Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 20:52, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (или зачета) по дисциплине "Философия"

Файлы: 1 файл

Средневековая фззилософия.docx

— 53.84 Кб (Скачать файл)




 

 

22Славянофильство и западничество: основные идеи и представители.

 

 Проблема отношения  России к Западу всегда занимала  умы русских людей и до сих  пор не потеряла актуальность. Впервые она была обозначена  в полемике западников и славянофилов. Противоположность их взглядов  связана с решением проблемы  будущего России, путей ее развития.

 

 Западники полагали, что  история – единый для всех  народов процесс прогрессивного  развития, поэтому отставшей в  этом процессе России придется  повторить путь развития западных  цивилизаций. Славянофилы обосновали  самобытость российского исторического процесса. Западники традиционно связываются с революционно-демократическим движением. Славянофилы самобытность России связывали с религиозным православием.

 

 Возникновению философии  предшествовала деятельность кружка  любомудров (Кириевский - секретарь).

 

 -

 

 Славянофилы: И. Кириевский, А. Хомяков, Самарин, братья Аксаковы. Возникновение славянофильства как оппозиции западничеству связывают с идеями Чаадаева (представитель западничества). Среди представителей западничества крупнейшей фигурой стал А. Герцен (‘герц’ – «сердце»). Герцен, характеризуя позицию западников и славянофилов, писал: «Мы были подобны двуглавому орлу, головы которого смотрели в разные стороны, но сердце в нашей груди билось одно…»

 

 Русское революционно-демократическое  движение – разночинцы, значительная  часть из которых дети интеллигенции  (врачей, учителей и сельских священников).

25.

Философия русского космизма.

 

 Своеобразное течение  – РУССКИЙ КОСМИЗМ – утверждает  единство человека и мира. Основоположником  принято считать Н. Федорова («Философия  общего дела»). Центральная идея  – идея Пасхи или Воскрешения.  «Общее дело» Н.Федорова предполагает нравственное совершенствование человека на основе искупления греха перед всеми умершими предками. Грехопадение сделало человека смертным. Воскрешение предков предполагает развитие науки и нравственное совершенствование.

 

«Русский космизм» – направление  мысли, пытающееся в глобальном смысле гармонизировать мир соединением  человека с космосом. Истоки русского космизма, как и сама его логика, находились в представлениях о зависимости  жизни человека от характера физических параметров ближнего космоса и вообще всей Вселенной. Основным принципом  русского космизма стал антропокосмизм, то есть признание нерасторжимой связи между космическими явлениями и человеческой жизнью. Основной целью философии русского космизма стало выявление смысла вселенского предназначения человека и поиск путей к его естественному соединению с космосом. Первым эту идею представил в «Философии общего дела» Николай ФЕДОРОВ. Ключевую роль в учении Федорова играла идея преодоления смерти через воскрешение умерших. В отличие от ортодоксального христианства, воскрешение человека, по мнению Федорова, должно произойти не в потустороннем мире, а в посюстороннем, и не духовно, а физически, в вещественном воскрешении тела.

Воскрешение предков, по Федорову, это есть главное дело всего человечества, всемирное «общее дело». Человек  сделает всю Вселенную пригодным  для жизни объектом хозяйственной  деятельности, слившись, таким образом, полностью с природой и со всем космосом.

 

 В качестве космического  явления понимал жизнь и Владимир  ВЕРНАДСКИЙ, но Вернадский выделял  во всей космической Жизни  участок, непосредственно связанный  с Землей – биосферу: Биосфера  Земли содержит в себе живое  вещество – совокупность всех  живых организмов, населяющих планету. 2. С появлением человека, биосфера  под воздействием научной мысли  и разумного труда постоянно  меняется, становится другой, эволюционирует, получает новое качественное  состояние. Благодаря этому процессу  вся биосфера переходит в своё  новое эволюционное состояние  – в ноосферу. 3. Ноосфера –  это более высоко организованная биосфера, где естественная природная организация взаимодействия живого вещества и неорганической материи начинает зависеть от человеческого фактора. В итоге естественное природное развитие процессов сменяется разумными и целенаправленными процессами под воздействием человеческой деятельности.

 

 

 Назначение ноосферы  – стать определяющим фактором  развития истории, гармонизировать  отношения природы и человека, снять опасности возрастающего  влияния человека на биосферу  и остановить своими внутренними  возможностями ухудшение окружающей  среды в космическом масштабе.





 

6.Ясперс К. «Смысл и назначение истории» (часть 2, глава «Принципиально новый фактор – наука и техника»), или «Осевое время» (часть 1, глава 1 «Осевое время»).

 

Осевое время  — термин, введённый немецким философом Карлом Ясперсом для обозначения периода  в истории человечества, во время  которого на смену мифологическому  мировоззрению пришло рациональное, философское, сформировавшее тот тип  человека, который существует поныне. Ясперс датирует осевое время 800—200 годами до нашей эры. По его мнению, все  учения осевого времени (которые  в изменённом виде существуют до сих  пор) отличаются рационализмом и  стремлением человека к переосмыслению существовавших до этого норм, обычаев  и традиций.

Прометеевская эпоха составляет, согласно Ясперсу, доисторию человечества, собственно, история началась лишь около 5000 лет до н.э. В доисторическую эпоху происходило «становление основных конституитивных свойств человеческого бытия», формирование человека «как вида со всеми его привычными склонностями и свойствами», закладывался фундамент человеческого бытия, его сущностная основа. Второй период, выделяемый Ясперсом,—это великие исторические культуры древности. Они возникли почти одновременно в трех областях земного шара. Третий период — осевое время. Период «осевого времени» является, по мнению Ясперса, центральным в истории человечества. Это эпоха духовного основоположения всех мировых культур. «Эту ось мировой истории, — писал-Ясперс, — следует отнести ко времени около 500 лет до н. э., к тому духовному процессу, который шел между 800 и 200 гг. до н. э. Техническая эпоха по своей значимости соответствует прометеевской. Если в доисторическое время прометеевская эпоха характеризовалась возникновением речи, орудий труда, умением пользоваться огнем, то современной научно-технической эпохе свойственны аналогичные процессы, только на более высоком уровне:





 

 

 


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"