Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2013 в 21:45, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Августин рассматривал
Бога как личность, которая сотворила
все сущее. Августин подчеркивал
однозначное отличие так
Августин отчетливо
подчеркивал абсолютное всемогущество
Бога («Исповедь». 1.4). По мысли Августина,
христианский Бог абсолютно овладел
судьбой, подчинив ее своей всемогущей
воле: она становится промыслом, предопределением
его. Августин утверждал принцип
бестелесности Бога, выводя отсюда
принцип бесконечности
Размышления Августина
о сотворении мира Богом привели
его к проблеме вечности и времени.
Конечно, возникал вопрос: получается,
что Бог пребывал в недеянии до
того, как сотворил мир? Августин естественно
понимал всю невероятную
После глубоких размышлений Августин пришел к выводу: мир ограничен в пространстве, а бытие его ограничено во времени. Началом творения мира является и начало времени.
Он предложил удивительно точное определение времени: время есть мера движения и изменения. Его гениально простое философское определение такого тонкого феномена, как время, является верным и вполне научным и поныне.
Августин, стараясь
установить соотношение настоящего,
прошедшего и будущего, вывел гениальную
мысль: ни прошедшее, ни будущее не имеют
реального существования —
73. РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ
Философия истории — философская оценка и истолкование результатов исторических исследований и изложений истории.
Российская цивилизация — последняя по времени возникновения великая цивилизация.
Николай Бердяев
считал русский народ в высшей
степени поляризованным народом, потому
что в нем совмещаются
Бердяев называет русскую историю прерывной и выделяет в ней пять периодов, дающих пять разных образов России: Россия киевская; Россия времен татарского ига; Россия московская; Россия петровская; Россия советская.
Теперь можно выделить еще одну, до которой не дожил Бердяев, — постсоветская.
Русская история была одной из самых мучительных историй:
— борьба с татаро-монгольским игом и нашествиями;
— усиление государства;
— Смутное время;
— раскол;
— насильственный характер петровских реформ;
— крепостное право;
— гонения на интеллигенцию;
— казнь декабристов;
— режим Николая I;
— безграмотность народной массы;
— неизбежность революции и ее кровавый характер;
— самая страшная мировая война. Интересным, существующим только в России социальным образованием была интеллигенция. Явления, предшествующие ее появлению, — это одиночество Чацкого, беспочвенность Онегина и Печорина. Интеллигенция появилась из разных слоев — сначала из дворянской, затем из разночинной среды. Это идеалистический класс людей, целиком увлеченных идеями и готовых идти во имя этих идей в тюрьму, на каторгу и на казнь. Характерные черты русской интеллигенции:
— беспочвенность;
— отщепенство;
— скитальчество;
— невозможность примирения с настоящим;
— устремленность к грядущему.
В существовании
русской интеллигенции
Славянофилы и западники
так же рассуждали о судьбах русского
народа, но с двух противоположных
точек зрения. Самое главное —
русская философия истории
Главное — нельзя забывать, что Россия является самой молодой цивилизацией и ее истинные возможности в новом свободном государстве скоро раскроются по-новому с новыми перспективами.
74. ПРОБЛЕМЫ СМЫСЛА ИСТОРИИ
Философия истории
как особый тип теоретических
размышлений о возможных
Исходная предпосылка философско-историческо-го мышления обозначилась только в христианском вероучении, она определила принципы понимания истории:
— принцип различения прошлого, настоящего и будущего времени жизни;
— принцип устремленности к некоему желанному состоянию, который определяет смысл всего предшествующего развития (ожидание будущего);
— принцип кумулятивного(накопительного)
Говорить о философии
истории как о светском учении
стало возможным только в Новое
время, когда утверждались рациональные
способы научно-философских
Механистическое объяснение истории определяло его своеобразие в качестве формы механического движения, свойства которой никак не выражали особенности исторического мышления. Такая модель истории строилась на основе понятия субстанции, благодаря которому подтверждалось ее единство.
В XVII в. сформировалась просветительская концепция истории как процесса развертывания субстанциальной идеи (субстанции как причины самой себя). Именно тогда возникла великая идея общественного прогресса, характерная для европейской цивилизации.
Во второй половине XIX в. сложилась другая познавательная ситуация, которая изменила взгляды на проблемы истории.
С точки зрения философии
жизни, прежде чем рассуждать о сущности
истории, необходимо разобраться со
спецификой истории как способом
существования. Философия жизни
объяснила историческую жизнь как
способ человеческого существования,
которое обладает свойствами целостности.
Произошло явное преобразование
предмета исторического познания. Абстрактная
сущность истории стала конкретным
способом жизни людей, который потребовал
изменения как методов, так и
самой структуры
К концу XIX в. произошел кризис историзма, этому было несколько причин:
— во-первых, либерализация духовной атмосферы жизни Западной Европы;
— во-вторых, методологические трудности познания, работы по философии истории этого периода претендовали на обсуждение проблем исторической онтологии, а не на разработку новых теоретических проектов истории;
— в-третьих, аксиологические факторы.
В наше время философия истории показала, что история совсем не должна говорить сухим языком экономических причин или устанавливать исторические законы и тенденции.
75. СОЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ
Социальная философия исследует состояние общества как целостной системы, всеобщие законы и движущие силы его функционирования и развития, его взаимосвязь с природной средой, окружающим миром в целом.
Предмет социальной философии — общество в философском подходе. Социальная философия — это раздел, часть философии, и поэтому все характерные черты философского знания присущи и социальной философии.
В социально-философском знании такими общими характерными чертами являются понятия: бытия; сознания; системы; развития; истины и др.
В социальной философии имеются те же основные функции, что и в философии:
— мировоззренческие;
— методологические.
Социальная философия взаимодействует со многими нефилософскими дисциплинами, которые изучают общество:
— социологией;
— политэкономией;
— политологией;
— юриспруденцией;
— культурологией;
— искусствознанием и другими социальными и гуманитарными науками.
Социальной философии помогает развивать свои понятия, разрабатывать глубже свой предмет исследования комплекс наук о природе: биология; физика; география; космология и др.
Социальная философия
— это своеобразная область знания
(в рамках философии), имеющая самостоятельную
логику философских размышлений
и специфическую историю
При изучении социальной
философии необходимо знать по крайней
мере две узкие и непродуктивные
в целом стратегии
1) натуралистскую, которая стремится редуцировать общество к биологическим проблемам;
2) социологизаторскую, которая абсолютизирует социологические факторы в их развитии и в детерминированности сущности человека. Философские объяснения социальной философии, ее задач и предмета останавливаются на индивиде, на его многогранных запросах и обеспечении лучшей жизни человека.
В социальной философии имеются разные точки зрения почти на каждую проблему и разные подходы к ним.
Самые распространенные подходы: цивилизаци-онный; формационный.
Философия является
комплексным видом познания, способы
его установки: объективный способ,
объективность, которая характеризует
науку; субъективный способ, субъективность,
которая характеризует
Основная задача науки об обществе, а именно — социальной философии — заключается в том:
— чтобы понять лучшую для данной эпохи систему общественного устройства;
— чтобы побудить управляемых и правящих понять ее;
— чтобы усовершенствовать эту систему, поскольку она способна к совершенствованию;
— чтобы отвергнуть ее, когда она дойдет до крайних пределов своего совершенства, и построить из нее новую с помощью материалов, которые собрали ученые-специалисты в каждой отдельной области.
76. ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО И ГОСУДАРСТВО
Человек — это высшая ступень живых организмов на Земле, это сложная целостная система, являющаяся компонентом более сложных систем — биологической и социальной.
Человеческое общество — это самая высокая ступень развития живых систем, основные элементы которой — люди, формы их совместной деятельности, прежде всего труд, продукты труда, различные формы собственности и вековая борьба за нее, политика и государство, совокупность различных институтов, утонченная сфера духа.
Общество можно назвать самоорганизованной системой поведения и взаимоотношения людей друг с другом и с природой: ведь общество изначально вписано в контекст взаимоотношения не со всем Космосом, а непосредственно с той территорией, на которой оно расположено.
Общество в целом
— это объединение, включающее в
себя всех людей. Иначе общество было
бы лишь некоторым количеством
Понятие общества включает в себя не только всех ныне живущих людей, но и все прошлые и будущие поколения, т. е. все человечество в его истории и перспективе.
Общество на каждой
ступени своего развития — это
многостороннее образование, сложное
сплетение множества
Общество — это единый целый социальный организм, его внутренняя организация представляет собой совокупность определенных, характерных для данного строя многообразных связей, в основе которых в конечном счете лежит человеческий труд. Структуру человеческого общества образуют:
— производство и складывающиеся на его основе производственные, экономические, социальные отношения, включающие в себя классовые, национальные, семейные отношения;
— политические отношения;
— духовная сфера жизни общества — наука, философия, искусство, нравственность, религия и т. д. Существует диалектическое взаимоотношение между человеком и обществом: человек — это микрообщество, проявление общества на микроуровне; общество — это человек в его общественных отношениях.