Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка
1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).
ТРЕБОВАНИЯ К ВСТУПИТЕЛЬНОМУ ЭКЗАМЕНУ В АСПИРАНТУРУ ПО
ФИЛОСОФИИ
Для сдачи вступительного экзамена
по философии поступающим в
НЕОБХОДИМО:
1. Записаться на экзамен - запись
на экзамен проходит на
только после подачи комплекта документов в отделе "Докторантура и
аспирантура"
2. Присутствовать на
I. Знание обязательного понятийного аппарата.
Знание. Наука Философия. Натурфилософия. Материализм. Идеализм Агностицизм.
Дуализм. Рационализм. Эмпиризм. Сенсуализм Иррационализм. Диалектика Метафизика.
Гносеология. Бытие. Материя Движение. Пространство. Время. Закон. Противоречие.
Качество Количество. Мера Отрицание. Возможность. Действительность Детерминизм.
Причинность. Необходимость. Случайность, Мышление Познание. Практика Опыт.
Истина. Заблуждение. Теоретический уровень научного познания. Эмпирический уровень
научного познания. Общество. Гражданское общество и государство. Культура. Человек.
Индивид. Личность. Сознание. Индивидуальное и общественное сознание. Свобода
Смысл жизни. Цивилизация. Глобальные проблемы современности.
II. Навыки и умения.
1. Уметь давать определения философских понятий, проблем и принципов.
2. Иметь навыки изложения
философских вопросов и
и письменно),
3. Обладать навыком
выделения философских
4. Уметь сравнивать
различные позиции и точки
зрения по изучаемым
вопросам и выделять общее и специфическое в каждой из них.
III. Вопросы к экзамену
1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).
5. Становление оснований
европейской философии в
Демокрита и философия Платона).
6. Философия Аристотеля.
7. Ф.Бэкон - основоположник философии Нового времени.
8. Рационализм Р. Декарта, Сенсуализм Д. Локка.
9. Философия д. Беркли.
10. Философия И. Канта.
11. Философия Г. Гегеля.
12. Философия Л. Фейербаха
13. Причины возникновения,
основные идеи и сущность
14. Судьбы марксистской философии в XX веке.
15. Позитивизм и его эволюция.
16. Иррационализм и его эволюция.
17. Неотомизм.
18. Экзистенциальная философия и ее основные направления.
19. Герменевтика.
20. Категории "бытие", "объективная реальность", "материя".
21. Атрибуты и категории.
Диалектика единичного и
22. Пространство, время, движение — перцептуальное, концептуальное и реальное.
23. Диалектика как учение о развитии и метод познания действительности.
24. Диалектика и метафизика.
25. Закон единства и борьбы
противоположностей и его
методологическое значение.
26. Закон единства количественных и качественных изменений, диалектика связи
эволюции и революции в
27. Закон отрицания отрицания
как основа научного
28. Принцип детерминизма —
29. Возможность и действительность. Необходимость и случайность.
30. Сознание, его происхождение, сущность и структура.
31. Современная наука о
32. Природное и социальное в человеке.
33. Проблема познания в философии.
34. Сущность процесса познания, его структура.
35. Чувственное познание и его элементы.
36. Рациональное познание и его формы.
37. Проблема истины в философии.
38. Уровни и формы научного познания (научная проблема, научный факт, гипотеза,
научная теория).
39. Методы научного познания (опыт, наблюдение, эксперимент, индукция, дедукция,
аналогия и др.)
40. Материализм и идеализм в философии общества.
41. Диалектика и метафизика в
интерпретации исторических
42. Специфика общества
как большой социальной
43. Элементы и иерархические уровни общества.
44. Материальная жизнь общества. Роль техники в развитии общества.
45. Формационный и
46. «Информационное общество
— новая утопия или реальность?
47. Природа и общество, основные этапы их взаимодействия.
48. Духовная жизнь общества,
её сущность и структура,
49. Сущность личности как
50. Тип общества и тип личности.
51. Проблема свободы в философии. Личность как субъект свободы.
52. Проблема смысла жизни человека в философии.
53. Идеология и наука,
их взаимоотношения и
54. Виды, типы, критерии социального прогресса.
1. ОСНОВАНИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ
-с греческого термин философия означает любовь к мудрости.
- мудрость- умение человека на основе знания, почерпнутого из жизненного опыта, вскрывать глубинные причины бытия мира и человека. По установившейся традиции по крайней мере европейской философия возникла в V — VI веке до н.э. Но и до возникновения философии существовали различные способы и методы описания, объяснения и понимания окружающего нас мира. Уже на самой ранней ступени образования и формирования человеческого общества и истории, первобытно-общинной, когда человек и человечество только выделялись из природы, возникла практическая проблема и задача — описать мир, в котором существуют люди. Описать — значит дать характеристику свойствам природных явлений, которые воздействуют на жизнь людей. необходимо было и объяснить причину явлений природы, поскольку человек непосредственно ощущал зависимость от них. -необходимо было понять этот мир, описанный и объясненный. Понимание мира означает осмысление и установление значения явлений природы для бытия человека и человеческого сообщества, а после этого можно использовать их свойства и
качества в сугубо человеческих целях, для организации своей жизни. Таким
образом, человечество всегда решает три важнейшие задачи — описания, объяснения и понимания мира, поскольку оно вступает в отношение с этим миром. А на основе этого и рассуждает, размышляет о мире и о самом себе. Исторически первой формой описания, объяснения и понимания мира миропонимания была мифология и мифомышление. Мудрость и мудрствование и явились непосредственной интеллектуальной предпосылкой собственного рационального описания, объяснения и понимания мира — философии и философствования.
2 Специфика философского
Философия — это не безусловная вера, а размышление, философия — это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире.
Философия выражала появившуюся потребность разбираться с помощью разума т.е. рационально в понятиях, в тех проблемах, которые возникали в ходе исторического процесса, поэтому отличительной особенностью философского мировоззрения является отражение мира в системе понятий. Кроме того, философское мировоззрение, в отличие от мифологического и религиозного, больше оперирует научными фактами, больше делает опору на данные конкретных наук. появляется необходимость индивидуального, личностного осмысления. Каждая философская концепция сугубо индивидуальна. Философия всегда ориентирует человека на самостоятельный анализ тех или иных проблем. Цель теоретической философии, представленной в ее истории, — расширить информационное поле для такой деятельности. У самого человека всегда остается право выработать собственную позицию, но на основе философских знаний она будет более весома и значима.
2. СПЕЦИФИКА ФИЛОСОФИИ, ЕЕ СХОДСТВО И РАЗЛИЧИЕ С РЕЛИГИЕЙ, НАУКОЙ, МИФОМ, ИДЕОЛОГИЕЙ.
Как и наука, философия ищет истину,
выявляет закономерности, выражает результат
исследования через систему понятий,
категорий. Однако в философии объект
исследовани рассматривается
Философия и религия стремятся ответить на вопросы о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, источнике добра и зла. Как и религии, философии присуще трансцендирование, то есть выход за границы опыта, за пределы возможного, иррационализм, в ней есть элемент веры. Однако религия требует беспрекословной веры, в ней вера выше разума, в то время как философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму, к разумным доводам. Философия всегда приветствует любые научные открытия, как условия расширения наших знаний о мире.
Сходство философии и искусства состоит в том, что в их произведениях широко представлен эмоционально-личностный компонент, они всегда индивидуальны. Однако если философ выражает проблему с помощью понятий, абстракций, обращаясь к тонкости ума, то деятель искусства выражает проблему через художественные образы, пробиваясь к нашему разуму через пробужденные им чувства. И философия, и наука, и религия, и искусство создают свою картину мира, дополняя друг друга.э
Философия и религия стремятся ответить на вопрос о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира. Их равно интересуют вопросы: что есть добро? что есть зло? где источник добра и зла? Как добиться нравственного совершенства? Как и религии, философии присуще трансцендирование, т.е. выход за границы возможного опыта, за пределы разумного.
Но между ними есть и различия. Религия - сознание массовое. Философия - сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллиру к разуму. Философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.
3.ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ФИЛОСОФСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ.
Философия может быть и религиозной, и атеистической, – в зависимости от того, каким исходным мировоззренческим тезисом она руководствуется при построении своей системы. Но основной особенностью философского мировоззрения является его критичность по отношению даже к собственным исходным тезисам.
Философское мировоззрение выступает в понятийной, категориальной форме, в той или иной мере опираясь на достижения наук о природе и обществе и обладая определенной мерой логической доказательности.
Основные черты философского мировоззрения:
- концептуальная обоснованность;
- систематичность;
- универсальность;
- критичность.
Несмотря на свою максимальную критичность и научность, философия чрезвычайно близка и к обыденному, и к религиозному и даже к мифологическому мировоззрению, ибо так же как и они, она выбирает
Философия – особый, научно-теоретический тип мировоззрения. Философское мировоззрение отличается от религиозного и мифологического тем, что оно:
основано на знании;
рефлексивно (мысль обращена на саму себя);
логично (внутреннее единство и система);
опирается на чёткие понятия и категории.
Таким образом, философия представляет
собой вид мировоззрения, отличающийся
рациональностью, системностью, логикой
и теоретической
Философия как мировоззрение прошла три основные стадии своей эволюции:
космоцентризм – философское мировоззрение, в основе которого лежит объяснение окружающего мира, явлений природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил – Космоса и согласно которому всё сущее зависит от Космоса и космических циклов (данная философия была свойственна Древней Индии, Древнему Китаю, иным странам Востока, а также Древней Греции);
теоцентризм – тип философского мировоззрения, в основе которого лежит объяснение всего сущего через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога (был распространён в средневековой Европе);
антропоцентризм – тип философского мировоззрения, в центре которого стоит проблема человека (Европа эпохи Возрождения, нового и новейшего времени, современные философские школы).
Основные типы философского мировоззрения. Личностное начало в философии. Учитывая органическую причастность философии к различным сферам духовного творчества (к религии, искусству, науке), историческое варьирование ее теоретических тем и ценностных пристрастий, а также исключительную широту (практически бесконечность) ее предметных интересов (от внутренних переживаний человека до проблемы божественного бытия), не следует изумляться исключительному разнообразию типов философских мировоззрений, по-разному, подчас диаметрально противоположным образом, решающих и ее вечные проблемы. Можно выделить различные типы философских систем, положив в их основу различные основания классификации.
По отношению к научному знанию можно выделить натурфилософский и позитивистский типы мировоззрения (см. выше). Может быть религиозная, а может быть и светская, атеистическая философия в зависимости от того, как решается в той или иной философской системе вопрос о божественном бытии. Возможны варианты художественного философствования, подчас со зримыми проявлениями иррационализма, как это было свойственно, скажем Ф.Ницше, и, наоборот, подчеркнуто рационалистические доктрины типа гегелевской философской системы.
В русле онтологических исканий можно выделить идеалистические и материалистические философские системы в зависимости от природы начала, полагаемого в фундамент бытия. Попытки избегнуть жесткой конфронтации между материализмом и идеализмом приводят к дуалистическим, когда в основе мира постулируется наличие двух диаметрально противоположных начал (Р.Декарт), или пантеистическим, когда материя и дух сливаются в единой субстанции (Б.Спиноза), философским системам. В зависимости от числа начал, полагаемых в основу существующего, могут быть монистические (одно начало), дуалистические (два противоположных начала), и плюралистические (множество начал) разновидности философских систем. В русской философии была предпринята попытка синтезировать позитивные элементы монистического, пантеистического и дуалистического онтологического подходов в рамках концепции монодуализма (С.Н.Булгаков, С.Л.Франк, С.Я.Грот), когда два противоположных начала (дуализм) образуют нерасторжимое единство (монизм) и нуждаются друг в друге для своего органического проявления.