Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 экзаменационных вопросов по дисциплине "Философия".
Спорным является вопрос об отнесении церкви к элементам политической системы. Очевидно, что в обществах, где существует государственная религия, церковь имеет право участия в политической жизни государства. В светском же государстве, где церковь отделена от государства, религиозные организации не относятся к компонентам политической системы. Хотя в общественной жизни она может играть активную роль - заниматься благотворительностью, воспитанием и т. п., но церковь не может преследовать политических целей.
Иногда к элементам
Виды политических систем. Характер
политической системы определяется
влиянием различных факторов. К ним
относятся состояние
Выделяют демократические и тоталитарные политические системы.
Для демократической политической
системы характерны многопартийность,
политический и идеологический плюрализм,
стремление партий и других политических
сил к овладению
В тоталитарных политических системах главная роль в решении всех вопросов управления обществом принадлежит государству и его органам. В политической сфере господствуют одна правящая партия и одна официальная общегосударственная идеология. Все общественные объединения ориентированы на эту идеологию и официальное проведение ее в жизнь.
В целом наблюдается
Государство является главным звеном политической системы. Эта роль и место государства в политической системе определяется рядом особенностей государства.
Государство выступает как единственная организация, которая объединяет всех без исключения граждан, оно официальный представитель общества в целом. Оно обладает монопольным правом издания законов и установления общеобязательных для исполнения актов (правил поведения). Государство интегрирует общество в единое целое, независимо от различия интересов и потребностей отдельных групп и слоев населения и действует прежде всего в сфере интересов всего общества.
Ключевая роль государства в политической системе обусловлена названными выше универсальными свойствами государственной организации, которыми не обладают никакие другие организации и элементы политической системы. Только государство вправе регламентировать правовое положение политических партий, общественных объединений, религиозных организаций, средств массовой информации. Участие различных организаций в избирательной кампании, в политической жизни общества регламентируется государством. Другие организации могут регулировать только деятельность собственных формирований и членов или участников конкретного объединения. Иначе говоря, полномочия иных организаций ограничены определенными пространственными пределами - регионом действия данной организации или субъектным составом - распространяют свою власть только на членов данного объединения, а не на все общество.
Общество понимается как продукт
целенаправленной и разумно организованной
совместной деятельности большинства
групп людей, объединенных не на основе
общности, а на основе совместных интересов
и договора.
Общество — система жизнедеятельности
людей, объединенных территорией проживания,
эпохой, традициями и культурой.
Общество — объективная реальность, форма
существования бытия, обладающая внутренней
структурой, целостностью, законами, направленностью
развития.
Сложный характер развития общества определяется
его структурой. Прежде всего в нем осуществляются
различные по своему характеру и содержанию
виды общественной деятельности: производственно-экономическая,
социально-бытовая, политическая, рслнпючния,
эстетическая и другие, которые имеют
свое социальное пространство. В результате
складываются различные сферы жизни общества.
Основными сферами жизни общества являются:
экономическая, социальная, политическая,
духовная.
Экономическая сфера включает в себя производство,
распределение, обмен и потребление материальных
благ. Она выступает как экономическое
пространство, в котором организуется
хозяйственная жизнь страны, осуществляется
взаимодействие всех отраслей экономики,
а также международное экономическое
сотрудничество. Социальная сфера — это
сфера общественной жизни, в рамках которой
удовлетворяются прямые жизненные потребности
членов общества, а также происходит взаимодействие
различных общностей людей. Речь идет
о создании условий производственной
деятельности людей, об обеспечении необходимого
уровня жизни, о решении проблем здравоохранения,
народного образования и социального
обеспечения, соблюдении социальной справедливости
при реализации каждым членом общества
своего права на труд, а также при распределении
и потреблении создаваемых в обществе
материальных и духовных благ.
Политическая сфера жизни общества —
сфера отношений между нациями и другими
большими социальными группами по поводу
государственной власти и государственного
устройства внутри данного общества, а
также отношений между государствами
на международной арене.
Духовная сфера — это сфера отношений
людей по поводу разного рода духовных
ценностей, их создания, распространения
и усвоения всеми слоями общества. Здесь
возникают и реализуются духовные (познавательные,
нравственные, художественные, религиозные
и т.д.) потребности людей.
Социальная структура общества
Основными элементами социальной структуры
общества
являются: классы, страты, сословия (основанные
не только на экономическом разделении,
но и на традициях), городское и сельское
население, представители физического
и умственного труда, социально-демографические
группы (мужчины, женщины, старики, молодежь),
национальные общности.
Социальная структура объективна по своей
природе и не может быть учреждена или
отменена по декрету законодателей. Основой
ее развития и изменения выступают производство,
формы собственности и распределение
материальных благ. Каждому исторически
определенному способу производства соответствует
определенный тип социальной структуры
общества.
Определяющим элементом социальной структуры
являются классы. Платон и Аристотель,
описывая различные сословия, классы,
считали, что классы даны от природы либо
установлены Богом, поэтому люди отличаются
от природы — одни способны начальствовать,
а другие — быть земледельцами и мастеровыми.
Смит и Рикардо предложили распределительную
теорию классов, суть которой состоит
в том, что различие между классами обусловлено
источниками их дохода: капиталисты получают
прибыль, земледельцы — ренту, рабочие
— заработную плату. Ряд мыслителей усматривает
причину возникновения классов в насилии,
грабеже.
Существование классов связано с развитием
материального производства, в котором
заключаются главные причины разделения
труда, распределения продуктов труда
и деления общества на классы.
Фундаментальной причиной классовой дифференциации
являются базисные отношения собственности
на средства производства. «От отношений
собственности на средства производства
зависят и роль классов в общественной
организации труда, и способы получения
и размеры доли общественного богатства»
(В. Ленин).
В целостной структуре классового общества
можно выделить следующие отношения:
1) к собственности на средства производства,
что определяет обмен, распределение и
потребление (экономические отношения);
2) к государственной власти и управлению
(политические отношения);
3) к правопорядку (правовые отношения);
4) к реализации нравственных норм (нравственные
отношения);
5) к созданию и потреблению художественных
ценностей (эстетические отношения).
По отношению к социальной сфере современного
общества имеется два основных подхода:
1) классовый, согласно которому все общество
делится на большие группы — классы (как
правило, собственников и несобственников,
зачастую антагонистические, между которыми
происходит т.н. классовая борьба); распространен
в марксистской философии;
2) стратификационный, согласно которому
общество состоит из многообразия всевозможных
небольших социальных групп — профессиональных,
демографических и т.д., взаимодополняющих
друг друга и взаимодействующих между
собой, — данный подход свойствен западной
философии.