Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Января 2014 в 16:27, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по «Философии»
Являясь сторонником сенсуализма англий
Вольтер как представитель
школы естественного права
Наряду с естественными
законами философ выделяет позитивные
законы, необходимость которых
Критика религии[править | править исходный текст]
Неутомимый и беспощадный враг церкви и клерикалов, которых он преследовал аргументами логики и стрелами сарказма, писатель, чей лозунг гласил «écrasez l’infâme» («уничтожьте подлую», часто переводят как «раздавите гадину»), Вольтер обрушивался и на иудаизм, и на христианство (например в «Обеде у гражданина Булэнвилье»), изъявляя впрочем своё уважение к личности Христа (как в указанном сочинении, так и в трактате «Бог и люди»); с целью антицерковной пропаганды Вольтер издал «Завещание Жана Мелье», священника-социалиста XVII века, не щадившего слов для развенчания клерикализма.
Борясь словом и делом
(заступничество за жертв религиозного фанатизма — Калас
В 1722 году Вольтер пишет антиклерикальную поэму «За и против». В этой поэме он доказывает, что христианская религия, предписывающая любить милосердного Бога, на самом деле рисует Его жестоким тираном, «Которого мы должны ненавидеть». Тем самым Вольтер провозглашает решительный разрыв с христианскими верованиями:
В этом недостойном образе я не признаю Бога, Которого я должен чтить… Я не христианин…
Жан Жак Руссо — французский
писатель и философ, представитель
сентиментализма. С позиций деизма
осуждал официальную церковь и религиозную
нетерпимость в сочинениях «Рассуждение
о начале и основаниях неравенства...»
(1755), «Об общественном договоре» (1762).
Ж. Ж. Руссо выступал против социального
неравенства, деспотизма королевской
власти. Идеализировал естественное состояние
всеобщего равенства и свободы людей,
разрушенное введением частной собственности.
Государство, по Руссо, может возникнуть
только в результате договора свободных
людей. Эстетические и педагогические
взгляды Руссо выражены в романе-трактате
«Эмиль, или О воспитании» (1762). Роман в
письмах «Юлия, или Новая Элоиза» (1761),
а также «Исповедь» (издание 1782-1789), ставящие
в центр повествования «частную», духовную
жизнь, способствовали становлению психологизма
в европейской литературе. «Пигмалион»
(издание 1771) — ранний образец мелодрамы.
Идеи Руссо (культ природы и естественности,
критика городской культуры и цивилизации,
искажающих изначально непорочного человека,
предпочтение сердца разуму) оказали влияние
на общественную мысль и литературу многих
стран.
Жан Жак Руссо родился 28 июня 1712, Женева.
Скончался 2 июля 1778, в Эрменонвиле.
Но наибольшие проблемы принес Юму термин “скептицизм”. Часто называя себя скептиком, а свою философию скептической, Юм буквально навязывал такое представление о себе читателям его произведений.
Действительно, XVIII век в философии прошел во многом под знаком скептического истолкования Юма. К примеру, Кант рассказывал студентам, что Юм наиболее известный из современных скеп-тиков, Тетенс называет его “виртуозом скептицизма” и т.д. Вариации этого образа Юма можно встретить и в современной юмоведческой литературе, хотя они давно уже не доминируют в ней.
В действительности никаким скептиком в обычном смысле слова Юм не является. Для этого достаточно повнимательнее взглянуть на классификацию разновидностей скептицизма, представ-ленную Юмом в книге “Исследования о человеческом познании”.
Юм выделяет четыре вида скептицизма:
1) Пирронизм, или крайний скептицизм, исповедующий тотальное сомнение. Юм негативно относится к такого рода философии: есть области совершенно достоверного познания (математика и “истинная метафизика». На этой позиции нельзя долго устоять и в менее достоверных познаниях: мы рано или поздно должны предпочесть те или иные решения: “Главным и самым неотразимым возражением против чрезмерного скептицизма является то, что он не может принести долговременной пользы, пока сохраняет всю свою силу и мощь”.
Приверженец пирронизма должен признавать, что весь строй человеческой жизни должен был бы подвергнуться разрушению, если бы его принципы приобрели всеобщее и прочное господство. Правда, такого рокового конца вряд ли можно опасаться, ибо природа всегда гораздо сильнее принципов. Пирроник неизбежно должен рано или поздно пробудиться от своего скептического сна. Негативное отношение Юма к пирронизму возрастает от “Трактата о человеческой природе” (1739) к “Исследованию о человеческом познании” (первоначальное название этой работы 1748 г. – “Философские опыты о человеческом познании”), а ведь именно последняя работа объявляется им изложением своей окончательной позиции.
2) Методический
скептицизм Декарта. Это
Вот что он говорит
о своем отношении к
3) Академическая
философия, или “смягченный”
скептицизм. Он “отчасти является
результатом пирронизма, или чрезмерного
скептицизма, когда
4) Консеквентный – последовательный скептицизм, т.е. скепсис в отношении возможности решения ряда философских вопросов, наступающий в результате тщательного исследования человеческих способностей познания. Опять-таки, эта позиция не имеет ничего общего с традиционным скептицизмом. Если считать ее скептической, то тогда скептиком можно назвать и Канта, и Локка, да и вообще чуть ли не всех философов.
Что же в итоге? Юм отвергает скептицизм в том единственном смысле, который соответствует исконному значению этого термина, а принимает его в таком облике, который не имеет отношения к реальному скептицизму.
Получается, что терминологически Юм скептик, по сути же? нет. И это не просто слова. В своих работах Юм достаточно убедительно реализует эту антискептическую установку.
Вопрос о скептицизме имеет важное значение для понимания юмовской философии в целом. Его правильная трактовка позволяет сменить привычные установки при чтении юмовских текстов и настроиться на понимание позитивной сути его философской программы.
Первичная туманность состоит из отдельных частиц. Более тяжелые начинают притягивать сравнительно легкие, образуются местами центры притяжения, вся туманность разбивается на участки, на шаровидные, более плотные скопления материи — будущие звезды. В каждой звездной туманности появляется центральное сгущение; частицы, стремясь к центру, сталкиваются; одни из них при этом падают к центру, другие получают боковое движение. Случайно накапливается перевес движения в одну сторону, и все частицы, как падающие к центру, так и остающиеся в туманности во взвешенном состоянии, получают вращательное движение, общее для всей массы. Вследствие вращения туманность сплющивается, частицы, не упавшие на солнце, начинают группироваться около местных, случайных центров притяжения — зарождаются планеты. В зависимости от положения зародыша планеты над экватором туманности орбиты планет будут более или менее наклонены к нему. Увлеченные общим вращением массы, все планеты движутся в одну сторону. Вопрос о вращательном движении планет вокруг их осей изложен у Канта весьма темно, и во всяком случае вращение должно бы происходить в обратную сторону существующему. Небольшие комки первичной туманности, далекие от экватора ее, образовали кометы. У Канта нет ни постепенного сокращения объема всей туманности, ни выделения колец — этих характерных особенностей гипотезы Лапласа. Кольца же Сатурна Кант объясняет, как продукт рассеивания атмосферы планеты.
И.
Кант(1724-1824) родоначальник немецкой
классической философии. В
Второй период творчества Канта назван “критическим”. “Критиками” названы основные произведения этого периода: “Критика чистого разума”, “Критика практического разума”, “Критика способности суждения”. все эти работы связаны единым замыслом и представляют собой последовательные ступени обоснования системы трансцендентального идеализма(так Кант называл свою философскую систему.
Кант осуществил коренной переворот в постановке и решении философских проблем. До Канта субъективное начало рассматривалось как помеха на пути к истинному познанию, как то, что затемняет и искажает истинное положение вещей. У Канта же возникает задача: установить различие между субъективными и объективными элементами знания в самом субъекте, в его различных уровнях и структурах. Кант переосмысливает понятие субъекта и впервые в философии ставит вопрос о всеобщности субъекта.
Теорию познания
Канта можно представить