Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 экзаменационных вопросов по дисциплине "Философия".
В современном естествознании обычно
выделяют эмпирический и теоретический
уровни познания.
Эмпирический уровень познания. На эмпирическом
(опытном) уровне познания используются
главным образом методы, опирающиеся на
чувственно-наглядные приемы и способы
познания, такие, как систематическое
наблюдение, сравнение, аналогия и т.д.
Здесь накапливается первичный опытный
материал, который требует дальнейшей
обработки и обобщения. На данном уровне
познание имеет дело с фактами и их описанием.
Вся научная информация основана на наблюдениях
и подвергается объективной проверке.
Непосредственные наблюдения ограничиваются
только ощущениями, полученными от пяти
органов чувств. Эти данные можно проверить,
поскольку наши органы чувств могут обманываться
и предоставлять нам неверную информацию.
К сожалению, сами по себе эмпирические
факты и обобщения мало что объясняют.
Можно сделать наблюдение, что на Земле
любой предмет (а не только яблоки) будет
падать сверху вниз. Но еще один непреложный
факт — то, что звезды и планеты, которые
мы можем увидеть у себя над головой, на
Землю не падают. Выявить разницу между
этими событиями, а также объяснить их
причину на уровне эмпирического обобщения
невозможно. Чтобы это понять, нужно пойти
дальше и перейти с эмпирического на теоретический
уровень познания.
Теоретический уровень познания. Только
на этом уровне становится возможным формулирование
законов, являющееся целью науки. Для этого
нужно уметь увидеть за многочисленными,
часто совершенно непохожими внешне фактами,
именно существенные, а не просто повторяющиеся
свойства и характеристики предметов
и явлений.
Главная задача теоретического уровня
познания заключается в том, чтобы привести
полученные данные в стройную систему
и создать из них научную картину мира.
Для этого отдельные чувственные данные
складываются в одну целостную систему
— теорию.
Но при построении теории используются
другие, более высокие методы познания
— теоретические.
Теоретический уровень познания обычно
расчленяется на два типа — фундаментальные
теории и теории, которые описывают конкретную
область реальности. Так, механика описывает
материальные точки и взаимоотношения
между ними, а на основе ее принципов строятся
различные конкретные научные теории,
описывающие те или иные области реального
мира.
При всех различиях между эмпирическим
и теоретическим уровнями познания нет
непреодолимой границы: теоретический
уровень опирается на данные эмпирического,
а эмпирическое знание не может существовать
без теоретических представлений, оно
обязательно погружено в определенный
теоретический контекст.
Общество — это не конгломерат
отдельных индивидов, а исторически
сложившиеся формы
С точки зрения К. Маркса, развитие
общественного организма
Существуют и иные точки зрения на понимание общества и детерминанты его развития. В частности, выделяют следующие детерминанты:
Существуют теории, отрицающие единую основу развития общества (Вебер).
Некоторые философы полагают, что формационный подход к изучению общества должен быть заменен информационным подходом, поскольку необходимо преодолеть европоцентристское понимание общественного прогресса, преувеличение роли экономического фактора и недооценку фактора человеческого. Действительно, со времен К. Маркса мир сильно изменился. В условиях активного развития науки и техники возникают новые технологии, связанные с производством и потреблением информации. Возникает «информационное общество», основанное на особой информационной структуре, включающее «индустрию знаний», коммуникационно-вычислительные сети, национальные и межнациональные базы данных. Однако следует заметить, что дело не в том, чтобы отказаться от одного подхода в пользу другого. На основе критического анализа этих взаимодополняющих друг друга способов видения социальной действительности необходимо разработать более общую теоретическую модель развития социума, которая должна быть многомерной, учитывающей в той или иной степени такие составляющие, как:
Интеграция всех этих составляющих с акцентом на социально-экономическом и культурно-историческом измерениях социума позволит рассматривать общество как целостный организм, включающий такие взаимосвязанные компоненты, как производственно-экономический, социальный, политико-управленческий и духовный.
При всем этом общество является целостной системой, обладающей материальной основой. В нем складываются различные отношения, которые тесно переплетены друг с другом и оказывают друг на друга то или иное воздействие.
Общество развивается
Поскольку в истории необходимость реализуется через множество случайностей, то можно сказать, что деятельность людей не предопределяется полностью социальным фактором. Это создает предпосылки для свободы выбора и социальной активности субъектов истории, от которых в значительной мере зависит, по какой траектории будет развиваться общество.
Основной движущей силой истории является народ, т. е. совокупность социальных групп, занятых в массовых видах социально-преобразовательной деятельности. По мере роста уровня благосостояния, культуры, образованности, информированности общества народ все в большей мере будет влиять на ход истории, действуя согласно законам общественного развития.
Вместе с тем следует иметь в виду и то громадное влияние, которое оказывает на ход событий деятельность исторических личностей (духовной элиты). Их величие состоит не в том, что они «творят историю» по своему произволу, а в том, что они способны в силу своей высокой духовности и квалификации объединить желания и волю множества людей в единую волю, создав «равнодействующую», направленную на решение насущных социальных проблем.
Критерием оценки характера и уровня
общественно-исторического
Прогресс и регресс являются взаимосвязанными сторонами единого процесса общественного развития. Прогресс не является вечной доминантой развития социума. При определенных условиях (глобальные социальные или экологические катаклизмы, например) в истории человечества может иметь место не только восходящее, но и нисходящее движение (Ф. Энгельс).
Деятельность можно определить
как специфический вид
Всякая деятельность имеет определенную Структуру. В ней обычно выделяют действия и операции как основные составляющие деятельности.
Действием называют часть деятельности, имеющею вполне, осознанную человеческом цель. Например, действием, включенным в структуру познавательной деятельности, можно назвать получение книги, ее чтение; действиями, входящими в состав трудовой деятельности, можно считать знакомство с задачей, поиск необходимых инструментов и материалов, разработку проекта, технологии изготовления предмета и т. п.; действиями, связанными с творчеством, являются формулировка замысла, поэтапная его реализация в продукте творческой работы.
Операцией Именуют способ осуществления действия. Сколько есть различных способов выполнения действия, столько можно выделить различных операций. Характер операций зависит от условия выполнения действия, от имеющихся у человека умений и навыков, от наличия инструментов и средств осуществления действия. Разные люди, к примеру, запоминают информацию и пишут по-разному. Это значит, что действие по написанию текста или запоминанию материала они осуществляют при помощи различных операций. Предпочитаемые человеком операции характеризуют его индивидуальный стиль деятельности.
СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕТЕРМИНИЗМ - понятие, предполагающее раскрытие движущих сил общественного развития. Одни мыслители утверждают, что в качестве детерминанты исторического процесса выступают сверхъестественные силы (религиозные философы), другие — что географический фактор (Ш. Монтескье, Л.И. Мечников), третьи — что идеи (французские философы XVIII в., В. Гегель, О. Конт и др.), четвертые — что материальный фактор (К. Маркс, Ф. Энгельс, Г.В. Плеханов и др.). Монтескье свое исследование роли географической среды начинает с выяснения вопроса о человеческой природе. По его мнению, климатические условия определяют индивидуальные особенности человека, его телесную организацию, характер и склонности. При рассмотрении вопросов государственного устройства Монтескье приходит к выводу, что в странах с плодородной почвой легче устанавливается дух зависимости, ибо людям, занятым земледелием, некогда думать о свободе, которую французский мыслитель понимает прежде всего как отсутствие зависимости от государственной власти. Но в то же время, Монтескье считает, что они боятся потерять свое богатство и потому предпочитают правление одной, хотя и деспотической, личности, которая защитила бы их богатый урожай от грабежа. В странах же с холодным климатом, где условия для земледелия крайне неблагоприятны, люди больше думают о своей свободе, чем об урожае, и поэтому там отсутствует деспотическая форма правления.
В распространении