Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:32, шпаргалка
Работа содержит ответы на 60 экзаменационных вопросов по дисциплине "Философия".
Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.
Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступает язык.
Язык не только средство самовыражения индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством общения, язык является эффективным инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность. История языка отражает социальную историю его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойкумены».
Реальность духовного бытия особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и сама обогащается его усилиями. Эвристические идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную парадигму, в рамках которой формируется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе.
Заключает список форм «бытия в мире» бытие социального. «Бытие социального» — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к пониманию социального бытия, тенденций его изменения и развития является предметом анализа социальной философии.
Исторические представления о
материи:
- субстратная (кладка, основа) Субстрат
философии - общая материальная основа
всех процессов и явлений. Концепция возникла
в античности(милетская школа, Гераклит).
Суть – материя отождествляется с несотворимыми,
неуничтожимыми природными элементами
(вода, воздух, земля, огонь).
- субстанциональная(от лат. = сущность).
Субстанция – то что существует само по
себе и не зависит ни от чего другого. Первоначально
субстанция понимается как вещество из
которого состоят вещи. В Средние века
– это Бог, в Новое время проблему субстанции
поставил Декарт. Он выделял 2 субстанции
– мыслящую(социальное) и протяженную(материя).
Эта концепция называется дуализм. Спиноза
– протяженность и мышление являются
атрибутами единой телесной субстанции,
первопричины.
- диалектический материализм
Материя –философская категория для обозначения
объективной реальности, кот. дана человеку
в его ощущениях, нельзя определить через
имеющиеся категории, нельзя подвести
под более общее понятие. Материя несотворима
и неуничтожима, перебывает в состоянии
движения, существует в пространстве и
времени. Фундаментальным свойством материи
является возможность быть отражаемой.
Высшей степенью отражения материи является
сознание.
В современной научной картине мира выделяют
следующие типы материальных систем и
соответствующие уровни материи: 1 уровень
– неживой материи – элементарные частицы(атомы,
молекулы), геологические системы, планеты,
звезды.2 уровень – живой материи – ДНК,
РНК, белки, клетки, биоценозы.
3 уровень – социально-организованных
материальных систем – человек, семья,
объединения и организации, классы, нации,
человечество в целом.
Атрибутом материи является движение
– это всякое изменение. Выделяют два
типа движения материи:
1.- это движение, когда сохраняется качество
предмета;
2.- тип движения, связанный с переходом
от одного качества к другому, с изменением
качественного состояния предмета. Это
может быть разрушение предмета, распад
его на составляющие элементы, кот. представляют
особые качества, возникающие в результате
преобразования исходного предмета.
Так же выделяют несколько форм движения
материи (Энгельс): механическое, физическое,
химическое, биологическое, социальное.
(связь биологических процессов с психо-физико-химическими
реакциями – вмешательство сознания =
Эффект плацебо)
Неотъемлемой формой существования материи
является пространство и время. В истории
философии, существовало 2 основных подхода
к определению сути пространства и времени:
- субстанциональная. Родоначальники –
Демокрит, Платон. Пространство и время
это самостоятельные субстанциональные
сущности. Пространство – это пустое вместилище
совокупных атомов. Время – это чистая
длительность, равномерно текущая из прошлого
в будущее является вместилищем событий.
- реляционная. Пространство и время это
не самостоятельные сущности, а система
отношений, образуемая взаимодействующими
субъектами (Аристотель).Обе эти концепции
не отрицают объективного (не зависимого
от нашего сознания) существования пространства
и времени. Существует точка зрения, что
пространство и время это субъективные
формы в которых человек упорядочивает
свои чувственные впечатления (Кант, Беркли,
Юм, Мах) – зависят от принимающего субъекта
- 3х мерное зрение человек, 2х мерное таракан.Новое
время 17-19 вв – ньютоновские представления
о пространстве и времени, а именно «ньютоновское
пространство» - неподвижное, непрерывное,
однородное, 3-х мерное вместилище материи,
а время – однородная, равномерная, вечная
неизменная длительность.
В начале 20 в. появилась теория относительности
Эйнштейна – она показала зависимость
пространственно-временных свойств от
движения и величины взаимодействующих
материальных систем (вблизи больших объектов
время течет медленнее). В современной
картине время и пространство не разделяют,
и имеет место пространственно-временной
континуум (4х мерность).В современной
материальной философии, пространство
– форма бытия материи, которое выражает
ее протяженность, структурность, взаимодействие.
Время – это форма бытия материи, характеризующая
длительность существования всех объектов
и смену их состояний.
Время (Бердяев):
- космическое, исчисляется математически,
с ним связаны календарь, часы и их символом
является круг.
- историческое, может исчисляться математически,
но каждое событие в нем неповторимо, символ
=> к новизне.
- экзистенциальное, не исчисляется матем,его
течение зависит от напряженности переживаний
и символизируется глубиной.
Идея развития выражает необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений:
обратимость изменений характеризует процессы функционирования;
отсутствие закономерности характерно
для случайных процессов
при отсутствии направленности изменения не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.
В результате развития возникает новое качественное состояние объекта, которое выступает как изменение его состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.
Существенную характеристику процессов развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.
Древняя философия и наука (натурфилософия,
философия природы) не знали идеи
развития в точном смысле этого слова,
поскольку время тогда
Представления о времени и его направлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного (вперед, от сотворения мира) направления времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа (души). С возникновением эмпирической (опытной, экспериментальной) науки нового времени идея линейного направления времени в исследовании природы ведет к формированию представлении о естественной истории, о направленных, и необратимых изменениях, в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии (Коперник, Галилей, Ньютон) и теории эволюции в биологии (Дарвин) и геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Глубокую ее разработку даёт немецкая классическая философия, в особенности Гегель, диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме (развивается, эволюционирует абсолютная идея, сначала в логике, потом в природе, истории, наконец, в обществе и философии). Опираясь на диалектический метод (рассмотрение явлений в их противоречивости - тезис и антитезис - и разрешение противоречий в синтезе, являющемся новым этапом развития), Гегель не только показал всеобщность принципа развития (закон перехода количественных изменений в качественные), но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей (в мысли, природе и обществе).
Целостную научную концепцию развития построил марксизм (диалектический материализм). Развитие понимается здесь как универсальное свойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме историзма) основой объяснения истории общества и познания. Общей теорией развития выступает материалистическая диалектика, главная особенности процессов развития выражает содержание её основных законов - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе („отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - „перерывы постепенности"; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии" (Ленин). Диалектико-материалистическое учение о развитии составило философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества. Перерабатывая и углубляя гегелевскую диалектику, марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух основных типов развития общества - эволюция и революция (на основе вышеуказанных законов диалектики).
Идея развития также была характерной и определяющей для позитивизма 19-20-го веков (Огюст Конт, Спенсер, Карнап, Поппер). Здесь было распространено также представление о линейном (прогрессивном) развитии природы и общества (например, в учении о поступательном развитии познания в учении О. Конта, в "законе трех стадий", проходимых человечеством на пути своего интеллектуального развития:
1. Теологическая стадия (объяснение
явлений на основе
2. Метафизическая стадия (объяснение явлений на основе отвлечённых сущностей, причин, понятий, категорий);
3. Позитивная стадия (собственно
естественно-научная:
Практика социальных движений 20 в. показала, что общая восходящая линия развития общества есть результат диалектического взаимодействия множества процессов, в которой важнейшая роль принадлежит целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории. Расширились сами представления о развитии как в естественных, так и общественных науках. В 20 в. предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмы развития.
Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процесс развития неоднороден. Если рассматривать крупные линии развития (такую, напр., как органическая эволюция природы), то внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса. В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.
Во-вторых, анализ механизмов развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся объектов, в частности их организации и функционирования.
В сер. 20 в. наметилось известное обособление
тех областей знания, которые заняты
изучением организации и
Диалектика – признанная в современной философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:
законы диалектики;
категории;
принципы.
Главная проблема диалектика – что такое развитие?
Развитие – общее свойство и
главнейший признак материи: изменение
материальных и идеальных объектов,
причем не простое (механическое) изменение,
а изменение как саморазвитие,
результатом которого является переход
на более высокую ступень организа
Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.
Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.
Основными принципами диалектики являются:
принцип всеобщей связи;
принцип системности;
принцип причинности;
принцип историзма.
Всеобщая связь означает целостность окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.
Связи могут быть:
внешние и внутренние;
непосредственные и
генетические и функциональные;
пространственные и временные;
случайные и закономерные.
Наиболее распространенный вид связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.
Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.
Причинность – наличие таких связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего мира чем-то обусловлены, то есть имеют либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.
Историзм подразумевает два аспекта окружающего мира:
вечность неуничтожимость
его существование и развитие во времени, которое длится всегда.
Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов – основополагающими являются законы диалектики.
Закон – это объективные (не зависящие от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.
Законы диалектики отличаются от законов других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:
охватывают все сферы
раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи старого и нового.
Выделяются три базовых закона диалектики:
единства и борьбы противоположностей;