Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Философия зародилась
около 2500 лет назад в странах
востока: Индии, Греции, Рима. Наиболее
развитые формы она приобрела
в Др. Греции. Философия - любовь
к мудрости. Философия пыталась вобрать
в себя все знания, т.к. отдельные науки
не в состоянии были дать целостную картину
мира. Вопрос о том что есть мир - основной
вопрос философии. Его решение обозначает
основные подходы к осмыслению и других
философских проблем, поэтому философия
разделилась на 2 основных направления:
философский материализм ( Демокрит ), и философский идеализм ( Платон ). Философия стремилась понять
не только мир вне человека, но и самого
человека. Философии свойственно стремление
к максимальному обобщению результатов
познания. Она изучает не мир в целом, в
мир как целое.
Мировоззрение
– это система взглядов на мир
и место человека в нем. Значение
мировоззрения в жизни человека
обусловлено его разумностью, тем,
что его взаимодействие с окружающим
миром опосредуется сознанием. Необходимость ориентироваться в меняющейся
социальной и природной среде порождает
у каждого человека потребность в обобщенной
системе взглядов на мир, на свое место
в нем, на смысл и цель жизни. |
Исторически первой формой мировоззрения является мифология. Она возникает на самой ранней стадии общественного развития. Тогда человечество в форме мифов, то есть сказаний, преданий, пыталось дать ответ на такие глобальные вопросы как происхождение и устройство мироздания в целом, возникновение наиболее важных явлений природы, животных и людей. Значительную часть мифологии составляли космологические мифы, посвященные устройству природы. Вместе с тем, большое внимание в мифах уделялось различным стадиям жизни людей, тайнам рождения и смерти, всевозможным испытаниям, которые подстерегают человека на его жизненном пути. Особое место занимают мифы о достижениях людей: добывании огня, изобретении ремесел, развитии земледелия, приручении диких животных.
Близким к мифологическому, хотя и отличным от него, стало религиозное мировоззрение, развившееся из недр еще не расчлененного, не дифференцированного общественного сознания. Как и мифология, религия апеллирует к фантазии и чувствам. Однако в отличие от мифа, религия не «смешивает» земное и сакральное, а глубочайшим и необратимым образом разводит их на два противоположных полюса. Творческая всемогущая сила – Бог – стоит над природой и вне природы. Бытие Бога переживается человеком как откровение. Как откровение, человеку дано знать, что душа его бессмертна, за гробом его ждет вечная жизнь и встреча с Богом.
Философия – мировоззренческая форма сознания. Однако не всякое мировоззрение можно назвать философским. У человека могут быть достаточно связные, но фантастические представления об окружающем мире и о себе самом. Каждый, кто знаком с мифами Древней Греции, знает, что на протяжении сотен и тысяч лет люди жили как – бы в особом мире грез и фантазий. Эти верования и представления играли в их жизни очень важную роль: они были своеобразным выражением и хранителем исторической памяти.
В массовом сознании философия нередко представляется чем – то весьма далеким от реальной жизни. О философах говорят как о людях «не от мира сего». Философствование в таком понимании – это пространное, туманное рассуждение, истинность которого нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Подобному мнению, однако, противоречит тот факт, что в культурном, цивилизованном обществе каждый мыслящий человек, хотя бы «немножко» – философ, даже если он и не подозревает об этом.
Наиболее древними
философскими учениями являются учения,
возникшие в Индии 2-3 тысячи лет
тому назад.
История индийской философской мысли
начинается с вед (II тыс. до н.э.).
Само слово «веда» означает «знание»,
«ведение». Веды представляют
собой обширный комплекс литературных
памятников. Их содержание в сочетании
с религиозным мировоззрением излагает
философские мысли, предоставление о мире,
о человеке и его нравственной жизни.
Древнеиндийская философия развивалась
в рамках определенных систем или школ.
Эти системы или школы можно разделить
на две большие группы:
1) ортодоксальные, т.е. признающие авторитет
вед;
2) неортодоксальные, не признающие авторитет
вед;
Философия Древней Индии формировалась в обществе в котором существовало кастовое разделение, и по моему это обуславливает, то что практически во всех течениях философии, человек должен страдать и отказаться от благ и своих слабостей, чтобы постичь блаженство - такая трактовка была выгодна людям стоящим у власти и богатым членам общества; не без их влияния были созданы ортодоксальные течения, которые основывались на принципах указанных в «Ведах». Так буддизм который не приветствовал кастового разделения, отсутствие вины за проступки, и аскетизм – постепенно был вытеснен из Индии, но прижился за пределами родины. Сейчас это одна из мировых религий.
В древнем Китае в VIII-VI
вв. до н.э., в период формирования и
развития рабовладельческого общества,
сложились две тенденции в
идеологии: консервативная и прогрессивная,
мистическая и атеистическая.
В ходе борьбы этих двух тенденций все
шире распространялись наивно-материалистические
идеи о пяти первоначалах вещей (металле,
дереве, воде, огне, земле); о противоположных
началах (инь и янь), о естественном пути
(дао).
В развитии философии Древнего Китая важное
значение имел Даосизм.
Даосизм - философское учение, основоположником
которого по традиции считают Лао-цзы,
жившего в конце VII начале VI в, до н.э. Достоверных
сведений о нем история не оставила. Его
жизнь и деяния овеяны всевозможными легендами.
Главная категория философского даосизма
- дао (путь) понимается как всеобщий закон
природы, как первопричина всего сущего,
как источник всех явлений материальной
и духовной жизни. Дао являет собой как
бы обобщенное понятие о закономерностях
развития мира. Все, что существует, говорится
в "Даодэцзине", произошло от дао,
чтобы затем, совершить кругооборот, снова
в него вернуться. Дао не только первопричина,
но и конечная цель и завершение бытия.
Дао недоступно чувственному восприятию:
то, что можно услышать, увидеть, ощутить,
понять, это не дао. Никто не создал дао,
но все происходит от него и возвращается
к нему. Однако все, что порождает дао,
проявляется через дэ (добродетель), поэтому
если дао - это всеобщая сущность мира,
то дэ - ее проявление в действительности.
Задача человека - познать дао, встать
на путь "естественности", под которой
имеется в виду "гармония мира" слияние
человека с природой. Социальная несправедливость
в обществе рассматривается как одно из
нарушений гармонии. Своеобразным выражением
протеста против социальной несправедливости
является отшельничество и аскетизм, иначе
говоря - возврат к "естественности",
Отшельники - даосы во все времена уединялись
на лоно природы и стремились слиться
с нею для постижения "гармонии мира".
Центральное место
в философии Древнего Китая занимает
учение Конфуция.
Этого мыслителя древности, в отличии
от многих других, не скрывает завеса,
сотканная воображением последователей.
Наоборот - благодаря им мы можем узнать
о его привычках, характере, манёрах, о
событиях его жизни, услышать его подлинные
слова. Оказывается, в его облике нет ничего
сверхчеловеческого, он удивительно прост,
даже прозаичен.
Однако Конфуций не оставил цельного письменного
изложения своих идей. Ему приписывают
составление и редактирование знаменитого
''Пятикнижия'', которое издавна рассматривалось
в Китае как исходный пункт всей китайской
литературы. Особое место среди этих источников
занимает книга ''Лунь-юй''- ''Изречения'',
составленная учениками Конфуция уже
после его смерти. Она состоит главным
образом из отдельных афоризмов, которые
начинаются словами ''Учитель сказал...
''.
В этих афоризмах мы можем найти мысли
сходные с мыслями античных философов.
Высокий уровень развития
древнегреческого общества и его культуры
объясняется многими факторами. Удобное
географическое положение обеспечивало
возможности установления морских связей
с близкими и дальними странами (Египет,
Индия).
Переход к железу позволил резко усилить
производство. Отношение родовой аристократии
и городского торгово-ремесленнического
населения, классовая борьба побуждали
к постоянному усовершенствованию форм
политического устройства рабовладельческого
общества, к сложному изменяющемуся сопряжению
аристократии, тирании и демократии. Ионийская
философия, появилась в той части Древней
Греции, которая называлась Ионией (западное
побережье полуострова Малая Азия).Здесь
в городах Милеет (Фалес, Анаксимандр,
Анаксимен-VII-VI вв. до н.э.) и Эфес (Гераклит-конец
VI- начало V в до н.э.) возникли философские
школы, близкие по образу мысли. В общем,
им была свойственная космоцентрическая
ориентация. Милетцы стремились понять
природу, окружающий мир во взаимосвязи
и единстве вещей, поскольку были убеждены
в существовании их первоначала, основы
(архе) первокирпичика, первостихии бытия.
Такое первоначало Фалес видел в воде,
Анаксимандр его называл апейроном (т.е.
неопределенной и беспредельной стихией),
Анаксимен- воздухом, Гераклит полагал,
что это огонь.
Пифагорейский
союз. Пифагор создал свою школу с
совершенно иным образом философской
мысли, чем Милетцы. Внешне, казалось бы,
есть сходство: Пифагор тоже отыскивал
первоначало бытия вещей. Но решал эту
задачу Пифагор с противоположных гносеологических
позиций. По Пифагору, все в природе измеряется,
подчиняется числу, в числе - сущность
всех вещей. Познать мир, его строение,
его закономерность - это значит познать
управляющие им числа. Пифагорейцы стали
считать числа началом всех вещей. Чисто
количественные их отношения заменили
природные стихии. Мир в представлениях
пифагорейцев превратился в совокупность
математических структур.
Элейская
школа довольно интересна для исследования,
так как это одна из древнейших школ, в
трудах которой математика и философия
достаточно тесно и разносторонне взаимодействуют.
Основными представителями элейской школы
считают Парменида (конец VI - V в. до н.э.)
и Зенона (первая половина V в. до н.э.).
Натурфилосо́фия (от лат. natura — природа) — Попытка истолковать и объяснить природу, основываясь на результатах, полученных научными методами, с целью найти ответы на некоторые философские вопросы. Занимается важнейшими естественнонаучными понятиями (субстанция, материя, сила, пространство, время, жизнь, развитие, закон природы), познанием связей и закономерностей явлений природы.
Античная натурфилософия
Понятие «philosophia naturalis» впервые встречается у Сенеки. Возникла натурфилософия фактически ещё до появления собственно философии, из так называемой космогонии, сохраняя мифологический характер последней. Родоначальниками собственно натурфилософии были ионийские философы. В частности, Милетская школа, представителями которой являются Фалес, Анаксимандр и Анаксимен. Ими рассматривались следующие основные проблемы:
Значение ионийцев заключается не в решении проблем натурфилософии, а в их постановке. У Аристотеля постановка многих вопросов натурфилософии получает уже естественнонаучный характер. Дальнейшее её развитие связано со школой (аристотелевской) перипатетиков и стоиками.
Учитывая требования времени, античные философы пытались ответить на вопрос: как возникает и куда исчезает все сущее в этом мире? Например основатель Милетской школы Фалес предполагает, что все начинается в воде и в нее и уходит. Последователь Фалеса Анаксимандр в свою очередь расширяет понятие “начало” до понятия “архе”, т.е. первоначало всего сущего. Это первоначал он называет “айперон”. По мнению Анаксимандра айперон находится вне времени и пространства, он безграничен, находится в постоянном движении. Айперон единсвенная причина рождения и гибели. Были и други ученые, такие как Анаксимен, Гераклит, Пифагор и др. Они считали что все сущее произошли из чисел, из огня, из чисел.
Античная философия подразделяется на древнегреческую и древнеримскую. Античная философия сформировалась под влиянием и воздействием предфилософской греческой традиции, которую условно можно рассматривать как ранний этап самой античной философии, а также воззрений мудрецов Египта, Месопотамии, древневосточных стран.
Три основные фигуры
античной философии – Сократ, Платон,
Аристотель. Сократ впервые в
истории ставит вопрос о личности
с её решениями, диктуемыми совестью,
и с её ценностями. Платон создаёт
философию как законченную
Сократ -- древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии -- от рассмотрения природы и мира, к рассмотрению человека. Его деятельность -- поворотный момент античной философии. Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением добродетели и знания он направил внимание философов на безусловное значение человеческой личности.