Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 13:20, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на все вопросы экзамена по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Экзамен по философии.doc

— 384.00 Кб (Скачать файл)

• производственные отношения, уровень производительных сил образуют экономическую систему, которая является базисом для институтов государства и общества, общественных отношений;

• указанные государственные и общественные институты, общественные отношения выступают в качестве надстройки по отношению к экономическому базису;

• базис и надстройка взаимно влияют друг на друга;

• в зависимости от уровня развития производительных сил и производственных отношений, определенного типа базиса и надстройки выделяются общественно-экономические формации — первобытнообщинный строй (низкий уровень производственных сил и производственных отношений, зачатки общества); рабовладельческое общество (экономика основана на рабстве); азиатский

• способ производства - особая общественно-экономическая формация, экономика которой основана на массовом, коллективном, жестко управляемом государством труде свободных людей - земледельцев в долинах крупных рек (Древний Египет, Месопотамия, Китай); феодализм (экономика основана на крупной земельной собственности и труде зависимых крестьян); капитализм (промышленное производство, основанное на труде свободных, но не являющихся собственниками средств производства наемных рабочих); социалистическое (коммунистическое) общество — общество будущего, основанное на свободном труде равных людей при государственной (общественной) собственности на средства производства;

• рост уровня производственных сил приводит к изменению производственных отношений и смене общественно-экономических формаций и общественно-политического строя;

• уровень экономики, материальное производство, производственные отношения определяют судьбу государства и общества, ход истории.

  1. Становление фил.мысли на Украине (15-17ст.).

   Украинский Ренессанс  имел несколько другие источники,  чем западноевропейский. Если для  последнего была характерна борьба с христианской идеологией вообще, то украинский Ренессанс сложился в борьбе с насаждением на Украине Брестской унии и католицизма. Большую роль в духовной жизни Украины в конце XVI – начале XVII вв. стали играть организации православного населения городов, так называемые «братства». В связи с католической экспансией возникает и развивается так называемая полемическая литература: произведения Герасима Смотрицкого, Христофора Филарета, Ивана Вышенского, Стефана Зизания, Милетия Смотрицкого и др.

   Выдающийся писатель - полемист Иван Вышинский критиковал  действительность того времени,  которая изображалась им как  мир зла, антихриста и дьявола.  В своих сочинениях, особенно  в «Послании к утекшим от  православной веры епископам»  он осуждал угнетение трудового люда церковными и светскими феодалами. Раскрывая социальные противоречия своего времени, он создавал утопический идеал будущего общества, которое будет построено на началах равенства и братства. Многие писатели полемисты обращались к библейским образам «царства божьего», «нового Иерусалима», давая демократическую и филолого-критическую интерпретацию Библии.

   Идеи украинского  Ренессанса были популярны в  среде братских школ (школ православного  населения городов). В XVII в. особенно  большое влияние имели Львовская и Киевская школы. Идеи реформации отстаивали также некоторые профессоры Киево-Могилянской академии и деятели братств. В середине XVII в. реформационные общества на Украине прекратили свое существование.

  1. Развитие фил.мысли на Украине в 17-19 ст. Философия Г.Сковороди.

Развитие Просвещения  на Украине припадает на XVIII в. В  раннем Просвещении сложилось два  главных направления: научно-просветительское и этико-гуманистическое. Первое развивали  преподаватели академии Прокопович, Бужинский, Горка, Кониский и др. Они, особенно Прокопович, в своих философских курсах пропагандировали идеи Бэкона, Декарта, Спинозы, систему Коперника. Они критиковали религиозный фанатизм, реакционные схоластические учения духовенства, горячо поддерживали создание библиотек, учебных заведений, типографий.

К этико-гуманистическому направлению украинского Просвещения  примыкали Козельский, Капнист, Лодий  и др. Наиболее ярким его представителем был Сковорода. В основе его «философии сердца» лежит учение о врожденной склонности человека к определенному труду (один склонен к тому, чтобы быть землепашцем, другой – воином и т.д.). Человек должен познать самого себя и заняться тем, к чему влечет его сердце, его природа. Но человеку часто мешают сделать это не только его собственные пороки, но и пороки социальные. Отправляясь от этих положений, Сковорода подвергает острой критике недостатки феодально-крепостнического строя на Украине, связывает счастье людей с трудом по призванию и их моральным самоусовершенствованием. Социально – политический идеал Сковороды – общество, основанное на всеобщем труде, равенстве и демократии.

В академической философии  сложились две главные школы: школа позитивистов и специалистов. Позитивизм поддерживали и развивали  Лесевич и др. Специалисты ставили философию на службу отдельных наук: Потебня разрабатывает проблемы философии языка, Мечников, Зибер утверждали марксизм в его механистическом варианте. Вернадский особо выделял вопросы значения живой природы в геологических процессах. Липинский перешел от истории к философии истории. Проблемы методологии соответствующих наук с кантианских позиций развивали политэкономист Туган-Барановский и юрист Кистякивский.

Откровенно склонялись к религиозному истолкованию мира Гогоцкий, Юркевич и др.

Традиции революционно – демократического направления украинской философии отстаивали Драгоманов. Он приобрел широкую известность, критикой российского централизма, справедливо усматривая в нем средство порабощения других народов. В то же время, особенно в статье «Чудные мысли об украинском национальном деле», он резко осудил и украинский национализм за то, что он, фактически, вел к самоизоляции украинской нации. Драгоманов настойчиво пропагандировал материалистические взгляды на природу, отстаивал материалистическое мировоззрение.

Во второй половине Х1Х  в. представители либеральной интеллигенции  Зибер, Кауфман стали знакомить  украинскую общественность с марксизмом. Кауфман дал настолько глубокий анализ метода «Капитала» Маркса, что  последний, не найдя ничего лучшего для разъяснения сущности своего метода, в предисловии ко второму изданию своего «Капитала», просто перепечатал статью Кауфмана. Но в академической философии продолжали господствовать модные в то время на Западе неокантианство, неогегельянство, позитивизм, махизм.

Дальнейшее развитие революционно – демократической  идеологии на Украине связано  с деятельностью и творчеством  Франка, Л. Украинки, П. Грабовского, М. Коцюбинского и др. Они развивали  революционные идеи Т.Г.Шевченко, во многом способствовали распространению марксизма на Украине. В то же время они негативно относились к идее диктатуры пролетариата.

  1. Развитие фил.мысли на Украине в 20-нач.21 ст.

История философской  мысли на Украине после Октябрьской /1917/ революции в России чрезвычайно  сложна и во многом драматична. Украина стала одной из республик Советского Союза, где усилиями КПСС марксизм-ленинизм превратился в официальную государственную идеологию. Его тотальное насаждение и распространение могло сравниться лишь с тотальным распространением христианства в средневековой Европе. Судьба тех, кто не разделял марксизм-ленинизм и официально признаваемые «этапы его дальнейшего развития» КПСС и братскими партиями, точнее сказать, этапы фальсификации, была такая же, как и судьба средневековых еретиков, если не хуже. Наверное, большинство из них могло только завидовать узникам средневековой инквизиции. Естественно, подобные явления нельзя было списать только на счет политического господства КПСС. Для многих людей марксизм-ленинизм до сих пор привлекателен как учение о достижении социалистического идеала общественного устройства, провозглашенного еще первыми христианами. Но нельзя не видеть и того, что марксизм-ленинизм (особенно фальсифицированный) служил идеологическим оправданием небывалых массовых репрессий, преступных социальных экспериментов /типа тотальной коллективизации/. Всех, кто как-то пытался восстать против таких адвокатских функций марксизма-ленинизма, ждало не просто ошукивание.

Философская мысль на Украине в этот период фактически развилась теми, кто не хотел быть интерпретатором и пропагандистом политики КПСС и обращался к чисто философским проблемам.

В середине 20-х годов  в Советском Союзе произошло  размежевание философов на механистов (Аксельрод, Варьяш, Тимирязев и др.) и на диалектиков во главе с Дебориным. «Механисты» стремились очистить диалектику Маркса от гегельянства, подменяли диалектическую концепцию развития теории равновесия. Диалектики Семковский, Оринец отстаивали необходимость сближения философии и естествознания.

В 30-50-е годы украинские философы внесли определенный вклад в развитие диалектического материализма, философских вопросов естествознания, проблем историко-философской науки. Продолжая эту традицию, в 60-е годы философы Института философии АН УССР впервые в Советском Союзе осуществили разработку проблем логики научного исследования. К тому времени относится все возрастающий вес исследований истории философской мысли на Украине.

  1. Осн.направления современной мировой философии.

ХХ век насыщен свершениями, оказавшими влияние на все стороны человеческой цивилизации. Мировые войны, распад колониальной системы, научный и технический рост оказали огромное влияние на духовную сферу общества. В этих условиях возникает множество философских школ, каждая из которых предлагает своё видение проблем человеческого бытия и судеб цивилизации.

Неопозитивизм - возник в 20-х ХХ в на базе позитивизма и эмпириокритицизма. Упрекает традиционную философию в неясности суждений, в усложненности языка, в оперировании неясными понятиями и т.д. Неоднороден. Основной вариант-логический позитивизм-выдвигает идею о необходимости верификации высказываний, претендующих на содержание научного смысла. Представители - Карнап, Витгенштейн.

Постпозитивизм - последсвующее развитие неопоз., модифицированного в связи с изменениями в научном познании.

Герменевтика - искусство и теория толкования текстов. Текст рассматриваетс как единство грамматики, стиля и содержания и как отношение части к целому (творчеству автора, школы). Зародилась в Др. Греции, Активно начала развиваться в XVIII в. Представители - Шлейермахер, Гадамер.

Феноменология - одно из ведущих направлений ХХ в. основная тема-взаимодействие сознания, едо и окружающего его мира вещей. Концепция сознания и мира строится на основе концепции интенциональности. Мир раскрывается едо во взаимодействии,- конструировании системы переживаний, посредством которых для едо существует мир. Ведущий представитель - Гуссерль.

Неотомизм - обновлённый томизм. Часть официальной доктрины кат. церкви. Рассматривает новую философию как непрерывную цепь ошибок и заблуждений, и ставит задачей возрождение духа средневековой философии (на примере томизма Ф. Аквинского).

  1. Фил.понимание категории «бытия».

  Один из центральных разделов философии, изучающих проблему бытия, называется онтологией, а сама проблема бытия — одна из главных в философии. Становление философии начиналось именно с изучения проблемы бытия. Древнеиндийская, древнекитайская, античная философия в первую очередь заинтересовалась онтологией, пыталась понять сущность бытия, а уж потом философия расширила свой предмет и включила в себя гносеологию (учение о познании), логику, иные философские проблемы.

  Каково же содержание философской категории "бытие"? Для ее раскрытия можно выделить ряд положений:

• окружающий мир, предметы, явления реально существуют; он (окружающий мир) есть;

• окружающий мир развивается, имеет внутреннюю причину, источник движения в самом себе;

• материя и дух — единые, но в то же время противоположные сущности, реально существуют; и материя, и дух есть. Данные положения (признаки) обобщаются понятием субстанции — самостоятельной сущности, которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя.

Таким образом, бытие - это реально существующая, стабильная, самостоятельная, объективная, вечная, бесконечная субстанция, которая включает в себя все сущее.

  Основными формами бытия являются:

• материальное бытие — существование материальных (обладающих протяженностью, массой, объемом, плотностью) тел, вещей, явлений природы, окружающего мира;

• идеальное бытие — существование идеального как самостоятельной реальности в виде индивидуализированного духовного бытия и объективизированного (внеиндивидуального) духовного бытия;

• человеческое бытие - существование человека как единства материального и духовного (идеального), бытие человека самого по себе и его бытие в материальном мире;

• социальное бытие, которое включает бытие человека в обществе и бытие (жизнь, существование, развитие) самого общества. Среди бытия также выделяются:

• ноуменальное бытие (от слов "ноумен" — вещь сама по себе) — бытие, которое реально существует независимо от сознания того, кто наблюдает его со стороны;

• феноменальное бытие (от слова "феномен" - явление, данное в опыте) — кажущееся бытие, то есть бытие, каким его видит познающий субъект.

Практика доказывает, что, как правило, ноуменальное и  феноменальное бытие совпадают.

  1. Формирование и развитие фил. понятия – материя.

Из всех форм бытия  наиболее распространенной является материальное бытие.

В философии существует несколько подходов к понятию (категории) "материя":

• материалистический подход, согласно которому материя есть основа бытия, а все иные бытийные формы — дух, человек, общество — порождение материи; по утверждению материалистов, материя первична и представляет собой наличное бытие;

• объективно-идеалистический подход — материя объективно существует как порождение (объективизация) независимо от всего сущего первичного идеального (абсолютного) духа;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"