Шпаргалка по "Философии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Ноября 2013 в 18:32, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 60 экзаменационных вопросов по дисциплине "Философия".

Файлы: 1 файл

Вопросы для подготовки к экзамену ФИЛОСОФИЯ.doc

— 772.50 Кб (Скачать файл)

Бытие каждого конкретного индивида ограничено во времени и пространстве. Но оно включено в безграничную цепь человеческого бытия и бытия природы и является одним из звеньев социально-исторического бытия. Человеческое бытие в целом - реальность, объективная по отношению к сознанию отдельных людей и поколений. Но, будучи единством объективного и субъективного, человек не просто существует в структуре бытия. Обладая способностью познавать бытие, он может и влиять на него, к сожалению, далеко не всегда позитивно. Поэтому так важно для каждого человека осознать свое место и роль в единой системе бытия, свою ответственность за судьбы человеческой цивилизации.

Особое место среди других форм «бытия в мире» занимает «бытие духовного». Оно складывается и оформляется в лоне человеческой культуры, проявляясь на уровне объективированного и индивидуализированного духовного бытия, связующим звеном которого выступает язык.

Язык не только средство самовыражения  индивида, но и высшая форма проявления объективного духа. Будучи средством  общения, язык является эффективным  инструментом освоения мира. Язык, связывая сознание и предметную (физическую) реальность мира, в равной мере делает дух телесным, а мир духовным. Благодаря слову, физическая реальность открывается нашему познанию. Она вступает в диалог и говорит о себе, раскрывая свою сущность. История языка отражает социальную историю его носителя, раскрывает содержание конкретной «ойкумены».

Реальность духовного бытия  особого рода. Она обеспечивает опыт отдельно взятого человека и сама обогащается его усилиями. Эвристические  идеи прошлого задают каноны настоящему и определяют будущее данного общества, влияя и на жизнь отдельного индивида. Наиболее продуктивная идея закладывает определенную структурную парадигму, в рамках которой формируется и развивается бытие человека: его образ жизни, его отношение к миру и самому себе.

Заключает список форм «бытия в мире» бытие социального. «Бытие социального» — это процесс и результат жизни общества как саморазвивающейся системы, опирающейся на общественное производство, как совокупность четырех подсистем. Последние обеспечивают производство и воспроизводство человека в его постижении сущность, природа, различные подходы к пониманию социального бытия, тенденций его изменения и развития является предметом анализа социальной философии.

  1. Материя, движение, пространство и время.

Исторические представления о материи: 
- субстратная (кладка, основа) Субстрат философии - общая материальная основа всех процессов и явлений. Концепция возникла в античности(милетская школа, Гераклит). Суть – материя отождествляется с несотворимыми, неуничтожимыми природными элементами (вода, воздух, земля, огонь). 
- субстанциональная(от лат. = сущность). Субстанция – то что существует само по себе и не зависит ни от чего другого. Первоначально субстанция понимается как вещество из которого состоят вещи. В Средние века – это Бог, в Новое время проблему субстанции поставил Декарт. Он выделял 2 субстанции – мыслящую(социальное) и протяженную(материя). Эта концепция называется дуализм. Спиноза – протяженность и мышление являются атрибутами единой телесной субстанции, первопричины. 
- диалектический материализм 
Материя –философская категория для обозначения объективной реальности, кот. дана человеку в его ощущениях, нельзя определить через имеющиеся категории, нельзя подвести под более общее понятие. Материя несотворима и неуничтожима, перебывает в состоянии движения, существует в пространстве и времени. Фундаментальным свойством материи является возможность быть отражаемой. Высшей степенью отражения материи является сознание. 
В современной научной картине мира выделяют следующие типы материальных систем и соответствующие уровни материи: 1 уровень – неживой материи – элементарные частицы(атомы, молекулы), геологические системы, планеты, звезды.2 уровень – живой материи – ДНК, РНК, белки, клетки, биоценозы. 
3 уровень – социально-организованных материальных систем – человек, семья, объединения и организации, классы, нации, человечество в целом. 
Атрибутом материи является движение – это всякое изменение. Выделяют два типа движения материи: 
1.- это движение, когда сохраняется качество предмета;  
2.- тип движения, связанный с переходом от одного качества к другому, с изменением качественного состояния предмета. Это может быть разрушение предмета, распад его на составляющие элементы, кот. представляют особые качества, возникающие в результате преобразования исходного предмета. 
Так же выделяют несколько форм движения материи (Энгельс): механическое, физическое, химическое, биологическое, социальное. (связь биологических процессов с психо-физико-химическими реакциями – вмешательство сознания = Эффект плацебо) 
Неотъемлемой формой существования материи является пространство и время. В истории философии, существовало 2 основных подхода к определению сути пространства и времени: 
- субстанциональная. Родоначальники – Демокрит, Платон. Пространство и время это самостоятельные субстанциональные сущности. Пространство – это пустое вместилище совокупных атомов. Время – это чистая длительность, равномерно текущая из прошлого в будущее является вместилищем событий. 
- реляционная. Пространство и время это не самостоятельные сущности, а система отношений, образуемая взаимодействующими субъектами (Аристотель).Обе эти концепции не отрицают объективного (не зависимого от нашего сознания) существования пространства и времени. Существует точка зрения, что пространство и время это субъективные формы в которых человек упорядочивает свои чувственные впечатления (Кант, Беркли, Юм, Мах) – зависят от принимающего субъекта - 3х мерное зрение человек, 2х мерное таракан.Новое время 17-19 вв – ньютоновские представления о пространстве и времени, а именно «ньютоновское пространство» - неподвижное, непрерывное, однородное, 3-х мерное вместилище материи, а время – однородная, равномерная, вечная неизменная длительность. 
В начале 20 в. появилась теория относительности Эйнштейна – она показала зависимость пространственно-временных свойств от движения и величины взаимодействующих материальных систем (вблизи больших объектов время течет медленнее). В современной картине время и пространство не разделяют, и имеет место пространственно-временной континуум (4х мерность).В современной материальной философии, пространство – форма бытия материи, которое выражает ее протяженность, структурность, взаимодействие. Время – это форма бытия материи, характеризующая длительность существования всех объектов и смену их состояний. 
Время (Бердяев): 
- космическое, исчисляется математически, с ним связаны календарь, часы и их символом является круг. 
- историческое, может исчисляться математически, но каждое событие в нем неповторимо, символ => к новизне.  
- экзистенциальное, не исчисляется матем,его течение зависит от напряженности переживаний и символизируется глубиной.

  1. Категория бытия в философии. – см. № 27
  2. Основные формы бытия и их взаимосвязь. – см. № 28
  3. Материя, движение, пространство и время. – см. № 29
  4. Идея развития и ее решение в философии.

Идея развития выражает необратимое, направленное, закономерное изменение  материальных и идеальных объектов. Только одновременное наличие всех трех указанных свойств выделяет процессы развития среди других изменений:

обратимость изменений характеризует процессы функционирования;

отсутствие закономерности характерно для случайных процессов катастрофического  типа;

при отсутствии направленности изменения  не могут накапливаться, и потому процесс лишается характерной для  развития единой, внутренне взаимосвязанной линии.

В результате развития возникает новое  качественное состояние объекта, которое  выступает как изменение его  состава или структуры (т.е. возникновение, трансформация или исчезновение его элементов и связей). Способность к развитию составляет одно из всеобщих свойств материи и сознания.

Существенную характеристику процессов  развития составляет время: во-первых, всякое развитие осуществляется в реальном времени, во-вторых, только время выявляет направленность развития.

Древняя философия и наука (натурфилософия, философия природы) не знали идеи развития в точном смысле этого слова, поскольку время тогда мыслилось  как протекающее циклически (по кругу) и все процессы воспринимались как  совершающиеся по заданной "oт  века" программе (возникновение - становление - исчезновение - новое возникновение). Для античного мировоззрения не существовало проблемы необратимых изменений, а вопрос о происхождении мира в целом и его объектов сводился главным образом к вопросу о том, из чего происходит нечто. Идея замкнутого, совершенного космоса, лежавшая в основании всего античного мышления, исключала даже постановку вопроса о направленных изменениях, порождающих принципиально новые структуры и связи.

Представления о времени и его  направлении меняются с утверждением христианства, выдвинувшего идею линейного (вперед, от сотворения мира) направления времени, которая распространялась им, однако, лишь на сферу духа (души). С возникновением эмпирической (опытной, экспериментальной) науки нового времени идея линейного направления времени в исследовании природы ведет к формированию представлении о естественной истории, о направленных, и необратимых изменениях, в природе и обществе. Переломную роль здесь сыграло создание научной космологии (Коперник, Галилей, Ньютон) и теории эволюции в биологии (Дарвин) и геологии. Идея развития прочно утверждается в естествознании и почти одновременно становится предметом философского исследования. Глубокую ее разработку даёт немецкая классическая философия, в особенности Гегель, диалектика которого есть по существу учение о всеобщем развитии, но выраженное в идеалистической форме (развивается, эволюционирует абсолютная идея, сначала в логике, потом в природе, истории, наконец, в обществе и философии). Опираясь на диалектический метод (рассмотрение явлений в их противоречивости - тезис и антитезис - и разрешение противоречий в синтезе, являющемся новым этапом развития), Гегель не только показал всеобщность принципа развития (закон перехода количественных изменений в качественные), но и раскрыл его всеобщий механизм и источник - возникновение, борьбу и преодоление противоположностей (в мысли, природе и обществе).

Целостную научную концепцию развития построил марксизм (диалектический материализм). Развитие понимается здесь как универсальное свойство материи, как подлинно всеобщий принцип, служащий также (в форме историзма) основой объяснения истории общества и познания. Общей теорией развития выступает материалистическая диалектика, главная особенности процессов развития выражает содержание её основных законов - единства и борьбы противоположностей, перехода количественных изменений в качественные, отрицания отрицания: "Развитие, как бы повторяющее пройденные уже ступени, но повторяющее их иначе, на более высокой базе („отрицание отрицания"), развитие, так сказать, по спирали, а не по прямой линии; - развитие скачкообразное, катастрофическое, революционное; - „перерывы постепенности"; превращение количества в качество; - внутренние импульсы к развитию, даваемые противоречием, столкновением различных сил и тенденций, действующих на данное тело или в пределах данного явления или внутри данного общества; - взаимозависимость и теснейшая, неразрывная связь всех сторон каждого явления (причем история открывает все новые и новые стороны), связь, дающая единый, закономерный мировой процесс движения, - таковы некоторые черты диалектики, как более содержательного (чем обычное) учения о развитии" (Ленин). Диалектико-материалистическое учение о развитии составило философско-методологический фундамент теории революционного преобразования общества. Перерабатывая и углубляя гегелевскую диалектику, марксизм показал принципиальное различие и вместе с тем органическое единство двух основных типов развития общества - эволюция и революция (на основе вышеуказанных законов диалектики).

Идея развития также была характерной  и определяющей для позитивизма 19-20-го веков (Огюст Конт, Спенсер, Карнап, Поппер). Здесь было распространено также представление о линейном (прогрессивном) развитии природы и  общества (например, в учении о поступательном развитии познания в учении О. Конта, в "законе трех стадий", проходимых человечеством на пути своего интеллектуального развития:

1. Теологическая стадия (объяснение  явлений на основе сверхъестественного);

2. Метафизическая стадия (объяснение явлений на основе отвлечённых сущностей, причин, понятий, категорий);

3. Позитивная стадия (собственно  естественно-научная: объяснение  явлений на основе фактов и  их описания, которое и является  объяснением). Позитивисты были уверены в том, что современная цивилизация развивается прямолинейно, прогрессивно, поступательно, неизбежно. Эти идеи подверглись критике в философии 20-го века (когда возникли идеи нелинейного, противоречивого развития, деградации, возвращения вспять, опять возобновляющегося развития и т.д.).

Практика социальных движений 20 в. показала, что общая восходящая линия  развития общества есть результат диалектического  взаимодействия множества процессов, в которой важнейшая роль принадлежит  целенаправленной деятельности народных масс, опирающейся на познание объективных законов истории. Расширились сами представления о развитии как в естественных, так и общественных науках. В 20 в. предметом изучения становятся прежде всего внутренние механизмы развития.

Во-первых, биология, а также история культуры показали, что процесс развития неоднороден. Если рассматривать крупные линии развития (такую, напр., как органическая эволюция природы), то внутри них достаточно очевидно диалектическое взаимодействие разнонаправленных процессов: общая линия прогрессивного развития переплетается с изменениями, которые образуют т. н. тупиковые ходы эволюции или даже направлены в сторону регресса. В современной науке разрабатываются специально-научные теории развития, в которых в отличие от классического естествознания, рассматривавшего главным образом обратимые процессы, описываются нелинейные, скачкообразные преобразования.

Во-вторых, анализ механизмов развития потребовал более глубокого изучения внутреннего строения развивающихся  объектов, в частности их организации и функционирования.

В сер. 20 в. наметилось известное обособление  тех областей знания, которые заняты изучением организации и функционирования развивающихся объектов. Возникли дискуссии  о приоритете структурного или исторического подхода (особенно активно развернувшиеся в исторической науке, этнографии и языкознании, но затронувшие также и биологию), которые нашли свое выражение в идеях такой философской школы 20 века, как структурализм (во Франции), уделявшей главное свое внимание анализу статических (синхронических) и динамических (диахронических) структур (в сознании, в литературе, в науке и истории - Клод Леви-Строс, Ролан Барт, Мишель Фуко).

  1. Основные принципы диалектики.

Диалектика – признанная в современной  философии теория развития всего сущего и основанный на ней философский метод. Диалектика теоретически отражает развитие материи, духа, сознания, познания и других аспектов действительности через:

законы диалектики;

категории;

принципы.

Главная проблема диалектика – что  такое развитие?

Развитие – общее свойство и  главнейший признак материи: изменение  материальных и идеальных объектов, причем не простое (механическое) изменение, а изменение как саморазвитие, результатом которого является переход  на более высокую ступень организации.

Развитие – высшая форма движения. В свою очередь, движение – основа развития.

Движение также является внутренним свойством материи и уникальным явлением окружающей действительности, поскольку движение характеризуется  целостностью, непрерывностью и одновременно наличием противоречий (движущееся тело не занимает постоянного места в пространстве – в каждый момент движения тело находится в определенном месте и одновременно уже не находится в нем). Движение также является способом связи в материальном мире.

Основными принципами диалектики являются:

принцип всеобщей связи;

принцип системности;

принцип причинности;

принцип историзма.

Всеобщая связь означает целостность  окружающего мира, его внутреннее единство, взаимосвязанность, взаимозависимость  всех его компонентов – предметов, явлений, процессов.

Связи могут быть:

внешние и внутренние;

непосредственные и опосредованные;

генетические и функциональные;

пространственные и временные;

случайные и закономерные.

Наиболее распространенный вид  связи – внешние и внутренние. Пример: внутренние связи человеческого организма как биологической системы, внешние связи человека как элементы социальной системы.

Системность означает, что многочисленные связи в окружающем мире существуют не хаотично, а упорядоченно. Данные связи образуют целостную систему, в которой они располагаются в иерархическом порядке. Благодаря этому окружающий мир имеет внутреннюю целесообразность.

Причинность – наличие таких  связей, где одна порождает другую. Предметы, явления, процессы окружающего  мира чем-то обусловлены, то есть имеют  либо внешнюю, либо внутреннюю причину. Причина в свою очередь, порождает следствие, а связи в целом именуются причинно-следственными.

Историзм подразумевает два  аспекта окружающего мира:

вечность неуничтожимость истории, мира;

его существование и развитие во времени, которое длится всегда.

  1. Законы диалектики и их характеристика.

Среди способов понимания диалектики развития – законов, категорий, принципов  – основополагающими являются законы диалектики.

Закон – это объективные (не зависящие  от воли человека), общие, стабильные, необходимые, повторяющиеся связи между сущностями и внутри сущностей.

Законы диалектики отличаются от законов  других наук (физики, математики и др.) своей всеобщностью и универсальностью, поскольку они:

охватывают все сферы окружающей действительности;

раскрывают глубинные основы движения и развития – их источник, механизм перехода от старого к новому, связи  старого и нового.

Выделяются три базовых закона диалектики:

единства и борьбы противоположностей;

Информация о работе Шпаргалка по "Философии"