Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

 

20. КАТЕГОРИИ "БЫТИЕ", "ОБЪЕКТИВНАЯ  РЕАЛЬНОСТЬ", "МАТЕРИЯ".

 

Проблема бытия. Философское понятие  материи. Движение как философская  категория. Основные формы движения. Пространство и время как формы  существования материи. Философское значение теории относительности А.Эйнштейна.

Бытие - одна из основных философских  категорий. Учение о бытии называется онтологией. Бытие означает существование, реальность окружающего нас мира. Ввел эту категорию в философию  греческий философ Парменид, понимая под бытием все то, что имеется за миром чувственных вещей, оно есть вся полнота совершенств, среди которых Истина, Добро, Благо. Он считал, что бытие вечно, едино, неделимо, неподвижно, находится вне пространства и времени.

      В средние века  только Бог считался подлинным бытием. Начиная с Декарта, человек, его жизнь стали восприниматься как единственное подлинное бытие.

      Выделяются следующие  формы бытия: 

      1) бытие вещей,  процессов, состояний природы; 

      2) бытие вещей,  процессов, произведенных человеком;

      3) бытие человека;

      4) бытие духовного  (идеального);

      5) бытие социального. 

 Категория бытия обозначает  реально существующий мир, лежащий  в основе всех вещей и явлений  и гарантирующий их существование

       Одной из фундаментальных категорий философии является понятие материи.

 Понятие "материя" прошло  несколько этапов в своем историческом  развитии. Первый этап - этап наглядно-чувственного  ее представления в древнегреческих  философских учениях (Фалес, Анаксимен, Гераклит и др.). В основу мира полагались  те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

 Второй этап - этап вещественно-субстрактного  представления. Материя отождествлялась  с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бэкон, Локк). Наибольшее развитие такое физикалистское  понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. (Ламетри,  Гельвеций, Гольбах). Философия 17 - 18 в. трансформировала понятие "бытия" в понятие "материя".   С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала такими свойствами, как протяженность, непроницаемость, тяжесть, масса. Как субстанция материя обладала атрибутами движения, пространства, времени, и наконец способностью вызывать ощущения (Гольбах).

 Третий этап - философско-гносеологическое  представление о материи.  Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские лучи опровергли идею о непроницаемости материи; электроизлучение урана и радиоактивный распад атомов  разрушили идею о неделимости атома. Идея неделимого атома, первокирпичика - рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо "кризисом в физике". Рушится наука, поскольку "материя исчезает",  считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, что рушится не наука, а старый предел понимания мира.

 Материя стала трактоваться  как всякая объективная реальность  как данная человеку в его  ощущениях, которые копируются, фотографируются,  отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них.  В этом определении признак  существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. Такая формулировка определения материи называется гносеологической, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием и свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, однако неспособно охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте. В этом случае атрибутами (неотъемлемыми свойствами материи) являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения).

 Все объекты материального  мира, как и духовного могут  быть рассмотрены как системы.  Материальные системы - это системы предметов, объекты вещей. Духовная система - это система ценностей,  идеалов.

 Структурность – внутренняя  расчлененность реального мира.

 Материальный мир делится  на три сферы: неживая природа,  живая природа и социум (или  типы материальных систем: неорганическую, органическую и социальную).

 Первые древнегреческие материалисты  полагали, что материя есть вполне  определенная конкретная субстанция (первооснова), из которой состоят  все тела. Фалес полагал, что  этой субстанцией является вода, Анаксимен – воздух, Гераклит – огонь, Демокрит – атомы. Позднее Ньютон мерой материи считал массу.

Достижения науки, особенно открытие электрона, массы которого изменяется, показали, что сводить материю  к массе ошибочно.

Современная наука установила сложную  системную организацию материи, выделив несколько уровней. Исходный, глубинный уровень – элементарные частицы, которых насчитывают более трехсот. Второй уровень – ядерный, третий – атомный. В результате взаимодействия атомов формируется следующий уровень – молекулярный. За молекулами следует уровень макротел и космический уровень.

Неотьемлемым свойством материи, ее атрибутом является движение. Под  движением в философии понимается любое изменение. Свойствами движения являются: противоречивость (движение есть единство покоя и изменения), абсолютность (движение обладает всеобщим характером), относительность (оно проявляется только через конкретные и преходящие формы), материальность (всегда имеется материальный носитель движения), объективность (оно независимо от сознания), неуничтожимость.

Первую классификацию форм движения материи дал Ф.Энгельс. Он выделил  пять основных форм движения: механическую, свойственную телам; физическую – молекулам; химическую – атомам; биологическую  – белковым телам; социальную –  человеческому обществу.

 Все материальные тела существуют  в пространстве и во времени.  Пространство – философская категория  для выражения сосуществования  объектов, их протяженности и  взаимного расположения. Время –  форма бытия, которая характеризует  последовательность событий и их длительность. Пространство имеет три измерения, время одно. Свойствами пространства и времени являются абсолютность, относительность, объективность, материальность.

Существуют два взгляда на природу  пространства и времени: субстанциональный и реляционный. При первом пространстве и время рассматриваются как особые сущности, существующие сами по себе, независимо от материальных объектов. Подобную точку отстаивал И.Ньютон. Реляционная концепция рассматривает пространство и время как особые отношения между объектами, вне которых они не существуют. Представителем этой точки зрения являлся Лейбниц.

      Специальная теория  относительности, созданная А.Эйнштейном  в 1905 г., во-первых, выявила глубокую  связь между пространством и  временем, показав, что в природе существует единое пространство – время; во-вторых, показала относительность пространства и времени, их зависимость от скорости движения системы (при увеличении скорости размеры тел сокращаются, а время замедляется). Общая теория относительности показала зависимость пространства и времени от материи, в частности от такого ее свойства, как масс. Вблизи больших масс происходит искривление пространства и замедление хода времени.

ОБЪЕКТИВНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ – философская  категория, бытие (в науке соответствует понятию материя), существование и свойства которого не зависят от того, воспринимает ли (мыслит) его какой-либо субъект, или нет. Всё, что существует, может существовать только в объективной реальности. Для описания материи выделяют три объективные формы ее существования: Движение, Пространство и Время (см.). Различают объективную и субъективную реальность, которую можно определить как явление сознания, ощущения, восприятия человеком чего-либо и все то, что с этим связано.

В плане основного вопроса философии под объективной реальностью понимается существующее независимо от человеческого сознания и первичное по отношению к нему. Необходимость введения категории объективной реальности как абсолютной реальности, которая противостоит сознанию и познанию, была обусловлена осуществленным Декартом делением мира на внутренний (мир «Я» — субъективной реальности, феноменов мышления, сознания) и внешний (мир «не-Я» — чувственных, телесных вещей, физических явлений в пространстве и времени). Это деление мира стало философской основой классического природоведения, где объективная реальность – это природа (материя), которую субъект познает, опираясь на ощущения и на эксперимент, которую можно описать такой, какой она есть, противопоставляя ее феноменам Мышления и Сознания (см.). Материалисты обычно представляют объективную реальность как некий механизм, который работает в соответствии со своим устройством, и на который люди могут оказывать лишь ограниченное влияние. Взгляд некоторых религий на объективную реальность мало отличается от материалистического — вся разница сводится к тому, что здесь этот «механизм» был создан Богом (см. Деизм); кроме того, Бог иногда вмешивается в работу этого «механизма» (теизм). Агностики считают, что «объективная реальность», то есть истина, недоступна пониманию человека.

 

21. АТРИБУТЫ И КАТЕГОРИИ. ДИАЛЕКТИКА  ЕДИНИЧНОГО И ОБЩЕГО.

 

В любом предмете единичное и  общее находятся в диалектическом единстве. С одной стороны, единичное  содержит общее, оно, как говорил  В. И. Ленин, «не существует иначе как в той связи, которая ведет к общему». Так, каждый индивидуальный организм связан с общим — видом, к которому он принадлежит и с которым имеет общие черты, а через вид с еще более общим — родом. Учитывая связь отдельного с общим, наличие общего в отдельном, диалектический материализм считает, что всякое отдельное есть так или иначе общее. С другой стороны, общее существует лишь в отдельном, через отдельное. Нет ни одного вида растения или животного вне отдельных индивидов. Будучи общим по отношению к индивиду, вид охватывает не все черты входящих в него индивидуальных организмов, а только существенные, повторяющиеся. Поэтому всякое общее В. И. Ленин характеризовал как сторону, или сущность, отдельного. Единичное и общее не только взаимосвязаны, но и постоянно изменяются. Граница между ними подвижна. В процессе развития при известных условиях они превращаются друг в друга: отдельное становится общим и наоборот. Так, в развитии организмов имеют место факты, когда какой- либо новый полезный признак, приобретенный отдельным индивидом, передается по наследству и со временем становится достоянием массы, огромного числа индивидов, то есть превращается в общий, видовой признак. Если же тот или иной общий признак потерял свое значение для жизнедеятельности вида, он постепенно отмирает, атрофируется и в последующих поколениях встречается лишь изредка, у единичных организмов как атавизм — возврат к организации предков. Здесь уже общее превращается в единичное. Диалектика общего и единичного имеет место и в общественных явлениях. Взять хотя бы такой пример. Весной 1919 года группа рабочих депо Москва-Сортировочная Московско-Казанской железной дороги первой в нашей стране вышла на коммунистический субботник. Во внеурочное время, без дополнительного вознаграждения рабочие депо провели ремонт паровозов и вагонов, выполнили погрузочно-разгрузочные и другие работы. Это единичное событие положило начало развертыванию массового социалистического соревнования, которое в дальнейшем превратилось во всеобщий метод коммунистического строительства, в закономерность развития социализма и коммунизма. Единичное превратилось во всеобщее.

 

22. ПРОСТРАНСТВО, ВРЕМЯ, ДВИЖЕНИЕ  — ПЕРЦЕПТУАЛЬНОЕ, КОНЦЕПТУАЛЬНОЕ  И РЕАЛЬНОЕ

 

Основными формами движения материи  являются: механическая, физическая, химическая, биологическая и социальная. Впервые эту классификацию предложил Ф. Энгельс в присутствии с уровнем развития науки второй половины XIX века. Современный этап философского и научного познания мира предоставляет широкие возможности для разнообразных интерпретаций многообразия форм движения материи. Так, в настоящее время существует множество мнений о том, что самостоятельными формами движения являются геологическое, экологическое, компьютерное и др. Сегодня акцентируется внимание на процессах самоорганизации в мире.

Характеризуя формы движения материи  и их взаимосвязь необходимо обратить внимание на следующие моменты. Каждая форма качественно специфична, но все они неразрывно связаны и  при определенных условиях могут  переходить друг в друга. Между формами движения существует генетическая связь, т.е. высшие формы движения возникают на базе низших, однако, не являются их простой суммой. Высшие формы обладают своими собственными закономерностями, качественным своеобразием.

Если движение - это способ существования материи, то пространство и время - это формы существования материи.

Движение материи происходит в  пространственно-временных формах, как коренных условиях всякого бытия.

Пространство - это объективная  форма существования материи, которая характеризует взаимное расположение материальных объектов; способность их занимать определенный об и иметь определенную форму, структуру.

Время — это объективная форма  существования материи выражающая длительность существования и последовательность сменяющих друг друга состояний объектов, систем и процессов.

Пространство и время - это не самостоятельные сущности, а формы  существования движущейся материи. Они зависят от и определяются ею. Анализ проблемы пространства и  время предполагает различие понятий: реальное пространство и время, перцептуальное пространство и время, концептуальное пространство и время.

Реальное пространство и время  характеризует объектные пространственно-временные  свойства и отношения самих реальных предметов и явлений, существующих независимо человека в пространственно-временной организации мира.

С возникновением человека, возникают  и формы отражения человеком  в его сознании пространственно-временных  свойств предметов. Это отражение  существует на двух основных уровня перцептуальном и концептуальном.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"