Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2014 в 14:52, шпаргалка
1.Предмет, структура, специфика философии. Область философских исследований.
2.Мировоззрение, его структура и функции.
3.Исторические типы мировоззрения. Мировоззрение на рубеже 20-го- 21-го веков.
Начало изучения массовой коммуникации как социального явления связано с именем немецкого социолога М. Вебера. В 20-е гг. ХХ в. он методологически обосновал связь периодич. печати с соц. структурами общества. В неомарксистском подходе Адорно и Маркузе также отражена критическая направленность. В нем доказывается влияние массовой культуры на изменение типов личности. Так, специализируясь на теории и социологии музыки, Адорно показывает разрушительное воздействие СМИ на человека. Маркузе обозначил масс-медиа как «посредника между хозяевами и теми, кто от них зависит». Универсум коммуникации формируется параллельно с процессами идентификации, унификации и навязывания «технологич. поведения».
В основе теорий «информац. общества», основой для которого является концепция постиндустр. общества, лежит утверждение о том, что инф-ция является главным источником, средством и продуктом производства, а изменения в обществе заложены в способах и средствах передачи инф-ции. Инф-ция становится одной из главных ценностей общества. Для коммуникации это связано с качественно новым уровнем переработки и распространения инф-ции, с созданием коммуникат. систем, способных обеспечить обмен инф-цией.
Сегодня, в ХХI в.,на основе комп. техники становится возможным создание новой социокульт. среды. Комп. виртуальные технологии как новые коммуникац. возможности и способы управления на расстоянии по степени контроля и регулятивной возможности намного превосходят все прежние способы. Особенности компьютера как средства коммуникации в том, что он наиболее полно реализует принципы обратной связи. С помощью СМИ происходит интернализация и плюрализация множественности миров. В связи с этим изменяется содержание многих социальных понятий, в условиях электронного посредничества позиции социальных групп оказываются незамкнутыми и свободно варьирующимися.
51. Восток и Запад: философский диалог культур.
В ХХ в. среди филос. наук исключительно важную роль начинает выполнять дисциплина, за кот.закрепляется название «сравнительной ф-и», в рамках кот. изучаются и сопоставляются разнообразные течения мысли Востока и Запада, а заодно ищутся пути испособы их сближения в мировом цивилизационном процессе.
В сравнительной ф-и за приблизительно семь последних десятилетий сталкивались несколько подходов: западноцентризм, востокоцентризм и, наконец, тенденция к восточно-западному синтезу посредством налаживания диалога культур Востока и Запада.
В 20-60 гг. ХХ в. создаются два мировых центра сравнит.исследований в Гавайском университете (США) и Нью-Дели (Индия). С конца 30-х гг. ХХ в. в Гонолулу начинают проводиться конференции философов Востока и Запада. Позже они становятся регулярными и проводятся примерно раз в 10 лет. Цель этих конференций – выявить возможность развития мировой ф-и через синтез идей и идеалов Востока и Запада. В их работе принимают участие философы Америки, Европы и Азии, в т.ч. с 1995 г. философы из бывшего СССР.
С начала 90-х гг. ХХ в. в России осуществляется широкомасштабный проект международных сравнительных исследований, результатом которого стало, во-первых, проведение в Санкт-Петербурге и Москве ряда научных конференций, в работе которых, помимо россиян, принимают участие и многие видные зарубежные ученые, во-вторых, издание сборников и учебных пособий по сравнительной ф-и.
Появление сравнительной ф-и привело к повышению интереса к духовным культурам Востока. Это определялось теми тесными связями, кот.на протяжении нескольких веков существовали между Индией и англ. метрополией вплоть до середины ХХ в., когда Индии удалось добиться гос. независимости. Эти связи, конечно, оказались далеко не простыми. Более того, они были полны острых противоречий и конфликтов.С одной стороны, прогрессивные слои индийского общества сознавали, что благодаря связям с Англией у них появилась возможность приобщиться к передовой культуре Запада и ее достижениям. С другой стороны, они не могли не замечать, что от метрополии исходит тот дух колониального господства, от которого Индии предстоит избавиться ради достижения свободы и процветания страны.
В сравнит.ф-и прогрессивные мыслители Индии увидели средство, с пом. кот. можно было бы вывести на новые рубежи отношения их страны с другими гос-вами, вкл. и Англию, добиться объединения усилий людей Востока и Запада в деле создания условий для лучшей, более гармоничной жизни всего человечества.
Видные философы совр. Индии сегодня озабочены идеей культивирования среди соотечественников тех общечеловеч. ценностей, кот.,по их мнению, позволят индийцам войти в общую семью народов мира в качестве ее полноправного участника. При этом инд. культура не должна утратить своих формировавшихся веками нац. традиций, хотя ей и придется пересмотреть многие прежние стойкие мифы и предрассудки.
В современном движении «нового конфуцианства» на передний план выходят люди, ищущие способы сближения китайской мысли с западными идеями. Причем, это сближение все чаще рассматривается как равноправное сотрудничество двух сторон, как стремление добиться их органического синтеза.
Нельзя не согласиться с мнением, что привлечение системной философии как теоретической базы в наибольшей степени способствовало бы успеху дела новыхконфуцианцев.
52. Философия безопасности.
Ф-я безопасности как самостоят. направление исследований оформилась в конце ХХ в. под влиянием возросшего в деятельности человечества разнообразия рисков и соответствующего стремления общества к устойчивому развитию. В 1992 г. в Рио-де-Жанейро это стремление было оформлено на конференции ООН.
Термин «коэволюция» в научный оборот введен экологами в 60-х гг. ХХ в. и первоначально обозначал взаимное приспособление видов, основанное на взаимовыгоде (мутуалистическая коэволюция) и паразитизме (немутуалистическая коэволюция). В совр. понимании коэволюция понимается как 2-й вариант.
Особую обеспокоенность человечеству доставляют риски техногенного и экономич.происхождения.
Техногенные риски обусловлены морал. и физич. старением индустр. инфраструктуры и коммуникаций, созданных человечеством во второй половине ХХ в. Это катастрофы, вызванные старением техники, сооружений и зданий, промышл. комплексов, оборудования, нефте- и газопроводов, боеприпасов, дамб, парка самолетов, ж/д составов и путей. Значительную основу рисков формирует человеч. фактор с точки зрения некачественных работ, нарушений охраны труда. Все эти факторы и обусловили ускоренное развитие структур МЧС с соответствующим приданием им материальных и информационных ресурсов.
Экономическая безопасность
– это аспект деятельности, характеризующий
важность обеспечения самодостаточности
национального государства в
условиях глобальных рыночных катаклизмов,
связанных с недостатком
.С учетом выявившихся
в начале ХХI ст. аспектов можем
дать след. определение безопасности
– это деятельность, заключающаяся
в обеспечении устойч. развития общества
и государства путем: 1) мониторинга и минимизации
последствий стихийных бедствий, минимизации
рисков; 2) высокотехнологичной модернизации
аграрного, промышл., оборонит., информационно-
Соответственно имеющимся возможностям философия безопасности решает задачи: 1) мониторинга (исследования); 2) минимизации последствий стихийных бедствий, угроз, рисков; 3) оптимизации охранных, спасательных, экономических, социально-политических, социальных (медицинских, страховых), информационных, управленческих структур; 4) подготовки кадров; 5) развития материально-технической базы специальных структур; 6) оздоровления, финансовой стабилизации организаций (менеджмент безопасности); 7) совершенствования охраны труда.
53.
Концепция устойчивого
Термин «устойчивое развитие»
получил широкое
Под устойчивым понимается развитие,
обеспечивающее сбалансированное решение
социально-экономических задач
Весь мир сегодня стоит
на пороге 3-й цивилизационной революции,
которая требует выработки
Устойчивое развитие предполагает положительную динамику изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов (в триаде человек - хозяйство - природа), отражающих стабильное функционирование и сбалансированное поступательное движение социальной, экономической и экологической сфер.
Необходимость устойчивого развития весьма актуальна для РБ, экономика которой долгое время являлась составной частью бывшего единого общесоюзного народнохозяйственного комплекса, имела и имеет чрезмерно высокую зависимость от поставок энергоносителей, сырья и иных жизненно важных производственных ресурсов, прежде всего из России и других государств бывших союзных республик.
В РБ работу в области устойчивого
развития курирует национальная комиссия
по устойчивому развитию при Совете
Министров. В 1996 г. разрабатывается
первая стратегия устойчивого
Экологич. императив в развитии производства реализуется через след.принципы: 1) в центре внимания устойч. развития должен находиться человек, который имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, 2) право на развитие следует осуществлять так, чтобы обеспечить равенство возможностей развития и сохранения окр. среды как для нынешнего, так и для будущих поколений, 3) для достижения устойч. развития охрана окр. среды должна стать неотъемлемой частью процесса и не может рассматриваться в отрыве от него, 4) в отличие от существующей практики охраны природы, акцент должен быть перенесен на осуществление мер по экологизации хозяйственной деятельности (на устранение первопричин загрязнения, а не его последствий), что требует переориентации действующих и новых технологий производства и транспортной деятельности на экологически чистые.
54. Философия техники и область ее исследования.
Техника, наряду с искусством
и наукой, является одной из форм
задействования человеком внешней
природы в процессы деятельности.
Это задействование осуществляется
в рамках определенных технологических
процессов деятельности, используемых
человечеством для решения
Техника, вследствие этого, отражает творческий и научный потенциал человечества, его технологическую и инженерную культуру. Она же является модификацией природных процессов в артефактной форме, форме коммуникаций и инфраструктуры.
Сущность техники определяет опору ф-и техники на: 1) естествознание как основной источник знаний о внешней природе; 2)техникознание – как обобщенную картину, созданную человечеством технизированной реальности; 3) логику и математику – как рациональную основу инженерной деятельности; 4) гуманитарные науки – как основной источник знаний о человеке, его сознании (мышлении, психике); 5) социально-экономические науки – как важнейшие детерминанты оптимизации технизированной реальности; 6) кибернетику – как науку об управлении; 7) экологию – как нормативную основу коэволюционной стратегии НТП.
Таким образом, философия
техники имеет предметом:
Соответственно выделяются сферы:культуры и техники;методологии технических наук и проектирования; инженерной этики.
В центре внимания ф-и техники находятся проблемы сущности и смысла техники.Ф-я техники рассматривает технику как реальность в виде формируемой человечеством совок-сти артефактов инструмент. назначения с операциональными и управленч.-контрольными функциями. Отсюда вопросы:1. Какова природа техники?2. Как техника взаимодействует с разл. сферами человеч. деятельности?3. Является ли техника источником угрозы?4. Станет ли техника абсолютно самостоят. реальностью (миром без субъекта)?5. Как техника модифицирует природу?6. Каковы особенности динамики техники как техногенной цивилизации?
Физический износ –
это потеря конструктивными элементами
технической системы
Моральный износ связан с
инновационной деятельностью