Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2013 в 15:41, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Философия".
Особое место в античной философии классического периода занимает Платон (427-347 до н.э.). В своих многочисленных диалогах (особый жанр философствования) Платон первоначально выступает как апологет Сократа. В этих диалогах Сократ представлен как борец за правду, как учитель правды и как мученик за правду.
Изменчивому миру вещей Платон противопоставляет неизменный мир идей как мир "истинного бытия", обосновывает господство общего, существующего вне единичного и над единичным. Категориальный каркас философской системы Платона составляют: идея как активное, формообразующее начало и материя как страдательное начало, олицетворение потенции. Эта пара категорий замыкается на мировую душу, обеспечивающую целесообразное соединение идеи и материи, их единство. В своем взаимодействии идея, материя и душа выступают причиной предметного мира, порядок которого обеспечивает Создатель. Бог упорядочил хаос, устроил ум в душе, а душу в теле, построил Вселенную. По Платону, Бог есть начало, середина и конец всего. Он - начало, ибо от него все происходит; он - середина, так как он - сущность всего; и он - конец, ибо все к нему устремлено.
· Классический период философии античности продолжает Аристотель (384-322 до н.э.). Ученик Платона и учитель А. Македонского. Основатель собственной философской школы. Систематизатор. Энциклопедист.
· Аристотель является создателем самой обширной научной системы из существовавших в античности. Она опиралась на обширнейший эмпирический материал, как из области естествознания, так и из области общественных наук, который систематически собирали и накапливали его ученики. Научная деятельность Аристотеля -- это не только вершина античного философского мышления, она была и большим вкладом практически во все тогда известные научные области: были созданы новые научные направления, он вместе с учениками систематизировал науки, определял предмет и методы отдельных наук.
6.Сравнительный анализ философии Платона и Аристотеля
метафизика
По Платону, мир по природе двойственен:
в нем различается видимый мир изменчивых
предметов и невидимый мир идей. Мир идей
являет собой истинное бытие, а конкретные,
чувственно воспринимаемые вещи – нечто
среднее между бытием и небытием: они только
тени идей, их слабые копии.
Идея – центральная категория
в философии Платона. Идея вещи есть нечто
идеальное.
Аристотель не отрицал существование
идей, но, во многом отойдя от своего учителя
Платона, считал, что находятся они внутри
отдельных вещей как принцип и метод, закон
их становления, энергия, фигура, цель.
Идея души
Душа, по Платону – бессмертная
сущность, в ней различаются три части:
разумная, обращенная к идеям; пылкая,
аффективно-волевая; чувственная, движимая
страстями, или вожделеющая.
Душа по Аристотелю в противовес
Платону не может существовать без тела,
но она – имматериальная, не телесная.
Благодаря душе мы живем, ощущаем и размышляем,
она есть некий смысл и форма, а не материя
и не субстрат.
Теория познания
Платон сделал вывод, что понятия
– не только наши мысли о бытии, но существуют
сами по себе, самобытно и, безусловно,
независимо от чувственного мира.
Познание же у Аристотеля имеет своим предметом бытие.
Аристотель систематизировал
и приблизил к реальности учения Платона.
Различия между Платоном и Аристотелем
напоминают различия между индийской
и китайской философией. Истина индийской
философии, как и «мир идей» Платона находятся
по ту сторону чувственного мира, истина
китайской философии – в этом мире, как
и в вещи Аристотеля, неразрывно слиты
идея и действительность. Философия Платона
ориентирована на мир мысли, идеалов. Это
нормативная философия, антитезис по отношению
к материалистической философии Аристотеля,
ориентированной на мир реальный, действительный.
2. Этические взгляды
Платоновский идеал абсолютной объективной правды противопоставляется чувственным влечениям человека: доброе противополагается приятному.
Аристотель сформулировал основные
положения этики как учения о добродетелях.
Он дает определения основных понятий
этики. Так, благо – это «то, к чему стремятся».
Благо для грубых людей – в наслаждениях,
для благородных – в почестях, для мудрых
– в сознании.
По Аристотелю: назначение человека
– в разумной деятельности, отличающей
его от растений и животных. От нашей деятельности
зависят качества характера, приобретаемые
нами.
Оппозиционно Платону Аристотель
полагал, что высшее благо, или счастье,
есть деятельность, сообразная с высшей
добродетелью. Для счастья нужна как полнота
добродетели, так и достаточная обеспеченность
внешними благами. Понятие счастья Аристотель
отделяет от понятия блаженства как не
зависящего от внешних обстоятельств.
Он отличает намерение, как имеющее дело
с тем, что в нашей власти, от желания, которое
может от нас не зависеть. Так как достижение
добродетели – деятельность, а не только
созерцание, для Аристотеля очень важно
понятие воли, которое он определяет как
стремление к цели. Мыслитель на место
судьбы и рока ставит свободу воли человека.
Взгляд на общество
и государство
Государство Платона – это утопическое
государство, государство идеалов, государство
Аристотеля – это реальное, земное государство.
При рассмотрении философских
взглядов Платона и Аристотеля видно,
что они, расходятся в определении того,
что представляет собой окружающая нас
действительность. У Платона вещи чувственно
воспринимаемого мира рассматриваются
лишь как видимость, как искаженное отражение
истинно сущего, у Аристотеля чувственно
воспринимаемая вещь рассматривается
как реально существующее единство формы
и материи.
7.Закат античного
мира и угасание античной
Античное общество переживало кризис. Философию характеризует не поиск истины, а проповедь морали; не открытие закономерностей, а скепсис, эклектика и мистика.
Стоици́зм — философская школа, возникшая во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до концаантичного мира. Своё имя школа получила по названию портика Стоа Пойкиле (греч. στοά ποικίλη, букв. «расписной портик»), где основатель стоицизма, Зенон Китийский, впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.
Даже неполный анализ отмеченных школ свидетельствует, что они подготовили
средневековую философию, сблизили восточное недеяние и активность античного
философствования,
заострили внимание на духовном начале,
подвели теоретическое
Скептици́зм (от др.-греч. σκεπ
Секст Эмпирик в работе «Три книги пирроновых положений» отмечал, что скептицизм не рассматривает сомнение как принцип, а использует сомнение как полемическое оружие против догматиков, принцип скептицизма — явление. Следует различать обыденный скептицизм, научный и философский скептицизм. В обыденном смысле скептицизм — воздержание от суждений, обусловленное сомнениями. Научный скептицизм — последовательная оппозиция учениям, не имеющимэмпирических доказательств. Философский скептицизм — направление в философии, выражающее сомнение в возможности достоверного знания[. Философский скептицизм рассматривает философию, в том числе и скептическую, как род наукообразной поэзии, но не науки. Отличительный признак философского скептицизма — утверждение «Философия — не наука!».
Неоплатони́зм — идеалистическо
Т.о. неоплатонизм —
учение об иерархически устроенном мире,
порождаемом от запредельного ему первоначала;
учение о «восхождении» души к своему
истоку; разработка теургии(
Второй
этап в развитии европейской философии
— философия средневековья (V—
Философы и богословы, разрабатывавшие в первые века новой эры основные догматы христианской религии, в глазах своих продолжателей и последователей получили высшую меру признания — их стали почитать как «отцов» Церкви, а их творчество стали называть «патристикой». Одним из самых выдающихся «отцов церкви» был Августин Блаженный (IV—V вв. н.э.). Бог, по его мнению, — творец мира, и он же — творец, двигатель истории. Смысл и предначертание истории философ и богослов видел во всемирном переходе людей от язычества к христианству. Каждый человек несет полную меру ответственности за свои дела и поступки, так как Бог дал человеку способность свободно выбирать между добром и злом.
Если Августин — яркий
представитель раннего
В средневековой схоластике мы находим зародыши реальных проблем. Одной из них была проблема диалектики, связи общего и единичного. Существует ли общее реально? Или же реально существует только единичное, а общее — лишь мысленное отвлечение от единичных предметов и явлений? Признававшие реальность общих понятий составили направление реалистов, считавшее же общее только «именем», а реально существующим только единичное, составили направление номинализма. Номиналисты и реалисты — предшественники материалистов и идеалистов Нового времени.
Философия. Философии Августина, каково бы ни было ее происхождение, суждено было предопределить проблемы и отчасти даже выводы философов на тысячу лет вперед. В его работах впервые из попытки выразить понимание догматов веры возникает система христианской философии, и хотя возможно, что понимание веры в ранние века христианства принимало самые разные направления. Вера должна искать корни своего интеллектуального становления в платонизме, кажется неизбежным и правильным, учитывая западную историю религии с ее явными повторениями в мусульманских, иудейских и христианских течениях. Самая острая проблема Августина может быть сведена к смягченному платонизму. Ее решение возникает в разных формах, хотя сам вопрос никогда не был сформулирован в чистом виде. Для того, чтобы найти, надо искать; душе искать предназначено Богом, прежде чем она найдет благодать и спасение, впасть в грех гордыни; поэтому жизнь, даже жизнь святого будет прервана в духовном богатстве и в духовном блуде. Если же дарована милость, то разум найдет лишь то, что было даровано и освещено Богом или верой. Истина может существовать как философский вывод, приобретаемый путем распознавания ее по отдельным признакам, чтобы затем остаться в памяти, однако достичь ее можно лишь после духовных и логических приготовлений.
Философия Августина направлена к вечному: душа должна быть обращена к Богу, Который один является источником озарения и который должен быть познан, если мы хотим хоть что-то понять. В философии Бог прежде всех вещей и идей. В то время как язычники впали в заблуждение, распределив свои знания по различным наукам и отдав каждой науке и каждому предмету исследования свою независимую сферу, христианин может распознать родство наук между собой, потому что ему понятно единство из источника. Бог познается во всем, ибо Он создал все. Если же есть необходимость в доказательствах, то они во всем: в движении мира, устройство, порядок и красота которого являются признаками Его присутствия; в существовании конечных, зависимых вещей, ибо для их существования необходим бесконечный Изобретатель; но самое главное — в природе и устройстве человеческой мысли. Однако все три вида доказательств служат лишь для того, чтобы открыть истину, которую любой человек может открыть в себе самом. Бог присутствует и может быть узнан как в устройстве и движении мира, так и в устройстве и движении человеческой души.