Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

Средневековая фззилософия.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)



 

 

 

25Глобальные проблемы современности.

 

 Характерная черта  современной природы – обострение  глобальных проблем современности.  Термин «глобальные проблемы»  вошел в оборот во второй  половине 60-х гг. 20 в. Возникшие  в 20 веке проблемы носят общепланетарный  характер. В современной науке  оформилось особое направление  исследования – глобалистика. Глобальными являются проблемы, которые удовлетворяют условиям: затрагивают интересы всего человечества, приобретают всемирный характер, создают угрозу всему человечеству, для их решения необходимы усилия всего мирового сообщества.

 

 Три группы глобальных проблем – устанавливают взаимоотношения в системе «общество-общество», «человек-природа», «человек-общество»: 1) общемировые – проблема предотвращения мировой войны, установления нового экономического международного порядка, выравнивающего благосостояние богатых и бедных стран, борьба за прогрессивные формы экономической интеграции в международном разделении труда. 2) экологические – загрязнение, освоение богатств и чистота мирового океана, предотвращение стихийных бедствий антропогенного или смешанного характера, рациональное использование природно-сырьевых ресурсов, демографическая проблема. 3) общечеловеческие (проблемы гуманизации отношению к личности) – ликвидация антигуманных тенденций в использовании науки и техники, искоренение заболеваний. Все эти проблемы носят общемировой, общепланетарный, общечеловеческий характер.

 

 Пути решения: 1) научно-технический  подход – обеспечение НТП и  создание условий, которые способствовали  бы решению проблем. 2) социально-политический  – необходимо переосмыслить систему  ценностных ориентаций и жизненных  установок.

 

 




 

 

 

5.5Сартр Ж.-П. «Экзистенциализм – это гуманизм» или Камю А. «Бунтующий человек» (эссе по выбору).

 

Выступает в защиту экзистенциализма: обвиняют в том, что он якобы призывает  погрузиться в отчаяние; забыли о  солидарности людей, смотрят на человека как на изолированное существо. Христиане  обвиняют в том, что разрушая заповеди, они не оставляют ничего.

 

Существуют две разновидности  экзистенциалистов: христианские –  Ясперс, католик Габриэль Марсель; экзистенциалисты-атеисты  – Хайдеггер, французские экзистенциалисты и он сам. И тех и других объединяет то, что нужно исходить из субъективности, существование предшествует сущности (человек сначала существует, встречается, появляется в мире, и только потом  он определяется). Атеистический экзистенциализм  учит, что даже если бога нет, то есть по крайней мере оно - бытие, у которого существование предшествует сущности, бытие существует прежде чем его можно определить каким-нибудь понятием. Для экзистенциалиста человек потому не поддается определению, что первоначально ничего собой не представляет. Человеком он становится лишь впоследствии, причем таким, каким он сделает себя сам. Нет никакой природы человека, как нет и бога, который бы ее задумал. Человек просто существует, и он не только такой, каким себя представляет, но такой, каким он хочет стать. Это и называется субъективностью, за которую нас упрекают. Человек – это прежде всего проект, который переживается субъективно, а не мох, не плесень и не цветная капуста. Первым делом экзистенциализм отдает каждому человеку во владение его бытие и возлагает на него полную ответственность за существование.Экзистенциализм противостоит той распространенной светской морали, которая желает избавиться от бога с минимальными издержками. ... Экзистенциалисты, напротив, обеспокоены отсутствием бога, так как вместе с богом исчезает всякая возможность найти какие-либо ценности в умопостигаемом мире.Экзистенциалист не считает, что человек может получить на Земле помощь в виде какого-то знака, данного ему как ориентир – по его мнению, человек сам расшифровывает знамения, причем так, как ему вздумается. И точно также человек несет полную ответственность за истолкование знамений. Заброшенность предполагает, что мы сами выбираем наше бытие. При этом рассчитывать стоит только на то, что находится в нашей воле.





 

 

21.Познание – это процесс приобретения и накопления знаний в ходе отношений человека с действительностью. Этот познавательный процесс может выступать в различных видах: ОБЫДЕННОЕ – складывается в процессе личного опыта человека, дает знание о единичных свойствах предметов или явлений, по форме – образное. НАУЧНОЕ – изучает сущность предметов или явлений. ФИЛОСОФСКОЕ – вид научного познания, носит всеобщий универсальный характер, содержит оценочный элемент. ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – изучает общие, типические черты, выражено в художественных образах. В основе всех видов познания лежит обыденное (индивидуальное) познание.

 

Особенности научного познания: объективность (его задача обнаружить законы действительности), достоверность, рациональный характер, эссенциальная направленность (на познание сущности), проверяемость (воспроизводимость), особый язык символического характера, особые формы и методы познания. Структура научного познания: 1) эмпирический уровень – человеку доступно чувственное восприятие. Методы – наблюдение, эксперимент. Цель этого уровня – получение научных фактов. 2) теоретический уровень предполагает изучение с помощью определенных методов. Результатом выступают научные теории и поняти




 

 

 

 

 

О СИЛЕ И ЗЛЕ

1.1

По-видимому, в физическом понуждении и пресечении как способе воздействия есть три момента, которые могут казаться противодуховными и противолюбовными: во-первых, обращение к человеческой воле как таковой помимо очевидности и любви, во-вторых, воздействие на чужую волю независимо от ее согласия и, может быть, даже вопреки ее согласию, и, в-третьих, воздействие на чужую волю через тело понуждаемого. Действительно, этому способу воздействия присущи все три момента и притом, конечно, не порознь, а во взаимном сращении: физическое понуждение и пресечение обращается не к очевидности и любви, а действует на тело понуждаемого вопреки его согласию. Именно эта соединение всех трех черт нередко производит на сентиментальные души такое впечатление, которое вызывает в них возмущение, протест и отвержение возмутительного "насилия".

 

Однако физическое понуждение и пресечение, действительно включая  в себя все эти три момента, совсем еще не становится от этого  злым делом или "злым способом общения". Оно может быть и должно быть не противодуховным и не противолюбовным; в этом его существенное отличие от насилия, и именно в эту меру и только в эту меру оно подлежит духовному и нравственному приятию.

В самом деле, духовность человека состоит в том, что он сам, автономно ищет, желает и имеет  в виду объективное совершенство, воспитывая себя к этому видению  и творчеству. Именно в этой природе  своей и в этом дыхании своем  внутренняя свобода человека священна и внешние проявления ее неприкосновенны. Именно направленность духовного ока  на совершенство святит силу внутреннего  самоуправления и придает внешнему поступку человека значение духовного  события; именно сила внутреннего самоуправления оформляет личность духовно видящего человека, и тогда его внешнее  поведение не нуждается в пресечении и не терпит понуждения. Мало того, пока цела в человеке сила духовно-волевого самоуправления-до тех пор ошибка в видимом содержании нуждается не в пресечении и не в понуждении, а в одиноком или совместном исправлении; и пока цела в человеке волевая направленность ока на совершенство, до тех пор слабость автономного само-стояния нуждается не в пресечении и понуждении, а в любовном содействии усилиям самовоспитания.




 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Философия Древнего Востока.

 

Мистицизм предполагает веру в потустороннее, сверхъестественное, что предусматривает соответствующие  способы познания. Потусторонний  мир считается как мир подлинный, истинный. Поэтому на Востоке интереса к чувственно воспринимаемой реальности, как правило, не было. Восточный человек  не обращает внимания на условия жизни, т.е. не старается изменить окружающий мир. Именно поэтому Восток, несмотря на высокий уровень своего развития в древности, практически не менялся  в течение тысячелетий. Древневосточную  философию принято делить на философию  Древней Индии и Древнего Китая. Древневосточная философия появилась  через преодоление мифического  сознания.

Идия:главное внимание уделялось духовному развитию,самосоешенставованию

Китай: гл. вниманние

Уделялось вопросам активности человека

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

16.Марксистская философия, ее основные идеи и эволюция.

 

 Маркс и Энгельс  утверждают материализм и в  отношении бытия, и в отношении  вопросов познания, и в отношении  познания общества.

 

 В целом учение Маркса  и Энгельса характеризуется как  диалектический и исторический  материализм. 

 

 Учение Маркса и  Энгельса соединяет в себе  философский материализм и диалектику, которая понимается как учение  о всеобщей связи и развитии.

 

 Маркс начинает как  последователь Гегеля, вслед за  которым он полагал, что государство  – это воплощение разумного  начала, поэтому свою творческую  деятельность он начинает с  работы в новой рейнской газете, где размещает статьи, посвященные  положению трудящихся.

 

 Маркс полагал, что  государство не знает о ситуации  на местах. Государство отреагировало  закрытием издания, и Маркс приходит к выводу, что не идеи определяют жизнь общества, а напротив, бытие определяет -

 

 сознание людей. Поэтому  центральное понятие философии  Маркса – понятие практики  как материально-преобразующей деятельности  людей, лежащей в основе общественной  жизни

Маркс входит в философию как гуманист, пытаясь защитить интересы человека, и неслучайно идея практики связана с учением Маркса об отчуждении, которое возникает в процессе производства, приводит к отчуждению человека по отношению к природе, обществу и по отношению к самому себе.


Современная религиозная философия: неотомизм и персонализм. 20

 

 В мировоззрении современного  человека научные знания о  мире сосуществуют наряду с  религиозным видением мира.

 

 Религиозные мысль в современной философии представлена такими течениями, как: неотомизм, персонализм, тейярдизм (Тейяр де Шарден).

 

 НЕОТОМИЗМ – от имени  известного средневекового мыслителя  Фомы Аквинского. Неотомизм возникает  во второй половине XIX века в  рамках католицизма, который не  мог оставить без внимания  те социальные катастрофы, революции  и войны, причина которых усматривалась  в распространении атеизма, основанного  на научном знании. Поэтому основная  задача неотомизма – обеспечить  синтез религиозной веры и  достижений науки. В рамках  неотомизма особое внимание уделяется  проблемам добра и зла, проблемам  человека в современном мире.

 

 ПЕРСОНАЛИЗМ делает  предметом своего исследования  человеческую личность. Личность  понимается как носитель духовного,  творческого начала, божественного  по своей сути. Персонализм по  своей сути выступает с критикой  существующего порядка. Если социализм  полностью подавляет человека  и его свободу, подчиняет его  обществу, то капитализм с его  ориентацией на материальные  ценности также не способствует  развитию личностного творческого  потенциала, божественного предназначения, данного человеку Богом. 

 

 Теяр де Шарден является создателем самостоятельного учения о человеке, в рамках которого он соединяет религиозное видение человека с эволюционной теорией. Главный его труд – «Феномен человека», в котором он рассматривает эволюцию как мировой процесс космического масштаба. В рамках этой эволюции в качестве этапов он выделяет преджизнь, жизнь и мысль.

Хотя Тейяр де Шарден является католиком (интерес к естествознанию появился в школе иезуитов), тем  не менее его учение не было принято католической церковью, и он до конца своей жизни нес послушание, связанное с запретом на распространение мыслей.





 

 

14.Философия 18 века: английское и французское Просвещение.

 

 Этот век также называют  веком философии, т.к. философы  стали властителями умов XVIII в., - это реализация тех идей, которые  были выдвинуты в XVII в. Знания  философы-просветители понесли в  массы.

 

 Ключевым словом, характеризующим  эту эпоху, стало ‘разум’.  У истоков философии Просвещения  стоят 2 мыслителя – Дж. Беркли  и Дэвид Юм. Эти мыслители в  своих трудах продолжали линию  английского эмпиризма, но результаты  их размышлений оказались довольно  поразительными. Философов XVIII в.современники не смогли понять. В своем труде «Трактат о принципах человеческого знания» Беркли излагает достаточно ярко основы своей философии. Поскольку читающая публика не приняла его идеи, Беркли вынужден был их разъяснять. В своем труде Беркли показывает, что не существует того, что в философии принято называть материей, т.е. не существует реальности, которая не зависит от человека. Данную философскую концепцию принято характеризовать как субъективный идеализм.

 

 Дэвид Юм продолжает  линию эмпиризма и идей Беркли, но выводы делает не такие  радикальные, как Дж. Беркли. В  своем труде «Исследования о  человеческом разуме», он утверждает, что наша уверенность в независимом  от нас существовании внешнего  мира обусловлена тем, что наши  ощущения и восприятия повторяются,  и мы к ним привыкаем. Существование  чего-либо связано с тем, что  это что-либо воспринимается кем бы то ни было. В принципе предметы могут существовать благодаря восприятию кого угодно.

 

 В своем пределе  устойчивое существование предметов  внешнего мира в конечном итоге  обусловлено тем, что они воспринимаются  Богом. Реальность – это комплексы  наших ощущений. Ориентация на  разум привела к тому, что в  Шотландии возникает Школа Здравого  Смысла. С точки зрения разума  стали рассматриваться все сферы  человеческой жизни и, прежде  всего, религия, которая играла  важную роль в жизни общества.

 

 Возникают представления  о естественной религии, в соответствии  с которыми нравственно-религиозные  нормы обусловлены разумным отношением  к ним. С этой точки зрения  утверждается, что людям свойственно  врожденное нравственное чувство,  а религия как таковая не  является источником норм морали. Выражением этой позиции стало  творение Бернарда Мандевиля «Басня о пчелах». Следовать нормам морали всегда необязательно.

 

 Существование того, что  церковь называла грехом, оказалось  благом для общества. К этой  проблеме обращается А. Смит, который  выступает не только как экономист,  но и как философ – моралист. Он исследует проблему: «Как возможно  общественное благо, когда каждый  человек руководствуется собственными  эгоистичными потребностями (интересами)?».  Общество выигрывает благодаря  врожденному у человека чувству  солидарности. Человеческий разум  становится критерием того, что  принято называть социальным  прогрессом.

 

 Социальные проблемы (социальное  неравенство), по мнению представителей  эпохи Просвещения, обусловлены  неравенством в образовании. Отсюда  и возникает установка на просвещение  общества. В этом аспекте неслучайно  возникновение идеологического  течения утилитаризма. Основателем  этого течения является Дж. Бентам. В основу данного учения был  положен тезис Хатчессона, который гласит: «Наибольшее счастье для наибольшего числа людей…» по мнению представителей утилитаризма, это возможно в том случае, если народ будет образован и сможет использовать свои знания в собственных интересах, в том числе и при защите своих прав. Согласно утилитаризму, каждый может быть счастлив любыми доступными для него способами. Поэтому утилитаризм стал основой политики либеральной демократии.

 

 Образование и разумное  отношение к жизни характерно  не только для английского  просвещения (Франция, Германия, Россия). Екатерина Вторая вела  переписку с выдающимся представителем  Просвещения – Вальтером.

 

 Во Франции влияние  церкви было очень велико, поэтому  главный удар направлен против  нее. Особенность католицизма  предполагает признание безусловного  авторитета священника и римского  папы. По мнению Вальтера, есть  изобретения хитреца, обманувшего  глупца. Критическое отношение церкви  не означало идеи отрицания  Бога. Вальтер придерживался идеи  деизма. Эта позиция была доминирующей  в эпоху Просвещения. 

 

 К числу французских  просветителей относятся также  Ж.Ж. Руссо, Монтескье, энциклопедисты  Д.Дидро и Д’Аламбер, а также философы – материалисты Ламетри, Кондильяк, Гельвеций и Поль Гольбах.

 

 Ж.Ж. Руссо стал известен  благодаря своей победе в конкурсе, объявленном Дижонской академией на тему: «Способствовало ли развитие искусств, наук и ремесел совершенствованию человеческих нравов?»

 

 С точки зрения разума, вся история человечества стала  делиться на такие периоды,  как ДИКОСТЬ, ВАРСВАРСТВО, ЦИВИЛИЗАЦИЯ.  Французские просветители считали  идеальным обществом конституционную  монархию. Именно поэтому Россия  была причислена к числу варварских  государств. По мнению Руссо, развитие  цивилизации портит человеческую  нравственность, потому что цивилизация  портит массу ненужных -

 

 потребностей. Русо связывает  социальное неравенство не с  различием в уровнях образования,  а с частной собственностью.

 

 Идею суверенитета  часто отождествляют с идеей  независимости, но это неправильно.  Суверенитет – это верховенство  власти, и согласно теории общественного  договора верховная власть принадлежит  не государству, а народу. Руссо  обосновывает возможность свержения  государственной власти, если она  нарушает общественный договор,  т.е. не исполняет своих обязанностей  по отношению к народу.

 

 Монтескье является  автором работы «О духе закона».  Обосновывая идею зависимости законов от условий жизни в каждом отдельном государстве Монтескье развивает идею разделения властей и утверждает независимость судебной власти.

 

 Д.Дидро и Д’Аламбер являются издателями первой в мире энциклопедии или толкового словаря наук, искусств и ремесел. Энциклопедия стала практическим шагом реализации идеи просвещения народа.

 

 Особую группу составляют  философы материалисты, которые  основывали свои идеи на достижениях  науки того времени.

 

 Ламетри, будучи врачем, изучал особенности функционирования человеческой психики т.д. В его работе «Человек-машина» человеческий организм уподобляется машине: сердце – это двигатель… Многие действия носят автоматический, рефлекторный характер.





17.Неоклассическая философия 19 века (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше).

 

 Во второй половине XIX века берет свое начало современная  философия. Характерной чертой  современной философии является  иррационализм, который предполагает  переосмысление значения разума  в жизни человека, общества и  мира в целом. 

 

 Классический рационализм  утверждал разумность существующего  мира, возможность познания человеком  существующих закономерностей, а  вместе с этим применение этих  закономерностей в непосредственной  жизни. Соответственно, вера в  прогресс человечества вытекала  из данной рационалистической  установки, а мировоззрение в  целом носило оптимистический  характер.

 

 Иррационализм отрицает  подобное мировоззрение. Изменение  ситуации связано с тем, что  общество перешло на новый  этап своего развития, который  связан с утверждением буржуазных  или капиталистических отношений.

 

Стихийный капитализм основан  на свободе рыночных отношений, которые  делают предсказуемым будущее человека и общества.

 

 Современная философия  стала выражением самосознания  принципиально новой эпохи. В  отличие от классической современная философия представляет собой многообразие школ, течений, направлений, хотя между ними существуют определенные сходства.

 

 Основоположником современной  иррационалистической философии  является немецкий философ Артур  Шопенгауэр. Начало его творчества  пришлось на тот период, когда  Гегель находится в зените  своей славы. Но молодой философ  полагал, что его философия  может стать не менее популярной, и самонадеянно поставил свои  лекции в то же время, как  и Гегель. Его философия не  привлекла слушателей, поэтому он  оставил преподавать. Признание  его идей происходит после  его смерти. Главный труд А.  Шопенгауэра - «Мир как воля  представление». В этой работе  он утверждает, что мир, который  мы воспринимаем как действительность, таковым не является. Это всего  лишь наше представление. Подлинная  действительность – это воля  как некое иррациональное мировое  начало (сходство с индийской  философией – виданте – «майя» как иллюзия). Собственно, это означает: мир – есть продукт воли.

 

 Идея воли была заимствована  другим немецким философом Ф.  Ницше. У него воля предстает  как воля к мощи… «Каждый  мыслит в меру своей испорченности…»

 

 Разум, с точки зрения  Ницше, - это всего лишь средство  для установления господства  одной воли над другой. В целом  философию Ницше принято характеризовать  как нигилистическую философию.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"