Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 11:24, шпаргалка
Работа содержит ответы на 52 вопроса по дисциплине "Философия".
1. Сущность мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, философия.
Понятие мировоззрения
Мировоззрение — совокупность взглядов, оценок, принципов, определяющих самое общее видение, понимание мира, места в нем человека, а также — жизненные позиции, программы поведения, действий людей. Мировоззрение -- необходимая составляющая человеческого сознания. Это не просто один из его элементов в ряду многих других, а их сложное взаимодействие. Разнородные «блоки» знаний, убеждений, мыслей, чувств, настроений, стремлений, надежд, соединяясь в мировоззрении, образуют более или менее целостное понимание людьми мира и самих себя. Эмоционально-психологическую основу мировоззрения называют мироощущением (или мировосприятием, если используются наглядные представления), познавательно-интеллектуальну
Мировоззрение — не просто набор нейтральных знаний, бесстрастных оценок, рассудительных действий. В его формировании участвует не одна лишь хладнокровная работа ума, но и человеческие эмоции. Отсюда мировоззрение — взаимодействие того и другого, сочетание мироощущения с миропониманием. Мифология - тип сознания, способ понимания мира, характерный для ранних стадий развития общества. Мифы существовали у всех народов мира. В духовной жизни первобытных людей мифология выступала как универсальная форма их сознания, как целостное мировоззрение.Мифы -- древние сказания о фантастических существах, о делах богов и героев — многообразны. Но ряд основных тем и мотивов в них повторяется. Многие мифы посвящены происхождению и устройству космоса (космогонические и космологические мифы). изжил. Однако не прекратился начатый мифологическим сознанием поиск ответов на вопросы о происхождении мира, человека,
Религия является более сложным типом мировоззрения и в отличие от мифа разграничивает мир на мир божественный и мир земной. Религия- это форма общественного сознания, смысл которой заключается в фантастическом, иллюзорном, искаженном представлении. Религия основана на вере в богов, точнее на существовании одного или нескольких богов(монотеизм,политеизм). Религия мобилизует веру—тот способ который даёт человеку возможность познать божественный мир
Философия (от греч. рhilео -- люблю и sорhiа — мудрость) буквально означает «любовь к мудрости». По некоторым историческим свидетельствам, слово «философ» впервые употребил древнегреческий математик и мыслитель Пифагор по отношению к людям, стремящимся к высокой мудрости и достойному образу жизни. В отличие от мифологического и религиозного миросозерцания философская мысль принесла с собой принципиально новый тип миропонимания, прочным фундаментом для которого стали доводы интеллекта. Реальные наблюдения, логический анализ, обобщения, выводы, доказательства постепенно вытесняют фантастический вымысел, сюжеты, образы и сам дух мифологического мышления, предоставляя их сфере художественного творчества. С другой стороны, бытующие в народе мифы переосмысливаются с позиций разума, получают новое, рациональное истолкование. Развитие философской мысли означало, таким образом, прогрессирующее отмежевание от мифологии, рационализацию мифа, а также преодоление узких рамок обыденного сознания.
Философия — теоретически осмысленное мировоззрение, это система самых общих теоретических взглядов на мир, место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру.
2. bot_add
Специфика философского знания. Место и роль философии в культуре. Основные функции философии. Философия и идеология.
Особенность философии состоит в том, что она выступает как универсальное теоретическое познание всеобщих принципов бытия. Это отличает философию от конкретных наук, которые не стремятся к выявлению универсальных связей.
Роль и значение философии и ее основных функций
Роль философии определяется прежде всего тем, что она выступает в качестве теоретической основы мировоззрения и решает проблемы познаваемости мира, ориентации человека в мире культуры и духовных ценностей.
Можно выделить 2 группы основных функций философии:
1.мировоззренческие
2. методологические
Функции философии
1. мировоззренческая - заключается в выработке мировоззрения (системного взгляда на мир)
2. теоретико-познавательная – выработ-ка категорий, отражающих наиболее общие связи и отношения вещей
3. ценностно-ориентационная - выработка, изучение ценностей, регулирующих поведение человека, социальной группы.
Методологические функции Ф.
1. функция рациональной обработки и систематизации, теоретического выражения результатов конкретных наук
2. критическая функция - суть ее в преодолении устаревших догм и взглядов
3. интегративная - обобщение всех форм человеческого опыта и знаний (т.е. практического, познавательного, ценностного опытов)
4. прогностическая (реализуется в построении моделей будущего)
Спец-ка Ф.выражается в спец-ке ее языка.Язык Ф.-язык категорий,понятий,т.е. Ф. оперирует понятиями, категориями-продуктами рассудка.Ф. является особой ф-мой общ-го сознания и хар-ся след. наиболее важн. особ-ями:1)Исходн. пункт и цель Ф.-ч-к,его место в мире и отнош. к этому миру2)Ф. изуч-ет общие основания бытия,закон-ти разв. мира как целого.3)осн.ср-вом познания явл.чел.разум-Логос4)Эмпирич.
3. Зарождение философской мысли, ее культурно-исторические предпосылки. Философия Древнего Востока (Индия, Китай).
Фил.Др.Вост. на протяжении нескольких тысячелетий может быть приурочена к 3м ценрам: древнеиндийск, древнекит цивилиз. и древн. цивил.Средн.Востока.ФДВ развилась из мифологических сюжетов этих цивилиз-ий.Причины возникн:1.соц-эк(переход от меди к железу);2.товарно-ден.отнош;3.
4.Античная философия. Натурфилософский характер раннегреческой философской мысли
Древнегреческая (античная) Ф охватывает период с конца 7 в до н.э. до 6 в до н.э. и содержит теории, созданные в Греции и Риме мыслителями прошлого.
Отличительные особенности античной философии:
1. античное философское мировоз-зрение носит космологическо-онтологический характер (в центре космос - всемирный закон, разумный порядок),
2. отсутствует представление о личности как духовной индивидуальности (человек в античной философии понимается как вещь, тело - "сома"),
3. присущ пантеизм (отождествление Бога и природы),
4. вся действительность и ее элементы одновременно мыслились и как реальные и как идеальные.
В античной философии выделяют следующие периоды:
1. натуралистический - философами рассматривались проблемы физиса (природа, первооснова) и космоса (строй, порядок, украшение Вселенной). К этому периоду относится Милетская школа (Гераклит), Элейская школа (Эмпедокл и Анаксагор), древнегреческие атомисты (Левкипп и Демокрит),
2. гуманистический - деятельность софистов и Сократа - переориентация проблем философии с космоса на человека,
3. классический - связан с деятельностью Платона и Аристотеля,
4. эллинистический - появление ряда философских школ (кинизм - основатель Диоген, эпикуреизм - Эпикур, стоицизм - Сенека),
5. религиозный период античной языческой мысли - развитие неоплатонизма и его модификация,
6. зарождение христианской мысли.
Элейская школа
Представители: Парменид, Зенон.
Характерным для элеатов является учение о едином бытии - непрерывном, бесконечном, одинаково присутствующей в каждом элементе действительности. Они впервые поставили вопрос отношения бытия и мышления.
Парменид (7-6 в до н.э.) говорил, что "мыслить и быть - одно и то же". Однако он не считал, что бытие и мышление тождественно. Бытие едино и неподвижно. Любое изменение предполагает уход каких-либо качеств в небытие - поэтому бытие неизменно. Путь истины по Пармениду - путь разума. Чувства вводят человека в заблуждение, поэтому в познании нужно опираться на разум.
Зенон доказывал неподвижность бытия апориями (логическими парадоксами). Апории Зенона выявляют противоречия, свойственные человеческому сознанию. Апория "летящая стрела": если разделить траекторию движения стрелы на точки, то получается, что в каждой точке стрела покоится.
Все учение элеатов было направлено на на разделение чувственного познания изменяющихся вещей и интеллектуального познания, имеющего особый неизменный предмет (бытие). Открытие этого предмета дает возможность для существования философского и вообще точного доказательного знания.
Элеаты ввели в философию следующие категории (основные операционные единицы философии, предельно общие понятия): бытие, небытие, движение.
4.Классический период античной философии. Софисты. Сократ, Платон, Аристотель.
Софисты: в корне меняют предмет исследования: они переключаются на проблему человека и в центр исследования ставят слово. Горгий, Протагор: основные положения их теории: Человек есть мера всех вещей, которые существуют т.к. они существуют, и которые не существуют, т.к. их нет.. Софисты обращаются к мышлению человека. Абсолютной истины нет, но существует относительная истина. Сократ: критиковал натурфилософию : если вода является источником всех вещей то откуда она сама взялась? Основной интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человеческое сознание и кто такой человек. В центр он ставит нравственные проблемы. Сократ стремился искать истину сообща, в ходе бесед, отбрасывая всякие общепринятые мнения, пока не найдёт истину. "Познай самого себя". Платон: его учение о мире людей и мире вещей. Идеи воплощаются в аморфную материю из которой возникают вещи. Человек - соединение тела, которое смертно, и души, которая бессмертна. Мир идей находится вне физического пространства, не разлагается на части (всегда ровен). Идеи бессмертны и неуничтожимы. Они не постигаются чувствами/размышлениями, являясь причиной всего, не перерождаются и близки к божественному. Мир вещей противоположен миру идей. Вещи находятся в физическом пространстве, они состоят из частей и могут на них разлагаться. Они неодинаковы и изменяются. Вещи могут быть уничтожены, исследуются с помощью чувств, они могут быть полезны, близки человеку. Душа часто улетает в мир идей, запоминает там все, затем вселяется обратно в человека, которому остается только вспомнить, что душа там видела. Платон придумал такое государство, где правят философы, у которых нет семей и имущества; в их подчинении находятся воины, которые держат народ(крестьян, которые живут и работают на земле) в состоянии мира. Это почти тоталитарное государство, а в добавок ко всему этому, он считал, что должна существовать цензура литературы. Аристотель: Создатель Ликея (школы в Афинах). Критикует своего учителя Платона, его мир идей. Он считал, что мир идей бесполезен, т.к. все признаки идей находятся в человеке. Аристотель считал материю инертным/аморфным состоянием, форма проникает в вещь и организует её.
5.Греческая философия периода эллинизма. Этические учения стоиков и Эпикура.
Философские взгляды периода эллинизма отразились в таких школах и течениях, как стоицизм, эпикуреизм, скептицизм, неоплатонизм. Представители этих школ обосновывают не гражданскую активность и добродетель, как это было в учениях Платона и Аристотеля, а личное спасение и невозмутимость души как жизненный идеал отдельного человека.Личностная, психологическая сфера интересов становится доминирующей, а философия начинает рассматриваться как средство утешения и наставления в жизни.
Стоицизм, Стоики - - последователи философской школы Стой (школа получила такое название по своему месторасположению). Школа стоиков основана философом Зеноном из Китиона около 300 г. до н.э. Зенон заложил основы стоицизма, но своим завершением и систематизацией стоицизм обязан последователю Зенона Хрисиппу (281/277 - - 208/205 до н.э.). В Древнем Риме популярными стоиками были философ Сенека (ок. 5 г. до н.э. — 65 г. н.э.), его ученик Эпиктет и римский император Марк Аврелий (121 -- 180 н.э.).
Стоики подчеркивали нравственно-практическую ориентацию философии, призванной, по их мнению, научить человека правильно и достойно жить.По мнению стоиков все события, происходящие в природе и обществе, подчинены строжайшей закономерности , все в мире жестко детерминировано. Бог также подчинен необходимости, точнее, он есть сама необходимость. Человек, согласно им, ничего не может изменить в порядке вещей.Считая, что добродетель и только она одна является необходимым и достаточным условием счастья, стоики отождествили счастье с добродетелью и признали его высшим, а стало быть, и единственным истинным благом.
Однако морализм составляет лишь одну сторону этики стоиков. Другая сторона этической системы стоиков отдана культу природы. Природа, с их точки зрения, является разумной, гармоничной, божественной. Поэтому жизнь в согласии с природой является жизнью добродетельной и свободной.
Эпикуреизм. Эпикуреизм - - философское направление, основанное древнегреческим философом Эпикуром (341 — 270 до н.э.
Эпикур создал школу в Афинах, известную под названием «Сад Эпикура». Главное в его учении — этика поведения человека. При этом речь шла об отдельном индивиде, а не об обществе.
В отличие от стоической, эпикурейская этика гедонистична (от греческого «гедоне» — удовольствие); достижению счастья эпикурейство придавало значение главной цели жизни. Счастье — это непосредственное чувство удовольствия, а несчастье — ощущение страдания. Сам процесс жизни, жизнь как таковая уже есть радость. Эпикуреизм выливается в своеобразный культ жизни, а эпикурейцы образуют нечто вроде секты почитателей жизни. Жизнь есть единственное благо, которым мы располагаем, но это благо преходяще, поскольку человек смертен. Высшей формой блаженства, по Эпикуру, является состояние полного душевного покоя -- невозмутимость, отрешенность от всех проблем этого мира атараксия. В этом смысле атараксия Эпикура родственна буддийской нирване, а его идеал мудрого человека в какой-то мере сродни буддийскому идеалу мудреца.