Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Июня 2013 в 02:16, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

шпора философия.docx

— 62.16 Кб (Скачать файл)

наделенных разными кач-ми.

24. Рене Декарт и рационализм в философии.

Рационализм-напр-е основ-е Декартом.яв-ся противопол-ю эмперизму.подчерк-ет автономность разума от чувств и приоритет разуму познаний.

Задача знания - господство над силами природы, усоверш.природы ч.Создание новых техн. ср-в. Развивал теорию о врожд. идеях (бог,дух, телесная субстанция) - идеалист.Но в общем оказал влияние на матер.методы.Говорит о тесной связи фил. и естеств-я. Эта связь привела его к дуализму. Дуализм:мир сост из мыслящей и телесной субстанций,равновесие м\у ними поддерж Бог.Он их сотворил,вечен, всемогущ,источник блага и истины.Мыслящей субстанцией занимается фил-я, телесной –естес-ие.Гносеология рационалист: т.к. для фил-фии вышемышление, все чувственное д. подчиняться разуму.- сомневайся во всем: 1.Непринимать никогда любую вещь за истину (сомнения).2.Кажд из вопросов.исслед-я надо разделить на части(расчленение).3.Все идеи располагать в последов-ти 4.Совершать полные расчеты и обзоры.Декарту неприемлима чувств-я очевидность как основа познания.Осн метод познания-дедукция-от общего к частному.

25. Теории общ-го договора Томаса Гоббса, Джона Локка и Жана-Жака Руссо. Понят общ-го договора подраз-ет,что люди частично откажутся от суверенитета и передадут его правит-ву или др власти, чтобы получить или поддержать общ-ый строй ч\з господство права.Гоббс защитил авторит-ю монархию, Локк защитил либер-ю монарх,Руссо защитил либер-й  республиканизм.Их работа обеспечила теорет-ю основу констит-ой монархии,  либер-й демократ и республиканизма. Гоббс. Гос-ва,возникшие не на основах общ-го договора, были анархичными.как и каждый ч-к в естеств сост был сам себе хозяин и, т о, направлялся личным интересом в отсутствие законов, так и гос-ва действовали в собс-ых интересах и враждовали др с др.Все гос-ва нах-ись в конфликте, т.к не было никакого суверена свыше способного к установ законов обще-ого договора среди гос-в.В отличот Гоббса, Локк счит, что ч-к в ест-ом сост морально менее ограничен в своих действиях, но признавал, что люди жили бы в страхе др перед др.Локк полагал, что частные лица согласились бы сформир-ть гос-во,кот бы защищ права на жизнь, свободу и на собств-ть.В то вр как Гоббс приводил доводы в пользу почти абсол-й власти, Локк утверж в своём 2трактате о правлении, что зак-ы м б законными, т-ко если они направлены на достиж общего блага.Локк также полагал,что у всех людей есть естеств-е права.Жан-Жак Руссо (1762)В своём влият-ом трактате «Об общ-ом договоре», изложил др версию тод, осн-ю на народном суверен-те.свобода была возможна т-ко там,где было прямое правление народа в законодат-ве.Гражд д по крайней мере в нек-х обст-вах д.б в сост вместе избирать осн-е нормы, по кот они будут жить, и быть в сост пересмотр эти нормы позже.

 

 

 

 

 

26. Фил-я Готфрида Лейбница и Бенедикта Спинозы.

Признавая источником познания разум, Лейбниц считал, что идеи нах-ся в душе лишь как способность,как «врожд-е принципы».Спиноза тоже счит,что знания,получ-е из опыта,яв-ся недостоверн,случайными,«смутными», тогда как разум даёт необход-е и достов-е знание.В этом выражалась непослед-ть материализма Спинозы. Если эмпиризм возводит опыт в абсолют и недооценивает роль разума в познании, то рационализм отрывает разум от чувственного опыта, от ощущений и абсолютизирует понятия, мышление. Отрыв логического от чувственного неизбежно ведёт к идеализму, так как понятия превращаются в голые абстракции, лишённые конкретного содержания. «...Рационалист ограничивается рассуждением и притом абстрактным»

 

 

27. Фил-е идеи франц-х просветителей.

Фр-е Просвещ выступило за свободу науч и фил-й мысли против основ феод-й идеологии. 
Крупнпредставит Просвещения был Вольтер (1694–1778).Осн-е его фил-ие произвед-я: «Философские письма», «Философский словарь» Вольтер – деист,т.е., признавая детерминиров-ть естеств-х и общ-ых явл-ий, философ склонялся к мысли, что конечная причина их движ-я и развит яв-ся Бож-ой.В ввел в фил термин «фил-я истории», под кот он понимал учение о прогресс-ом развитии челов-ва. Истор-ий процесс опред-тся, по его мн, развитием и распр-ем идей, твор-ом передовых мыслит. Важн роль в развит об-ва он отводил торговле,науке,росту нас-я.Соц-полит взгляды В имеют антифеод-ю направл-ть.Он выступ за свободу печати, слова, совестиТребуя равенства гр перед зак-м, философ в то же врсчитал неизбежным соц-е нерав. Наука,по его мн,создана для просвещ-го меньш-ва,а не для простонародья. Демократ-ое крыло франц-го Просвещ-я возглавлял ЖЖ Руссо(1712–1778). Осн-е его произвед-я: «Общ-й договор»«Рассужд-я о происхожд и основаниях нерав-ва среди людей» и др.Философ-е мировоззр Руссо базировалось на дуализме и деизме. Он признавал как существов-е материи вне и независимо от чел-го сознания,так и существов-е нематер-й субстанции, или «Верхов-го разума». Материя, по его мн,пассивна,движение осущ-ся нематер-ой субстанцией.В познании Руссо был сторонником сенсуализма,абсолют-ал роль чувств и принижал роль теорет-го мыш-я.Он полагал,что чув-ва пред-ют собой высшую и более ценную сф дух-ой жизни людей,чем разум, т.к развитие форм разума разрушило в ч-ке первонач-ю гармонию и ослабило его естеств-ю мощь

 

28. Немец класс-я фил. Фил Канта,Фихте, Шеллинга,Гегеля и Фейербаха. Нем клас фил пред-ет собой значительнейший этап в развитии филос-й мысли и ку-ры челов-ва.- Кажд из этих фил-в создал свою фил-ю систему, наполненную богатством идей и концепций.1Роль фил в ист чел-ва и развитии мир-й ку-ры в том,что она призвана быть критич-й совестью ку-ры, сознанием, спорящим с действит-ю,душой ку-ры. 2.Исследовалась челов-я сущность, а не т-ко чел-я ист:– для Канта человек – нравств-е существо;

– Фихте подчерк-т действенность,активность сознания и самосозн ч-ка, рассм-ет устр-во чел-ой жизни согласно требованиям разума;– Шеллинг показывает взаимосвязь объек-го и субъект-го;

– Гегель >>широко рассм-ет границы активности самосозн и индив-го созн-я:самосоз индивида у него соотнос-ся не т-ко с внеш предметами, но и с др самосознаниями, из чего возникают различные обществ-е формы;– Фейербах опред-т новую форму материализма –антропологич-й матер-зм, в центре кот стоит реальный человек, являющийся субъектом для себя и объектом для др ч-ка.

3.Все представители класс-й нем-й фил определяли ее как специальную сист фил-их дисциплин, катег-й, идей:– Кант выд-т в кач-ве глав фил-их дисциплин гносеологию и этику;– Шеллинг – натурфилософию,онтологию;– Фихте видел в фил такие разделы, как онтологический, гносеол-й, соц-полит-ий;– Гегель определил шир сист фил-х знаний, в кот вошли фил природы,логика, фил истории, история фил, фил права, филгос-ва, фил морали, фил религии, фил развития индив-го сознания и др.– Фейербах рассм-ал фил-ие проблемы истор, религии,онтологии, гносеологии и этики.4. Клас нем фил опр-ет целостную концепцию диалектики:– диалКанта – это диал границ и возмож-й чел-го познания:чувств, рассудка и чел-го разума;– диал Фихте сводится к разраб творч-ой активности Я, к взаимод-ю Я и не-Я как противополож-ти, на основе борьбы кот-х происходит развитие самосозн ч-ка;– Шеллинг переносит на природу предложенные Фихте принципы диал-го развития, природа у него – развивающийся дух;– Гегель представил развернутую, всесторонтеорию идеалист-кой диал. Он исследовал весь ест-ый,истор-й и дух-й мир как процесс,т. е. в его беспрерывном движ, изменении, преобразов-и и развитии, противоречиях, перерывах постепенности, борьбе нового со старым, направленном движении;– Фейербах в своей диал рассм-ет связи явл-ий, их взаимод-я и изменения, единство противопол-ей в развитии явлений (дух и тело,созн-е ч-ка и матер-я природа).

 

29. Материалистическая философия Карла Маркса

 

30. Фил-я мысль в Рос: хар-ые черты и усл-я формир-я.Хар черты:1.чекоцентризм2.ориентац на рус лит-ру.3.преоблад религ-но идеалист-го направ 4.публицист-ий хар.5.размыш-я про историю 6.онтологизм-преоблад бытия.7.гносиолог-ий реализм-ч-к не сомнев-ся в принцип-ой познаваемости мира.8.большая роль интуиции и чувст-му опыту.9.соборность-община,ч-к рассмат-ся с коллективом.10несистематичность

Периодизация русской  философии 
В совр-ой отеч-й филобычно выд-т след-е периоды рус фил:I период – Зарожд фил-й мысли на Руси. (XI-XVII.)II период – Русская ренессанская фил (XVIII -нXIXв.в.)III период – Русская фил XIX – нXX в.IV пер – Фил в советский период истории (1917 – 1991).Основы предмета рус фил составляли:проблема ч-ка;космизм (восприятие космоса как единого целостного организма); 
проблемы морали и нравственности; 
пробл выбора истор-го пути развития Рос– м\у Вост и Зап (сугубо специфич-я проблема рус фил); 
проб власти;проблема гос-ва;проблема соц-й справедливости (данной пробл «пропитан» значит-ый пласт рус-й фил-ии); проблема будущего. 
В рамках первого периода рус фил сформир-сь3 важнейших идейных потока отеч-й фил-ой мысли 
1)Историософский,Историософия – концепция фил истории,созд-я как целостное постижение вариантности форм с т зр раскрытия в них унив-го закона или метаисторического смысла. 
Согласно этому учению в основе истор-го процесса лежит божественное провидение“Старый Рим”как центр христ-го учения пал в 476 г.2) Религиозный 
А)Нестяжатели и стяжателиБ)Ереси  
3)Нравственный-Итак, через Византию впервые в Др Русь начали проникать фил-ие идеи и отдельные произвед античных, визант-х и запевроп-х срвековых мыслителей.Наряду с этим передовые рус мыслит в 9-17 вв. пытались постигнуть судьбы Родины,своими произвед-ми они стремились содействовать сознанию централиз-го рус-го гос-ва.Этот период явился прологом к дальнейшему развитию рус фил.


Информация о работе Шпаргалка по "Философии"