Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Июня 2013 в 21:35, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Filosofia_dlya_pechati.doc

— 918.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

Эмпирическое  познание.

 

   Живое  созерцание – это скорее не  познавательная способность, а результат реализации этих способностей или сам процесс познания указанной стороны объекта.

 

   Различают  три взаимосвязанные формы живого  созерцания:

 

ощущение –  отражение в сознании человека отдельных  сторон, свойств предметов, непосредственное воздействие на органы чувств;

восприятие –  целостный образ предмета, непосредственно  данный в живом созерцании и совокупности всех своих сторон, синтез данных отдельных  ощущений;

представление – обобщенный чувственно-наглядный  образ предмета, воздействовавшего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемого в данный момент.

   Ощущения, по органу чувств, посредством  которого они получены, делятся  на зрительные (самые важные), слуховые, вкусовые и др. Обычно ощущения  являются составной частью восприятия.

 

   Различают  образы памяти и воображения.  Обычно образы являются нечеткими,  расплывчатыми, усредненными, но  зато в образах обычно выделены  наиболее важные свойства предмета  и отброшены несущественные.

 

   Познавательные  способности человека связаны с органами чувств. Человеческий организм имеет экстерорецептивную систему, направленную на внешнюю среду (зрение, слух, вкус и т.д.) и интерорецептивную систему, связанную с сигналами о внутреннем физиологическом состоянии организма.

 

   Все эти  способности объединены в одну группу, названную «способностью к чувственному отражению действительности». Вследствие многозначности слова «чувство», правильнее разделять чувственное на чувственно-эмоциональное и чувственно-сенситивное.

 

 

 

Теоретическое познание.

 

   Теоретическое  познание наиболее полно и  адекватно выражено в мышлении.

 

   Мышление  – процесс обобщенного и опосредованного  отражения действительности, осуществляющийся  в ходе практической деятельности  и обеспечивающий раскрытие ее  основных закономерных связей (на основе чувственных данных) и их выражение в системе абстракции.

 

   Различают  два уровня мышления:

 

рассудок –  исходный уровень мышления, на котором  оперирование абстракциями происходит в пределах неизменной схемы, шаблона; это способность последовательно и ясно рассуждать, правильно строить свои мысли, четко классифицировать, строго систематизировать факты;

разум (диалектическое мышление) – высший уровень теоретического познания, для которого, прежде всего, характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их собственной  природы.

   Следует  отметить, что рассудок – это  обычное житейское мышление, здравый смысл; его логика изучает структуру высказываний и доказательств, обращая основное внимание на форму знания, а не на его содержание.

 

   С помощью  разума человек постигает сущность  вещей, их законы и противоречия. Главная задача разума – объединить многообразное и выявить коренные причины и движущие силы изучаемых явлений. Логика разума – диалектика, представленная как учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы. Процесс развития включает в себя взаимосвязь рассудка и разума и их взаимные переходы из одного в другое и наоборот.

 

   Разум  и рассудок имеют место и  при живом созерцании, и при  абстрактном мышлении, на эмпирическом  и теоретическом уровнях научного  познания.

 

   Рассудок  и разум представляют собой особое сечение познавательного процесса, когда мышление носит либо рассуждающий и ориентировочно-приспособительный, либо понимающий и творчески-конструктивный характер.

 

 

 

Интуиция.

 

   Процесс  мышления не всегда осуществляется  в развернутом и логическом виде. Бывают случаи, когда человек чрезвычайно быстро, почти мгновенно схватывает сложную ситуацию и находит правильное решение. Способность постижения истины путем прямого ее усмотрения, без обоснования с помощью дискурсии именуется интуицией. Она занимает важное место в познании, сообщает ему новый импульс и направление движения. Под интуицией (догадка) понимается интуиция интеллектуальная, которая позволяет проникать в суть вещей. Интуицию издавна делят на две разновидности: чувственную и интеллектуальную. Также интуиция бывает технической, научной, обыденной, врачебной и т.п., в зависимости от спецификации деятельности субъекта.

 

   Различные  толкования интуиции подчеркивают  в ее феномене общий момент  непосредственности в процессе  познания, в отличие или в противоположность от опосредствованного характера логического мышления.

 

   Интуиция  поддается экспериментальному изучению. Здесь следует отметить труды  Я.А.Пономарева, Олтона, К.Факуоару.

 

   Посредством  наблюдений над людьми было  доказано, что интуиция широко распространена даже в обычных условиях. Нередки случаи, когда в нестандартной ситуации, требующей быстрого решения в условиях ограниченной информации, субъект производит выбор своих действий, как бы «пред- чувствуя», что нужно поступить именно так, а не иначе.

 

   Одним  из важнейших свойств интуиции  является ее непосредственность. Непосредственным знанием (в отличие  от опосредованного) принято называть  такое, которое не опирается  на логическое доказательство. Для  интуиции также характерна внезапность и неосознанность.

 

   К общим  условиям формирования и проявления  интуиции относятся следующие:

 

основательная профессиональная подготовка субъекта, глубокое знание проблемы;

поисковая ситуация, состояние проблемности;

действие у  субъекта поисковой доминанты на основе непрерывных попыток решить проблему, напряженные усилия по решению проблемы или задачи;

наличие «подсказки».

  1. Основные концепции истины. Диалектика истины.

Как в прошлом, так и в современных условиях три великих ценности остаются высоким  мерилом деяний и самой жизни человека – его служение истине, добру и красоте. Первая олицетворяет ценность знания, вторая – нравственные устои жизни и третья - служение ценностям искусства. При этом истина, если хотите, есть тот фокус, в котором соединяются добро и красота.

Истина - это  цель, к которой устремлено познание, ибо, как справедливо писал Ф. Бекон, знание - сила, но лишь при том  непременном условии, что оно  истинно. Истина есть знание. Но всякое ли знание есть истина? Знание о мире и даже об отдельных его фрагментах в силу ряда причин может включать в себя заблуждения,, а порой и сознательное искажение истины, хотя ядро знаний и составляет, как уже отмечалось выше, адекватное отражение действительности в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий.

Но что такое  истина, истинное знание? На протяжении всего развития философии предлагается целый ряд вариантов ответа на этот важнейший вопрос теории познания. Еще Аристотель предложил его  решение, в основе которого лежит  принцип корреспонденции: истина - это соответствие знания объекту, действительности.

Р. Декарт предложил  свое решение: важнейший признак  истинного знания - ясность. Для Платона  и Гегеля истина выступает как  согласие разума с самим собой, поскольку  познание является с их точки зрения раскрытием духовной, разумной первоосновы мира.

Д. Беркли, а позднее  Мах и Авенариус рассматривали  истину как результат совпадения восприятий большинства. Конвенциональная концепция истины считает истинное знание (или его логические основания) результатом конвенции, соглашения. Наконец, отдельными гносеологами как истинное рассматривается знание, которое вписывается в ту или иную систему знаний. Иными словами, в основу этой концепции положен принцип когерентности, т.е. сводимости положений либо к определенным логическим установкам, либо к данным опыта.

 

Наконец, позиция  прагматизма сводится к тому, что  истина состоит в полезности знания, его эффективности. Разброс мнений достаточно велик, однако наибольшим авторитетом  и самым широким распространением пользовалась и пользуется классическая концепция истины, берущая свое начало от Аристотеля и сводящаяся к корреспонденции, соответствию знания объекту.

Что касается других позиций, то при наличии и в  них определенных положительных  моментов они содержат в себе коренные слабости, позволяющие не согласиться с ними и в лучшем случае признать их применимость лишь в ограниченных масштабах. Что же касается этих слабостей, то их влияние - задача, которую предлагается решить самим студентам. Классическая концепция истины хорошо согласуется с исходным гносеологическим тезисом диалектико-материалистической философии о том, что познание есть отражение действительности в сознании человека. Истина с этих позиций есть адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он существует сам по себе, вне и независимо от человека, его сознания.

 

Существует ряд  форм истины: обыденная или житейская, научная истина, художественная истина и истина нравственная. В целом  же форм истины почти столько, сколько видов занятий. Особое место среди них занимает научная истина, характеризующаяся рядом специфических признаков. Прежде всего это направленность на раскрытие сущности в отличие от обыденной истины. Кроме того, научную истину отличает системность, упорядоченность знания в ее рамках и обоснованность, доказательность знания. Наконец, научную истину отличает повторяемость и общезначимость, интерсубъективность.

А теперь обратимся  к главным характеристикам истинного  знания. Ключевой характеристикой истины, ее главным признаком является ее объективность.

Объективная истина - это такое содержание наших знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Если наше знание - это субъективный образ объективного мира, то объективное в этом образе и есть объективная истина.

Вопрос о соотношении  истины абсолютной и относительной  выражает диалектику познания в его  движении к истине, о чем уже  шла речь выше, в движении от незнания к знанию, от знания менее полного  к знанию более полному. Постижение истины, - а объясняется это бесконечной сложностью мира, его неисчерпаемостью и в большом, и в малом, - не может быть достигнуто в одном акте познания, оно есть процесс. Этот процесс идет через относительные истины, относительно верные отражения независимого от человека объекта, к истине абсолютной, точному и полному, исчерпывающему отражению этого же объекта.

Можно сказать, что относительная истина - это  ступень на пути к истине абсолютной. Относительная истина содержит в  себе зерна истины абсолютной, и каждый шаг познания вперед добавляет в знание об объекте новые зерна истины абсолютной, приближая к полному овладению ею.

Итак, истина одна - она объективна, поскольку содержит знание, не зависящее ни от человека, ни от человечества, но она в то же время и относительна, т.к. не дает исчерпывающего знания об объекте. Больше того, будучи истиной объективной, она содержит в себе и частицы, зерна истины абсолютной, является ступенью на пути к ней.

И в то же время  истина конкретна, поскольку сохраняет  свое значение лишь для определенных условий времени и места, а с их изменением может превратиться в свою противоположность. Благотворен ли дождь? Однозначного ответа быть не может, он зависит от условий. Истина конкретна. Та истина, что вода кипит при 100 5о 0 С, сохраняет свое значение лишь при строго определенных условиях. Но путь к истине отнюдь не усеян розами, познание постоянно развивается в противоречиях и через противоречия между истиной и заблуждением.

Заблуждение, - это  такое содержание сознания, которое не соответствует реальности, но принимается за истинное. Взять хотя бы идею самозарождения жизни, которая лишь в результате работ Пастера была похоронена. Или положение о неделимости атома, надежды алхимиков на открытие философского камня, с помощью которого все легко может превращаться в золото. Заблуждение - результат односторонности в отражении мира, ограниченности знаний в определенное время, а также сложности решаемых проблем.

Ложь - намеренное искажение действительного положения  дел с целью обмануть кого-либо. Ложь нередко принимает облик дезинформации - подмены из корыстных целей достоверного недостоверным, истинного ложным. Вместе с тем сам факт возможности для познания впадать в заблуждение в процессе поиска истины требует отыскания инстанции, которая могла бы помочь определить, истинен некоторый результат познания или ложен. Иными словами: что является критерием истины?

Поиск такого надежного  критерия идет в философии издавна. Рационалисты Декарт и Спиноза считали  таким критерием ясность. Вообще говоря, ясность годится как критерий истины в простых случаях, но критерий этот субъективен, а потому и ненадежен: ясным может представляться и заблуждение, особенно потому, что это мое заблуждение. Другой критерий: истинно то, что признается таковым большинством. Этот подход кажется привлекательным. Разве не пытаемся мы решать многие вопросы по большинству голосов, прибегая к голосованию?

Тем не менее  и этот критерий абсолютно ненадежен, ибо исходный пункт, а в данном случае - субъект. В науке вообще проблемы истины не могут решаться большинством голосов.

Наконец, прагматический подход. Истинно то, что полезно. В принципе истина всегда полезна, даже тогда, когда она неприятна. Но обратное заключение: полезное всегда есть истина - несостоятельно. При подобном подходе любая ложь, если она полезна субъекту, так сказать, во спасение ему, может считаться истиной. Порок критерия истины, предлагаемого прагматизмом, также в его субъективной основе. Ведь в центре здесь стоит польза субъекта.

В практической деятельности мы соизмеряем, сопоставляем знание с объектом, опредмечиваем его и тем самым устанавливаем, насколько оно соответствует объекту. Практика выше теории, поскольку она обладает достоинством не только всеобщности, но и непосредственной действительности, так как в практике воплощено знание, а вместе с тем она предметна.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"