Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2013 в 15:23, шпаргалка

Описание работы

1. Основания возникновения философии.
2. Специфика философии, ее сходство и различие с религией, наукой, мифом, идеологией.
3. Основные типы философских направлений.
4. Философские учения Древней Греции (Милетская школа Гераклита, Пифагору Сократ).

Файлы: 1 файл

ФИЛОСОФИЯ.doc

— 676.50 Кб (Скачать файл)

 Различают объективную диалектику  как диалектику развивающегося  мира и субъективную диалектику  как формальную логику, которая объективна по содержанию и субъективна по форме.

 Метафизика – (от греческого  «после физического») употребляется  в трeх основных смыслах: а)  философия как учение об общем,  о предельных проблемах и началах  всего существующего; б) особая  философская дисциплина, онтология в качестве учения о бытии как таковом в отвлечении от вопросов гносеологии, логики и методологии; «первая философия»; в) философский способ познания (или мышления), противостоящий диалектическому методу.

 В Средние века метафизика выступает как форма рационального знания, соотносимого со сверхразумным знанием; вопрос о сущем превращается в вопрос «Что есть Бог»; который есть онтология. В Новое время метафизика отделяется от остальных наук и рассматривается в качестве методологии; у Канта – метафизика понимается как априорное знание; у Гегеля – она связана с рассудком (в то время как разум связан с диалектикой); диалектика «исправляет» недостатки метафизики, которая не может «справиться» с противоречиями. Как разновидность метафизики рассматривается догматизм – отрицание принципа развития и отказ связывать истину с условием, временем, местом.

 Мышление человека диалектично.  Противостояние метафизики и  диалектики – двух альтернативных  форм существующих подходов к  бытию, особенно очевидно при рассмотрении их принципиальных основоположений.

 Основные принципы диалектического  понимания – это детерминизм,  системность и принцип взаимосвязи  части и целого.

 Детерминизм – это философский  диалектический принцип, согласно  которому явления (независимо оттого, относятся ли они к сфере природы, общества или сознания) связаны естественной причинной связью и в каждой рассматриваемой ситуации одно явление в обязательном порядке обусловливает другое. Причина обусловленности бесконечна, не может быть ни первой причины, ни последнего следствия. Есть многообразие типов причинных связей в зависимости от закономерностей, проявленных в конкретной сфере научных исследований (механистический детерминизм, например, трактует всe многообразие причин как механическое взаимодействие). Сторонники детерминизма игнорируют случайность, вероятность и неопределeнность.

 Второй принцип диалектики  системность. Он заключается в  понимании особенностей структуры  и характера связанности элементов  системы. Система – это целостная совокупность элементов, в которой части так связаны, что выступают как целое. Полагается, что части (элементы) системы в ней приобретают некое иное качество, которым сами по себе не обладают. Так формулируется предположение, что система может порождать(ся) (из) себя, например, клетка человека содержит информацию обо всех органах и подсистемах организма в целом; если часть мозга повреждена, другая еe область начинает выполнять потерянные функции и т.п. Анализом разных систем и их особенностей в современной философии заняты, в частности, представители междисциплинарного подхода. Системы бывают простые и сложные. Современная наука стремится к изучению тех сторон и качеств объектов,

 благодаря которым они оказываются  упорядоченными и организованными.  Организованность не присуща самим элементам, она выражается в их иерархичности, уровневости, последовательной подчинeнности. Внутренние и внешние связи составляют целостность системы, еe единство.

 

29. ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ. НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ

 

ВОЗМОЖНОСТЬ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ —  категории материалистической диалектики, выражающие две необходимые, объективно существующие стадии в развитии любого предмета, явления. Возможность —  это то, что в настоящий момент еще не существует, но в силу действия законов развития данного предмета, явления может возникнуть и развиваться, т. е. стать действительностью. Действительность — это то, что уже возникло, существует. В. и д. взаимосвязаны, В процессе развития всякого данного явления может сделаться действительным лишь то, что заключено в нем как возможность. Соответственно этому развитие представляет собой бесконечный процесс зарождения возможностей и их превращения в действительность. Сама же действительность — это нечто изменяющееся, развивающееся. Каждый предмет, явление содержат в себе множество возможностей, но в конкретном процессе реализуется лишь одна из них. Возникновение возможностей и их превращение в действительность не являются результатом действия какой-то сверхъестественной силы (бога), а вызываются внутренне присущей объекту способностью к развитию. Возможности в зависимости от конкретных условий существования и развития предмета подразделяются на формальные, абстрактные и реальные. Формальной считается такая возможность, к-рая рассматривается безотносительного к объективным условиям существования предмета и к-рая удовлетворяет лишь одному требованию: быть логически непротиворечивой. Однако это лишь необходимое, но недостаточное условие для превращения возможности в действительность. Формальная возможность может противоречить объективным законам, и и таком случае она равнозначна невозможности (такова, напр., возможность падения Луны на Землю, создания вечного двигателя, вечного сохранения капитализма путем его усовершенствования и т. п.). В отличие от формальной, абстрактная возможность соответствует объективным законам, но для ее осуществления в данной конкретной ситуации еще нет всех необходимых условий. Грань между абстрактной и реальной возможностью очень подвижна: при наличии необходимых и достаточных условий абстрактная возможность становится реальной. Напр., раньше полет человека на другие планеты Солнечной системы был абстрактной возможностью. При тех достижениях в освоении космоса, к-рые имеются сейчас, такая возможность стала реальной. Когда осуществляется весь комплекс условий, необходимый для реализации возможности, реальная возможность превращается в действительность. Степень развитости возможности — показатель ее близости к действительности — выражается понятием «вероятность». «Максимум вероятности» обозначает точку качественного превращения возможности в действительность. В природе это превращение совершается как стихийный процесс, зависящий только от объективных условий; в обществе реализация возможностей зависит не только от объективных условий, по и от практической деятельности людей, классов, партий, творящих историю. Напр., социалистическая революция превращается из возможности в действительность, когда к необходимым объективным условиям присоединяется действие субъективного фактора, т. е. сознательность, организованность трудящихся масс, их готовность к самоотверженной борьбе.

НЕОБХОДИМОСТЬ И СЛУЧАЙНОСТЬ —  философские категории, отражающие различные типы связей предметов  и явлений друг с другом. Необходимость  — это внутренняя, существенная связь, вытекающая из коренных особенностей явления; то, что при наличии определенных условий обязательно должно произойти. Случайность же имеет внешний по отношению к данному явлению характер. Она обусловлена побочными факторами, не связанными с сущностью этого явления. Это то, что в данных условиях может произойти, а может и не произойти, может совершиться так, а может и по-другому. Если бы в мире существовала одна случайность, то он носил бы хаотический, неупорядоченный характер, вследствие чего было бы невозможно предвидеть ход событий. И наоборот, если бы все предметы и явления развивались лишь необходимым образом, то развитие приобрело бы мистический, предопределенный заранее характер (Фатализм). Каждое явление формируется под влиянием не только существенных, необходимых, но и случайных, несущественных причин. Поэтому Н. и с. не существуют друг без друга; они представляют собой нераздельное диалектическое единство. Одно и то же явление, случайное в одном отношении, выступает как необходимое в другом. Буря, поломавшая деревья в лесу,—случайная причина их гибели, но она является в то же время и необходимым следствием определенных метеорологических условий. Необходимость не существует в «чистом виде», она проявляется через случайность. В свою очередь случайность выступает как форма проявления необходимости и ее дополнение; она придает явлению определенное своеобразие;, специфику, неповторимые черты. Животные, принадлежащие к определенному виду, имеют общие (видовые) признаки, возникшие в процессе длительного исторического развития и передающиеся по наследству. Но эти необходимые признаки существуют всегда в индивидуальной форме, т. к, животные различаются между собой по окраске, формам, размеру и т. д. Нек-рые из этих вначале случайных для данного вида признаков в ходе развития закрепляются, передаются по наследству и становятся необходимыми, а те из необходимых признаков, к-рые оказываются нецелесообразными в иной обстановке, исчезают, появляясь в последующих поколениях лишь в виде рудимента, т. е. случайного признака. Так случайность превращается в необходимость и, наоборот, необходимость переходит в случайность. Все новые факты, подтверждающие глубокую взаимосвязь Н. и е., дает современная наука. Физика, напр., изучает объекты (элементарные частицы, атомы, молекулы), положение к-рых в каждый данный момент можно определить лишь с нек-рой долей вероятности. И в то же время здесь нет чистой случайности. В хаотическом движении, напр., молекул в сосуде с жидкостью проявляется необходимость, закономерность. Ей подчиняются не отдельные молекулы, а их совокупность, к-рая ведет себя строго определенным образом. Понимание диалектики Н. и с. очень важно для познавательной и практической деятельности людей. Задача науки состоит в открытии необходимых связей между явлениями. Поскольку же случайность представляет собой форму проявления необходимости, познание должно идти по пути выделения необходимого, существенного из случайного, несущественного. Это дает возможность предвидеть дальнейший ход того или иного природного либо социального процесса и направлять его в желательную для интересов общества сторону.

 

30. СОЗНАНИЕ, ЕГО ПРОИСХОЖДЕНИЕ,  СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА.

 

Сознание – это вторая после  материи предельно широкая философская  категория. Ф. М. Достоевский считал, что человек есть тайна. Столь же таинственно сознание человека. И сегодня, когда человек проник во многие тайны мироздания, тайны его собственного бытия, а следовательно, и тайны его сознания во многом остаются еще загадочными и вызывают всеобщий интерес. Эта проблема неисчерпаема. И хотя Вы уже имеете определенные знания, попытаемся систематизировать их и углубить, сконцентрировав внимание на природных и социальных факторах, обусловивших возникновение и развитие сознания.

Неотделимость сознания от материи  не означает их тождества. Они существуют реально. Но это различные реальности. Материя – Объективная реальность, а сознание – это Субъективная реальность. Предмет мысли и мысль о предмете – это не одно и то же. Образ иглы не колет, образ ножа не режет, образ воды не утоляет жажду. Материя, ее виды, уровни – материальный Прообраз, сознание – это идеальный Образ, идеальная копия материального. Уже это показывает несостоятельность взглядов вульгарных материалистов, которые считали, что мозг выделяет мысль так же, как почки – мочу, печень – желчь, желудок – желудочный сок (К. Фогт, Л. Бюхнер, Я. Молешотт). Но противопоставление материи и сознания возможно лишь в рамках основного вопроса философии (что первично), за пределами этого вопроса такое противопоставление относительно и просто ненаучно.

Что же такое сознание и какова его структура? Сознание – это  высшая, свойственная только человеку и связанная с речью функция  мозга, сущность которой заключается  в целенаправленном, осмысленном  и обобщенном отражении действительности в виде идеальных образов, в творческом ее преобразовании, в разумном регулировании поведения человека, его взаимоотношений с природной и общественной средой.

Структура сознания:

1. Вся совокупность приобретенных  человеком знаний о природном  и социальном мире.

2. Осознанные чувственные элементы  – ощущения, восприятия, представления.

3. Рациональные элементы – понятия,  суждения, умозаключения, память, воля, рассудок, разум.

4. Эмоциональные элементы –  внутренние чувства и ощущения  человека: любовь и ненависть, горе и радость, симпатии и антипатии, веселость, бодрость, оптимизм, пессимизм и т. д.

5. Самосознание – это знание  самого себя, ориентированность  на отражение и осмысление  своих внутренних чувств, интересов,  мотивов поведения, действий и  т. д. Здесь внутренний мир человека выступает Объектом его собственного познания. Благодаря самосознанию человек осознает себя в конечном счете как личность. Ряд авторов высказывают мысль, что самосознание – это не самостоятельный элемент сознания, а лишь грань сознания, «направленная» на самого себя.

 

31. СОВРЕМЕННАЯ НАУКА О ПРОИСХОЖДЕНИИ  ЧЕЛОВЕКА

 

С XIX века в науке господствует вытекающая из теории Дарвина концепция происхождения  человека от высокоразвитых предков  современных обезьян. Эта концепция  в XX веке получила генетическое подтверждение, поскольку из всех животных по генетическому сходству ближе всего к человеку оказались шимпанзе. Поэтому вопрос о происхождении человека необходимо начинать рассматривать с определения сходных и отличительных признаков человека и животных.

 Сходство человека с животными  состоит в том, что, во-первых, у них одинаковый вещественный  состав, строение и поведение  организмов. Человек состоит из  тех же белков и нуклеиновых  кислот, что и животные, а многие  структуры и функции нашего тела такие же, как у животных. Чем выше на эволюционной шкале стоит животное, тем больше его сходство с человеком. Во-вторых, человеческий зародыш проходит в своем развитии те же стадии, которые прошла эволюция животного. И, в-третьих, у человека имеются рудиментарные органы, которые выполняли важные функции у животных и сохранились у человека, хотя уже не нужны ему.

 Однако и отличия человека  от животных носят фундаментальный  характер. Во-первых, даже высшие  животные не обладают способностью  к понятийному мышлению, то есть к формированию отвлеченных, абстрактных представлений о предметах, в которых обобщены основные свойства конкретных вещей. Мышление животных, если о таковом вообще можно говорить, всегда конкретно, а мышление человека может быть абстрактным, отвлеченным, обобщающим, понятийным, логическим.

 Вторым главным отличием  является то, что человек обладает  речью. Опять-таки, у животных  может быть очень развита система  общения с помощью сигналов. Но  только у человека есть то, что И.П. Павлов назвал второй сигнальной системой -общение с помощью слов. Этим человеческое общество отличается от сообщества других животных.

 Третье фундаментальное отличие  человека от животных -способность  к труду. Конечно, все животные  что-то делают, а высшие животные  способны к сложным видам деятельности. Обезьяны, например, используют палки как орудие для доставания плодов. Но только человек способен изготовлять, создавать орудия труда. Именно с этим отличием связано утверждение, что животные приспосабливаются к окружающей среде, а человек преобразует ее, и что труд создал человека.

 Эти фундаментальные отличия  человека от животных: понятийное  мышление, речь, труд - стали теми  путями, по которым шло обособление  человека от природы.

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"