Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка
1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.
Если ф-я, как отмечалось,
– это любовь к мудрости, а
любовь понимается как страстное, эмоциональное
состояние погруженности во внутренний
мир другой личности, то такая ф-я
есть, во-первых, интуитивное, во-вторых,
синтетичное знание этой личности (а
не ее формальное расчленение на «субъект»
и «объект»), в-третьих, метафоричное
постижение ее душевно-духовной глубины
(Н. Бердяев). Телом и его органами
чувств мы воспринимаем мир физический.
Этот мир изучает наука и
29. Философские проблемы анализа сознания.
Проблема сознания всегда привлекала внимание философов. Их интересовало происхождение, сущность, специфика сознания, его отношение к материальному миру. Сознание – чрезвычайно сложный, таинственный феномен. Оно является предметом изучения психологии, антропологии, логики, социологии, кибернетики, информатики. Сознание – это не сумма составляющих его элементов, а их интегральное, сложно-структурированное целое. Сознание – это свойственная лишь человеку высшая форма отражения действительности, возникшая в процессе его общественно-исторического развития и проявляющаяся в целесообразной творческой деятельности, направленной на преобразование мира и совершенствование себя.
Философский анализ проблемы
сознания осуществляется с традиционных
философских традиций: материализм,
объективно-идеалистическая и
Материализм исходит из того,
что сознание – это высшая форма
отражения. Сознание развивается из
всеобщего свойства материи –
свойства отражения. Отражение –
способность тел, явлений в процессе
их взаимодействия изменять свое состояние
и сохранять полученную информацию
в зависимости от их внутренней природы
и условий, в которых это взаимодействие
осуществляется. Информация – одна
из важнейших характеристик
Исторически первой формой биологич. отражения является раздражимость – способность живого организма избирательно реагировать на внешние воздействия.Простейшим психич. процессом, отражающим в форме образов отдельные внешние свойства предметов и явлений матер. мира, являются ощущения (зрит., слух., обонят., вкус., тактильные, и т.д.). Но в окруж. действительности предметы и явления обладают целым комплексом внешних свойств. Для адекватного их отражения возникла более высокая форма отражения – восприятие. На основе ощущений и восприятий появилась более высокая форма психич. отражения – представление – чувственно наглядный образ объектов, которые некогда действовали на субъект, вызывали в нем ощущения и восприятия, но в данный момент не действуют.Психической формой отражения являются и эмоции (переживания, волнения). Эмоции отражают отношение субъекта к объекту, имеющему значение для удовлетворения его потребностей.С появлением человека, развитием соц. связей происходит дальнейшее совершенствование мозга и возникает опосредованная форма отражения – мышление, проявляющееся в умении воспроизводить сущностные характеристики и связи действительности, не данные непосредственно в восприятии. Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений. И высшей формой отражения является сознание, для которого характерны абстрактно-логическое мышление, целеполагание, самосознание, наличие языка.
Объективно-идеалистический
концепция при объяснении сущности
сознания признает в качестве первоосновы
материального мира объективно существующее
абсолютное духовное начало: мир идей
у Платона, абсолютная идея у Гегеля,
Бог – у теологов. Сознание предстает
как чувственно непостижимая сущность,
порождающая мир вещей и
Субъективный идеализм абсолютизирует человеческое сознание (сознание конкретного индивида) как первичное по отношению к чувственному миру и противоположное ему. Крайняя форма субъективного идеализма – солипсизм - базируется на постулате – «Существую только я и мои ощущения. Весь мир – комплекс моих ощущений». Сознание, с точки зрения солипсистов, - это единственно достоверная реальность, а материальный мир – его порождение (Беркли, Юм, Фихте).
30. Сознание и искусственный интеллект.
В ХХ в. стала реальной и необходимой техника, используемая в управленческой функции, способная взять на себя функции человеческого мышления, способная стать естественным продолжением важнейших функций мозга.Искусственный интеллект — наука и технология создания интеллект.машин, особенно интеллект. компьютерных программ. ИИ связан с задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта.
Можно выделить две основные
линии работ по ИИ. Первая
связана с совершенствованием самих
машин, с повышением"интеллектуальности"
Системы искусственного интеллекта, используя заложенные в них правила переработки информации, вырабатывают схемы целесообразных действий на основе анализа моделей, хранящихся в их памяти. Способность перестройки этих моделей, т.е. к самообучению, является признаком эволюции этих систем. Ключевая роль в разработке программ принадлежит программистам.
ЭВМ работает сразу в режиме нескольких законов – физического (электродинамики), информационных (преобразования информации), технических (морального и физического старения). В рамках информационного закона решаются задачи:– создания устройств, выполняющих большое число логических операций с высоким быстродействием;– разработки проблемно-ориентированных языков для использования ЭВМ;– построения имитационных моделей жесткого или нежесткого решения постановленной задачи.
Техническая кибернетика, в отличие от теоретической кибернетики, занята проблемами автоматизации технологических процессов, управлением сложными техническими комплексами, разработкой автоматизированных систем технологического и административного управления, и т.д. Технические возможности кибернетики значительно увеличатся с применением нанотехнологий.
Т.о., ИИ – это техническая система, которая решает задачи и способна к самообучению на основе трансформации матем. моделей, имитирующих реальность. Под матем. моделированием следует понимать описание в виде уравнений и неравенств реальных процессов (физич., химич., технологич., биологич. и др.).
Наука «о создании искусственного
разума» не могла не привлечь внимание
философов. С появлением первых интеллектуальных
систем были затронуты фундаментальные
вопросы о человеке и знании, а
отчасти о мироустройстве.
31. Виртуальная реальность и искусственный интеллект.
Термин «виртуальная реальность» был впервые употреблен в Массачусетском технологическом институте в конце 70-х гг. ХХ в. В середине 80-х гг. этого же века Леньер наладил производство интерактивных компьютеров с головными шлемами, позволяющими пользователю погружаться в виртуальные миры с максимальным спектром ощущений. Эти компьютеры были интегрированы в комплексные мультимедиа-операционные среды и создали основу для человеко-машинного континуума.
Можно определитьВР как явление,
связанное с деятельностью
ВР существует, пока действует порождающая реальность. Субъект, находящийся в ВР, непосредственно не ощущает промежуточных звеньев. При этом он видит все виртуально происходящее со своей точки зрения. Главным участником событий всегда является он сам.
ВР обладает свойствами:–
порожденности (продуцируется активностью
какой-либо другой реальности, внешней
по отношению к ней);–
Электронная ВР:–обоснована стремлением человека создавать альтернативный мир;– проявляется преимущественно знаково;– широка по силе воздействия;– может менять сознание субъекта (обратная связь).
ВР – это благодатная основа для реализации компьютерного моделирования в динамике, что позволяет проследить технические характеристики чего-либо в условиях динамической среды, максимально приближенных к реальным, 1) например, условия боя, бездорожья для транспортной техники, 2) решение ландшафтных задач строительства гидрообъектов, микрорайонов и т.д.
В ХХ в. стала реальной и необходимой техника, используемая в управленческой функции, способная взять на себя функции человеческого мышления, способная стать естественным продолжением важнейших функций мозга. Искусственный интеллект — наука и технология создания интеллект.машин, особенно интеллект. компьютерных программ. ИИ связан с задачей использования компьютеров для понимания человеческого интеллекта.
Можно выделить две основные линии работ по ИИ. Первая связана с совершенствованием самих машин, с повышением "интеллектуальности" искусственных систем. Вторая связана с задачей оптимизации совместной работы "искусственного интеллекта" и собственно интеллект.возможностей человека.
ИИ – это техническая система, которая решает задачи и способна к самообучению на основе транс-формации матем. моделей, имитирующих реальность. Под матем. моделированием следует понимать описание в виде уравнений и неравенств реальных процессов (физич., химич., технологич., биологич. и др.).
32. Индивидуальное и общественное сознание, их структура и функции.
Индивидуальное сознание – это живое сознание отдельного человека. Оно формируется под влиянием его собственной жизненной ситуации в мире. На ее основе складывается личностный опыт, который корректируется под влиянием образования, воспитания, общения с другими людьми, усвоения социальных ценностей, погружения в мир культуры, мир природы. На него влияют также природные задатки каждого отдельного человека, его характер, его вкусы и т.д.
ИС – это неповторимый духовный мир, который включает в себя знания, взгляды, интересы, чувства, переживания и т.д., которые также могут объединять его с другими людьми. В каком-то отношении ИС может проигрывать по сравнению с общественным, выражая ближайшие, повседневные интересы.Оно может недотягиваться до той полноты охваты социального опыта, который там имеется. Но временами оно может бросить вызов консервативным установкам общества, обеспечивая прорыв к более высоким уровням осмысления реальности, обогащая тем самым общественное сознание.
Общественное сознание –
это предмет работы сознания многих
поколений людей, который сохранился
благодаря общественному
С другой стороны, какими бы
авторитетными ни были определенные
идеи, личность должна их подвергать самостоятельной
критической проверке, чтобы не быть
заложником идеологических спекуляций.
Для этого очень важна
В ОС выделяют обыденный и теоретический уровни сознания. Обыденное сознание отвечает непосредственно жизненно-практическим запросам, оно оперирует житейскими понятиями и представлениями. Оно стихийно, несистематизировано, что служило поводом принижать роль обыденного сознания по сравнению с теоретическим. На уровне «здравого смысла» обыденное сознание возможность человеку, не владеющему в достаточном объеме теоретическими знаниями, вести себя достойно, по-житейски мудро. Теоретическому сознанию, несмотря на его систематичность, доказательность, порой не хватает живой связи с действительностью, полноты и цельности мировосприятия. Обыденное и теоретическое сознание в процессе взаимодействия обогащают друг друга. Теоретическое черпает в обыденном неиссякаемые источники своего развития, а обыденное постоянно пополняется популярным изложением теоретических идей.
В духовной деятельности людей можно выделить различные сферы. Сообразно с ними можно обозначить следующие формы общественного сознания: наука, философия, искусство, мораль, религия, правовое и политическое сознание.
Будучи взаимосвязанными, формы общественного сознания относительно автономны. У каждой из них свой профессиональный язык, свои способы и средства влияния на духовную ситуацию времени, в том числе и в ее практических проявлениях на уровне конкретных социальных событий.
33. Гносеология и эпистемология, их предмет и задачи.
Философская теория познания человеком мира начала создаваться в Древней Греции как гносеология. Одновременно там возник и другой термин – эпистемология, который обозначал процесс научного познания, отличающийся своей строгостью от обыденного знания, приобретенных мнений и нарабатываемых жизненных навыков. Главной задачей эпистемологии является получение высшего знания, которое может открыться любителю мудрости как универсальное, логически непротиворечивое, теоретическое знание. Оно, в отличие от мнения, постоянно, лишено субъективной окраски и определено ничем иным, как самим космическим порядком – устройством мира самого по себе.
Гносеология решает такие вопросы: - познаваем ли мир; - как человек познает мир; - может ли он познать только то, что дано в опыте, или он может выйти за рамки опыта.