Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка
1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.
1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
Философия зародилась в 7-6 веках до н.э. в Древнем Риме, Древнем Китае, Древней Греции. Ф-я изначально впитывала в себя все знания о мире, и термином «ф-я» обозначали всю совокупность знаний о мире до 18 в.
Ф-я формирует у человечества ценностное восприятие действительности с учетом планетарных ценностей выживания, гуманизма, веротерпимости. Как форма общественного сознания ф-я тесно связана с мифологией, религией, искусством, моралью, правом, политикой, экономикой.
Предмет философии определился 2 тысячи лет назад. В этот исторический период у европейцев, индийцев, китайцев возникла потребность в рациональном осмыслении и интеллектуальном культивировании фундаментальных ценностей бытия человечества (первичности и вторичности материального и духовного начал – линия материализма и линия идеализма; познаваемости мира – линия гностицизма и линия скептицизма (агностицизма); социального оптимизма (прогрессивного развития) и социального пессимизма (апокалиптические представления).
Проблемы первичности материального или духовного, а также познаваемости мира в ХIХ в. были обозначены Ф. Энгельсом как основной вопрос философии в работе «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».
Философы, признающие материю первичным началом бытия, называются материалистами.
Философы, признающие идею, дух
первичным началом бытия
Вторая половина основного вопроса философии касается проблемы познаваемости мира. В данном случае философы делятся на оптимистов и пессимистов (агностиков, скептиков).
Как наука философия формировалась до конца ХIХ в.
В традиционной ф-и выделяют след.разделы: 1) онтология – учение о бытии; 2) гносеология – теория познания; 3) антропология – учение о человеке, его бытии в системе ценностей (аксиология); 4) социальная ф-я; 5) история ф-и.
Ф-я является живой душой культуры, духовной квинтэссенцией эпохи. Ф-я явл. самосознанием эпохи. Ф-я выясняет фундаментальные идеи. Ф-я выполняет критическую и прогностическую функции. Ф-я выполняет функцию духовной ориентации человека, определяет культурные горизонты человека, помогает человеку свободно мыслить, побуждает быть свободным существом.
Коренное отличие современной истории ф-и от марксистской состоит в том, что марксизм рассматривал историю ф-и как борьбу материализма и идеализма. Современная ф-я отходит от этого «ч-б» видения и рассматривает историко-философский процесс как диалог различных фил.школ.
В истории ф-и были след.стили мышления:
1 – античность: космоцентризм (7-6 вв. до н.э. – 4 в. н.э.);
2 – средневековье: теоцентризм (5-14 вв. н.э.);
3 – возрождение: гуманизм, антропоцентризм (14-16 вв.);
4 – новое время: наукоцентризм (16 в. – наст.время);
5 – новейшее время:
неклассическая ф-я, идея
2.Мировоззрение, его структура и функции.
Мировоззрение – это система взглядов и представлений человека о мире и своем месте в нем, обусловленная ценностями, традициями, идеалами, образом жизни, знаниями. Мировоззрение имеет структуру в виде мироощущений и миропонимания. Мироощущение отражает способность человека переживать мир и формировать конкретное жизненно-практическое отношение к нему. Миропонимание связано со способностью человека осмыслять мир, анализировать скрытые за внешней видимостью закономерности.
3 вопроса ставит ф-я по мировоззрению: 1) что такое мир в его целостности; 2) какое место человек занимает в мире; 3) какое отношение человека к миру.
Мировоззрение призвано обеспечить слаженную работу чувств, разума и воли. Знания, ценности и воля, переплетаясь в мировоззрении, приводят к тому, что знания превращаются в убеждения, т.е. знания, которые активно принимаются людьми и которые формируют их жизненные устремления.
Мировоззрение - средство духовного и практического миропреобразования. Мировоззрение - способ духовно-практического освоения мира.Освоение мира- способность человека к преобразованию окружающей его природной и социальной действительности.
Ценности отражают наличие в общественном сознании людей представления о значимости общечеловеческих, национальных, локальных пространств, образа жизни, людей, социальных общностей, религиозно-духовных институтов и культурных памятников.
Сомнения – обязательный компонент формирования мировоззрения. Догматизм и скептицизм – крайности сомнений.
Существуют различные
способы типологии
По степени убежденности и осознанности мировоззрение делится на определенное (патриотическое, национальное, либеральное, консервативное и другое) и неопределенное (маргинальное).
Мировоззрение включает в свою структуру также идеологию и общественную психологию (эмоциональную оценку).
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.
Мифологическое, религиозное, научное мировоззрения отражают основные этапы исторической эволюции общественного сознания человечества.
Нравственная реальность мира личности наиболее ярко, наглядно и зримо выражена в мифах, которые являются особым способом понимания древним человеком окружающего мира, своих действий в нем и самого себя.
Мифология – исторически первый тип мировоззрения, цель мифа – это сплочение людей в общности и обособление их от других общностей. В рамках мифа человека воспринимает мир через призму синкретичности (единство человека и природы). Человек предзадан обычаями, табу, запретами. В мифах неизвестное объяснялось с помощью известного, природное – через человеческое, божественное – посредством земного.Наиболее красочно, глубоко и полно человек как личность выразил себя в мифе. В мифах даны также научные и культурно-исторические предвосхищения последующих эпох.
Религия возникает там, где человек начинает отделять себя от коллектива, мир уже разделяется на естественный и сверхъестественный, который выступает целью, смыслом. Религия утверждается через веру, суть которой состоит в том, чтобы свободно избрать для себя мир вещей невидимых. Для личности важна не вера, а свободный интеллектуальный поиск себя в мире.
В религии отразилось стремление человечества понять тайну мира через выделение определенных духовных сил (пантеизм), единой творящей и контролирующей мир силы в образе Бога (монотеизм). Соответственно историческим особенностям на планете сформировались мировые религии (христианская, ислам, буддизм), а также национальные и племенные. Они выполняют важную регулятивную функцию.
Наука как историческая форма
мировоззрения актуализирована
эпохой Возрождения в связи с
формированием техногенной
В начале ХХI в. мировоззрение характеризуется постмодернистской атмосферой культурного плюрализма, сосуществования различных форм общественного сознания без претензий на лидерство. Естественно, существуют исключения в отдельных регионах мира, где имеет место терроризм и военные конфликты.
4.Философия Древнего Востока.
Восточная философия сформировалась в Южной Азии и на Дальнем Востоке.
Ф-я Индии включает в себя 2 периода: ведический и послеведический.
Важнейшую роль играет фил.-литературный сборник Веды, который состоит из таких сборников, как Ригведа, Самоведа, Яджурведа, Атхарваведы (гимны, песнопения, формулы, заклинания). В конце 2 тыс. до н.э. к этим сборникам добавились истолковывающие тексты – Брахманы, Араньяки, Упанишады (смысл и цели жертв, поучения для лесных отшельников, философские тексты).
Особенности древнеиндийской
культуры: 1) непрерывность собственных
культурных традиций и отсутствие интенсивного
соприкосновения с другими
Основные понятия в Упанишадах: 1) Брахман – наиболее полное бытие, творец; 2) Атман - проявление Брахмана, внутреннее, бессмертное «я» мира; 3) Майя – зависимость человека от видимого мира; 4) карма – завис-ь человека от ранее совершенных поступков; 5) сансара – бесконечные переходы души от одного тела к другому; 6) нирвана – высшее блаженство, отрешенность от мира.
Индивидуальный Атман человека неповторим, неуничтожим, и его конечная цель – слияние с Брахманом. Подлинная цель человеческой жизни – это уничтожение причин, препятствующих освобождению индивидуального Атмана. Для этого нужно освободиться от майи, кармы и сансары. Майя скрывает от человека подлинную реальность. Чтобы преодолеть зависимость от майи, кармы и сансары, нужно: 1) освободиться от влияния телесности; 2) неустанно приобщаться к знаниям; 3) неустанно усердствовать в нравственном самосовершенствовании. В результате человек приходит к нирване, которая проявляется в отсутствии желаний и слиянии с Брахманом.
С середины 1 тыс. до н.э. возникают на основе Вед филос. школы, которые делятся на астику (ортодоксальные – приверженцы Ведам: йога, санкхья) и настику (неортодоксальные: буддизм, джайнизм, локаята).
В 3 в. до н.э. буддизм был принят в качестве официальной идеологии, а в средние века превратился в мировую религию. В основе учения лежат 4 благородные истины: 1) жизнь полна страданий; 2) причина страданий – жажда полноты жизни, которая приводит к колесу сансары; 3) можно прекратить страдания и достичь нирваны; 4) есть путь, ведущий к этой цели – восьмеричный путь спасения – это синтез правильного познания, поведения и сосредоточения.
Джайнизм возник в 6 в. до н.э. отрицал святость вед, отличался фанатизмом и абсолютной нетерпимостью к любому другому учению.
Ф-я Древнего Китая интересовалась проблемой взаимоотношений человека и общества. Расцвет приходится на 6-3 вв. до н.э. В 136 г. до н.э. конфуцианство стало официальной идеологией. Выделяется 6 школ: натурфилософия, конфуцианство, даосская, моисты, легистская, школа имен.
Согласно конфуцианству, каждый человек занимает своё место в обществе в зависимости от его моральных достоинств, которые определяются уровнем знания, которым обладает человек. На 1-м месте те, кто обладает врожденными знаниями. На 2-м – те, кто приобретает знания благодаря учению. На 3-м – те, кто приступает к учению из-за трудностей. На 4-м – те, кто даже встретившись с трудностями, не учится.
5.Философские традиции Индии
Практически во всех системах
индийской философии
Индийская философия включает четыре этапа: 1) ведийский период (XV–VI вв. до н.э.); 2) эпический период (VI–II вв. до н.э.); 3) период сутр и комментариев (со II в. приблизительно до 1700 г.); 4) эпоха Возрождения и европейского влияния (с XVIII в. по настоящее время).
Выдвинутые в ведийский
период способы решения
Для обозначения материализма употреблялись два термина – локаята и чарвака. Материалисты заявляли, что реально существует лишь материя в ее различных формах, т.е. этот мир. Никакого иного, потустороннего мира с его раем и адом не существует. Не может быть души отдельно от тела.