Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_dlya_pechati.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)

Значение разных проекций времени - прошлого, настоящего и будущего - неодинаково для людей  разного возраста. Беззаботное детство  живет настоящим, для юноши главным  измерением времени становится будущее. Дописывая предложенную "Алым парусом" неоконченную фразу "Я в своем представлении...", 16-летние чаще всего говорят о своих потенциях и перспективах. Сегодняшний день, включая и собственное "я",- залог будущего, момент становления: "Я в своем представлении..." - как короткая фраза в конце неоконченной повести: "Продолжение следует..." или: "Я - человек, но еще не Человек".

Но как сознание своей единственности и особенности  приводит подростка к открытию одиночества, так чувство текучести и необратимости времени сталкивает его с проблемой конечности своего существования и понятием смерти, занимающей важное место в юношеских размышлениях и дневниках. Мысль о неизбежности смерти вызывает у многих старшеклассников смятение и ужас. "Мне 15 лет, - пишет девятиклассница. - В этом возрасте Лермонтов писал свои первые стихи, Паганини потряс мир волшебным смычком, Эварист Галуа открыл свой первый закон. А что сделала я? Я не открыла закон, не потрясла мир гармонией и красотой звуков. Я - ничто. И я очень боюсь смерти. Я невольно спрашиваю себя: как могут люди радоваться, грустить, учиться, если "все там будем"? Попыталась найти ответ у взрослых. Одни испуганно молчали, другие весело хохотали, а мне было плохо и страшно".

Конечно, так  драматично вопрос ставится не всегда. Не все старшеклассники, не говоря уже о подростках, расположены и способны к философской рефлексии. Одни уходят от пугающих переживаний в повседневность, у других дело сводится к возрождению иррационального детского страха, которого юноша стыдится. Некоторые педагоги считают, что, чем меньше старшеклассник задумывается о печальных вещах, тем лучше. Но этот бездумный "оптимизм" опасен. Именно отказ от детской мечты о личном бессмертии и принятие неизбежности смерти заставляет человека всерьез задуматься о смысле жизни, о том, как лучше прожить отпущенный ему ограниченный срок. Бессмертному некуда спешить, незачем думать о самореализации, бесконечная жизнь не имеет конкретной цены. Иное дело - человек, сознавший свою конечность, как тот же Дюшка из "Весенних перевертышей".

Формирование  новой временной перспективы  не всем дается легко. Обостренное чувство  необратимости времени нередко  сочетается в юношеском сознании с нежеланием замечать его течение, с представлением о том, будто  время остановилось. Как справедливо замечает Э. Эриксон, чувство остановки времени психологически означает как бы возврат к детскому состоянию, когда время еще не существовало в переживании и не воспринималось осознанно. Юноша попеременно чувствует себя то очень молодым, даже совсем маленьким, то, наоборот, донельзя старым, все испытавшим. Надежда на личное бессмертие или заменяющую его бессмертную славу перемежается страхом старости.

Юношеские представления  о возможностях разных эпох человеческой жизни еще крайне субъективны: 16-летнему 25-летний кажется уже старым, взрослость нередко отождествляется с неподвижностью и обыденностью. Страстная жажда нового опыта может перемежаться со страхом перед жизнью, который у некоторых вызывает даже желание умереть. Расстройство временной перспективы сказывается на самосознании и социальном самоопределении личности.

Становление личности включает в себя также становление  относительно устойчивого образа "я", т. е. целостного представления о  самом себе. Образ "я" (иногда его называют также "понятие "л" или "я-концепция") - сложное психологическое явление, которое не сводится к простому осознанию своих качеств или совокупности самооценок. Вопрос "кто я такой?" подразумевает не столько самоописание, сколько самоопределение: "Кем я могу и должен стать, каковы мои возможности и перспективы, что я сделал и еще могу сделать в жизни?" На этот вопрос трудно ответить "объективно", потому что каждый человек, в зависимости от контекста и ситуации, "видит", точнее, "конструирует" себя по-разному.

Образ "я" - не просто отражение (в форме представления  или понятия) каких-то объективно данных и не зависящих от степени своей  осознанности свойств, а социальная установка, отношение личности к  самой себе, включающее три взаимосвязанных  компонента: познавательный- знание себя, представление о своих качествах и свойствах; эмоциональный - оценка этих качеств и связанное с ней самолюбие, самоуважение и тому подобные чувства и поведенческий - т. е. практическое отношение к себе, производное от первых двух компонентов.

Как меняется образ "я" с возрастом? Психологические  исследования этой проблемы идут по нескольким направлениям. Прежде всего изучаются  сдвиги в содержании образа "Я" и его компонентов - какие качества сознаются лучше, как меняются с  возрастом уровень и критерии самооценок, какое значение придается внешности, а какое - умственным или моральным качествам и т. п. Далее, исследуется степень его достоверности и объективности. Наконец, прослеживается изменение структуры образа "я" в целом - степень его дифференцированное™ (когнитивной сложности), внутренней последовательности (цельности), устойчивости (стабильности во времени), субъективной значимости, контрастности, а также уровень самоуважения. По всем этим показателям переходный возраст заметно отличается как от детства, так и от взрослости; имеется грань в этом отношении и между подростком и юношей. Свойства человека как индивида формируются и осознаются раньше, чем личностные свойства. Отсюда - неодинаковое соотношение "телесных" и морально-психологических компонентов "я". Подростки и юноши особенно чувствительны к особенностям своего тела и внешности, они сопоставляют свое развитие с развитием товарищей. Хорошей иллюстрацией этого может служить описание медицинского осмотра в кадетском корпусе в романе А. И. Куприна "Юнкера":

"Кадеты быстро  разделись донага и босиком  подходили по очереди к доктору... Такой подробный осмотр производился  обыкновенно в корпусе по четыре  раза в год, и всегда он  бывал для Александрова чем-то  вроде беспечной и невинной забавы, тем более, что при нем всегда бывало испытание силы на разных силомерах - нечто вроде соперничества или состязания. Но почему теперь такими грубыми и такими отвратительными казались ему прикосновения фельдшера к тайнам его тела?

И еще другое: один за другим проходили мимо него нагишом давным-давно знакомые и привычные товарищи. С ними вместе сто раз мылся он в корпусной бане и купался в Москве-реке во время летних Коломенских лагерей. Боролись, плавали наперегонки, хвастались друг перед другом величиной и упругостью мускулов, но самое тело было только незаметной оболочкой, одинаковой у всех и ничуть не интересною.

И вот теперь Александров с недоумением заметил, чего он раньше не видел или на что  почему-то не обращал внимания. Странными  показались ему тела товарищей без одежды. Почти у всех из-под мышек росли и торчали наружу пучки черных и рыжих волос. У иных груди и ноги были покрыты мягкой шерстью. Это было внезапно и диковинно" (Куприн А. И. Юнкера. - Собр. соч. в 6-ти т. М., Гослитиздат, 1958, т. 6, с. 165-166).

Юноши и девушки  придают важное значение тому, насколько  их тело и внешность соответствуют  стереотипному образцу "маскулинности" или "фемининности". При этом юношеский  эталон красоты и просто "приемлемой" внешности нередко бывает завышенным, нереалистическим.

В переходном возрасте люди чаще, чем когда бы то ни было, становятся жертвами так называемого  синдрома дисморфофобии. Вот один пример. В детстве Витя был очень хорошеньким  мальчиком, окружающие особенно восхищались  его красивыми кудрями. К 14 годам он стал, по его самооценке, заметно дурнеть, потерял свою привлекательность, в частности у него стали редеть волосы. Это совпало еще с одним драматическим обстоятельством. В 13 лет Витя очень нравился одной девочке, но его она в это время не интересовала. В 14 лет роли переменились: он увлекся этой девочкой, а она перестала его замечать. Эти два обстоятельства соединились в сознании подростка в единый комплекс, породив убеждение, что он крайне непривлекателен. Если бы мальчик сразу поделился своими переживаниями с кем-то из взрослых, его легко можно было успокоить. Но Виктор держал эти болезненные переживания в глубочайшей тайне до 24 лет. Результат: тревожность, пониженный уровень притязаний, трудности в общении, застенчивость и другие психологические проблемы, которые не исчезли полностью после того, как была разъяснена и потеряла значение породившая их причина.

Поскольку наружность - важный элемент юношеского самосознания, учителям и родителям полезно  знать, какие аспекты ее чаще всего  вызывают у ребят беспокойство (в острых случаях нужна консультация психотерапевта).

У мальчиков  самым частым источником тревоги  является недостаточный, по их мнению, рост, с которым, как мы уже видели, ассоциируется общая "маскулинность", и т. д. Много неприятностей доставляет старшеклассникам кожа. Недаром, по данным А. А. Бодалева, в их устных портретах свойства кожи упоминаются гораздо чаще, чем у детей и у взрослых. Многие юноши и девушки болезненно реагируют на появление .прыщей, угрей и т. п.

Важной проблемой является ожирение, избыточный вес. Юношеские стереотипы красоты в этом отношении не отличаются от взрослых. Но, не говоря уже о конституциональных особенностях, как раз накануне полового созревания у многих подростков образуются жировые накопления, составляющие своего рода энергетический резерв организма. Полноту, даже временную, болезненно переживают и девочки и мальчики.

В средней стадии полового созревания у многих мальчиков  наблюдается заметное, увеличение грудных  желез по женскому типу, которое  обычно спадает примерно через год. У некоторых мальчиков озабоченность вызывают недостаточные, по их мнению, размеры половых органов.

Девочки-подростки  остро переживают недостатки кожи, некоторые склонны сильно преувеличивать свою толщину, прибегая ради похудения к фантастическим и вредным диетам. По содержанию девичьи заботы о внешности отличаются от юношеских лишь постольку, поскольку не совпадают стереотипы "маскулинности" и "фемининности". Если юноши мечтают увеличить свой рост, то некоторые девушки были бы рады его уменьшить, Если юношей смущает отсутствие волос на теле, то у девушек, наоборот, вызывает панику оволосение.

Итак, внешность - важная сторона жизни. Старшеклассники, проводящие долгие часы перед зеркалом или уделяющие непропорционально  много внимания нарядам, делают это в большинстве случаев не из самодовольства, а из чувства тревоги. Броские наряды, привлекающие к себе внимание, - средство получить подтверждение, что опасения напрасны, что юноша или девушка "в порядке", что он (она) может привлекать и нравиться. Человек, уверенный в себе, в таком постоянном "подтверждении" не нуждается. Поэтому с возрастом озабоченность внешностью обычно уменьшается. Человек привыкает к своей внешности, принимает ее и соответственно стабилизирует связанный с ней уровень притязаний. На первый план выступают теперь другие свойства "я" - умственные способности, волевые и моральные качества, от которых зависит успешность деятельности и отношения с окружающими.

Насколько объективны, адекватны человеческие самооценки и как меняется это свойство с возрастом? Проверку адекватности самооценочных суждений затрудняют различия в объектах и способах самооценки. В одних случаях самооценка проверяется путем соизмерения выраженного в ней уровня притязаний с фактическими результатами деятельности - спортивными достижениями, школьными отметками, данными тестирования. В других случаях самооценка сравнивается с оценкой испытуемого окружающими людьми (учителями, родителями), выступающими в качестве экспертов. Так же, кстати, формируются самооценки и в обыденном сознании: я решил трудную задачу - значит, я умный; я нравлюсь окружающим - значит, у меня приятная внешность.

Сам процесс  оценивания имеет разные функции. С  одной стороны, самооценка - это когнитивный (познавательный) процесс: для успешной деятельности индивид заинтересован в объективном знании себя и своих качеств. С другой стороны, самооценка часто служит средством психологической защиты: желание иметь положительный образ "я" нередко побуждает индивида преувеличивать свои достоинства и преуменьшать недостатки. Соотношение этих двух функций и их возрастная динамика до сих пор не совсем ясны. Противоречивы и эмпирические данные, относящиеся к юношеству.

В общем и  целом адекватность самооценок с  возрастом, по-видимому, повышается. Самооценки взрослых по большинству показателей более реалистичны и объективны, чем юношеские, а юношеские более объективны, чем подростковые. Сказывается больший жизненный опыт, умственное развитие и стабилизация уровня притязаний. Но тенденция эта не является линейной. Надо учитывать изменение с возрастом самих критериев самооценки. Оценивая свои математические способности, старшеклассник может равняться на усредненную школьную оценку или сравнивать себя с товарищами по классу, более слабыми или более сильными, или с каким-либо великим ученым. Не зная подразумеваемого эталона и ситуации, в которой производится самооценка, невозможно судить о ее адекватности или ошибочности. Кроме того, разные качества имеют для личности неодинаковое значение. Старшеклассник может, например, считать себя эстетически неразвитым, что нисколько не ухудшает его общего самочувствия, так как он не придает этому качеству большого значения. И наоборот: юноша считает себя талантливым физиком, а его самоуважение тем не менее крайне низко, так как основывается не на интеллектуальных, а на коммуникативных свойствах.

Чем важнее для  личности оцениваемое свойство, тем  вероятнее включение в процесс  самооценки механизмов психологической  защиты. По данным Я. Л. Коломинского, старшеклассники, отвергаемые сверстниками, склонны преувеличивать свой групповой статус, видеть свое положение в коллективе более, благоприятным, чем оно есть на самом деле.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"