Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:45, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпаргалка по философии.docx

— 251.97 Кб (Скачать файл)

Августин рассматривал Бога как личность, которая сотворила  все сущее. Августин подчеркивал  однозначное отличие так понимаемого  Бога от Судьбы, фортуны, которые занимали и занимают такое большое место  не только в древности, но и по сию  пору.

Августин отчетливо  подчеркивал абсолютное всемогущество  Бога («Исповедь». 1.4). По мысли Августина, христианский Бог абсолютно овладел  судьбой, подчинив ее своей всемогущей воле: она становится промыслом, предопределением его. Августин утверждал принцип  бестелесности Бога, выводя отсюда принцип бесконечности божественного  начала.

Размышления Августина  о сотворении мира Богом привели  его к проблеме вечности и времени. Конечно, возникал вопрос: получается, что Бог пребывал в недеянии до того, как сотворил мир? Августин естественно  понимал всю невероятную сложность  проблемы времени.

После глубоких размышлений  Августин пришел к выводу: мир ограничен  в пространстве, а бытие его  ограничено во времени. Началом творения мира является и начало времени.

Он предложил  удивительно точное определение  времени: время есть мера движения и изменения. Его гениально простое философское определение такого тонкого феномена, как время, является верным и вполне научным и поныне.

Августин, стараясь установить соотношение настоящего, прошедшего и будущего, вывел гениальную мысль: ни прошедшее, ни будущее не имеют  реального существования — действительное существование присуще только настоящему. И в зависимости от него мы понимаем и прошлое, и грядущее: прошлое  обязано своим существованием нашей  памяти, а будущее — нашей надежде.

73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ

Философия истории — философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.

Российская цивилизация  — последняя по времени возникновения  великая цивилизация.

Николай Бердяев  считал русский народ в высшей степени поляризованным народом, потому что в нем совмещаются совершенно несовместимые противоположности. Вся сложность и противоречивость русской души связана с тем, что  в России сталкиваются и взаимодействуют  два потока мировой истории —  Восток и Запад. Россия соединяет  внутри себя два мира, и поэтому  в русской душе всегда боролись два  начала: восточное и западное.

Бердяев называет русскую  историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская.

Теперь можно  выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, — постсоветская.

Русская история  была одной из самых мучительных  историй:

— борьба с татаро-монгольским игом и нашествиями;

— усиление государства;

— Смутное время;

— раскол;

— насильственный характер петровских реформ;

— крепостное право;

— гонения на интеллигенцию;

— казнь декабристов;

— режим Николая I;

— безграмотность народной массы;

— неизбежность революции и ее кровавый характер;

— самая страшная мировая война. Интересным, существующим только в России социальным образованием была интеллигенция. Явления, предшествующие ее появлению, — это одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина. Интеллигенция появилась из разных слоев — сначала из дворянской, затем из разночинной среды. Это идеалистический класс людей, целиком увлеченных идеями и готовых идти во имя этих идей в тюрьму, на каторгу и на казнь. Характерные черты русской интеллигенции:

— беспочвенность;

— отщепенство;

— скитальчество;

— невозможность примирения с настоящим;

— устремленность к грядущему.

В существовании  русской интеллигенции наблюдались  разные моменты — лишний человек, кающийся дворянин, активный революционер. Этот идеалистический класс был  поставлен в трагическое положение  между властью и народом: с  одной стороны, его никогда не пускали во власть, с другой стороны, его никогда не понимал народ, малообразованный и забитый предрассудками. Из этого пришло ощущение русскими пустоты, уродства, бездушия и мещанства  всех достижений мирового и российского  развития, революции, цивилизации.

Славянофилы и западники  так же рассуждали о судьбах русского народа, но с двух противоположных  точек зрения. Самое главное —  русская философия истории должна была решить вопрос о значении и  смысле реформы Петра, разрезавшей  историю страны на две части. Западники  были сторонниками реформы и видели будущее России в том, чтобы она  шла западным путем. Славянофилы  верили в особый тип культуры, которая  возникает на духовной почве православия. По их мнению, реформы Петра и  европеизация были изменой России.

Главное — нельзя забывать, что Россия является самой  молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном  государстве скоро раскроются по-новому с новыми перспективами.

74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ

Философия истории  как особый тип теоретических  размышлений о возможных закономерностях  развития общества возникла сравнительно поздно, практически в Новое время, хотя рассуждения о происхождении  тех или иных социальных форм присутствовали уже в мифологии. Это может  объяснить необходимость разработки сложных понятий — теоретических  предпосылок.

Исходная предпосылка  философско-историческо-го мышления обозначилась только в христианском вероучении, она определила принципы понимания  истории:

— принцип различения прошлого, настоящего и будущего времени жизни;

— принцип устремленности к некоему желанному состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего);

— принцип кумулятивного(накопительного)характера человеческой деятельности, который формирует новое качество жизни.

Говорить о философии  истории как о светском учении стало возможным только в Новое  время, когда утверждались рациональные способы научно-философских рассуждений. Поиски смысла мира в новоевропейской  философии были связаны не с Богом, а с самим миром. Сначала попытки  прояснить природу общества в  его историческом измерении представлялись малоинтересными. Для механистического мировоззрения XVII в. своеобразие необратимых состояний общества, которые образуют собой историю, было сырым материалом, из которого еще нельзя было построить модель его исторического развития.

Механистическое объяснение истории определяло его своеобразие  в качестве формы механического  движения, свойства которой никак  не выражали особенности исторического  мышления. Такая модель истории строилась  на основе понятия субстанции, благодаря  которому подтверждалось ее единство.

В XVII в. сформировалась просветительская концепция истории как процесса развертывания субстанциальной идеи (субстанции как причины самой себя). Именно тогда возникла великая идея общественного прогресса, характерная для европейской цивилизации.

Во второй половине XIX в. сложилась другая познавательная ситуация, которая изменила взгляды на проблемы истории.

С точки зрения философии  жизни, прежде чем рассуждать о сущности истории, необходимо разобраться со спецификой истории как способом существования. Философия жизни  объяснила историческую жизнь как  способ человеческого существования, которое обладает свойствами целостности. Произошло явное преобразование предмета исторического познания. Абстрактная  сущность истории стала конкретным способом жизни людей, который потребовал изменения как методов, так и  самой структуры познавательного  процесса.

К концу XIX в. произошел кризис историзма, этому было несколько причин:

— во-первых, либерализация духовной атмосферы жизни Западной Европы;

— во-вторых, методологические трудности познания, работы по философии истории этого периода претендовали на обсуждение проблем исторической онтологии, а не на разработку новых теоретических проектов истории;

— в-третьих, аксиологические факторы.

В наше время философия  истории показала, что история  совсем не должна говорить сухим языком экономических причин или устанавливать  исторические законы и тенденции.

75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Социальная  философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.

Предмет социальной философии — общество в философском подходе. Социальная философия — это раздел, часть философии, и поэтому все характерные черты философского знания присущи и социальной философии.

В социально-философском  знании такими общими характерными чертами  являются понятия: бытия; сознания; системы; развития; истины и др.

В социальной философии  имеются те же основные функции, что  и в философии:

— мировоззренческие;

— методологические.

Социальная философия  взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые изучают общество:

— социологией;

— политэкономией;

— политологией;

— юриспруденцией;

— культурологией;

— искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками.

Социальной философии  помогает развивать свои понятия, разрабатывать  глубже свой предмет исследования комплекс наук о природе: биология; физика; география; космология и др.

Социальная философия  — это своеобразная область знания (в рамках философии), имеющая самостоятельную  логику философских размышлений  и специфическую историю развития своих понятий, принципов и законов.

При изучении социальной философии необходимо знать по крайней  мере две узкие и непродуктивные в целом стратегии исследования:

1) натуралистскую, которая стремится редуцировать общество к биологическим проблемам;

2) социологизаторскую, которая абсолютизирует социологические факторы в их развитии и в детерминированности сущности человека. Философские объяснения социальной философии, ее задач и предмета останавливаются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни человека.

В социальной философии  имеются разные точки зрения почти  на каждую проблему и разные подходы  к ним.

Самые распространенные подходы: цивилизаци-онный; формационный.

Философия является комплексным видом познания, способы  его установки: объективный способ, объективность, которая характеризует  науку; субъективный способ, субъективность, которая характеризует искусство; способ общительности (коммуникативный  способ), свойственный морали, и только морали; созерцательность мистического свойства (или «контемплативный способ мышления»). Философское знание является комплексным, интегральным видом знания, оно бывает: естественно-научное; идеологическое; гуманитарное; художественное; трансцендирующее постижение (религия, мистика); обыденное, повседневное.

Основная задача науки об обществе, а именно —  социальной философии — заключается  в том:

— чтобы понять лучшую для данной эпохи систему общественного устройства;

— чтобы побудить управляемых и правящих понять ее;

— чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию;

— чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую с помощью материалов, которые собрали ученые-специалисты в каждой отдельной области.

76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО

Человек — это высшая ступень живых организмов на Земле, это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной.

Человеческое  общество — это самая высокая ступень развития живых систем, основные элементы которой — люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.

Общество можно  назвать самоорганизованной системой поведения и взаимоотношения  людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в  контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с  той территорией, на которой оно  расположено.

Общество в целом  — это объединение, включающее в  себя всех людей. Иначе общество было бы лишь некоторым количеством отдельных  разрозненных лиц, порознь живущих  на данной территории и не связанных  нитями общности интересов, целей, деяний, трудовой активности, традиций, экономики, культуры и т. п. Люди созданы для жизни в обществе.

Понятие общества включает в себя не только всех ныне живущих  людей, но и все прошлые и будущие  поколения, т. е. все человечество в его истории и перспективе.

Общество на каждой ступени своего развития — это  многостороннее образование, сложное  сплетение множества разнообразных  связей и отношений людей. Жизнь  общества — это не только жизнь  составляющих его людей.

Общество  — это единый целый социальный организм, его внутренняя организация представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют:

— производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения;

— политические отношения;

— духовная сфера жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д. Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне; общество — это человек в его общественных отношениях.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"