Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка
1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.
Есть основания для
гносеологического пессимизма: 1) довольно
часто происходит коренное изменение
наших знаний о мире; 2) существуют
принципиально не познаваемые объекты
(иная Вселенная, черная дыра); 3)чем
больше мы познаем мир, тем больше
расширяются границы
Выделяют различные формы освоения человеком мира: обыденно-практическую, рационально-познавательную, художественно-эстетическую, мораль-но-нравственную, религиозно-духовную и др. Каждая из этих форм имеет свою специфику, но все они – компоненты человеческой культуры, созданные для того, чтобы человек мог полно познавать мир, понимать и осваивать его.
Обыденное познание сопутствует человеку на протяжении всей его жизни. Оно формируется, по мнению многих исследователей, с младенческого и даже внутриутробного периода. В отличие от научного познания, которое постигает сущность объектов, обыденное познание отражает мир на уровне явлений. Обыденное познание во многом предопределяется врожденными задатками, которые при благоприятных условиях разворачиваются в способности.
Научная форма освоения мира
есть особая сфера культуры, целью
которой является процесс освоения
мира посредством выработки
Художественное освоение мира впервые было осознано как форма познания в немецкой классической философии. Ф-я учит искусству правильной гармоничной жизни. Между тем, в ф-и существует тенденция ориентировать ф-ю либо на науку (Платон, Гегель – классическая ф-я), либо на искусство (Кьеркегор, Хайдеггер, Ясперс – неклассическая ф-я). Если науку конституирует разум и «понятие», то искусство – чувства и понятия «красота», «гармония».
Религиозное освоение мира основано на вере человека в мир идеальных ценностей. Религия, как и ф-я, избрала своим предметом человека и его судьбу. Вопросы «что есть человек?», «каково его место в мире?» и в ф-и, и в религии совпадают, но ответ на них дается по-разному. Ф-я обращается к разуму – она рационалистична, религия же – к чувствам, вере, она оперирует мифами и символами, которые могут трактоваться неоднозначно, т.е. смысл их индивидуален для каждого человека.
Освоение человеком мира приводит к развитию человека: обучение превращается в самообучение, организация – в самоорганизацию, дисциплина – в самодисциплину; определение – в самоопределение, образование – в самообразование. С другой стороны, освоение мира – это не только деятельность, но и взаимодействие с уже наличным, созданным и/или существовавшим ранее культурным и природным мирами.
34.Чувственное и рациональное в познании.
Чувств.познание человека основывается на работе органов чувств (зрение, слух, осязание, обоняние, вкус), прежде всего на зрении и слухе. Рацион.познание основано на выработке человеч. мышлением абстрактных понятий, теорий и является сущностно-логическим. Но любой реальный процесс познания всегда представляет собой единство чувств.и рацион. форм – всякая чувств. форма окрашена рацион. моментом, и наоборот, любое абстрактное теоретич. понятие в итоге имеет основание в практич. деятельности человека и так или иначе связано с данными органов чувств. И чувств., и рацион.познание протекает в определ. формах.
Формы чувственного познания:
1. Ощущение – это отражение
отдельных сторон, свойств объекта.
Ощущение является исходным
2. Восприятие – более высокая форма познания, которая представляет собой отражение предмета в целом.
3. Представление – высшая
форма, которая
Рациональное познание называется логическим или абстрактным мышлением. Это высшая форма познания, благодаря которой субъект проникает в сущность предметов и явлений.
Формы рационального познания:
1. Понятие – есть определенная
мысль, в которой
2. Суждение – это определенная
мысль, в которой что-либо
3. Умозаключение – это
вывод из двух или более
суждений нового суждения. Существует
два вида умозаключения:
В классич. теории познания существовала
дилемма эмпиризма и
Другая крайность – рационализм (Декарт, Лейбниц и др.) – основывается на абсолютизации логич. познания. Рационализм считает, что чувства смутны и обманчивы, поэтому только рацион.познание может привести к истине., реальное соотношение чувств.и логич. характеризуется их органической взаимосвязью.
35.
Познаваемость мира и
Большинство философов утверждают,
что человек располагает
Вместе с тем существуют философы, отрицающие возможность достоверного познания. Такая позиция называется агностицизмом. Но понимание агностицизма как учения, отрицающего возможность познания мира, является неточным. Едва ли можно назвать философов, полностью отрицающих такую возможность. Агностицизм следует определить как учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.
Элементы агностицизма содержались
в учениях древнегреческих
Релятивизм софистов послужил
непосредственным источником античного
скептицизма (филос. концепция, подвергающая
сомнению возможность познания действительности).
Представитель скептицизма
Т.о., ни софисты, ни скептики
не отрицали познания полностью, они
отрицали возможность истинного, достоверного
познания. Выделив субъективную сторону
познания, относительный характер знаний,
обусловленный изменчивостью
Скептицизм — необходимый элемент ф-и. Сомнение, критика, отрицание направлены на преодоление догматизма, абсолютизации истин.
Однако крайний скептицизм как филос. концепции смыкается с агностицизмом.
В наиболее последовательной форме агностицизм проявился и скептицизме Юма. Если древние скептики не сомневались в существовании объект.мира, ставя под вопрос истинность знаний, то Юм поставил под сомнение существование самой действительности. Все наши знания, считал он, это чувств.восприятия, за пределы которых мы принципиально не можем выйти. Поэтому нельзя судить о том, каково отношение между опытом и реальностью, как и о существовании самой реальности.В отличие от Юма, Кант признавал существование объект.мира (вещей в себе), но считал их непознаваемыми. Юм и Кант также не отрицали полностью возможность познания, ограничивая его чувств.восприятиями.
Во второй половине XIX и в XX в. позиция агностицизма также характерна для ряда течений ф-и.
36. Концепции истины. Истина и критерии достоверности знаний.
В истории философии существовали разные взгляды на возможности получения достоверных знаний: 1) Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф. Бэкон); 2) Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм); 3) Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт); 4) Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант); 5) Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень).
Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от заблуждения: соответствие законам логики;соответствие ранее открытым законам науки;соответствие фундаментальным законам;простота, экономичность формулы;парадоксальность идеи;практика.
Классическая философия основывается на корреспондентской концепции истины, родоначальниками которой были Платон и Аристотель. Истина – это знание, соответствующее действительности. В самой природе как таковой нет ни истин, ни заблуждений. Истина – это характеристика человеческого знания. Противоположностью истине является заблуждение, которое отличается от осознаваемой лжи неадекватным, искаженным отражением действительности, которая принимается за истину.
Истина обладает двумя
характеристиками: объективностью и
конкретностью. Объективность истины
означает, что содержание истинного
знания не зависит ни от человека, ни
от человечества. Конкретность истины
выражает то обстоятельство, что знание
получено в конкретных условиях с
использованием конкретных средств, а
также характеризуется
Поскольку реальный мир изменяется, то и меняется наше представление о нем. Кроме того, процесс познания углубляется, поэтому идет и «движение» знания. Для того чтобы объяснить движение истины, в философии были выработаны понятия абсолютной и относительной истины.
Абсол. истина – это полное, точное, исчерпывающее знание об объекте. Ее разновидностью является вечная истина, т.е. знание об элементарных сведениях, конкр.историч. фактах, кот.обладает свойством неизменности во времени.Относит.истина – не полное, не точное, не исчерпывающее знание об объекте.
Применительно к этому
делению, процесс познания может
быть представлен следующей моделью:
Догматизм – филос. направление, кот.считает главным абсол. истину, т.е. рассматривает истину только как абсолютную. Релятивизм, напротив, считает главной истину относительную и, вследствие этого, теряет различие между истиной и заблуждением.
Неклассическая гносеология, определяющая ныне развитие передовых отраслей человеческого познания, решилась на почти полный отказ от догматизма.Это решение, разумеется, предельно обострило проблему достоверности знания и породило ряд стратегий ее решения.
37. Философия науки, ее структура и функции.
Наука – это вид человеческой деятельности, направленный на производство новых знаний (строгих, непротиворечивых и доказательных).Наука – это также и социальный институт, призванный обеспечить непрерывный прирост знаний; существует сообщество ученых, различные научные организации и структуры, которые непосредственно заняты решением этих задач.Наука – это в то же время система знаний, обобщающая и систематизирующая результаты деятельности ее ведущих представителей. В этом смысле говорится о существовании отдельных научных дисциплин, науки подразделяются на естественные, гуманитарные и т.п.
Научное познание – это особая форма познавательной деятельности, целью которой является достижение объективного и системно-организованного знания.Научное познание по сравнению с обыденным, художественным, философским и другими представляет собой особую деятельность по получению нового знания. Всякая деятельность включает в себя компоненты – субъект, объект, цель, средства, результат деятельности.