Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.docx

— 251.97 Кб (Скачать файл)

— объекты социального знания неповторимы, не подвластны воспроизведению, часто уникальны;

— оно целиком зависит от ценностей и оценок, наукой о которых является философия.

60. ГНОСЕОЛОГИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ В ПОЗИТИВИЗМЕ И НЕОПОЗИТИВИЗМЕ

Позитивизм — философское направление, которое исходит из данного, фактического, устойчивого, несомненного, позитивного и ограничивает им свое исследование, а метафизические объяснения считает теоретически неосуществимыми и практически бесполезными.

Мыслители позитивизма  считают, что любое подлинное  положительное знание может быть получено лишь как результат отдельных  специальных наук и их синтетического объединения. Главный лозунг позитивизма: каждая наука — сама себе философия.

Основные представители: Огюст Конт (1798–1857); Джонс Стюарт Милль (1806–1873); Герберт Спенсер (1820–1903); Эрнст Мах (1838–1916).

По мнению Конта, человек должен стремиться к тому, чтобы, комбинируя наблюдения и эксперименты с рассуждениями, познать действительные законы явлений. При этом, считал Конт, необходимо отказаться от возможности  достижения абсолютных знаний и от познания внутренних причин явлений.

Конт разработал классификацию наук: математика (включая  механику); астрономия; физика; химия; биология; социология.

Спенсер в своей  гносеологии примиряет эмпиризм с априоризмом. Все знание он делит  на три вида:

— обыденное (необъединенное);

— научное (частично объединенное);

— философское (полностью объединенное). Философию Спенсер делит:

— на общую (служит объяснению главных понятий);

— на специальную (согласует основные понятия с опытными данными).

Эрнст Мах подверг  анализу понятие «заблуждение»  и его роль в научном познании, рассмотрел сходство и различия философского и естественно-научного мышления.

Неопозитивизм —  одно из главных направлений западной философии в 30–60-е гг. ХХ в., последний  этап развития позитивизма.

Основные мыслители: Карнап, Франк, Шлик, Ней-рат, Рейхенбах  и др.

Неопозитивизм исследовал важнейшие проблемы методологии  науки, связанные с получением истинного  знания: проблема соотношения чувственного и рационального в познании; проблемы факта; проблемы веры; проблемы познания и творчества; проблемы логики познания; проблемы логики роста знаний и др.

Главными предпосылками  всякого познания неопозитивизм  считал события и факты, т. е. «чувственные данные», находящиеся в сфере сознания субъекта.

Интересной особенностью данного течения является то, что  он принципиально отождествил объект с теорией объекта. Это тут  же сняло вопрос о существовании  объективного мира как предмета, философского познания и приводило к замыканию  философии лишь на познавательной проблематике логики и логического языка, тем  более что логико-математический язык традиционно считался образцом достоверного знания.

Другой принципиальной особенностью являлась замена понятий  «объективный факт» на «научный факт».

Научный язык в логическом позитивизме строится так: из первичных  атомарных высказываний по правилам логики выводятся сложные высказывания. При этом предложения науки могут  быть:

— истинными;

— ложными;

— бессмысленными.

Бессмысленные предложения, по мнению Карна-па, не являются предложениями  в собственном смысле слова, но лишь напоминают их по форме.

Любые философские  предложения, по мнению Кар-напа, также  являются бессмысленными высказываниями, потому что они не могут быть проверены  путем сведения к атомарным высказываниям, фиксирующим тот или иной «факт».

61. ПРИРОДА ПОЗНАНИЯ И ПОНИМАНИЕ ИСТИНЫ В ПРАГМАТИЗМЕ

Прагматизм —  философское воззрение, видящее  наиболее яркое выражение человеческой сущности в действии и ставящее ценность или отсутствие ценности мышления в  зависимость от того, является ли оно  действием, служит ли оно действию, жизненной практике.

Чарлз Сандерс  Пирс (1839–1914) — американский философ, логик, математик и естествоиспытатель, стал родоначальником прагматизма.

Философские воззрения  Пирса сочетают в себе две противоположные  тенденции:

— позитивистскую (эмпирическую);

— объективно-идеалистическую.

Пирс отрицал  врожденные идеи и интуитивное познание. Философ утверждал, что исходным пунктом познания выступает «видимость».

Согласно Пирсу, понятие об объекте можно достигнуть лишь путем рассмотрения всех практических следствий, которые вытекают из действий с этим объектом. Любое знание об объекте всегда является незавершенным  и опровержимым, гипотетичным. Такое  положение относится не только к  обыденному знанию и знанию естественно-научному, но и к математическим и логическим суждениям, всеобщность которых  может быть опровергнута контрпримерами.

Уильям  Джемс (1862–1910) — американский философ и психолог, один из ярчайших представителей прагматизма.

В теории познания Джемс  признает исключительную значимость опыта. В своих работах он, отвергая значимость абстрактных, абсолютных начал, исследует  конкретное:

— факты;

— действия;

— поведенческие акты.

Противопоставляя  рационалистический и эмпирический методы, он создал учение, названное  радикальным эмпиризмом.

Согласно Джемсу, истинность знания определяется его  полезностью для успеха наших  поведенческих актов, поступков. Джемс  превратил успех не только в единственный критерий истинности идей, но и в  само содержание понятия истины: у  мыслителя истина открывает смысл  нравственной добродетели, а не полноту  смысловой информации об объекте  познания.

Прагматисты, не исключая Джемса, обвиняли всю прежнюю философию  в отрыве от жизни, абстрактности  и созерцательности. Философия, по мнению Джемса, должна способствовать не осмыслению первых начал бытия, а созданию общего метода решения проблем, встающих перед  людьми в различных жизненных  ситуациях, в потоке постоянно меняющихся событий.

По словам Джемса, мы действительно имеем дело с  тем, что переживается в нашем  опыте, что и составляет «поток сознания»: опыт никогда не дан нам изначально как нечто определенное.

Любые объекты познания формируются нашими познавательными  усилиями в ходе решения жизненных  задач. Цель мышления — это выбор  средств, которые необходимы для  достижения успеха.

Джон Дьюи (1859–1952) — американский философ, один из интереснейших представителей прагматизма. Фундаментальным понятием философии этого мыслителя является опыт, под которым имеются в виду все формы проявления человеческой жизни.

Согласно Дьюи, познание — это инструмент приспособления человека к окружающей среде, как  природной, так и социальной. А  мерило истинности теории — ее практическая целесообразность в данной жизненной  ситуации. Практическая целесообразность является критерием не только истинности, но и моральности.

62. ИСТИНА И МЕТОД: ОТ РАЗУМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУЮЩЕГО К РАЗУМУ ИНТЕРПРЕТИРУЮЩЕМУ

Метод — в философии и науке, а также в практической деятельности обозначение планомерного способа достижения определенной цели, определенный способ и образ действия.

Познание своей  целью считает получение полного, исчерпывающего знания о каком-либо предмете или явлении. Такое знание в философии называется истиной.

Истина — это отражение в сознании человека всех признаков, свойств, отношений и связей какого-либо предмета, явления, состояния.

Философия с точки  зрения теории познания делит истину:

— на абсолютную;

— относительную.

Абсолютная истина является предельной целью, идеалом  человеческих стремлений в познании. Абсолютная истина — это содержание знания, не опровергаемое последующим  развитием науки, а обогащаемое  и постоянно подтверждающееся жизнью.

Относительная истина является основной в социальной действительности, ей люди пользуются в повседневной деятельности и в теоретических  исследованиях. Относительная истина постоянно расширяется, делается более  полной, более глубокой, стремится  стать абсолютной.

Правда и истина являются целью науки, целью искусства, идеалом нравственных побуждений.

Истина  — это адекватная информация об объекте, которую получают посредством его чувственного или интеллектуального постижения либо сообщения о нем и характеризуют с точки зрения ее достоверности. Истина является не объективной, а субъективной, духовной реальностью в ее информационном и ценностном аспектах.

Истина — это  свойство знания, а не самого объекта  познания.

Истина — это  не только совпадение знания с предметом, но и предмета с познанием.

Понимание истины с  такой точки зрения открывает  более тонкие и адекватные ее связи  с красотой и добром и превращает их единство во внутреннее дифференцированное тождество.

Знание — это  отражение, существующее в виде чувственного или понятийного образа — вплоть до теории как целостной системы. Истина бывает и в виде отдельного утверждения, и в цепи утверждений, и как научная система.

Истину часто  называют адекватным отражением объекта  познающим субъектом, воспроизводящее  реальность такой, какая она есть сама по себе, вне и независимо от сознания. Это является объективным содержанием чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития.

Утверждение, что  истина является адекватным отражением реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, которая  связана с прогностическим измерением. Истинные знания помогают людям разумно  организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее. Если бы познание не являлось с самого своего возникновения более или  менее истинным отражением действительности, то человек мог бы не только разумно  преобразовывать окружающий мир, но и приспособиться к нему.

Истина — это  характеристика меры адекватности знания, постижения сути объекта субъектом.

Конкретность истины — это свойство, которое основано на знании реальных связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденции его развития.

63. ГАРМОНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ В ДРЕВНЕВОСТОЧНОЙ ФИЛОСОФИИ

Древневосточная философия  имела патриархальный и консервативный характер. На первом месте в ней  находились социально-политическая и  морально-этическая проблематика.

Философия Древнего Востока имела мифологические корни, в ней одушевлялись земля и  небо, вся природа как средство существования человека.

Древневосточные мыслители  предполагали, что миром правит некий  всеобщий естественный закон, который  проявляется во всех вещах и поступках  людей.

Большое место в  древневосточной философии занимала идея противоречивости мира, вечной борьбы в нем: света и тьмы; тепла и  холода; добра и зла.

Мыслителями выдвигалось  представление о пяти первоэлементах мира: металл; дерево; земля; вода; огонь.

Основной идеей  древневосточной философии было единство трех реальностей — неба, земли, человека. По мнению философов той эпохи, человек должен ясно представлять себе свое место в мире, соединять, сливать свои и природные силы.

Древнеиндийская философия  человека исследуется в основном по памятнику древнеиндийской литературы — Ведам, в которых представлено одновременно мифологическое, религиозное  и философское мировоззрение.

В древнеиндийской  философии много таких вопросов, как:

— откуда мы произошли?

— где мы живем?

— куда мы движемся?

Человек в философии  Древней Индии представляется как  часть мировой души. В учении о  переселении душ граница между  богами и живыми существами (растениями, животными, человеком) оказывается  проходимой и подвижной. Но только человек  стремится к свободе, к избавлению от страстей и пут эмпирического  бытия с его законом сансары  — кармы.

Философия Древнего Китая представила также самобытное учение о человеке. Одним из наиболее ярких ее представителей является Конфуций, в литературе часто именуемый Кун-цзы — учитель Кун. Начальной для него считается концепция «неба», означающая не только часть природы, но и высшую духовную силу, которая определяет развитие мира и человека. Но центральной частью его философии является не небо, не природный мир вообще, а человек, его земная жизнь и существование, т. е. она носит антропоцентристский характер.

Вместе с учением  Конфуция и его последователей в  древнекитайской философии можно  отметить и другое направление —  даосизм. Родоначальником этого  направления считаетсяЛао-цзы.

Главной идеей даосизма является учение о дао (путь, дорога) — это невидимый, вездесущий, естественный и спонтанный закон природы, общества, поведения и мышления отдельного человека.

Человек обязан следовать  в своей жизни принципу дао, т. е. его поведение должно согласовываться с природой человека и Вселенной. Если соблюдать принцип дао, то возможно бездействие, недеяние, которое приведет тем не менее к полной свободе, счастью и процветанию.

Древневосточная философия  человека:

— ориентирует личность на крайне почтительное и гуманное отношение как к социальному, так и к природному миру;

— ориентирует личность на совершенствование своего внутреннего мира;

— ориентирует личность на улучшение общественной жизни, порядков, нравов, управления и т. д.;

— связывается прежде всего с изменением индивида и приспособлением его к обществу, а не с изменением внешнего мира и обстоятельств.

64. ФИЛОСОФСКОЕ ПОНИМАНИЕ ПРИРОДЫ

Человеческое общество — это часть природы. В организме  любого человека протекают природные  химические, биологические и другие процессы.

Обычно происходящие в обществе природные процессы имеют  социальную форму, а природные, прежде всего биологические, закономерности выступают как биосоциальные, которые  выражают взаимные влияния биологического и социального начал в развитии общества.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"