Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2013 в 10:23, шпаргалка
1. Роль античной философии в становлении научной рациональности.
2. Основные философские школы Древней Греции.
3. Философское учение Сократа.
4. Основные положения философии Платона.
5. Система философии Аристотеля.
Пирс придавал значение рациональному методу и сообществу исследователей, которые постепенно устанавливают некую систему знания. Истина - это любой конечный результат.
Термин «прагматизм» впервые употребил Кант в «Критике практического разума», в американскую философию его ввел Пирс. В статье «Как сделать наши понятия ясными» (1878) он писал: «Рассмотрим, какие последствия, которые предположительно могли бы иметь практическое значение, присущи объекту нашего понятия. Тогда наше представление об этих последствиях есть все, что составляет понятие объекта» (Peirce С. S. Selected Writtings. N. Y, 1968, p. 124). Пирс не придавал прагматическому методу общефилософское значение: область его применения была ограничена научными понятиями и той практикой, которая имеет место внутри научного сообщества, когда нужно оговаривать смыслы употребляемых понятий и процедуры исследования.
У. Джеймс заимствовал идею прагматического метода у Пирса и, соединив ее с утилитаризмом Дж. С. Милля, использовал для решения экзистенциальных, гносеологическихих, этических, религиозных вопросов (Пирс протестовал против столь широкого толкования прагматизма и, чтобы дистанцироваться от Джеймса, обозначал свою позицию термином «прагма-тицизм»). Под «прагматическим методом» Джеймс имел в виду сопряжение понятий и идей с верованиями, с их работоспособностью в «потоке опыта» индивида или, как он говорил, по их «наличной стоимости» в том или ином контексте. В критерии эффективности он видел способ решения (или снятия) философских проблем и улаживания философских споров. Прагматический подход призван был отсеять надуманные проблемы от важных, прояснить, какие объекты следует принимать за существующие, а какие нет, а также снять вопрос об истине как соответствии реальности. Теории должны оцениваться не по их отражательной способности (на чем настаивают сторонники корреспондентской теории истины), а рассматриваться как верования, которые в одном потоке опыта являются ложными, а в другом могут оказаться истинными. Понятия «истина», «благо», «правильное» используются в опыте функционально и адаптивно, поэтому Джеймс не видел оснований для противопоставления суждений истины и суждений ценности. ««Истинное»... это способ нашего мышления, соответствующий обстоятельствам (expedient), так же как «правильное» — это наш соответствующий обстоятель-ствам способ поведения» (Джеймс У. Прагматизм. СПб., 1910, с. 222).
Творчество английского
Прагматизм Дьюи роднит с прагматизмом
Джеймса борьба с умозрениями спекулятивной
метафизики, апелляция к эмпиризму здравого
смысла, антидуализм и антифундаментализм,
отказ от противопоставления суждений
факта и ценностных суждений, а также преимущественное
внимание в теории познания к проблеме
обоснования знания. Вместе с тем между
этими двумя мыслителями имеются существенные
различия. Прагматизм Джеймса антропологичен,
психологичен и экзистенциален, прагматизм
Дьюи более объективистский и сциентистский.
Дьюи в большей мере использовал в своей
философии историцистские подходы и дарвиновские
идеи естественного отбора и приспособления
к среде. Дьюи не придерживался методологического
монизма. Предложенная им организмическая
и процессуальная трактовка опыта предполагала
применение гибких и разнообразных методов
— функциональных, операциональных, экспериментальных,
прагматических, контекстуальных, являющихся
разновидностями философской критической
рефлексии. Доминантной в философии Дьюи
была не столько идея прагматизма, сколько
идея контекстуализма. Прагматический
метод рассматривался как составная часть
исследования, которое состоит в превращении
неопределенной или проблемной ситуации
в ситуацию определенную, целостную, поддающуюся
разрешению. Цель исследования — решение
— достигается путем мыслительных экспериментов
и естественного отбора наиболее эффективных
и практичных гипотез. «Практичный», или
«прагматичный», — это правило соотнесения
понятий, гипотез, выводов с вытекающими
из них последствиями. Последствия могут
быть разными, как практически-прикладными,
так и эстетическими, моральными, воображаемыми
(см.: DeweyJ. Essays in Experimental Logic. Chi., 1916, Ch. XIII).
Выступив против гегелевского объективизма
и кантовского гаосеологизма и формализма,
против «пассивно-отражательных» и «сущностных»
концепций познания, Дьюи отверг понятие
«объективная истина» и критиковал корреспондентные
теории истины. Истину следует понимать
операционально и инструментально как
принятое «верование» (Belief) в рамках того
или иного контекста. «Верование» предпочтительнее
«Истины», поскольку открывает простор
для сомнения и критики. В отличие от Джеймса,
Дьюи проявлял больше понимания необходимости
интерсубъективного удостоверения практических
последствий и прибегал к термину «подтвержденное
утверждение» в смысле удовлетворительного
соглашения между разными субъектами
относительно того, во что следует верить.
Прагматизм, контекстуализм, экспериментализм
во многом несли отпечаток социал-реформизма
Дьюи и одновременно служили методологическими
ориентирами в его социально-политических
воззрениях.
Философия жизни, иррационалистическое философское течение конца 19 - начала 20 вв., выдвигавшее в качестве исходного понятия "жизнь" как некую интуитивно постигаемую целостную реальность, не тождественную ни духу, ни материи.Философия жизни явилась выражением кризиса классического буржуазного рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в идеалистической философии 2-й половины 19 - начала 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-политические воззрения представителей Философии жизни весьма различны: от буржуазного либерализма до консервативных позиций; в своём крайнем биологически-натуралистическом варианте она оказала влияние на формирование идеологии национал-социализма в Германии.
Понятие "жизнь" многозначно
и по-разному толкуется в
"Исторический" вариант Философии жизни (В. Дильтей, Г. Зиммель, Х. Ортега-и-Гасет) исходит в интерпретации "жизни" из непосредственного внутреннего переживания, как оно раскрывается в сфере исторического опыта духовной культуры. Если в других вариантах жизненное начало рассматривается как вечный неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам реализации жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историческим образам. При этом Философия жизни оказывается не в состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравственных и культурных ценностей в потоке "жизни", истории. Характерное для Философии жизни отталкивание от механистического естествознания принимает форму протеста против естественнонаучного рассмотрения духовных явлений вообще, что приводит к попыткам разработать специальные методы познания духа (герменевтика у Дильтея и концепция понимающей психологии, морфология истории у О. Шпенглера и т.п.). Антитеза органического и механического предстаёт в этом варианте Философии жизни в виде противопоставления культуры и цивилизации.
Другой вариант Философии
Теория познания Философии жизни - разновидность иррационалистического Интуитивизма, динамика "жизни", индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте непосредственного усмотрения, интуиции, которая сближается с даром художественного проникновения, что приводит Философию жизни к воскрешению панэстетических концепций нем. романтизма, возрождению культа творчества и гения.Философия жизни подчёркивает принципиальное различие, несовместимость философского и научного подхода к миру: наука стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцательная позиция, роднящая её с искусством.
Наиболее адекватной формой познания органических и духовных целостностей является, согласно Философии жизни , художественный символ. В этом отношении Философия жизни попыталась опереться на учение Гёте о прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой структуры. Шпенглер стремился "развёртывать" великие культуры древности и нового времени из "символа прадуши" каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из семени; к аналогическому методу прибегает и Зиммель. Бергсон рассматривает всякую философскую концепцию как выражение основной глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему существу, неповторимой и индивидуальной, как личность её автора.
Творчество выступает по существу
для Философии жизни как
ФЕНОМЕНОЛОГИЯ — учение о феноменах, направление в философии 20 в, основанное Э. Гуссерлем I. Феноменология как философское понятие впервые употребляется в работе И Ламберта «Новый органон», где обозначает одну из частей общего наукоучения, теорию кажимости (Theone des Scheinens) Затем это понятие перенимают Гердер, применяя его к эстетике, и Кант У Канта была идея, о которой он сообщал Ламберту разработать phaenomenologie generalis, т е общую феноменологию как пропедевтическую дисциплину, которая предшествовала бы метафизике и выполняла критическую задачу установления границ чувственности и утверждения самостоятельности суждений чистого разума В «Метафизических начальных основаниях естествознания» Кант уже в несколько ином смысле определяет смысл и цели феноменологии Она вписана в чистое учение о движении в качестве той его части, которая анализирует движение в свете категорий модальности, т е возможности, случайности, необходимости Феноменология теперь приобретает у Канта не только критическое, но и позитивное значение она служит преобразованию явления и явленного (явленного движения) в опыт В ранней философии Гегеля под феноменологией (духа) понимается первая часть философии, которая должна служить фундаментом для остальных философских дисциплин — логики, философии природы и философии духа. В зрелой философии Гегеля феноменологией именуется та часть философии духа, которая в разделе о субъективном духе располагается между антропологией и психологией и исследует сознание, самосознание, разум.
В 20 в понятие
и концепция феноменологии
1) основоположение,
согласно которому «всякое