Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:20, шпаргалка
Работа содержит ответы на все вопросы экзамена по дисциплине "Философия".
В современной литературе также существуют разные точки зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.
Если иметь в виду самое общее понимание ценностей, то можно сказать, что ценность — это понятие, указывающее на культурное, обшественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.
Все многообразие
мира может выступать в
Другим видом ценностей
являются «субъектные ценности»
Ценности всегда
являются человеческими
На ценностное восприятие
и процесс формирования
На базе человеческой практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес».
Вопрос №45!!!
Глобальные проблемы
современности являются самой
актуальной темой философии кон
В философии
под глобальными проблемами
В заключении
необходимо рассмотреть
Определение предмета
Религиоведение как
В структуре
религии выделяют следующие
Религиоведение
сегодня включает ряд разделов,
основными среди которых
Философия религии
- совокупность философских
Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней применяются общефилософский, социально-философский, специальные общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы: диалектика, системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент и пр.
Как и философия, религия
также имеет своим предметом пе
Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.
Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.
Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.
Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.
Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.
Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.
Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)
Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.
По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления».
Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.
Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.
Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.
Существуют также религии без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм
1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.
Основателем данного учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.
Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).
"Средний путь" — путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.
2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:
• земная жизнь полна страданий;
• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
• от страданий можно избавиться;
• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.
3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.
Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:
• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;
• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;
• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
• правильное умение — усердие и трудолюбие;
• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;
• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.
4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:
• не убий;
• не. укради;
• будь целомудренным;
• не лги;
• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.
Христиа́нство — мировая религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.
Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской империи, первоначально в среде евреев, но уже в первые десятилетия своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.
В наши дни в христианстве
существуют следующие основные направления:
Православие,Католицизм,
Христианство, как и Ислам, своими корнями уходит в глубокую давность и является одной из древнейших религий. Возникло учение в первом веке нашей эры в восстановленной провинции Римской империи (в Палестине), а уже в четвертом веке стала государственной религией. Позже христианство получило распространение в большинстве стран Европы. Хоть корни Ислама и христианства уходят в глубокую древность между двумя этими фундаментальными религиями есть как сходства, так и существенные различия. Во-первых, Ислам религия монотеистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время Ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля догмата христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. В связи с этим, исламское вероучение отрицает идею воплощения. Иисус по вере мусульман, не Божественное лицо, а только избранный пророк и посланник Божий (как Авраам, Моисей и Мухаммад). Во-вторых, Ислам не приемлет любые отголоски язычества, будь то поклонение лику "святых", или иконам. Что с религиозной точки зрения является прямым идолопоклонением.