Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 02:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
1.предмет стр-ра и ф-ии.фил.Ф и наука. Ее предметом яв-ся всеобщее в системе «мир – ч-к», и в осн-м тот же круг проблем,что и в др-х формах мировоззрения.Эта сист при первичном подразделении распад-ся на2 противоположные, но взаимосвязанные подсистемы - «мир» и «человек».
Фил-фило-любовь,София-
Структ-ра фил:-онтология-раздел изуч бытие
-фил-я природы-учение о прир в целом.
-гносиология-теория познания.
-логика-наука о мышлении
-этика-учение о высшем благе ч-ка.о морали.
-эстетика-уч о прекрасном(ф-я искусства)
-фил-я антропология-уч о ч-ке
-соц-я фил-уч об об-ве.-ф истории-уч о смысле,периодах всемир ист,законов и о судьбе ч.
-ф-я науки-из-ет особенн-ти сущность науч.познания и знания
-ф-я религии-ф-я любви-ф.пола деят-ти и т.п
2 Соотнош философии
и мир-ия. Истор-ие формы мир-я.Существ-т
3 типа мировоз. 1.мифолог-ий-мир-е кот сформулир-сь
у людей архаического сознания,первоб
об-ва.осн черты:одухотвор-е,оживот-е окр
мира.основой этого мир-я яв-ся эмоции
ч-ка,страх ч-ка перед окр миром.это мир-е
выр-ся в силах.2.религиозный-деление
мира на реальный и божественный. основой
яв-ся вера.это мир-е сущ-ет в форме образа.3.философский-рассмат-
3.Материализм и идеализм как основные направления философии. Дуализм.
Мат-м-это фил-е воззрение сторон-кикот-го
считали в отнош-ях материи и сознания
первичной яв-ся материя.матер реально
существ-т сознание есть сво-во высокоорг-ой
материи отражать саму себя.(Фалес,демокрит
анаксимен)(достоинство матер-ма опора
на науку.особенно на точные и естеств-е)Недостаток(
Идеализм-фил-е воззрение согласно кот истинное бытие принадлежит духовному началу.
Разнов-тиматериализма:наивный, вульгарный (абсолют-ют
роль материи чрезмерно увлек-ся исслед-ем
материи с т.з физики матем-ки и хими), диалктический(маркс)Идеализм-н
Слаб черта И отсут-е достов-го(логич-го)объясн-я самого наличия «чистых идей»и превращ-е идеи в конкрет вещь. Виды идеализма: объективный (независящий от ч-каПлатон Гегель-реально сущ-ет только идеяидея первична.каждая вещь-воплощение идеи данной вещи н-р дом-идея дома.корабль-идея корабля)Субъектив-й-ч-к и его сознание(Беркли Юм).Они счит что все сущ-ет только в созн познающего ч-ка.идеи сущ-ют в разуме ч-ка Дуализм-Декарт. равноценность обоих направлений.фил-е учение кот.признает равноправие идеал-го и матер-го,но не признает их относит-ть.Суть в том что сущ-ет независимые субстанции матер-я(облад свойст протяжения )и дух-я(св-во мышления).все в мире производно либо от той либо от этой субстании.матер-е вещи от матер-ой,идеи-от духовной.В ч-ке есть обе субст-ии.
4. Зарождение философии.
Философия Др Вост. ФДВ сна протяж-ии неск-х тысячелетий(в
6-1вв д.н.э.) м.б соотнесена с 3мя центрами:
древнеинийская дркитайская цив-я,и др.цивил-я
ср.востока.ФДВ развив-сь из мифол-х сюжетов
этих цивил-ий.Причины возн-я:1.соц-эк-я(переход
от меди к железу)2.товарно денеж-е отнош.3.ослабление
родо-племенных связей 4.первое гос-во5.дух-я
жизнь.К Инд-ой Ф относят
веды-собрание свящ-х текстов.они пологали
что веды никем не созд и были вечно и что
ошибок быть не может.веды называли-шрути(услышанные)Сущ-
Китай.осн школы:конфуцианство, даосизм,натурфил-я«иньянь»,
Хень-гуманность.Лао Цзы.Дао-путь.все из дао.
5. Веды как древн-е источники инд-й фил. Ортодокс-е и неорт-ые шк Др Индии.
К Инд-ой Ф относят
веды-собрание свящ-х текстов.они пологали
что веды никем не созд и были вечно и что
ошибок быть не может.веды называли-шрути(услышанные)Сущ-
1.Ньяя-рассмотрены вопросы
логики,вера в веды.Матер мир сущ-ет
и ч-к познает его 5органами чув-в.если
что то не входит в рамки5 орг ч-в-не сущ-ет.2.Вайшешика-сущ-
2.неортодаксальные:1индив-й матер-м-мир-я религия не нужна.цель жизни-получ-е удовл-я.
2.джайнизм-первооснова мира-
6. Особ-ти буд-й фил. Хинаяна и махаяна как разновид буддизма.- нирвана- идеальное сост отрешенности,потеря чув-ва«я» религ-фил-е учение о дух-ом пробуждении,возникшее ок.6в д.н.э в Инд.в нач 1в до н.э в буд.сформир-сь 2 направл:хинаяна и махаяны.Хинаяна(уз путь)-последователи сосредоточены на внутр-ем самосозерцании и мудрости.Признают Будду ч-ом кот нашел путь к спасению.Осн акцент делают на личном спасении ч\з уход от мира(т.е монашество) Махаяна(шир путь)провозглаш-т возм-ть спасения не т-ко монаху но и люб мирянину,если он придер-ся обещаний дух-го совершенства,чит молитвы закл-я Получ помощь от монахов и одар-т их,платит милостыню.
7. Учение Конф. Полит-ие взгляды Кон-я.
Полит и этич-е воззрения Кон.изложены в книге«Лунь юй-беседы и высказ-я»К-во- признано офиц идеологией и гос религией.Полит уч исходят из того что идеальное правление гос-ом должно опираться на мораль,»взаимность»,золотя середина,человеколюбие.эти понят сост правильный путь(дао)кот долж след любой кто хочет жить в согласии.«благородные мужы(правители)»д.проявлять заботу о подданных,воспит на собств примере.Благород-е те:кто в жизни след моральным принципам .Гос-во по конф,это большая7я,где правитель»сын неба»это отец а подданные его сыны(преданные послушание и почтение старших)Конф разраб-т концепцию идеального ч-ка(цзюнь-цзы)благоро-го не по происхожд а по воспит-ю и самосовершен-ю.он д.обладать гумман-ю,справед-ть,верным искренним стремиться к знаниям и почитать старших.Идеальные отн-я в7е об-ве гос-ве по принципу «чего не пожелаешь себе,того не делай другим»
8 Даосская философия ДрКитая. Фил-ие взгляды Лао-Цзы:дао-путь.все из дао.
Лао цзы-основопол-к даосизма..
Фил лаоцзы была идея2х первоначал-Дао и Дэ.
Дэ-это точ то питает даоюделает его возможным,-принцип,способ бытия.Непостежимое Дэ-это то,что наполняет форму вещей но происходит оно изДао.Дао-это то,что движет вещами путь его загадочен и непостежим.тот кто в делах следует дао,вступает в союз с Дэ.
9. Осн черты антич фил.Период-я античности.
Осн черты:1антропоморфизм и натурализм2.космоцентризм3.
3осн периодаАФ:1.
1.досократич-е
школык7 пол6в до н.э:милетская шк-основ
Фалес, он выдвигает воду.влагу.все вещи
воз-ют из воды и разрушаясь снова стан-ся
водой.Ученик Фалеса-Анаксемендр,в кач-ве
первоначала«айперон» (беспредельное)начало
не д.б опеределено. Анаксемен ученик АНаксемендра-воздух
земля-центр мира.Эфесская шк-Гераклит-огонь,наз-эт
началом диалектики.Все эти фил-фы были
наивными материалистами. Эллейская шк.осн-Ксенофан=»Парменид,
Главн предметом фил стан-ся
ч-к.-нач-ся с филс учения софистов.Софизм(учения
субъективного)-это фил-е направл-е основывающееся
на признании 2смыслен-ти понятий,умышленном
построении умозакл-ий кажущиеся правдой.(пратогор,ранний
сократ,гиппой) Сократ(470)осн
вопрос,что такое ч-к.»познай самого себя»платон
ученик сократа, записывал диалог с сократом.по
мнеию сократа фил-я понималась им как
понимание того,что зло и добро.Осн метод-метод
дискуссии.»я знаю,что ничего не знаю»Платон(объективный
идеализм)»гос-во»»законы»»в
защиту сократа»нравственно этич стор
ч-ка.а важн преметы его изуч гос-во об-во
и ч-к.бытие для Платона-неизменный мир
идей.кот яв-ся прообразом вещей чувств-го
мира.познание поПлатону-припоминание
душой ч-ка,точго что было известно до
его рождения.душа ч-ка сост из2х частей-высшей(разумной)низшей(
Гос-во по мн платона д.б сословным.
Аристотель(384-322) из шк Платона»Академия»основал свою»Ликей»круг инетересов охват-т политику историю,этику логику диалоги эк-ку.»Метафизика,»по своим воззрениям был дуалистом,признал2начала. телесное и душевное.
По арист сущ-ет 4 причины или начала бытия1.материя-то из чего вещь дел-ся 2.движение – как дела-ся3.форма-сущность благодаря кот вещь делс-ся4.цель ради чего дел-ся.Арист делил мир на 2 начала:1.пассив материя.2.творящий разум.Выделял 3 уровня души1.растительная душа (ведает ф-ии питания,роста размнож-я)для всх одуш-х вещ-в.2.жив-я душа-ощущение и желания.т.е стремление достичь приятного и избежать неприятного.3.разумная душа-кот обладает т-ко ч-к обладает спос-ю к рассужд и мышлению. 3период-Эллинистический(3-1в до н.э)академия платона,Ликей аристотеля .сад эпикура, стоицизм.Зенон китийский!!на первом месте этическая проблематика,изуч природы д.лишь помогать изгонять страхи.содействовать исцел-ю души,ее покою.Фил восприн-ся как искусство счастливой жизни,намеч-ся расхожд-е фил-ии и науки.
10. Особ-и досокр-го периода
античной фил. Осн школы. досократич-е
школык7 пол6в до н.э:милетская шк-основ
Фалес, он выдвигает воду.влагу.все вещи
воз-ют из воды и разрушаясь снова стан-ся
водой.Ученик Фалеса-Анаксемендр,в кач-ве
первоначала«айперон» (беспредельное)
начало не д.б опеределено. Анаксемен ученик
АНаксемендра-воздух земля-центр мира.Эфесская шк-Гераклит-огонь,наз-эт
началом диалектики.Все эти фил-фы были
наивными материалистами. Эллейская шк.осн-Ксенофан=»Парменид,
Особ-ти:1.осн объект исслед-я природа-совпадало с космосом.2.первоначало-огонь вода земля воздух.
11. Милетская школа и ее представители. Фил Гераклита.досократич-е школык7 пол6в до н.э:милетская шк-основ Фалес, он выдвигает воду.влагу.все вещи воз-ют из воды и разрушаясь снова стан-ся водой.Ученик Фалеса-Анаксимандр,в кач-ве первоначало и основа всего«апейрон»- не поределял его ни как воздух,ни воду,ни что либо иное.это нечто безграничное,неопр-е,не огр ничем.
Анаксемен ученик АНаксемендра-воздух земля-центр мира.из возд все воз-ет в него все и уходит.
Гераклит-основа всего-огонь-динамика,развитие, изменения.пост ход развития он сравнивал с теч реки в кот нельзя войти дважды.мир по его мнению не сотворим и не разрушим .он всегда были будет вечно живым огнем,возгорающимся и погасающим..по его мнению все управл-ся судьбой или необходимостью.
12.Древнегр-я шк Элеатов. Апории Зенона.
Эллейская шк.осн-Ксенофан=»Парменид,
Уч Парменида-Зенон.(480-430 гг
до н.э)Наиб известным изложением элейского
отрицания движ-я и неподвиж-ти
яв-ся апорииЗенона,доказывающие что
если допускается существ-е движ-я,
13. Атомизм в античной философии. Философия Демокрита.