Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:52, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"
25Глобальные проблемы современности.
Характерная черта
современной природы –
Три группы глобальных проблем – устанавливают взаимоотношения в системе «общество-общество», «человек-природа», «человек-общество»: 1) общемировые – проблема предотвращения мировой войны, установления нового экономического международного порядка, выравнивающего благосостояние богатых и бедных стран, борьба за прогрессивные формы экономической интеграции в международном разделении труда. 2) экологические – загрязнение, освоение богатств и чистота мирового океана, предотвращение стихийных бедствий антропогенного или смешанного характера, рациональное использование природно-сырьевых ресурсов, демографическая проблема. 3) общечеловеческие (проблемы гуманизации отношению к личности) – ликвидация антигуманных тенденций в использовании науки и техники, искоренение заболеваний. Все эти проблемы носят общемировой, общепланетарный, общечеловеческий характер.
Пути решения: 1) научно-технический
подход – обеспечение НТП и
создание условий, которые
|
5.5Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм» или Камю А. «Бунтующий человек» (эссе по выбору).
Выступает в защиту экзистенциализма: обвиняют в том, что он якобы призывает погрузиться в отчаяние; забыли о солидарности людей, смотрят на человека как на изолированное существо. Христиане обвиняют в том, что разрушая заповеди, они не оставляют ничего.
Существуют две разновидности экзистенциалистов: христианские – Ясперс, католик Габриэль Марсель; экзистенциалисты-атеисты – Хайдеггер, французские экзистенциалисты и он сам. И тех и других объединяет то, что нужно исходить из субъективности, существование предшествует сущности (человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом он определяется). Атеистический экзистенциализм учит, что даже если бога нет, то есть по крайней мере оно - бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие существует прежде чем его можно определить каким-нибудь понятием. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким, каким он сделает себя сам. Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.Экзистенциализм противостоит той распространенной светской морали, которая желает избавиться от бога с минимальными издержками. ... Экзистенциалисты, напротив, обеспокоены отсутствием бога, так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире.Экзистенциалист не считает, что человек может получить на Земле помощь в виде какого-то знака, данного ему как ориентир – по его мнению, человек сам расшифровывает знамения, причем так, как ему вздумается. И точно также человек несет полную ответственность за истолкование знамений. Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. При этом рассчитывать стоит только на то, что находится в нашей воле. |
21.Познание – это процесс приобретения и накопления знаний в ходе отношений человека с действительностью. Этот познавательный процесс может выступать в различных видах: ОБЫДЕННОЕ – складывается в процессе личного опыта человека, дает знание о единичных свойствах предметов или явлений, по форме – образное. НАУЧНОЕ – изучает сущность предметов или явлений. ФИЛОСОФСКОЕ – вид научного познания, носит всеобщий универсальный характер, содержит оценочный элемент. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – изучает общие, типические черты, выражено в художественных образах. В основе всех видов познания лежит обыденное (индивидуальное) познание.
Особенности научного познания: объективность (его задача обнаружить законы действительности), достоверность, рациональный характер, эссенциальная направленность (на познание сущности), проверяемость (воспроизводимость), особый язык символического характера, особые формы и методы познания. Структура научного познания: 1) эмпирический уровень – человеку доступно чувственное восприятие. Методы – наблюдение, эксперимент. Цель этого уровня – получение научных фактов. 2) теоретический уровень предполагает изучение с помощью определенных методов. Результатом выступают научные теории и поняти |
О СИЛЕ И ЗЛЕ 1.1 По-видимому, в физическом понуждении и пресечении как способе воздействия есть три момента, которые могут казаться противодуховными и противолюбовными: во-первых, обращение к человеческой воле как таковой помимо очевидности и любви, во-вторых, воздействие на чужую волю независимо от ее согласия и, может быть, даже вопреки ее согласию, и, в-третьих, воздействие на чужую волю через тело понуждаемого. Действительно, этому способу воздействия присущи все три момента и притом, конечно, не порознь, а во взаимном сращении: физическое понуждение и пресечение обращается не к очевидности и любви, а действует на тело понуждаемого вопреки его согласию. Именно эта соединение всех трех черт нередко производит на сентиментальные души такое впечатление, которое вызывает в них возмущение, протест и отвержение возмутительного "насилия".
Однако физическое понуждение и пресечение, действительно включая в себя все эти три момента, совсем еще не становится от этого злым делом или "злым способом общения". Оно может быть и должно быть не противодуховным и не противолюбовным; в этом его существенное отличие от насилия, и именно в эту меру и только в эту меру оно подлежит духовному и нравственному приятию. В самом деле, духовность человека состоит в том, что он сам, автономно ищет, желает и имеет в виду объективное совершенство, воспитывая себя к этому видению и творчеству. Именно в этой природе своей и в этом дыхании своем внутренняя свобода человека священна и внешние проявления ее неприкосновенны. Именно направленность духовного ока на совершенство святит силу внутреннего самоуправления и придает внешнему поступку человека значение духовного события; именно сила внутреннего самоуправления оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее поведение не нуждается в пресечении и не терпит понуждения. Мало того, пока цела в человеке сила духовно-волевого самоуправления-до тех пор ошибка в видимом содержании нуждается не в пресечении и не в понуждении, а в одиноком или совместном исправлении; и пока цела в человеке волевая направленность ока на совершенство, до тех пор слабость автономного само-стояния нуждается не в пресечении и понуждении, а в любовном содействии усилиям самовоспитания. |
Философия Древнего Востока.
Мистицизм предполагает веру
в потустороннее, сверхъестественное,
что предусматривает Идия:главное внимание уделялось духовному развитию,самосоешенставованию Китай: гл. вниманние Уделялось вопросам активности человека
|
16.Марксистская философия, ее основные идеи и эволюция.
Маркс и Энгельс
утверждают материализм и в
отношении бытия, и в
В целом учение Маркса
и Энгельса характеризуется
Учение Маркса и
Энгельса соединяет в себе
философский материализм и
Маркс начинает как
последователь Гегеля, вслед за
которым он полагал, что
Маркс полагал, что
государство не знает о
сознание людей. Поэтому
центральное понятие философии
Маркса – понятие практики
как материально-преобразующей Маркс входит в философию как гуманист, пытаясь защитить интересы человека, и неслучайно идея практики связана с учением Маркса об отчуждении, которое возникает в процессе производства, приводит к отчуждению человека по отношению к природе, обществу и по отношению к самому себе. |
Современная религиозная философия: неотомизм и персонализм. 20
В мировоззрении современного человека научные знания о мире сосуществуют наряду с религиозным видением мира.
Религиозные мысль в современной философии представлена такими течениями, как: неотомизм, персонализм, тейярдизм (Тейяр де Шарден).
НЕОТОМИЗМ – от имени
известного средневекового
ПЕРСОНАЛИЗМ делает
предметом своего исследования
человеческую личность. Личность
понимается как носитель
Теяр де Шарден является создателем самостоятельного учения о человеке, в рамках которого он соединяет религиозное видение человека с эволюционной теорией. Главный его труд – «Феномен человека», в котором он рассматривает эволюцию как мировой процесс космического масштаба. В рамках этой эволюции в качестве этапов он выделяет преджизнь, жизнь и мысль. Хотя Тейяр де Шарден является католиком (интерес к естествознанию появился в школе иезуитов), тем не менее его учение не было принято католической церковью, и он до конца своей жизни нес послушание, связанное с запретом на распространение мыслей. |
14.Философия 18 века: английское и французское Просвещение.
Этот век также называют
веком философии, т.к.
Ключевым словом, характеризующим
эту эпоху, стало ‘разум’.
У истоков философии
Дэвид Юм продолжает
линию эмпиризма и идей Беркли,
но выводы делает не такие
радикальные, как Дж. Беркли. В
своем труде «Исследования о
человеческом разуме», он
В своем пределе
устойчивое существование
Возникают представления
о естественной религии, в
Существование того, что
церковь называла грехом, оказалось
благом для общества. К этой
проблеме обращается А. Смит, который
выступает не только как
Социальные проблемы (социальное
неравенство), по мнению представителей
эпохи Просвещения,
Образование и разумное
отношение к жизни характерно
не только для английского
просвещения (Франция,
Во Франции влияние
церкви было очень велико, поэтому
главный удар направлен против
нее. Особенность католицизма
предполагает признание
К числу французских
просветителей относятся также
Ж.Ж. Руссо, Монтескье,
Ж.Ж. Руссо стал известен
благодаря своей победе в
С точки зрения разума,
вся история человечества
потребностей. Русо связывает
социальное неравенство не с
различием в уровнях
Идею суверенитета
часто отождествляют с идеей
независимости, но это
Монтескье является
автором работы «О духе закона»
Д.Дидро и Д’Аламбер являются издателями первой в мире энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел. Энциклопедия стала практическим шагом реализации идеи просвещения народа.
Особую группу составляют
философы материалисты, которые
основывали свои идеи на
Ламетри, будучи врачем, изучал особенности функционирования человеческой психики т.д. В его работе «Человек-машина» человеческий организм уподобляется машине: сердце – это двигатель… Многие действия носят автоматический, рефлекторный характер. |
17.Неоклассическая философия 19 века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).
Во второй половине
XIX века берет свое начало
Классический рационализм
утверждал разумность
Иррационализм отрицает
подобное мировоззрение.
Стихийный капитализм основан на свободе рыночных отношений, которые делают предсказуемым будущее человека и общества.
Современная философия стала выражением самосознания принципиально новой эпохи. В отличие от классической современная философия представляет собой многообразие школ, течений, направлений, хотя между ними существуют определенные сходства.
Основоположником современной
иррационалистической
Идея воли была заимствована
другим немецким философом Ф.
Ницше. У него воля предстает
как воля к мощи… «Каждый
мыслит в меру своей
Разум, с точки зрения
Ницше, - это всего лишь средство
для установления господства
одной воли над другой. В целом
философию Ницше принято |