Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на все вопросы экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамен по философии.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

Элементами политической системы  общества являются:

• государство и государственные органы;

• политические партии;

• общественные организации;

• профсоюзы;

• иные институты.

Все элементы политической системы имеют свои функции, но в  то же время взаимосвязаны.

Главным элементом политической системы общества является государство — система органов, осуществляющих государственную власть.

Основными функциями государства являются:

• представительная (представлять интересы различных политических, социальных групп);

• регулятивная — поддерживать порядок в обществе, управлять общественными процессами);

• охранительная — охранять граждан как от внешней, так и от внутренней угрозы;

• внешнеполитическая;

• интеграционная.

Основной вопрос политической жизни — вопрос о власти.

  1. Роль соц.революции в жизни общества.

Социальная  сфера — система внутреннего устройства общества (социальные группы, нации, народности), основанная на разделении труда, собственности на средства производства и национальном факторе.

Основные элементы социальной структуры  общества:

• классы;

• страты;

• сословия (основанные не только на экономическом разделении, но и на традициях);

• люди города и деревни;

• представители физического и умственного труда;

• социально-демографические группы (мужчины, женщины, старики, молодежь);

• национальные общности.

По отношению к социальной сфере общества имеется два основных подхода:

• классовый, согласно которому все общество делится на большие группы — классы (как правило, собственников и несобственников, зачастую антагонистические, между которыми происходит так называемая классовая борьба); распространен в марксистской философии;

• стратификационный, согласно которому общество состоит из многообразия всевозможных небольших социальных групп — профессиональных, демографических и т. д., взаимодополняющих друг друга и взаимодействующих между собой; подход, свойственный западной философии.

Особое значение имеет социальная мобильность — возможность перехода из одной социальной группы в другую (например, крестьянина — в число рабочих, рабочего — в число интеллигенции, интеллигента — в число предпринимателей и т. д.).

Социальная мобильность — основа нормального существования общества, самореализации каждого человека, его счастья. Как правило, низкая социальная мобильность свойственна тоталитарным государствам и государствам, находящимся в состоянии глубокого экономического, политического и духовного застоя.

С другой стороны, высокая  социальная мобильность характерна для демократических, динамично  развивающихся обществ, а также  для любых обществ, находящихся  в полосе революций или реформ.

Существуют разновидности и среди социально мобильных обществ Запада, а именно:

• страны с высочайшим уровнем мобильности - США, Италия, Япония;

• страны со средним уровнем мобильности - Канада, Великобритания;

• страны с крайне низким уровнем мобильности — Голландия, Швейцария, Дания.

В странах с низким уровнем социальной мобильности при высоком уровне демократии, высоком уровне жизни переход из одной страты в другую либо невозможен, либо крайне затруднителен. Это объясняется компактностью общества, маленькими размерами, жесткой взаимосвязанностью членов, силой традиций, "занятостью" мест в обществе.

Высшим уровнем объединения  социальных групп является гражданское общество — общество, члены которого считают себя гражданами единого целого, осознают общие задачи, уважают законы, моральные традиции.

Тенденцией развития современного общества является:

• превращение его во все более однородное, сглаживание противоречий, разницы между стратами;

• усложнение структуры, дробление страт до микроуровня -так называемых "малых групп".

  1. Цивилизационный и культурологический подход к развитию общества.

   Слово “цивилизация”  происходит от латинского “civis”,  что означает “городской, государственный,  гражданский”. Уже в античные  времена оно противопоставлялось  понятию “silvaticus” – “лесной,  дикий, грубый”. В дальнейшем понятие “цивилизация” приобрело различные значения, возникло множество теорий цивилизации. В эпоху Просвещения под цивилизацией стали понимать высокоразвитое общество, имеющее письменность и города.

   На сегодня  существует около 200 определений этого понятия. Например, Арнольд Тойнби, сторонник теории локальных цивилизаций, называл цивилизацией устойчивую общность людей, объединённых духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. А Освальд Шпенглер, основоположник культурологического подхода к историческому процессу, считал, что цивилизация – это высший уровень, завершающий период развития культуры, предшествующий её смерти.                                                                                                                                                                                     

   Одно из современных  определений этого понятия такое:  цивилизация – это совокупность  материальных и духовных достижений  общества.

   Существуют различные теории цивилизации. Среди них можно выделить две основные разновидности.

   Теории стадиального развития цивилизации (Ясперс, Сорокин, Ростоу, Тофлер и др.) рассматривают цивилизацию как единый процесс прогрессивного развития человечества, в котором выделяются определённые этапы. Этот процесс начался в глубокой древности, когда человечество перешло от первобытности к цивилизованности. Он продолжается и в наши дни. За это время произошли большие общественные изменения, которые затронули социально-экономические, политические отношения, культурную сферу.

   Так, видный  американский социолог, экономист,  историк ХХ века Уолт Уитмен  Ростоу создал теорию стадий  экономического роста. Таких стадий  он выделял пять:

Традиционное  общество. Существуют аграрные общества с довольно примитивной техникой, преобладанием сельского хозяйства в экономике, сословно-классовой структурой и властью крупных земельных собственников.

Переходящее общество. Растёт сельскохозяйственное производство, появляется новый вид деятельности – предпринимательство и соответствующий ему новый тип предприимчивых людей. Складываются централизованные государства, усиливается национальное самосознание. Таким образом, созревают предпосылки для перехода общества на новую ступень развития.

Стадия  “сдвига”. Происходят промышленные революции, за которыми следуют социально-экономические и политические преобразования.

Стадия  “зрелости”. Идёт научно-техническая революция, растёт значение городов и численность городского населения.

Эра “высокого  массового потребления”. Наблюдается значительный рост сферы услуг, производства товаров потребления и превращение их в основной сектор экономики.

   Теории локальных (локальный с лат. – “местный”) цивилизаций (Данилевский, Тойнби) исходят из того, что существуют отдельные цивилизации, большие исторические общности, которые занимают определённую территорию и имеют свои особенности социально-экономического, политического и культурного развития.

   Локальные цивилизации  – это своего рода элементы, составляющие общий поток истории. Они могут совпадать с границами государства (китайская цивилизация), а могут включать в себя несколько государств (западноевропейская цивилизация). Локальные цивилизации представляют собой сложные системы, в которых взаимодействуют друг с другом разные компоненты: географическая среда, экономика, политическое устройство, законодательство, религия, философия, литература, искусство, быт людей и т.д. Каждый из этих компонентов несёт на себе печать своеобразия той или иной локальной цивилизации. Это своеобразие весьма устойчиво. Конечно, с течением времени цивилизации меняются, испытывают внешние воздействия, но остаётся некая основа, “ядро”, благодаря которому одна цивилизация всё равно отличается от другой.

   Один из основоположников  теории локальных цивилизаций Арнольд Тойнби считал, что история – нелинейный процесс. Это процесс зарождения, жизни и гибели не связанных друг с другом цивилизаций в различных уголках Земли. Тойнби подразделял цивилизации на основные и локальные. Основные цивилизации (например, шумерская, вавилонская, эллинская, китайская, индусская, исламская, христианская и др.) оставили яркий след в истории человечества и косвенно повлияли на другие цивилизации. Локальные цивилизации замыкаются в национальных рамках, их около тридцати: американская, германская, русская и др.

   Движущими силами  цивилизации Тойнби считал: вызов,  брошенный цивилизации извне  (невыгодное географическое положение,  отставание от других цивилизаций,  военная агрессия); ответ цивилизации  в целом на этот вызов; деятельность великих людей, талантливых, “богоизбранных” личностей.

 

   Существует творческое  меньшинство, которое ведёт за  собой инертное большинство, чтобы  дать ответ на вызовы, брошенные  цивилизации. В то же время  инертное большинство склонно  “тушить”, поглощать энергию меньшинства. Это ведёт к прекращению развития, застою. Таким образом, каждая цивилизация проходит через определённые этапы: зарождение, рост, надлом и дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.

   Обе теории – стадиальная и локальная – дают возможность по-разному увидеть историю. В стадиальной теории на первый план выходит общее – единые для всего человечества законы развития. В теории локальных цивилизаций – индивидуальное, разнообразие исторического процесса.

   В целом, цивилизационный  подход представляет человека  ведущим творцом истории, большое  внимание уделяет духовным факторам  развития общества, уникальности  истории отдельных обществ, стран  и народов. Прогресс относителен.  Например, он может затрагивать экономику, и в то же время применять это понятие по отношению к духовной сфере можно очень ограниченно.

  1. Человек как проблема философии.

   Важность проблемы  человека связана с тем, что  философия призвана решать комплекс  мировоззренческих проблем, а  они непосредственно связаны с местом человека в мире, со степенью его свободы, со смыслом жизни, с отношением человека к обществу и природе, с осмыслением перспектив развития человечества.

   Проблема человека  решалась по-разному различными  философскими школами и направлениями, среди которых можно выделить основные: объективно-идеалистическое понимание сущности человека, субъективно-идеалистическое, метафизически-идеалистическое, диалектико-материалистическое, иррациональное.

   Особое значение  эта проблема имеет в диалектико-материалистической философии. В ней была обозначена цель общества: обеспечение свободного развития каждого человека, его всестороннего развития.

   Важность решения  проблемы человека связана с  тем, что человек это творец  истории общества, и без понимания сущности человека невозможно понять исторический процесс.

   Человек явление  очень сложное, поэтому исследование  человека это задача медицины, физиологии, педагогики, психологии, психиатрии, эстетики, культурологии и др., т.е.  целого комплекса наук.

   Специфика философского  подхода состоит в том, что  в философии человек рассматривается  как целостность, человек и  мир человека в его основных  проявлениях.

   Еще некоторые  античные философы, и в их числе  Аристотель, поняли основную сущность  человека, называя его общественным животным.

   Важна мысль  о сочетании в человеке природного  и социального. Здесь существуют  два односторонних подхода. Первый  это натуралистический подход  к человеку, преувеличивающий значение  в нем природного начала, влияющего на его жизнь и поведение, а значит и на развитие общества. Натуриалистический подход продолжил представления о неизменности природы человека, не поддающейся никаким влияниям.

   Социалистический  подход - это признание в человеке  только социального начала и игнорирование при этом биологической стороны его природы. Конечно, человек это прежде всего существо социальное, но в то же время он является высшей ступенью в развитии живых организмов на Земле.

   На понимание  сущности человека очень большое  влияние оказывала и оказывает в настоящее время не столько философия, как религия. Так, ранее христианство выделяло в человеке прежде всего его разум, его нравственные начала, необходимые для жизнедеятельности общества. А средневековое христианство, с одной стороны, считало человека подобием бога, а с другой, средоточием земных демонических сил. Но так или иначе церковь всегда обращалась к духовному началу в человеке.

   Большинство современных  ученых считает, что сущность  человека в том, что он отличает  ценностное от прагматичного.Способность понимать и адекватно оценивать реальный мир вот в чем заключается отличительная особенность человека. И еще человек обладает физической и духовной способностью к самосовершенствованию.

   Социальная сущность  человека выделена в определении, данном К.Марксом. Он писал, что "...сущность человека не есть абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей действительности она есть совокупность всех общественных отношений..."

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"