Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".
Направленность развития:
1. Движение явлений и процессов по восходящей линии, от менее совершенного к более совершенному состоянию называется прогрессом.
2.Противоположный процесс развития от более совершенного и менее совершенному, упрощение с потерей лучших форм и качеств, движение вспять, по нисходящей линии называется регрессом.
3.Круговорот - процесс развития "по кругу", без приобретения четкого направления, построение либо воссоздание предыдущих состояний после обретения нового качества.
Учение, предметом которого является изучение закономерностей развития и взаимосвязи явлений и процессов называется диалектикой.
Диалектика также выступает методом исследования существенных противоречий, изменяющихся явлений, понимания процессов реальности с позиций их развития и взаимосвязи.Антиподом диалектики как метода выступает метафизика. Это - учение, представляющее мир и его фрагменты как застывшие, неизменные, однозначные и неразвивающиеся сущности. Метафизика отрицает саморазвитие бытия посредством разрешения внутренних противоречий.
Исторические формы диалектики.
1. Античная диалектика. Герактит, Демокрит, Зенон, Платон и др.
2. Немецкая классическая диалектика. Кант, Гегель, Фихте.
3. Современная диалектика:
а) Марксистская диалектика. Маркс, Энгельс, Плеханов.
б) Идеалистическая диалектика. Ж.-П. Сартр, Н. Лосский, Г. Маркузе.
Диалектика представляет собой стройную теорию, состоящую из совокупности идей, принципов, категорий и законов.
Диалектика как теория выполняет ряд функций - мировоззренческую, методологическую, эвристическую, прогностическую, социальную, аксиологическую.
Принципы диалектики: а) развития; б) всеобщей связи;
в) взаимообусловленности явлений; г) историзма;д) антиномии; е) объективности;ж) системности, всесторонности анализа; з) монизма.
Основными законами диалектики являются:
1. закон единства и борьбы противоположностей;
2. закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;
3. закон отрицания отрицания.
28.Синергетика и проблемы глобального эволюционизма в современной картине мира. Диалектика и синергетика.
Основоположником синергетики является Г. Хакен. Синергетика занимается изучением процессов орг. и самоорг., сложных, открытых и нелинейных систем. Синергетика постулирует роль случая, который привёт систему на тот или иной путь развития. Синергетика переосмысливает представления о порядке и хаосе, о влиянии прошлого на будущее
Диалектика не отменена и до сих пор сохраняет свою актуальность и теор. потенциал, а синергетика - лишь её дополнение, хоть и стала довольно популярной, но не является универсальной теорией. Описание уровней организм. бытия, атрибутивных свойств многообразных объектов мира осуществлялось в рамках отдельных дисциплин и долго не знали как прейти от одного уровня к другому. Это стало возможно лишь в 20-м веке ( представления о жив., нежив., соц. объединялись в единое целое по средством синтеза наук) и выражалось в стремлении построить научную картину мира на основе принципа глоб. эв. Наиболее полную разработку эв. принцип получил в теории Дарвина, но он не был доминирующим – лидировала физика и она не включала в себя принцип развития. Биология стояла на появлении всё более сложных живых систем, а физ. – на разрушении и не прерывном росте энтропии. Это противостояние нуждалось в разрешении и стало возможным в 20-ом веке. Гл. эв. можно рассмотреть как соединение идей эв. с идеями системного подхода (анализ уровней организации материи и связей в рамках системы) определяющее значение в теорию внесла теория биол.. эв. и развитая на её основе концепции биосферы и ноосферы, теория нестационарной Вселенной и синергетика. Учение Вернадского об эв. биосферы и ноосферы ( жизнь – это целостный эв. процесс. включённый в космическую эв. и от того, как чел.. будет строить свои взаимоотношения с природой зависит его существование. Сущ. роль внесла концепция расширяющейся и раздувающейся Вселенной(15 – 20 млрд. лет назад в результате Большого взрыва началось расширении Вселенной из точки сингулярности. Эта теория существенно изменила представления о мире и позволила описать в терминах эв. неорганический мир и тем самым построить целостную картину мира. Не менее важную роль сыграла синергетика. Классическая наука уделяла внимание феноменам устойчивости, равновесности, однородности, порядка и исключала фактор времени, а если попадались явления, которые неукладывались в схему, то их определяли как исключения. Но развитие физики привело к пониманию, что большинство систем открыты, обмениваются энергией и неустойчивы. традиционная наука не справлялась с этим и возникла необходимость в выработке нового подхода. Рассмотрение всех объектов как самоорганиз. систем, обладающих открытостью, нелинейностью, неравновесностью, создавало возможность преодолеть разрыв между представлениями о жив. и нежив. природе. Благодаря синергетике открывались возможности к выяснению взаимосвязей между жив., нежив., соц. материей. С её появлением стало возможно формирование целостной общенаучной картины мира. Таким образом, гл. эв. позволяет выстроить новую картину мира. Он задаёт универсальность эв-го видения мира, создавая возможность рассмотреть взаимосвязь всех уровней материи, позволяет установить существование прогрессивной эв. от Большого взрыва до возникновения жизни и разума, даёт возможность рассмотреть чел. как объект космической эв., закономерно возникающий на определённом этапе развития нашей вселенной. На основе гл. эв. весь мир, его бытие рассматриваются в терминах процесса, динамики, постоянного становления.
29.Понятие природы. Природные предпосылки (географические, биологические, демографические) существования и развития человека и общества. Био- и ноосферы. Техносфера.
В широком смысле, близко по сути к понятию бытие, Вселенная.Более узко - то, что окружает человека.
Природа - совокупность всех естественных факторов, составляющих сферу жизни и ее поддержания.
Первая природа является основой для второй природы, как созданного человеком блага, изменяющего уровень человеческой и общественной жизни.
Понятие “природа” противоположно понятию “культура”.
Природа и человек - две подсистемы, взаимосвязанные и взамодействующие.
Исторические типы взаимодействия природы и человека (общества).
1) органическое взаимодействие. Человек еще не выделен из природной среды. Адаптация к среде, использование доступных и распространенных природных материалов и богатств (собирательство, рыболовство, охота).
2)Механическое взаимодействие Овладение природой. Выделение из природы (разделение труда, ремесло, земледелие, животноводство, умственный труд).
3)Промышленное взаимодействие. Подчинение и противопоставление природе. Природа как мастерская.
4)Научно-техническое ввзаимодействие. Природа как сырьевой придаток цивилизации.
5)Перспективное взаимодействие. Коэволюция природы и общества. Природа как храм.
Среда обитания человека не только общество, но и природа. Влияние на человека природных явлений.
Природные предпосылки и факторы здоровья. Влияние на человека природных явлений. Природа лечит человека: общение с животными, растениями. Горы, лес, море, вода, воздух.Солнечная активность, атмосферное давление, температурные перепады, геомагнитные поля, солнечная радиация, космические процессы.Человек окружен потоками космической энергии. Моральная и эстетическая ценность природы.Природа и общество взаимо включают друг друга, оказывают друг на друга позитивное (а иногда и негативное) воздействие. Человек, общественные процессы протекают на Земле в условиях геосферы. Геосфера как зона (оболочка) жизни.Геосфера - часть природы, составляющая необходимый жизненный фактор человека, заключающийся в атмосферрной, наземной и водной сферах его обитания.
Географическая среда - естественный фактор жизни.
Географический детерминизм - учение о предопределяющей роли географической среды в развитии человека и общества. (Шарль Монтескье, Виктор Кузен)
.Живая природа сост. биосферу земли (растительный и животный мир), сущ. которой необходимо для жизни чел. и общества. Повышается степень воздействия человека на природу (в связи с развитием науки, техники). Биосфера под воздействием человека становиться ноосферой. Концепцию разработал Вернадский. Цель - опр. основные принципы достижения гармонии между современным обществом и природой. Выделил ряд условий для становления и существования ноосферы (заселение чел. всей планеты, развитие средств связи, усиление связи между государствами, равенство людей, исключение воин, т.д.) В отличие от биосферы она не может формироваться стихийно, основана на разумном распоряжении чел. своими силами. Техносфера - все материальные постройки, созданные человеком. Часто технический прогресс несет разруш. негативный характер, приводит к экологическому кризису.
30.Экологические проблемы современности и различные подходы к их решению. Особенности проявления экологического кризиса в Беларуси. Идея коэволюции природы и общества.
Всё большее значение в совтеменную эпоху приобретает решение проблем экологии. Термин образ.от греческого okos- дом,logos-наука; употребляется чаще всего для обозначения науки о взаимоотношениях общества и природы. Эти взаимоотношения носят сложный и противоречивый характер. Увеличивая свою власть над природой, люди попадали во всё большую зависимость от неё. Проблема взаимоотношений общ. и природы явл. глобальной экологической проблемой. Суть-наступление искусственного на естественное. Формы: 1) наступление техники на биосферу; 2) разрушение целостности человека; 3) сущ. искусственные проекты на общество; Масштабы и характер воздействия человека на природу приобрели угрожающий характер для самого его существования. Сущность современной экологич. проблемы заключается в глобальном изменении природной среды человеч. существования, в быстром уменьшении её ресурсов, в ослаблении восстановительных процессов в природе, что ставит под вопрос будущее человечества. В настоящее время отмечают следующие экологич. проблемы:1)рацион. использование невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых, минер. ресурсов)2) рацион. использование возобновимых природных ресурсов (почв, вод. растит. и жив. мира)3) борьба с загрязнениями 4) защита природы от некомпетентного и безответственного вмешательства в её процессы. Действия человека носят всё более некомпенсируемый х-р. Потребность в нефти, угле растёт, а процесс их образования занимает миллионы лет. Некомпенсируемый х-р носит вырубка лесов в России, Канаде, т. д. В результате нарушился водный баланс, исчезли многие реки и озёра, ухудшилась структура почв. Необходима защита животного и растительного мира. Она весьма усложнилась с активным применением химических веществ при обработке почв и выращ. растений. Необходимо ввести селекционную работу,расширять заповедники. Особо остро стоит проблема наличия пресной воды. необх. для жизни, промышленности, транспорта, поливов и ирригации. Встаёт вопрос о защите атмосферы и ближайшего космоса, который всё больше становится сферой научной и практич. деят-ти людей. Опасность представляют «парниковый эффект», кислотные загрязнения почв, дождевых вод. атмосферы. Истощение озонового слоя. Беларусь, помимо типичных проблем, особенно остро столкнулось с проблемой ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АС. Проблема охраны природы приобрела глобальный международный х-р. Беларусь, Россия активно участвуют в работе многих международных организаций по сохранению и защите природы, осущ. Ряда экологич. программ, заключ. соглашения с др. странами. Рос. и Беларусь поддерживает программу ядерного разоружения, запрещения химического и др. видов оружия, сотрудничества гос-в в области охраны природы. В идее коэвоэлюции акцентируется внимание не на борьбе за сущ., а на процессах кооперации, сотрудничества. Идея подчеркивает сопричастность души к природе, любви к ней. Возрождается русская духовная традиция, рассматривавшая явления через красоту, добро. Идея сочетает науч. и ненауч. ценности. Носителем коэволюции, целостности природы и общества предстает человек. Человек- субъект жизни. В противном случае 2 варианта:1)деградация природы.2)превращение человека в простой фактор технического прогресса.
31.Антропогенез и его комплексный характер. Философия о биосоциальной духовной природе человека. Природа человека в условиях ускоряющегося научно-технического прогресса.
Человек - сложная целостная система, которая в свою очередь явл. компонентом более сложных систем – биологической и социальной. Это обусл. тем, что чел-к явл. существом биосоциальным. Антропогенез- учение о происхождении чел-ка, его формир. как биосоциального существа. До 19 века в Европ. мысли господствовала теистическая антропологич. концепция, согласно которой человек есть сущ-во, сотворенное Богом. Человек создан по образу и подобию божьему. Признание человека как отблеска высшего света и объясняет, почему чел. стремится к этому отблеску. Согласно этой теории, чел. не имеет развития и истории. Здесь отсутствует объяснение естеств. причин и закономерностей появления и развития мира и чел-ка. Научное осмысление проблемы антропогенеза нач. в 19 веке. Главное достижение - эволюционная теория Ч.Дарвина. Эволюция осущ. в результате 3 осн. факторов: изменчивости, наследственности, естеств. отбора. Дарвин не включил в нее влияние социального фактора, не затронул роль труда в процессе антропогенеза. На эту роль было обращено внимание в трудовой теории антропогенеза (Энгельс) Начало трудовой деятельности привело к изменению телосложения (прямохождение, развитие руки, речи, мозга, мышления). Орудия труда - к сплочению коллектива, закрепл. и передачи коллективного опыта. Возникают соц-нравственные отношения (возникают табу), прорыв в более конструктивное будущее. Итак, становление человека и общества - взаимосвяз. процесс и важнейшая роль принадл. в нём труду. Символический аспект – не менее важна роль символов в ходе стоновл. общества. Сущ. след. теории эволюции: мутационная (Фриз), синтетическая (Четвериков), теория самоорганизации систем и эволюц. Теория антропогенеза (де Шарден - выявил человека синантропа). Природу человека выражают:1)человек-земное творение;2)входя в природу, чел. возвыш. над ней;3)чел.имеет психику,разум,ценности;4)ему присущи противоречия между сознательным и бессознат.5)его бытие социально;6)изменяя условия сущ.,чел.творит мир культуры и совершенствует себя. Человек - сущ. биосоциальное.1)он есть дитя природы, не может выйти за её рамки. Биологическое в человеке выражается в генотипе и др. процессах его организма. Соц. и биологич. находятся в чел. в неразрывном единстве, сторонами которого явл. личность как соц. качество, организм как природная основа. Следует избегать 2 крайних точек зрения : абсолютизм соц. фактора (чел. как абсолютный продукт соц. среды) и абсолютизм биологич. фактора (расистские теории, утвержд. природное превосход. одной расы над другой). Тесная взаимосвязь биологического и социального. Биологическое в чел. осуществляется и удовлетворяется в соц форме( продолжение рода, еда, питьё и т. д ).Младенец в стае животных даже если выживает физически, никогда не станет человеком. Для этого надо пройти период социализации. Но очеловечивание природы на практике не всегда благоприятно. Общество способно пагубно влиять на окружающую среду. Это становится глобальной проблемой, её решение связано с выживанием самого человека.