Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 02:16, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
наделенных разными кач-ми.
24. Рене Декарт и рационализм в философии.
Рационализм-напр-е основ-е Декартом.яв-ся противопол-ю эмперизму.подчерк-ет автономность разума от чувств и приоритет разуму познаний.
Задача знания - господство над силами природы, усоверш.природы ч.Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд. идеях (бог,дух, телесная субстанция) - идеалист.Но в общем оказал влияние на матер.методы.Говорит о тесной связи фил. и естеств-я. Эта связь привела его к дуализму. Дуализм:мир сост из мыслящей и телесной субстанций,равновесие м\у ними поддерж Бог.Он их сотворил,вечен, всемогущ,источник блага и истины.Мыслящей субстанцией занимается фил-я, телесной –естес-ие.Гносеология рационалист: т.к. для фил-фии вышемышление, все чувственное д. подчиняться разуму.- сомневайся во всем: 1.Непринимать никогда любую вещь за истину (сомнения).2.Кажд из вопросов.исслед-я надо разделить на части(расчленение).3.Все идеи располагать в последов-ти 4.Совершать полные расчеты и обзоры.Декарту неприемлима чувств-я очевидность как основа познания.Осн метод познания-дедукция-от общего к частному.
25. Теории общ-го договора Томаса Гоббса, Джона Локка и Жана-Жака Руссо. Понят общ-го договора подраз-ет,что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правит-ву или др власти, чтобы получить или поддержать общ-ый строй ч\з господство права.Гоббс защитил авторит-ю монархию, Локк защитил либер-ю монарх,Руссо защитил либер-й республиканизм.Их работа обеспечила теорет-ю основу констит-ой монархии, либер-й демократ и республиканизма. Гоббс. Гос-ва,возникшие не на основах общ-го договора, были анархичными.как и каждый ч-к в естеств сост был сам себе хозяин и, т о, направлялся личным интересом в отсутствие законов, так и гос-ва действовали в собс-ых интересах и враждовали др с др.Все гос-ва нах-ись в конфликте, т.к не было никакого суверена свыше способного к установ законов обще-ого договора среди гос-в.В отличот Гоббса, Локк счит, что ч-к в ест-ом сост морально менее ограничен в своих действиях, но признавал, что люди жили бы в страхе др перед др.Локк полагал, что частные лица согласились бы сформир-ть гос-во,кот бы защищ права на жизнь, свободу и на собств-ть.В то вр как Гоббс приводил доводы в пользу почти абсол-й власти, Локк утверж в своём 2трактате о правлении, что зак-ы м б законными, т-ко если они направлены на достиж общего блага.Локк также полагал,что у всех людей есть естеств-е права.Жан-Жак Руссо (1762)В своём влият-ом трактате «Об общ-ом договоре», изложил др версию тод, осн-ю на народном суверен-те.свобода была возможна т-ко там,где было прямое правление народа в законодат-ве.Гражд д по крайней мере в нек-х обст-вах д.б в сост вместе избирать осн-е нормы, по кот они будут жить, и быть в сост пересмотр эти нормы позже.
26. Фил-я Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозы.
Признавая источником познания
разум, Лейбниц считал, что идеи нах-ся
в душе лишь как способность,как «врожд-е
принципы».Спиноза тоже счит,что знания,получ-е
из опыта,яв-ся недостоверн,случайными,«
27. Фил-е идеи франц-х просветителей.
Фр-е Просвещ выступило за свободу
науч и фил-й мысли против основ феод-й
идеологии.
Крупнпредставит Просвещения был Вольтер (1694–1778).Осн-е
его фил-ие произвед-я: «Философские письма»,
«Философский словарь» Вольтер – деист,т.е.,
признавая детерминиров-ть естеств-х и
общ-ых явл-ий, философ склонялся к мысли,
что конечная причина их движ-я и развит
яв-ся Бож-ой.В ввел в фил термин
«фил-я истории», под кот он понимал учение
о прогресс-ом развитии челов-ва. Истор-ий
процесс опред-тся, по его мн, развитием
и распр-ем идей, твор-ом передовых мыслит.
Важн роль в развит об-ва он отводил торговле,науке,росту
нас-я.Соц-полит взгляды В имеют антифеод-ю
направл-ть.Он выступ за свободу печати,
слова, совестиТребуя равенства гр перед
зак-м, философ в то же врсчитал неизбежным
соц-е нерав. Наука,по его мн,создана для
просвещ-го меньш-ва,а не для простонародья.
Демократ-ое крыло франц-го Просвещ-я возглавлял ЖЖ Руссо(1712–1778).
Осн-е его произвед-я: «Общ-й договор»«Рассужд-я
о происхожд и основаниях нерав-ва среди
людей» и др.Философ-е мировоззр Руссо
базировалось на дуализме и деизме. Он
признавал как существов-е материи вне
и независимо от чел-го сознания,так и
существов-е нематер-й субстанции, или
«Верхов-го разума». Материя, по его мн,пассивна,движение
осущ-ся нематер-ой субстанцией.В познании
Руссо был сторонником сенсуализма,абсолют-ал
роль чувств и принижал роль теорет-го
мыш-я.Он полагал,что чув-ва пред-ют собой
высшую и более ценную сф дух-ой жизни
людей,чем разум, т.к развитие форм разума
разрушило в ч-ке первонач-ю гармонию и
ослабило его естеств-ю мощь
28. Немец класс-я фил. Фил Канта,Фихте, Шеллинга,Гегеля и Фейербаха. Нем клас фил пред-ет собой значительнейший этап в развитии филос-й мысли и ку-ры челов-ва.- Кажд из этих фил-в создал свою фил-ю систему, наполненную богатством идей и концепций.1Роль фил в ист чел-ва и развитии мир-й ку-ры в том,что она призвана быть критич-й совестью ку-ры, сознанием, спорящим с действит-ю,душой ку-ры. 2.Исследовалась челов-я сущность, а не т-ко чел-я ист:– для Канта человек – нравств-е существо;
– Фихте подчерк-т действенность,активность сознания и самосозн ч-ка, рассм-ет устр-во чел-ой жизни согласно требованиям разума;– Шеллинг показывает взаимосвязь объек-го и субъект-го;
– Гегель >>широко рассм-ет границы активности самосозн и индив-го созн-я:самосоз индивида у него соотнос-ся не т-ко с внеш предметами, но и с др самосознаниями, из чего возникают различные обществ-е формы;– Фейербах опред-т новую форму материализма –антропологич-й матер-зм, в центре кот стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для др ч-ка.
3.Все представители класс-й
нем-й фил определяли ее как специальную сист
фил-их дисциплин, катег-й, идей:– Кант
выд-т в кач-ве глав фил-их дисциплин гносеологию
и этику;– Шеллинг – натурфилософию,онтологию;–
29. Материалистическая философия Карла Маркса
30. Фил-я мысль в Рос:
хар-ые черты и усл-я формир-я.Хар черты:1.чекоцентризм2.ориентац
на рус лит-ру.3.преоблад религ-но идеалист-го
направ 4.публицист-ий хар.5.размыш-я про
историю 6.онтологизм-преоблад бытия.7.гносиолог-ий
реализм-ч-к не сомнев-ся в принцип-ой познаваемости
мира.8.большая роль интуиции и чувст-му
опыту.9.соборность-община,ч-к рассмат-ся
с коллективом.
Периодизация русской
философии
В совр-ой отеч-й филобычно
выд-т след-е периоды рус фил:I период
– Зарожд фил-й мысли на Руси. (XI-XVII.)II период
– Русская ренессанская фил (XVIII -нXIXв.в.)III
период – Русская фил XIX – нXX в.IV пер –
Фил в советский период истории (1917 – 1991).Основы предмета
рус фил составляли:проблема ч-ка;космизм
(восприятие космоса как единого целостного
организма);
проблемы морали и нравственности;
пробл выбора истор-го пути развития Рос–
м\у Вост и Зап (сугубо специфич-я проблема
рус фил);
проб власти;проблема гос-ва;проблема
соц-й справедливости (данной пробл «пропитан»
значит-ый пласт рус-й фил-ии); проблема
будущего.
В рамках первого периода рус фил сформир-сь3
важнейших идейных потока отеч-й фил-ой
мысли
1)Историософский,Историософия
– концепция фил истории,созд-я как целостное
постижение вариантности форм с т зр раскрытия
в них унив-го закона или метаисторического
смысла.
Согласно этому учению в основе истор-го
процесса лежит божественное провидение“Старый
Рим”как центр христ-го учения пал в 476
г.2) Религиозный
А)Нестяжатели и стяжателиБ)Ереси
3)Нравственный-Итак,
через Византию впервые в Др Русь начали
проникать фил-ие идеи и отдельные произвед
античных, визант-х и запевроп-х срвековых
мыслителей.Наряду с этим передовые рус
мыслит в 9-17 вв. пытались постигнуть судьбы
Родины,своими произвед-ми они стремились
содействовать сознанию централиз-го
рус-го гос-ва.Этот период явился прологом
к дальнейшему развитию рус фил.