Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 02:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
шк Атамистов.»атом»осн левкипп, представ Демокрит
Эпикур.вечный матер-й мир сост из неделимых
атомов и пустоты в кот-х эти атомы движ-ся.Пифагорейцы-пифагорчис
14. Пифагор и его шк. Число в представл-и Пиф
Пиф написал 3 книги «о воспитании,о делах общины,о природе»он исслед-ет отношения чисел ,числа подняли на уровень реальной сущности всех вещей.Религию и мораль Пиф считал осн-ми атриб-ми упорядочения об-ва.его учение о бессмертии души строится на принципах полной подчиненности ч-ка богам.выйти из цепи перерож-ий м.б при помощи занятии наукой(матем).
Единица-начало всему,единице подлежит
еще неопр-я двоица,из 1и неопр-ой двоицы
исходят числа=точки=линии=плоские фигуры=объемн-е
фигуры=чувственно-воспри-е тела,в которых
4 основы,огонь вода земля воздух.перемещаясь
и превращаясь целиком они порождают
мир-одушевленный,разумный,
15. Клас-ий период в развитии дргреч фил.
пер.сер5-кон4вв д н.э.
Главн предметом фил стан-ся
ч-к.-нач-ся с филс учения софистов.Софизм(учения
субъективного)-это фил-е направл-е основывающееся
на признании 2смыслен-ти понятий,умышленном
построении умозакл-ий кажущиеся правдой.(пратогор,ранний
сократ,гиппой) Сократ(470)осн
вопрос,что такое ч-к.»познай самого себя»платон
ученик сократа, записывал диалог с сократом.по
мнеию сократа фил-я понималась им как
понимание того,что зло и добро.Осн метод-метод
дискуссии.»я знаю,что ничего не знаю»Платон(объективный
идеализм)»гос-во»»законы»»в
защиту сократа»нравственно этич стор
ч-ка.а важн преметы его изуч гос-во об-во
и ч-к.бытие для Платона-неизменный мир
идей.кот яв-ся прообразом вещей чувств-го
мира.познание поПлатону-припоминание
душой ч-ка,точго что было известно до
его рождения.душа ч-ка сост из2х частей-высшей(разумной)низшей(
Гос-во по мн платона д.б сословным.
Аристотель(384-322) из шк Платона»Академия» основал свою»Ликей»круг инетересов охват-т политику историю,этику логику диалоги эк-ку.»Метафизика,»по своим воззрениям был дуалистом,признал2начала. телесное и душевное.
По арист сущ-ет 4 причины или начала бытия1.материя-то из чего вещь дел-ся 2.движение – как дела-ся3.форма-сущность благодаря кот вещь делс-ся4.цель ради чего дел-ся.Арист делил мир на 2 начала:1.пассив материя.2.творящий разум.Выделял 3 уровня души1.растительная душа (ведает ф-ии питания,роста разм-я)для всх одуш-х вещ-в.2.жив-я душа-ощущение и желания.т.е стремление достичь приятного и избежать неприятного.3.разумная душа-кот обладает т-ко ч-к обладает спос-ю к рассужд и мышлению.
16. Сократ и его методы познания.
Сократ(470)осн вопрос,что такое ч-к.»познай самого себя»платон ученик сократа, записывал диалог с сократом.по мнеию сократа фил-я понималась им как понимание того,что зло и добро.Осн метод-метод дискуссии.»я знаю,что ничего не знаю».Дискус-я сост из 2х частей:1.негативной(метод основывался на приведении к абсурду(иронией).он говорил что все верно,а потом вопросами приводил к истине)2.позитивной-он принимает истину,а не ребенка.метож наводящих вопросов.
17. Фил Платона. Учение
Платона об идеальном гос-ве. Платон(объективный идеализм)»гос-во»»законы»»в
защиту сократа»осн тема-нравственно
этич стор ч-ка.а важн преметы его изуч
гос-во об-во и ч-к.бытие для Платона-неизменный
мир идей.кот яв-ся прообразом вещей чувств-го
мира.познание поПлатону-припоминание
душой ч-ка,точго что было известно до
его рождения.душа ч-ка сост из2х частей-высшей(разумной)низшей(
Гос-во:поддерживал идею соврем-го
справед-го гос-ва.В этом гос-ве всеобщее
господствует над индивидуальными.д.б
сословным. Идеал-е гос-во воз-ет как
об-во 3х соцх групп.ими яв-ся философы-правители,воины-
18. Фил-я сист Аристотеля.
Аристотель(384-322) из шк Платона»Академия»основал свою»Ликей»круг инетересов охват-т политику историю,этику логику диалоги эк-ку.»Метафизика,»по своим воззрениям был дуалистом,признал2начала. телесное и душевное.По арист сущ-ет 4 причины или начала бытия1.материя-то из чего вещь дел-ся 2.движение – как дела-ся3.форма-сущность благодаря кот вещь делс-ся4.цель ради чего дел-ся.Арист делил мир на 2 начала:1.пассив материя.2.творящий разум.Выделял 3 уровня души1.растительная душа (ведает ф-ии питания,роста размнож-я)для всех одуш-х вещ-в.2.жив-я душа-ощущение и желания.т.е стремление достичь приятного и избежать неприятного.3.разумная душа-кот обладает т-ко ч-к обладает спос-ю к рассужд и мышлению. Жизнь в государстве является естественной сущностью человека. Государство Аристотель понимает как развитое сообщество общин, а общину — как развитую семью. Поэтому во многих случаях формы организации семьи он переносит на государство. Сущность гос-ва он видит в полит-ом сообществе людей,кот соед-сь для достижения опред-го блага.Осн-ми задачами гос-ва он считает предотвращ чрезмерного накопления имущества граждан,чрезмер роста полит-й власти личности и удержание рабов в подчинении.Рабовладение он считает естеств сост-ем орг-зации общества. Идеальным он считает такое гос-во,кот-е обеспеч-т максим возможную меру счастл жизни для наиб-го числа рабовладельцев.
Твор-во Аристотеля явл-ся вершиной не только античной философии, но др-его мышления, наиб обширной и в логическом смысле наиболее разраб-ой системой познания.Ряд совр-ых спец-х наук (этика,эстетика,логика)имеет свое начало в его произвед-хАрист смог не только упорядочить,но и систематически обобщить достиж-я познания своего времени.
19. Основные школы эпохи эллинизма.
(3-1в до н.э)академия платона,Ликей аристотеля
.сад эпикура, стоицизм.Зенон китийский!!на
первом месте этическая проблематика,изуч
природы д.лишь помогать изгонять страхи.
содействовать исцел-ю души,ее покою.Фил
восприн-ся как искусство счастливой жизни,намеч-ся
расхожд-е фил-ии и науки.Фил-е направ-е
- стоицизм.Их жизн-й
идеал–невозмутимость и спокойствие,спос-ть
не реаг-ть на внутренние и внешние раздражающие факторы.
Ч-к д.принимать все события, как есть, нельзя
сопротивляться. огонь считался стоиками
основным элементом мироздания.Марк Аврелий
– Бог дает каждому человеку особого доброго
гения в руководители.Вселенная – единое,
живое сущ-во,обладающее единой субстанцией
и единой душой.Имеется 4 добродетели в
жизни: мудрость, умеренность, мужество
и справедливость. Все человеческие существа
равны.
Согласно Хрисиппу, сущ-ет мировая душа.
Это чистейший эфир,самый подвижный и легкий,
женственно-нежный, как бы тончайший вид
материи.Большое внимание уделяли грамматике
и выразительности своей речи.Эпикуреизм связан
с творчеством Эпикура (341-270 гг. до н.э.).
В теории познания он отстаивал сенсуализм,
безгранично доверяя показаниям органов
чувств и не доверяя разуму.Главным принципом,целью
жизни ч-ка объяв-ся наслаждение, удовольствие.
Средством в борьбе со страданиями,способом
достижения спокойствия души и счастья
Эпикур считает следование сущности разумных
челов-х моральных требований «Пока мы
есть, смерти еще нет, а когда смерть есть,
то нас уже нет».. Призывает уходить от
общества, все что с ним связано – ложный
путь. У Эпикура атомы мельчайшие,очень
резко критикует концепцию абсолютной
предопределенности, так как поведение
ч-ка получается предопределено сост-ем
атомов. Эпикур утверждает, что предопред-ый
мир Демокрита хуже любого ада (точнее,Аида)
— оно унылое и безрадостное. Эпикур развивает
этику-науку о поведении ч-ка.Этика Эпикура
разительно отличается от Эпикуреизма.
Эпикуреизм читает,что цель-получ ч-ком
удовольстви Эпикур же делит наслаждения
на чувственные и интеллектуальные.И первые
—
осуждает,т.к. за них всегда следует расплата(
переел, перепил)ЭтикаЭпикура близка к
этике стоиков.Лукреций Кар – не отрицает
существов Богов,сост-х их тончайших атомов.
Скептицизм –
учение обоснованное Пирроном - сомнения
в познавательной ценности чувств-ти. Возникло
на основе выработанных предшествующими
мыслителями идей
о постоянной текучести всех событий сущего,
противоречиях м\у чувственными впечатлениями
и мышл-ем.Философов больше интересовал
вопрос о том, как надо жить в этом мире, чтобы
избежать угрожающих со всех сторон бедствий.
счастье,оно сост в невозмутимости и в
отсутствии страданий. На вопрос из чего
состоят вещи мы ответить не можем «всякая
вещь есть это не в большей мере, чем то».
Надо воздерживаться от каких либо суждений.
Скептицизм – это не полный агностицизм.Достоверны
для нас наши чувст-ые восприятия. «Это
кажется МНЕ горьким или сладким».
20. Западноевроп Срвековье.Оснчерты и периодизация.
Срвек-я фил связана с богословием.
Осн принципы:1.теоцентризм2.
1.потристика-от греч патер-отец.сов-ть учений
отцов христ-ой церкви2-7веков.Потрист
дел-ся на а)греко-визант-православн(
Виз-ая фил-я отводит решающее место непосред-му созерцанию Бога в интуитивном акте, в то время как катол-я мысль разви-ся внутри пересекающихся линий мистицизма и рацион-ма.
Августин блаж-ый. Августина можно назвать христианским
платонизмом.Рассматривая историю античной
фил-ии (главным образом, в труде "О граде
Божием"),он признаёт платонизм величайшим
её достиж-ем.О Платоне и неоплатониках(Плотине,
Порфирии)он говорит как о"видевших"теол-ю
истину, но "не знавших пути к ней". 2схоластика.
Систем-ая европ-я срвековая фил-я,сконцентрир-ая
вокруг универ-ов и представляющаясобой синтез хри
Лат schola - школа)возникает как рациона-ия христ-го вероучения. Цель схоластики – упор-ть догматику и сделать ее легкой для восприятия «простецами»(неграмотными людьми).Среди основных проблем ранней схоластики были след-ие:•отношения веры и знания;•проблема универсалий;•согласование аристотелевской логики и других форм познания;•согласование мистики и религиозного опыта.Слитые воедино аристотелизм, неоплатонизм и августианство стали основой уч-я великого систематика срвеков Фомы Аквинского(1225-1274), пред принявшего влиятельную попытку упорядочения связи аристотелизма и христ-ой фил-фия.
Фома дал собственный ответ на вопр о соотнош-ии веры и разума.вера и разум не могут противор-ть др др, поскольку и то, и др исходит от Бога.Тео логия (богословие) и филос не могут прийти к раз -л-м выводам. Они отличаются подходами: филос идет к Богу от сотворенных вещей, теология от Бога к тварному миру.
21. Фил в эпоху Возрождения.(14-16в)пред-ет собой возврат к
фил античности,возр-ся утрачен-е ку-ры
антич.ОСН ЧЕРТЫ ВОзр:1.сдвиг в сторону
антропоцентризма2.понимание ч-ка как
творч-ой личности3.главным аспектом фил-ии
стан-ся эстетич-ий аспект.4.гуманизм.Николай
Кузанский «простец»-диалог из4хчастей:ум,мудрост,мудрость
с весами.Концепцию бога рассмат-ет как
пантоистическую,пантеизм-
Макиав.видел суть гос-ва в общем благе.С т.з Макиавел.народ представлен не т-ко как зажиточные горожане,но и более широкие чел-е массы.он счит что народ мудрее и постоянее главы гос-ва.
22. Реформаторские идеи Мартина Лютера.
Реформация — разнородное обществ-е движ-е во многих странах Зап и Цент-ой Европы(цель — преобразование господствовавшей катол-ой церкви)-религ-е движ-е за обновление веры обратившееся против папства и получившее народный размах. Мартин Лютер (1483 — 1546) (окончил Эрфуртский универ; магистр свободных искусств;в 1517 открыто выступил против католицизма).Противопоставил себя движению низов(стал вождем и идеологом умеренного бюргерского течения).Работы («К христианскому дворянству немецкой нации» (задача освобождения немцев от засилия папского Рима) «О светской власти» (светская власть обязана охранять существующие порядки - шаг назад);«О рабской воле» (теория абсолютного предопределения)).Идеал-е гос-воСветское правление должно осуществляться с помощью светской власти (отвергается тезис католицизма о примате духовной власти над светской;светской власти отводится экономика,политика, просвещ, ку-ра;должностные лица обязаны преследовать интересы подданных,руководствуясь при этом этическими принципами и нормами естеств-го права).Необход-ть полной автономии религиозной организации от общества(вера, внутрен мир ч-ка нах-ся вне юрисдикции светской власти — сф искл-но дух-ой власти;при наруш принципа разделения властей — справедливо право сопротивления со стороны подданных-оружие т-ко слово и страдание за веру,единственный судья -Бог). Лютеранство (каждый христианин достигает спасения души искл-но посредством даруемой ему Богом веры в искупительную жертву Иисуса
23. Эмпирическая фил-я Френсиса Бэкона
Эмперист.они в кач-ве осн источника познания считают чувственный опыт.общая задача всех наук-увелич ласть науки природой.знание-сила. Осн метод Бэк-мет-д индукции.от частного к общему.опытно-индукц-й метод бэкана состоял в постепенном образ-ии понятий истолков-я фактов и явлен природы.рассмат-ет3пути науки:1.путь муравья-крайний эмпиризм2.путь паука-догматизм 3.путь пчелы-самый оптим-й путь.По Бэку объектив-му познанию мешают ,так назыв идолы(призраки)ложные.1.долы рода-ошибки вытекающие из того что ч-к судит о природе по аналогии жизни людей.2.идолы пещеры-закл-ся в ошибках индив-го хар-ра зависящ от воспит вкусов привычек.3.идолы площади(рынка)это привычка пользов-ся в суждении о мире ходячими представлениями или мнениями без критич отн-я
4.идолы татра-связаня со слепой верой в авторитеты. Заслуга Б. в развитии фил. закл. в том, что он 1) восстан. матер. традиции и произвел
переоценку фил. учений прошлого, возвысил ранний греч. матер-м. и вскрыл заблуждения идеализма 2) выработ. собств. матер. понимание природы, положив в основу взгляд на материю как сов-ть частиц, а на природу - как на сов-ть тел,