Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 02:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпора философия.docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

1.предмет стр-ра  и ф-ии.фил.Ф и наука. Ее предметом яв-ся всеобщее в системе «мир – ч-к», и в осн-м тот же круг проблем,что и в др-х формах мировоззрения.Эта сист при первичном подразделении распад-ся на2 противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - «мир» и «человек».

Фил-фило-любовь,София-мудрость.сист.теорет взглядов на мир.Функц:1.мировоззрн-я-способств-т формир-ю целостности картины мира,представл-й о его устр-ве,месте ч-ка в нем,принципов взаимодействия с окр миром.2.методол-я-ф-я вырабатывает осн методы познания окр действител-ти.3.гносиологическая-цель-правильное и достоверное познание окр-й действит.4.мыслит-но теор-я.ф.учитконцептуально мыслить и теоретизировать.5.аксиологическая-оценка явлений вещей окр мира с т.з разл-х ценн-ей реальных,идеол-их,этич-х соцх6.критическая-подвр-т сомнению окр мир и ее существ-е. 7.прогнозтич-я-на осн фил-х знаний имеющихя обо всем спрогнозир-ть тенденции развития, будущее материи,соз-я,прир и об-ва.

Структ-ра фил:-онтология-раздел изуч бытие

-фил-я природы-учение о прир в целом.

-гносиология-теория познания.

-логика-наука о мышлении

-этика-учение о высшем  благе ч-ка.о морали.

-эстетика-уч о прекрасном(ф-я искусства)

-фил-я антропология-уч о ч-ке

-соц-я фил-уч об об-ве.-ф  истории-уч о смысле,периодах всемир ист,законов и о судьбе ч.

-ф-я науки-из-ет особенн-ти  сущность науч.познания и знания

-ф-я религии-ф-я любви-ф.пола деят-ти и т.п

2 Соотнош философии и мир-ия. Истор-ие формы мир-я.Существ-т 3 типа мировоз. 1.мифолог-ий-мир-е кот сформулир-сь у людей архаического сознания,первоб об-ва.осн черты:одухотвор-е,оживот-е окр мира.основой этого мир-я яв-ся эмоции ч-ка,страх ч-ка перед окр миром.это мир-е выр-ся в силах.2.религиозный-деление мира на реальный и божественный. основой яв-ся вера.это мир-е сущ-ет в форме образа.3.философский-рассмат-ет мир с т.з его предельных послед-х оснований.этот тип вычисляет законы мира т.е те силы,кот правят миром.основа-логическая аргументация.

3.Материализм и идеализм как основные направления философии. Дуализм.

Мат-м-это фил-е воззрение сторон-кикот-го считали в отнош-ях материи и сознания первичной яв-ся материя.матер реально существ-т сознание есть сво-во высокоорг-ой материи отражать саму себя.(Фалес,демокрит анаксимен)(достоинство матер-ма опора на науку.особенно на точные и естеств-е)Недостаток(недостаточн-е объяс-е сущности созн-я,наличие явл-ий окр-его мира)

Идеализм-фил-е воззрение  согласно кот истинное бытие принадлежит духовному началу.

Разнов-тиматериализма:наивный, вульгарный (абсолют-ют роль материи чрезмерно увлек-ся исслед-ем материи с т.з физики матем-ки и хими), диалктический(маркс)Идеализм-направл фил сторонники кот в отнош-ях материи и сознания первичным считали сознание(идею.дух)

Слаб черта И отсут-е достов-го(логич-го)объясн-я самого наличия «чистых идей»и превращ-е идеи в конкрет вещь. Виды идеализма: объективный (независящий от ч-каПлатон Гегель-реально сущ-ет только идеяидея первична.каждая вещь-воплощение идеи данной вещи н-р дом-идея дома.корабль-идея корабля)Субъектив-й-ч-к и его сознание(Беркли Юм).Они счит что все сущ-ет только в созн познающего ч-ка.идеи сущ-ют в разуме ч-ка Дуализм-Декарт.  равноценность обоих направлений.фил-е учение кот.признает равноправие идеал-го и матер-го,но не признает их относит-ть.Суть в том что сущ-ет независимые субстанции матер-я(облад свойст протяжения )и дух-я(св-во мышления).все в мире производно либо от той либо от этой субстании.матер-е вещи от матер-ой,идеи-от духовной.В ч-ке есть обе субст-ии.

 

 

 

 

4. Зарождение философии. Философия Др Вост. ФДВ сна протяж-ии неск-х тысячелетий(в 6-1вв д.н.э.) м.б соотнесена с 3мя центрами: древнеинийская дркитайская цив-я,и др.цивил-я ср.востока.ФДВ развив-сь из мифол-х сюжетов этих цивил-ий.Причины возн-я:1.соц-эк-я(переход от меди к железу)2.товарно денеж-е отнош.3.ослабление родо-племенных связей 4.первое гос-во5.дух-я жизнь.К Инд-ой Ф относят веды-собрание свящ-х текстов.они пологали что веды никем не созд и были вечно и что ошибок быть не может.веды называли-шрути(услышанные)Сущ-ет 4 веды:1. Древ-я регведа(веда гимнов восхвол богов) 2.самоведа-веда песнопений.3.яджурведа-веды жертвоприношений.4.атхарваведа-собр магич-х заклинаний..Все школы др Инд подразд на 2категории:1.артодоксальные-признавали авторитет вед и кастовый строй. 2.неортодаксальные-отвергает касты и веды(буддизм)-нирвана- идеальное сост отрешенности,потеря чув-ва«я»

Китай.осн школы:конфуцианство, даосизм,натурфил-я«иньянь»,моизм.Конфуц-во(самосоверш-е труд,идеал-й ч-к –благородный муж)ЛИ-этикет конфуц-во (гуманность)Ци-энергия,кот циркул-ет в организме в окр ср,физически и матер-но.Ци лежит в основе мира.Это универс-я субст-я вселенной состовляющая исходный хаос.из Ци выдел-ся 2 противополож-е силы:ИНЬ-женское начало,пассивное(темное)ЯН-муж.актив(светл)

Хень-гуманность.Лао Цзы.Дао-путь.все из дао.

 

5. Веды как древн-е источники инд-й фил. Ортодокс-е и неорт-ые шк Др Индии.

К Инд-ой Ф относят веды-собрание свящ-х текстов.они пологали что веды никем не созд и были вечно и что ошибок быть не может.веды называли-шрути(услышанные)Сущ-ет 4 веды:1. Древ-я регведа(веда гимнов восхвол богов) 2.самоведа-веда песнопений.3.яджурведа-веды жертвоприношений.4.атхарваведа-собр магич-х заклинаний..Все школы др Инд подразд на 2категории:1.ортодоксальные-признавали авторитет вед и кастовый строй.Школы:

1.Ньяя-рассмотрены вопросы  логики,вера в веды.Матер мир сущ-ет и ч-к познает его 5органами чув-в.если что то не входит в рамки5 орг ч-в-не сущ-ет.2.Вайшешика-сущ-ет2мира-чувств-й и сверхчув-й.Простр-во м\у частицами заполнено эфиром.3.мимамса-основа-авторитет вед 4.санкхья-признает что мир объективен и материален5.веданта6.йога

2.неортодаксальные:1индив-й матер-м-мир-я религия не нужна.цель жизни-получ-е удовл-я.

2.джайнизм-первооснова мира-вечная  субстанция (материя)неприменение вреда всему живому-основа.мир сост из атома.3.буддизм-4истины будды(1.жизнь-страдание2.причина страд-желания и страсти3.от страд можн избав-ся путем отказа от желаний4.венец всему-освобождение от уз сансары)

6. Особ-ти буд-й фил. Хинаяна и махаяна как разновид буддизма.- нирвана- идеальное сост отрешенности,потеря чув-ва«я» религ-фил-е учение о дух-ом пробуждении,возникшее ок.6в д.н.э в Инд.в нач 1в до н.э в буд.сформир-сь 2 направл:хинаяна и махаяны.Хинаяна(уз путь)-последователи сосредоточены на внутр-ем самосозерцании и мудрости.Признают Будду ч-ом кот нашел путь к спасению.Осн акцент делают на личном спасении ч\з уход от мира(т.е монашество) Махаяна(шир путь)провозглаш-т возм-ть спасения не т-ко монаху но и люб мирянину,если он придер-ся обещаний дух-го совершенства,чит молитвы закл-я Получ помощь от монахов и одар-т их,платит милостыню.

7. Учение Конф. Полит-ие взгляды Кон-я.

Полит и этич-е воззрения  Кон.изложены в книге«Лунь юй-беседы и высказ-я»К-во- признано офиц идеологией и гос религией.Полит уч исходят из того что идеальное правление гос-ом должно опираться на мораль,»взаимность»,золотя середина,человеколюбие.эти понят сост правильный путь(дао)кот долж след любой кто хочет жить в согласии.«благородные мужы(правители)»д.проявлять заботу о подданных,воспит на собств примере.Благород-е те:кто в жизни след моральным принципам .Гос-во по конф,это большая7я,где правитель»сын неба»это отец а подданные его сыны(преданные послушание и почтение старших)Конф разраб-т концепцию идеального ч-ка(цзюнь-цзы)благоро-го не по происхожд а по воспит-ю и самосовершен-ю.он д.обладать гумман-ю,справед-ть,верным искренним стремиться к знаниям и почитать старших.Идеальные отн-я в7е об-ве  гос-ве по принципу «чего не пожелаешь себе,того не делай другим»

8 Даосская философия ДрКитая. Фил-ие взгляды Лао-Цзы:дао-путь.все из дао.

Лао цзы-основопол-к даосизма..даосский идеал ч-ка-совершенномудрый ч-к.лао цзы отриц-но оценивает тогдашнее наст.и наз-ет его хаосом.причина хаоса-нарушение цивил-ей естеств-го миропорядка Дао.в рез-те чего ч-к утрачивает подлинную самость.Дао господ-ет везде и во всем,безгранично.оно дает начало всему.

Фил лаоцзы была идея2х первоначал-Дао  и Дэ.

Дэ-это точ то питает даоюделает его возможным,-принцип,способ бытия.Непостежимое Дэ-это то,что наполняет форму вещей но происходит оно изДао.Дао-это то,что движет вещами путь его загадочен и непостежим.тот кто в делах следует дао,вступает в союз с Дэ.

9. Осн черты антич фил.Период-я античности.

Осн черты:1антропоморфизм и натурализм2.космоцентризм3.онтологизм-признание бытия мира независимого от нашего сознния в кач-ве предпосылки нашего мыш-я о мире.4.дух-й аристократизм5.невыс ур дедуктивной науки. 6.нет непосредственно практики.7не было эксперимент-го исслед.

3осн периодаАФ:1.досократический Фалес, Анаксемен,анаксимандр 2классический Сократ платон арист3эллинистический Эпикур,Цицерон

1.досократич-е  школык7 пол6в до н.э:милетская шк-основ Фалес, он выдвигает воду.влагу.все вещи воз-ют из воды и разрушаясь снова стан-ся водой.Ученик Фалеса-Анаксемендр,в кач-ве первоначала«айперон» (беспредельное)начало не д.б опеределено. Анаксемен ученик АНаксемендра-воздух земля-центр мира.Эфесская шк-Гераклит-огонь,наз-эт началом диалектики.Все эти фил-фы были наивными материалистами. Эллейская шк.осн-Ксенофан=»Парменид,Зенон Элейский=идеалисты.Отрицают движение, множественность.Выявили понятие бытие-Парменид,и обозначили им единую непонятную основу всего существ-го.шк Атамистов.»атом»осн левкипп,представДемокрит Эпикур.вечный матер-й мир сост из неделимых атомов и пустоты в кот-х эти атомы движ-ся.Пифагорейцы-пифагорчисло первонач всему.2классич-й пер.сер5-кон4вв д н.э.

Главн предметом фил стан-ся ч-к.-нач-ся с филс учения софистов.Софизм(учения субъективного)-это фил-е направл-е основывающееся на признании 2смыслен-ти понятий,умышленном построении умозакл-ий кажущиеся правдой.(пратогор,ранний сократ,гиппой) Сократ(470)осн вопрос,что такое ч-к.»познай самого себя»платон ученик сократа, записывал диалог с сократом.по мнеию сократа фил-я понималась им как понимание того,что зло и добро.Осн метод-метод дискуссии.»я знаю,что ничего не знаю»Платон(объективный идеализм)»гос-во»»законы»»в защиту сократа»нравственно этич стор ч-ка.а важн преметы его изуч гос-во об-во и ч-к.бытие для Платона-неизменный мир идей.кот яв-ся прообразом вещей чувств-го мира.познание поПлатону-припоминание душой ч-ка,точго что было известно до его рождения.душа ч-ка сост из2х частей-высшей(разумной)низшей(чувствен-й)

Гос-во по мн платона д.б сословным.

Аристотель(384-322) из шк Платона»Академия»основал свою»Ликей»круг инетересов охват-т политику историю,этику логику диалоги эк-ку.»Метафизика,»по своим воззрениям был дуалистом,признал2начала. телесное и душевное.

По арист сущ-ет 4 причины  или начала бытия1.материя-то из чего вещь дел-ся 2.движение – как дела-ся3.форма-сущность благодаря кот вещь делс-ся4.цель ради чего дел-ся.Арист делил мир на 2 начала:1.пассив материя.2.творящий разум.Выделял 3 уровня души1.растительная душа (ведает ф-ии питания,роста размнож-я)для всх одуш-х вещ-в.2.жив-я душа-ощущение и желания.т.е стремление достичь приятного и избежать неприятного.3.разумная душа-кот обладает т-ко ч-к обладает спос-ю к рассужд и мышлению. 3период-Эллинистический(3-1в до н.э)академия платона,Ликей аристотеля .сад эпикура, стоицизм.Зенон китийский!!на первом месте этическая проблематика,изуч природы д.лишь помогать изгонять страхи.содействовать исцел-ю души,ее покою.Фил восприн-ся как искусство счастливой жизни,намеч-ся расхожд-е фил-ии и науки.

 

10. Особ-и досокр-го периода античной фил. Осн школы. досократич-е школык7 пол6в до н.э:милетская шк-основ Фалес, он выдвигает воду.влагу.все вещи воз-ют из воды и разрушаясь снова стан-ся водой.Ученик Фалеса-Анаксемендр,в кач-ве первоначала«айперон» (беспредельное) начало не д.б опеределено. Анаксемен ученик АНаксемендра-воздух земля-центр мира.Эфесская шк-Гераклит-огонь,наз-эт началом диалектики.Все эти фил-фы были наивными материалистами. Эллейская шк.осн-Ксенофан=»Парменид,Зенон Элейский=идеалисты.Отрицают движение, множественность.Выявили понятие бытие-Парменид,и обозначили им единую непонятную основу всего существ-го.шк Атамистов.»атом»осн левкипп,представДемокрит Эпикур.вечный матер-й мир сост из неделимых атомов и пустоты в кот-х эти атомы движ-ся.Пифагорейцы-пифагорчисло первонач всему.

Особ-ти:1.осн объект исслед-я природа-совпадало с космосом.2.первоначало-огонь вода земля воздух.

 

11. Милетская школа и ее представители. Фил Гераклита.досократич-е школык7 пол6в до н.э:милетская шк-основ Фалес, он выдвигает воду.влагу.все вещи воз-ют из воды и разрушаясь снова стан-ся водой.Ученик Фалеса-Анаксимандр,в кач-ве первоначало и основа всего«апейрон»- не поределял его ни как воздух,ни воду,ни что либо иное.это нечто безграничное,неопр-е,не огр ничем.     

Анаксемен ученик АНаксемендра-воздух земля-центр мира.из возд все воз-ет в него все и уходит.

Гераклит-основа всего-огонь-динамика,развитие, изменения.пост ход развития он сравнивал  с теч реки в кот нельзя войти  дважды.мир по его мнению не сотворим и не разрушим .он всегда были будет вечно живым огнем,возгорающимся и погасающим..по его мнению все управл-ся судьбой или необходимостью.

 

12.Древнегр-я шк Элеатов. Апории Зенона.

Эллейская шк.осн-Ксенофан=»Парменид,Зенон Элейский=идеалисты.Отрицают движение, множественность.Выявили понятие бытие-Парменид,и обозначили им единую непонятную основу всего существ-го.

Уч Парменида-Зенон.(480-430 гг до н.э)Наиб известным изложением элейского  отрицания движ-я и неподвиж-ти яв-ся апорииЗенона,доказывающие что  если допускается существ-е движ-я,то воз-ют неразреш-е противор-я.4апории:Ахилл,дихотомия,стрела,стадий.Самая изв-я Ахил и черепаха.она показ-ет что самый быстрый ч-к ахилл,не сможет догнать самое медлен-е сущ-во если оно вышло в путь раньше.Ахилл д.пройти расст-е от места до места где нах-ся черепаха,но к тому вр черепаха уже двинется на опр-й отрезок.Стрела-летящая стрела на самом деле в  кажд опр-й момент  нах-ся в строго опр-х точках простр-ва,след-но,не движется.Апории зенона можно считать первой попыткой рационально осмыслить движение.

 

 

 

 

13. Атомизм в античной философии. Философия Демокрита.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"