Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на все вопросы экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамен по философии.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

 В современной литературе  также существуют разные точки  зрения по вопросу о природе ценностей и их понятии. В частности, ценность рассматривается как предмет, имеющий какую-либо пользу и способный удовлетворить ту или иную потребность человека; как идеал; как норма; как значимость чего-либо вообще для человека или социальной группы и т.д. Все эти понимания отражают определенную, реальную сторону ценностей, и их надо рассматривать не как взаимоисключающие, а как взаимодополняющие общую концепцию ценностей. Они имеют разные основания и связаны с разными субъектами ценностного отношения. Поэтому каждый из подходов имеет право на существование, ибо он отражает то или иное реально существующее в социальной действительности ценностное отношение. В этом плане даже религиозные ценности, связанные с верой в сверхъестественное, являются также реальными ценностями, которые служат ориентиром в жизни верующих, обусловливают нормы и мотивы их поведения и поступков.

 Если иметь в  виду самое общее понимание  ценностей, то можно сказать,  что ценность — это понятие,  указывающее на культурное, обшественное или личностное значение (значимость) явлений и фактов действительности.

 Все многообразие  мира может выступать в качестве  «предметных ценностей», т.е. оцениваться  с точки зрения добра и зла,  истины и лжи, прекрасного и  безобразного, справедливого и несправедливого и т. д. К таким ценностям относятся предметы материальной и духовной деятельности людей, общественные отношения и включенные в их круг природные явления, имеющие для человека положительное значение и способные удовлетворять их многообразные потребности.

 Другим видом ценностей  являются «субъектные ценности»,  к которым относятся установки,  оценки, требования, запреты и т.д., выраженные в форме норм. Они  выступают ориентирами и критериями  деятельности людей. Таким образом,  в центре понимания ценностей находится ценностное отношение человека к миру, сторонами которого и являются «предметные ценности» и «субъектные ценности».

 Ценности всегда  являются человеческими ценностями  и носят социальный характер. Они формируются на основе  общественной практики, индивидуальной деятельности человека и в рамках определенных конкретно-исторических общественных отношений и форм общения людей.

 На ценностное восприятие  и процесс формирования ценностей  оказывают влияние все сколько-нибудь  значимые факторы человеческого существования — биологические, социальные, психические и т.д. Их индивидуальное сочетание обусловливает личностный характер ценностей человека, который, однако, не отрицает наличия общечеловеческих ценностей. Не следует только думать, что общечеловеческие ценности существуют наряду с индивидуальными ценностями. Общечеловеческие ценности — это в то же самое время и индивидуальные, личностные ценности. И каждая личность по-своему их воспринимает и осознает.

 На базе человеческой  практики, потребностей и социальных отношений возникают интересы людей, которые непосредственно обусловливают заинтересованность человека в чем-то. Поэтому если говорить коротко, что же такое ценность, то можно воспользоваться формулировкой Т. Шибутани: «Об объекте можно сказать, что он обладает ценностью, если к нему проявляют какой-то особый интерес».

  1. Базовые ценности человеческого бытия.

Вопрос  №45!!!

  1. Глобальные проблемы современности.

   Глобальные проблемы  современности являются самой  актуальной темой философии конца XX века. Глобальные проблемы нашей эпохи – это закономерное следствие всей современной глобальной ситуации, сложившейся в последней трети XX века, это результат обострившейся неравномерности социально-экономического и политического, научно-технического и экологического, демографического и гуманитарного развития в условиях совершенно новой своеобразной исторической обстановки.

   В философии  под глобальными проблемами принято  понимать общепланетарные проблемы, которые в силу своей остроты  и масштабности ставят под вопрос дальнейшее существование человечества. К комплексу глобальных проблем относятся следующие: угроза третьей мировой войны, опасность техногенных и ядерных катастроф, экологические проблемы, демографическая проблема, проблема ресурсов и продовольствия.

   В заключении  необходимо рассмотреть возможные  пути решения глобальных проблем,  подчеркнув при этом, что локальное,  региональное решение их почти  невозможно. Решение глобальных  проблем должно быть на глобальном  уровне, во взаимообусловленной комплексной системе, в соответствии с принципами гуманизма и приоритета общечеловеческих интересов.

  1. Религиоведение как наука: структура и методы.

   Определение предмета  Религиоведение как комплексная  относительно самостоятельная отрасль  знания складывалось начиная с XIX в., хотя соответствующие знания накапливались в течение веков. Религиоведение изучает закономерности возникновения, развития и функционирования религии, ее строение и различные компоненты, ее многообразные феномены, как они представали в истории общества, взаимосвязь и взаимодействие религии и других областей культуры.

 

   В структуре  религии выделяют следующие компоненты: религиозное сознание, которое может  быть обыденным (личное отношение)  и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.), религиозная деятельность, которая подразделяется на культовую и внекультовую, религиозные отношения (культовые, внекультовые), религиозные организации.

   Религиоведение  сегодня включает ряд разделов, основными среди которых являются  философия, социология, психология, феноменология, история религии.

   Философия религии  - совокупность философских понятий,  принципов, концепций, дающих  философское объяснение объекта.  Философия раскрывает глубинные  сущностные свойства религии. 

   Являясь комплексной дисциплиной, религиоведение использует большое число разнообразных методов познания. Как и в любой науке, в ней применяются общефилософский, социально-философский, специальные общенаучные и частнонаучные, теоретические и эмпирические методы: диалектика, системный метод, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, экстраполяция, моделирование, аналогия, гипотеза, индукция, дедукция, наблюдение, эксперимент и пр.

  1. Религия как предмет фил. осмысления.

Как и философия, религия  также имеет своим предметом первопричины бытия (Бог, Брахман, Абсолют), однако философию интересует интеллектуальное постижение знания, а религию — отношение к этому знанию. Для религии характерна вера в знание (принятие его за личное убеждение, кредо), возведение знания в культ, в статус «священного», утверждение ритуалов и т. д. Таким образом, религия представляет собой «священную» философию.

  1. Функции религии.

Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

 

По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии — это  рационализация смерти, т. е. осознание  трагедии смерти как хорошего явления».

  1. Классификация религий.

Для религий Древнего Египта, Индии, Греции, ацтеков, майя, древних германцев, древней Руси характерно было многобожие — политеизм.

Единобожие (монотеизм) характерно для таких религий, как иудаизм, христианство, ислам, сикхизм и некоторых других. С точки зрения верующих, приверженцев вышеперечисленных религий, появление их стало следствием Божественного действия.

Пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. Пантеизм был распространён в ряде античных религиозно-философских школ (стоики и др.), в ряде средневековых учений (см. Спиноза и т. д.). Многие элементы пантеизма присутствуют в отдельных формах язычества и неоязычества, а также в ряде современных синкретических оккультных учений: теософии, Живой Этике и др.

Существуют также религии  без Бога (в том смысле, какой придаёт этому понятию западное религиоведение) — вера в абстрактный идеал: буддизм, джайнизм

  1. Мировая религия: буддизм.

1. Буддизм - религиозно-философское учение, распространившееся в Индии (после V в. до н. э.), Китае, Юго-Восточной Азии (после III в. н. э.), а также в иных регионах.

Основателем данного  учения считается Гаутама Будда (Сидхардха Шакьямуни) (563 - 483 гг. до н. э.), родившийся в княжеской семье в Северной Индии. Будда прошел сложный жизненный путь (наследник престола, аскет-отшельник, мудрец), после чего "прозрел" (527 г. до н. э.) и передал свои духовные достижения людям.

Главная идея буддизма - "Средний путь" жизни между двумя крайними: "путем удовольствия" (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и "путем аскетизма" (умерщвления плоти, лишений, страданий, физического и морального изнеможения).

"Средний путь" —  путь знания, мудрости, разумного  ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является Нирвана — высшая благодать.

2. Будда вывел четыре благородные (арийские) истины:

• земная жизнь полна страданий;

• страдания имеют свои причины — жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;

• от страданий можно избавиться;

• существует путь, освобождающий от страданий, — отказ от земных желаний, просветление, Нирвана.

3. Буддистская философия предлагает каждому человеку план личностного самосовершенствования, целью которого является Нирвана - Великое Освобождение.

Данный план — так называемый Восьмеричный путь — предусматривает соблюдение следующих принципов:

• правильное видение — понимание основ буддизма и своего пути в жизни;

• правильная мысль - жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;

• правильная речь - слова человека, его речь воздействуют на его душу, характер;

• правильное действие — жить в согласии с собой и другими людьми, непричинение другим зла;

• правильный образ жизни — соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;

• правильное умение — усердие и трудолюбие;

• правильное внимание - контроль над мыслями, так как мысли порождают дальнейшую жизнь;

• правильное сосредоточение - регулярные медитации, осуществляющие связи с космосом.

4. К пяти заповедям-ориентирам буддизма относятся следующие:

• не убий;

• не. укради;

• будь целомудренным;

• не лги;

• не употребляй опьяняющих и одурманивающих веществ.

  1. Мировая религия: христианство.

Христиа́нство — мировая  религия, основанная на жизни и учении Иисуса Христа, описанных в Новом Завете.

Христианство возникло в I веке в Палестине, находившейся на тот момент под властью Римской  империи, первоначально в среде  евреев, но уже в первые десятилетия  своего существования получило распространение и в других провинциях и среди других этнических групп.

В наши дни в христианстве существуют следующие основные направления: Православие,Католицизм,Протестантизм.

Христианство, как и  Ислам, своими корнями уходит в глубокую давность и является одной из древнейших религий. Возникло учение в первом веке нашей эры в восстановленной провинции Римской империи (в Палестине), а уже в четвертом веке стала государственной религией. Позже христианство получило распространение в большинстве стран Европы. Хоть корни Ислама и христианства уходят в глубокую древность между двумя этими фундаментальными религиями есть как сходства, так и существенные различия. Во-первых, Ислам религия монотеистическая, т.е. исходящая из понимания единого Бога. В то же время Ислам принципиально расходится с христианством в понимании Бога, не приемля догмата христианской идеи триединства, догмата троицы, считая его уступкой многобожию. Основа ислама в утверждении, что Бог не только Един, но и Единственен. В связи с этим, исламское вероучение отрицает идею воплощения. Иисус по вере мусульман, не Божественное лицо, а только избранный пророк и посланник Божий (как Авраам, Моисей и Мухаммад). Во-вторых, Ислам не приемлет любые отголоски язычества, будь то поклонение лику "святых", или иконам. Что с религиозной точки зрения является прямым идолопоклонением.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"