Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

3 Пытается выявить закон 3 стадий  развития познания и соответств типы мировоззрения. а)Телеологическая когда поведение чел определяется буйством фантазии, верой в богов... б)Метафизическая - бог становится субъстанцией... в) Позитивная стадия - это стадия становления научного взгляад на вещи. Начинается с соединения опыта с абстр мышлением.

4.Позитивные науки - попытка  создания научной религии. Высшее  понятие этой рел - человечество  как целое. Прошлое, настоящее  и будущее человечества объединены  мистической связью. По существу  единое чел-во результат, но не предпосылка истор процесса.

 Джон Стюарт Милль (1806-1883) Основатель позитивной логики  и методологии науки. Работа: “Сиситема  логики силлогистической и индуктивной”. Идеи Милля имеют социальную  устремленность. Он пытается разработать  такую теор знания, чтобы знания были бы научными (как в естеств науках). Существует контраст между состоянием естествозн и обществознания. Первое в цветущем состоянии, во втором - топтание на месте, одни сист сменяются др. Поэтому необходимо организовать помощь социологии со стор естествознания. Надо методы естеств применить в социологии. Какие же это методы? Основной метод - физика. Физ.-это теорет знание, кот позволяет контролировать процессы, Особенность физ. - соединение опыта и теории, индукции и дедукции. Развитая физ предполаг 2 уровня знания: 1.Эмпирические обобщения 2.Объясняющая теория. Между этими уровнями сущ строгая лог связь - Эмпир обобщение есть лог вывод из объясн теории. Необходимо ихвзаимоподкрепление.

 

 Метод соц науки должен  стать точной копией методов физ.

 Герберт Спенсер (1820-1903)  Он  подобно Конту поставил зад  создать синтетическую фил без  самой фил. По Сп это всяфил, но без метафизики. (т.к. метаф  - это попэтка судитьо мире  вещей, кот непознаваемы). Стержнем  единства знаний людей явл  идея эволюции. Процесс эвол означает возрастание определенности вида. Сп выводил эволюцию из закона сохранения и превращения энергии, а последний из зак сознания., т.е. псих привычки человека.

 Чел имеет дело со сплошным  потоком впечатлений - этот поток  - основа закона сохранения.

 Он пытается применить идею  эволюции  при рассмотр теор  познания: Он полагает, что наша  иллюзия врожденных идей есть  р-т накопленной наследственности. То, что для вида апостериорно  для индивида априорно. Т.е в  истор развитии опыт приводит к возникнов нов зн., а затем это новое усиливается и передается как априорное.

 

16. ИРРАЦИОНАЛИЗМ И ЕГО ЭВОЛЮЦИЯ.

 

ИРРАЦИОНАЛИЗМ (лат. irrationalis — неразумный) — философское учение, представители  к-рого настаивают па ограниченности познавательных возможностей мышления и видят высший род познания в интуиции, озарении, чувстве, инстинкте. Иррационалисты считают, что человек ни в коем случае не может приобщиться к самым глубоким тайнам бытия с помощью разума. Они рассматривают действительность как лишенную закономерности, подчиняющуюся случаю, слепой воле. И. весьма редко преподносится в форме логически последовательных систем. Обычно он распространяется в виде разрозненных, отрывочных идей, настроений, сформулированных в афоризмах. Эти настроения, как правило, возникают в переломные эпохи. Так, взлет И. наблюдается в кон. 19 — нач. 20 в., в период резкого обострения всех противоречий капитализма и превращения его в империализм, когда рухнули буржуазные либерально-реформистские идеалы, надежды на то, что общество может быть улучшено, усовершенствовано, «рационализировано» путем познания и использования законов свободной конкуренции, распространения естественнонаучных знаний, внедрения технических изобретений. На свет появляются учения, обосновывающие примат инстинктивного чутья, воли и интуиции над интеллектом. Первое место среди них заняла т. наз. философия жизни (Ницше, Бергсон, Шпенглер), направленная против материализма и диалектики, против идеи социалистического преобразования общества, в ряде случаев цинично отстаивавшая империалистическое хищничество. В 30-х гг, 20 в. на смену философии жизни приходит другой вариант И.— экзистенциализм. Его представители откровенно превозносят слепую веру и воодушевленность, рождающуюся из отчаяния, видят в экзальтации и экстазе состояния, в к-рых человеку впервые открывается истина. И. явился питательной почвой для многих реакционных социальных учений прошлого и современности.

 

17. НЕОТОМИЗМ.

 

Неотоми́зм (от имени Фомы Аквинского) — официальная философия католицизма  с 1879, современная версия томизма, который представляет собой христианскую адаптацию философии Аристотеля. Бог воспринимается как первопричина, вещи — как соединение материи и формы, процессы — как переход потенции в актуальность.

Основные представители неотомизма: Ж. Маритен, Ф. Веттер, Э. Жильсон (Франция), М. Грабман, К. Беймкер, Д. Бергер, И. Де Фриз, И. Лотц, К. Райнер, Г. Фальк (Германия), Д. Мерсье, Д. Нис, Л. Ноэль, М.Де Вульф (Бельгия), А. Джереми, Д. Капело (Италия) и др.

Основные центры неотомистской философии — Академия святого Фомы в Риме и Лувенский университет в Бельгии

Неотомизм — философия современной  католической церкви — основывается на учении Фомы Аквинского и имеет  традиционную, объективно-идеалистическую  ориентацию. В числе его признанных представителей — Ж. Маритен, Р. Верно, Э. Жильсон (Франция),

 И. Бохеньский (Германия), Й. ван  Стенберген (Голландия). Католические  философы подчеркивают, что они  стремятся быть верными учению  церкви и следовать католической  традиции.

Вслед за Фомой Аквинским, провозгласившим, что философия должна быть использована для защиты и обоснования католического вероучения, неотомизм принимает утверждение «Философия — служанка богословия». По словам Жильсона, философия свободна лишь в той мере, в которой она принимает контроль теологии, ее цель — интеллектуальная интерпретация истин откровения. Более того, за образец философского исследования неотомизмом принимается средневековая философия, и большое число работ неотомистов посвящено изучению средневековой схоластики, а развитие западной философии, начиная с Декарта, ими оценивается как философские заблуждения.

Из учения Фомы Аквинского неотомизм  заимствовал и принцип гармонии веры и разума, утверждающий, что  вера и разум не исключают, а дополняют  друг друга: путь разума ведет через постижение сотворенных вещей к богу, путь веры — к познанию сотворенного мира путем божественного откровения. Вере в этом процессе принадлежит главенствующая роль. На принципе гармонии веры и разума основывается неотомистский принцип иерархии, когда система знаний представляет собой пирамиду, вершиной которой является теология, в середине находится философия, а подножие составляют все остальные науки.

Религиозной представляется и натурфилософия неотомизма. Признается факт божественного  творения мира, когда все вещи в силу божественного всемогущества возникают из ничего. Богом творится и материя, поэтому ее существование не является вечным. Божественное провидение управляет развитием и изменением мира.

Бог обусловливает единство мира. С точки зрения неотомизма, «быть» — значит быть Богом или быть сотворенным Богом, и, так как Бог — духовная субстанция, единство мира состоит в его духовности. Человек как единственное существо, обладающее душой, занимает в мире особое, привилегированное положение. Единство мира дается человеку как откровение.

Неотомизм принимает тезис Фомы Аквинского о том, что человеческое бытие отличается неполнотой благодаря  тому, что деятельность его разума сопряжена с чувственно-телесным началом, и формулирует религиозный  смысл бытия индивида. Человеку богом дарована свобода воли, но он не волен, обладать ему этой свободой, или нет, она дается ему Богом с необходимостью, поэтому он всегда ответственен за свой выбор.

Согласно католицизму, необходимо принимать мир таким, какой он есть, принимая зло как благо, ибо благодаря страданию и жертвенности человек приближается к идеалу, становится более совершенным.

Задача человека состоит в том, чтобы правильно пользоваться данной ему свободой, развивать в себе божественное начало и видеть смысл своего бытия в Боге. Любовь к Богу соединяет людей с принципом бытия и потому обладает абсолютным первенством, но очень важной является также любовь как форма единения всего сущего, в том числе людей в Боге. Нетомизм выдвигает новый тип межчеловеческой связи — солидаризм, основанный на любви к ближнему, которая вдохновляется любовью к Богу. По словам

 Ж. Маритена, «вера в человека  спасается через веру в Бога»,  отвечая злом за зло, человек  демонстрирует тем самым свою  гордыню, полагая, что он сам  может творить справедливость, тогда как это лишь в божественной власти.

Необходимо подчеркнуть, что в  отличие от традиционной религиозной  философии, сводившей все философские  проблемы, в том числе и вопрос о человеке, к проблеме Бога, неотомизм  гораздо больше внимания уделяет широко понятой проблеме человека, человеческих ценностей, добрым началам человеческой сущности.

 

18. ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНАЯ ФИЛОСОФИЯ  И ЕЕ ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

 

 

К культурно-исторических предпосылок  становления экзистенциализма следует  отнести крах моральных норм и ценностей в сознании миллионов европейцев, произошло в 20 в., Распространение в обществе нигилизма, кризис религиозной традиции, настоящее разрушение всех устоев, которого еще не знала история. Индустриальная цивизация смогла завоевать всю землю, но оказалась неспособной создать свои устойчивые духовные ценности. Эту цивилизацию создал человек, освободившаяся от всяких цеховых и сословных ограничений в предпринимательской деятельности.

Это привело технические и промышленные успехи, но не обеспечило автоматического прогресса индустрии, науки и культуры, показали уже первые десятилетия 20 века. "Две мировые войны, кровавые революции и контрреволюции, борьба за передел мира и колониальные войны, моральное одичание жителей мегаполисов - все это реальность нашего века. Рост технического могущества сделал человеко бога, лишенного всевозможных норм, сдерживающих, еще опаснее - сначала для других народов, а впоследствии и для самого человека-титана, действующего на обезбоженном земли ... прометеевский бунт, героической "самопреодоления", аристократизм «избранных» - эти темы Ницше были подхвачены философами-экзистенциалистами ".

 

Многим приходилось переживать психологические проблемы, вызванные  комплексами детства, недоразумениями  с другими людьми, жизненными неурядицами, сверхусилиями в самореализации, фобиями. Но не каждому под силу «вылечить душу» человека. Для лечения неврозов, преодоления трудностей и препятствий на жизненном пути, освобождение от негативных переживаний и душевной боли, актуализации резервов личностного роста эффективная научная психотерапия. Представители разных психотерапевтических направлений и школ, имея единственную цель, используют специфические подходы, методы, техники достижения результата. Все эти вопросы, как общие принципы психотерапии, системно рассмотрены в предлагаемом учебнике. Особенно подробно проанализированы приемы и методы психоанализа, юнгианства, гештальттерапии, когнитивного, экзистенциального, гуманистического подходов, телесно ориентированной психотерапии, структурного психоанализа.

 

19. ГЕРМЕНЕВТИКА.

 

Гермене́втика (др.-греч. ἑρμηνευτική  — «искусство толкования», от ἑρμηνεύω — «толкую», этимология которого неясна[1]):

искусство толкования, теория интерпретации  и понимания текстов, в том  числе, текстов классической древности[2];

направление в философии XX века, выросшее на основе теории интерпретации литературных текстов. С точки зрения герменевтики задача философии заключается в  истолковании предельных значений культуры, поскольку реальность мы видим сквозь призму культуры, которая представляет собой совокупность основополагающих текстов.

Теоретик и (или) практик в области  библейской (богословской), философской  или филологической герменевтики называется гермене́втом.

Термин герменевтика применялся чаще всего в отношении библейских текстов, затем — в значении учения о восстановлении первоначального смысла литературных памятников, дошедших в искажённом и частичном виде, непонятных без комментариев, а также в значении истолкования всякого произведения (сюда относятся, например, объяснительные издания авторов). В этом смысле герменевтика — дисциплина филологической критики.

Герменевтике придаётся большое  значение в литературоведении, поскольку  при исследовании любого памятника  литературы необходимо его максимально  объективное толкование. Надо оговориться, что под текстом в герменевтике понимают не только рукописные творения авторов, но и произведения искусства, исторические события и другие объекты, которые «поддаются» пониманию. Процесс понимания рассматривают как движение по так называемому герменевтическому кругу. С одной стороны, текст рассматривают по отношению к эпохе, литературному жанру. С другой стороны, текст является духовной жизнью автора, а сама его духовная жизнь является частью исторической эпохи. Представление текста с этих двух позиций, переход от общего к частному и обратно и есть движение по герменевтическому кругу.

Герменевтика также является философским  методом анализа текста. Так называется и философское направление, разрабатывающее  философское применение герменевтики. Сторонниками и философами, внесшими значительный вклад в герменевтику, являются Гадамер, Шлейермахер и Поль Рикёр.

Другим активным идеологом герменевтики можно назвать философа и историка Вильгельма Дильтея. Дильтей стремился  оспаривать методику изучения природы  путем внешнего наблюдения; он был  активным сторонником «вчувствования». Таким образом, он призывал реконструировать исторические события и внешние явления путём самонаблюдения, понимания событий методом их личностного «сопереживания», «вживания» в них как во фрагмент духовного целого, как части всемирного единения природы и Духа

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"