознательного, идеального и материального в трактовке  психологических явлений. Впервые  качественные различия между процессами сознания и материальными явлениями были намечены софистами, а затем Сократом, акцентировавшими своеобразие актов сознания сравнительно с материальным бытием вещей. Платон считал, что как для космоса бестелесный разум является перводвигателем, источником гармонии, силой, способной адекватно мыслить самое себя, так и в каждом индивидууме человека ум созерцает самого себя и вместе с тем является активным началом, регулирующим человеческое поведение.  Важную роль в формировании взглядов на сознание как особую форму психологического в отличие от других его форм, сыграли достижения естествознания и медицины. Для Фомы Аквинского внутренний опыт - средство самоуглубления и обобщения Было введено понятие об интенции как особой операции сознания, выраженной в его направленности на объект, лежащей за пределами сознания (интенциональный образ). На разработку проблемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, Этот взгляд оказал определенное влияние на все последующие учения о сознании, которое отождествлялось со способностью субъекта иметь знания о собственных псих. состояниях. В противовес Декарту было выдвинуто учение о бессознательной психике (Лейбниц).

 


Экзистенциализм. 19

 

 Философия жизни, феноменология  и герменевтика стали идейными  источниками такого влиятельного  направления в современной философии  XX века, как ЭКЗИСТЕНЦИОНАЛИЗМ (‘экзистенция’). Термин ввел С. Кьеркегор («существование»). Формирование этой философии происходит в период между двумя мировыми войнами сначала в Германии, затем во Франции. Представители немецкого экзистенционализма: М. Хайдеггер и К. Ясперс. Представители французского экзистенционализма: Жан Поль Сартр и А. Камю. Экзистенционализм делят на религиозный и атеистический.

 

 В философии Хайдеггера  ярко выражено влияние феноменологии,  на первое место выходит вопрос  о бытии («Бытие и время»). У  Ж. Поль Сартра на первый  план выходит человеческое существование  («Бытие и ничто»).

 

 Основное положение  экзистенционализма – «Существование предшествует сущности». В отличие от предметов внешнего мира, у которых изначальная сущность определяет их существование, у человека сущность не задана изначальна, она формируется в процессе его существования (жизни). Эта сущность формируется в ситуациях свободного выбора, на который не могут повлиять никакие обстоятельства.

 

 Свобода человека предполагает  его ответственность, прежде всего,  за свою собственную жизнь,  за свою судьбу. Но кроме того, с позиции экзистенционализма, человек ответственен за все, что происходит в мире. Экзистенционализм утверждает идею ответственности, поэтому неслучайно во Франции возникает движение Сопротивления.

 

 Основная проблема  философии экзистенционализма – проблема смысла жизни. Экзистенционализм утверждает, что в обычной жизни редко кто задумывается об этой проблеме и механически выполняют действия, являющиеся общепринятыми. Такое существование экзистенционализм определяет как -

 

 неподлинное (лишенное смысла), когда человек не может определить свою сущность. Ситуации, когда человек становится перед лицом смерти (небытия), характеризуются как пограничные, заставляющие задуматься о смысле жизни. В пограничных ситуациях человек осознает, кто он такой и для чего живет.


3.Основные функции философии.

 

Как особый вид духовной деятельности философия непосредственно связана  с общественно-исторической практикой  людей, а потому ориентирована на решение определенных социальных задач  и выполняет при этом многообразные функции.

 Важнейшей из них  является мировоззренческая, которая определяет возможность человека объединить в обобщенном виде все знания о мире в целостную систему, рассматривая его в единстве и многообразии.

Методологическая  функция философии состоит в логико-теоретическом анализе научно-практической деятельности людей. Философская методология определяет направление научных исследований, дает возможность ориентироваться в бесконечном многообразии фактов и процессов, происходящих в объективном мире.

Гносеологическая (познавательная) функция философии  обеспечивает приращение новых знаний о мире.

Социально-коммуникативная функция философии позволяет использовать ее в идеологической, воспитательной и управленческой деятельности, формирует уровень субъективного фактора личности, социальных групп, общества в целом. Что касается       

структуры философии, то она  до сих пор точно не определена. Наиболее

распространена её трактовка  как состоящей их трёх тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).


5.Существуют различные подходы к понятию движения.

Материализм: движение –  это 1) изменение вообще;

                                                    2) способ существования материи.

Субъективный идеализм: движение осуществляется в  ощущениях, в мыслях, в сознании.

Объективный идеализм: “движение  – это рост, изменение, уничтожение, возникновение,                       прохождение, гибель и т.д.”

Пространство – это, когда любой объект занимает место, т.е. обладает протяженностью, находится на каком-то расстоянии от других объектов, т.е. взаимодействует с ними и обладает определенной конфигурацией.

Время – 1) длительность явления;

                2) следование сменяющих друг друга  событий и явлений, имеющих  одно    измерение.

 

Общие свойства:

    1. объективность;
    2. абсолютность – движение, как и пространство и время, носит всеобщий характер;
    3. относительность – содержанием пространства и времени является движущаяся материя, поэтому пространство и время меняются в различных частях света, на разных уровнях, в движущейся материи;
    4. бесконечность – понимается в смысле бесконечности всеобщности бытия.

1.Что касается       

структуры философии, то она  до сих пор точно не определена. Наиболее

распространена её трактовка  как состоящей их трёх тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учении о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностейНа онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие .философия это взгляд человека на мир в целом.и своё место в мире. как наука-это классы представления о бытии,мире


22.1) Проблема - научный вопрос.

 

Вопрос как форма познания возникает вместе с человеческим сознанием.

Вопрос как самостоятельная  форма мысли, представляющая собой  вопросительное суждение, возникает  на уровне логического познания.

Предмет проблем – вопрос о сложных свойствах, явлениях, законах  действительности, для познания которых  необходимы специальные научные  средства познания. Проблема может  состоять из множества более частных, составляющих ее проблем.

2) Гипотеза - предполагает  решение проблемы.

 

Гипотеза означает попытку  выхода за пределы известного и устоявшегося, выдвижение необычных, даже невероятных  с прежних позиций решений.

 

Одно из важнейших свойств  гипотезы - ее множественность (любая  проблема науки вызывает появление  целого ряда гипотез). В качестве гипотезы выступают не только отдельные предположения, но и целые концепции и теории, имеющие более или менее развернутый  характер.

3) Теория имеет 

2 основных значения:

а) высшая форма научного познания;

б) система понятий, описывающих  и объясняющих какую либо область  действительности.

Теория выступает в  различных формах:

1. “типическая” - включает  свои теоретические обоснования  (принципы, основные идеи), логику, структуру,  методы и методику, эмпирическую  базу.

 

Части типической формы - объяснительные и описательные части.

Методы научного познания - способы познания, подходы к  действительности. (наиболее общий метод, разрабатываемый философией); 

 

Общенаучные методы - научно осмысленные и разработанные  логические формы и процессы обобщения  и абстрагирования, анализа и  синтеза , индукции и дедукции - методы идеализации, формализации, математизации, моделирования; 

Частные методы отдельных  наук.

 

Важнейшие методы научного познания:

1) Метод восхождения от  абстрактного к конкретному. Процесс научного познания всегда связан с переходом от предельно простых понятий к более сложным - конкретным. Поэтому процедуру построения понятий, все более соответствующих действительным называют методом (1).

2) Метод моделирования  и принцип системности. Состоит  в том, что объект, недоступный  непосредственному исследованию  заменяется его моделью. Модель  обладает схожестью с объектом  в свойствах, интересующих исследователя. 

3) Эксперимент и наблюдение. В ходе эксперимента наблюдатель  искусственно изолирует ряд характеристик  исследуемой системы и изучает  их зависимость от других параметров.

 


4 В современной философской литературе указывается два значения слова "бытие". В узком смысле слова — это объективный мир, существующий независимо от сознания; в широком — это все существующее: не только материя, но и сознание, идеи, чувства и фантазии людей. Бытие как объективная реальность обозначается термином материя".

 Итак, бытие — это  все то, что существует, будь то  человек или животное, природа  или общество, огромная Галактика  или наша планета Земля, фантазия  поэта или строгая теория математика, религия или законы, издаваемые  государством. Бытие имеет свое  противоположное понятие — небытие.  И если бытие — это все,  что существует, то небытие —  это все, чего нет.

Мони́зм (от др.-греч. μόνος — один, единственный) — философское учение, согласно которому кажущиеся различными виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу, общему закону устройства мироздания. В отличие от дуализма и плюрализма, предполагающих существование двух и множества субстанций, монизм отличается большей внутренней последовательностью и монолитностью

Дуализм — термин, имеющий несколько значений в истории человеческой мысли. В определённой области знания понятие включает в себя пересечение двух фундаментальных классов вещей или принципов, взаимовлияющих друг на друга, но не меняющих свою структуру.

Плюрализм (от лат. pluralis — множественный) — философская позиция, согласно которой существует множество различных равноправных, независимых и несводимых друг к другу форм знания и методологий познания (эпистемологический плюрализм) либо форм бытия (онтологический плюрализм). Плюрализм занимает оппонирующую позицию по отношению к монизму.

 

Термин «плюрализм» был  введён в начале XVIII в. Христианом Вольфом, последователем Лейбница для описания учений, противостоящих теории монад Лейбница, в первую очередь различных разновидностей дуализма.


6 Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

категории;

принципы.

Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все  сущее состоит из противоположных  начал, которые, будучи едиными по своей  природе, находятся в борьбе и  противоречат друг другу (пример: день и ночь, горячее и холодное, черное и белое, зима и лето, молодость  и старость и т.д.).

Вторым законом диалектики является закон перехода количественных изменений в качественные.

 

Качество – тождественная  бытию определенность, стабильная система  определенных характеристик и связей предмета.

 

Количество – исчисляемые  параметры предмета или явления (число, величина, объем, вес, размер и  т.д.).

 

Мера – единство количества и качества.

Закон отрицания отрицания заключается в том, что новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается из нового в старое и отрицается все более новым.


   

 

 


20.Проблема истины в философии.

В классическом понимании  истина трактуется как знание, соответствующее  действительности. Эту классическую теорию истины называют корреспондентской. Помимо классической корреспондентской  существует прагматическая концепция, согласно которой истиной является знание, которое способствует достижению успеха, приносит пользу. С точки  зрения концепции конвенционализма то или иное знание считается истинным на основании соглашения между учеными. Согласно когерентной концепции  истинное знание должно быть логически  непротиворечивым. С точки зрения концепции верификации истинным является знание, которое подтверждается фактами опыта.

Характеристики истины: абсолютность и объективность. Абсолютная истина – это полное и всеобъемлющее  знание. Объективная истина – это  то, что не зависит от человека. В  вопросе об абсолютной и относительной  истине существуют две крайние точки  зрения – догматизм и релятивизм. С точки зрения догматизма истина может быть только абсолютной, и  в этом случае под абсолютной истиной  понимается знание, которое нельзя опровергнуть. С точки зрения релятивизма  истина может быть только относительной, поскольку познание человеком мира развивается и на каждом этапе  новое знание отрицает предшествующее.


24.Человек в техногенной цивилизации.

 

 Техника лежит в  основе развития современной  цивилизации. С точки зрения  цивилизационного подхода в качестве  основных этапов развития выделяются  традиционное, индустриальное и  постиндустриальное общества.

 

 Для традиционного общества были характерны ручные орудия труда, для индустриального - машинное производство, для постиндустриального – информационная технология. Этапы развития техники выражают и различные взаимоотношения человека с техникой. Ручные орудия труда характеризуются антропоморфностью или соразмерностью человеку, т.е. их конструкция, величина, масса таковы, что человек может манипулировать, использовать эти орудия труда в процессе своей деятельности. Это позволяет человеку управлять самим процессом труда.

Говоря об общефилософском  понимании техники, можно сказать, что техника-это совокупность средств, созданных человеком как разумным существом для преобразования природы. В связи с этим, техника делится  на отдельные виды:

 

 Машины и механизмы  - используются для преобразования  естественной среды обитания  человека;

 

 Техника для преобразования  самого человека - медицинская техника,  спортивная техника;

 

 Такие средства воздействия,  как: религия, идеология, государство.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"