Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:39, шпаргалка
1. Предмет философии. Мировоззренческая и методологические функции философии
Философия - это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
Атомы столь малы, что не могут чувственно восприниматься. Таким образом, вводится объяснение ощущаемых объектов (дом, камни, рыба и т.п.) с помощью принципиально чувственно невоспринимаемых сущностей, которые могут только мыслиться.
Все атомы состоят из одного и того же материала. Но они различаются по форме и размерам, которые постоянны для каждого отдельного атома. Поскольку разные атомы имеют разную форму, то некоторые из них могут легко соединяться вместе, тогда как другие - с трудом. (В этом можно усмотреть некоторую аналогию с проблематикой валентности в химии!). Вещи возникают, когда атомы "сцепляются вместе". Это происходит в силу того, что иногда механические столкновения ведут к образованию скоплений, в которых атомы могут соединяться друг с другом. Вещи исчезают, когда образующие их атомы удаляются друг от друга. Движения атомов не зависят от божественного или человеческого разума. Все происходит механически, как это имеет место с шарами в игре в бильярд. (Хотя Демокрит, разумеется, не использовал аналогию с бильярдными шарами)
Таким образом, внутреннее развитие греческой философии природы привело к построению превосходной объяснительной модели субстанции и изменения. Она весьма напоминает современную химическую теорию. Но греки не проводили эксперименты для подтверждения своих теорий (предположение об экспериментировании во времена античных греков было бы явным анахронизмом). Поэтому атомизм рассматривался ими наряду с другими учениями о природе. Так, многие предпочитали аристотелевскую, а недемокритовскую философию природы. Это и не удивительно, потому что, в конце концов, Аристотель говорил о чувственно наблюдаемых вещах: земле, воде, воздухе, огне, тогда как Демокрит рассуждал о вещах, которые не доступны чувственному восприятию..
Человек для Демокрита - это не только душа и тело, это сложное образование атомов и субъект познания, это целый микрокосмос. Внешне мы знаем человека, однако, мы должны понять то, что нам в нём не ясно. Недостаточно выяснена, с точки зрения Демокрита, материальная сущность человека. Неясным был также вопрос о познании мира человеком. В поиске ответа на этот вопрос Демокрит видел смысл жизни любого философа. Процесс познания человека состоит из ощущений и из разумного познания. Первое, чувственное познание, Демокрит считает "тёмным", так как оно затемняется обманом ощущений, индивидуальными особенностями познающего субъекта и т.д. Второе же, разумное познание, он называет "светлым", так как оно глубже проникает в суть вещей, способна открыть существование атомов и пустоты. Но разум не имеет особой природы. Он то же, что и душа, состоит из тех же атомов огня. В своем различении разума и чувств Демокрит несколько противоречив. То он отождествляет ощущения и мысль, то он противопоставляет их друг другу.
Но оказывается, что в одном Демокрит усматривает тождество: в телесном характере того и другого, в едином материальном субстрате, противоположность же - в их роли и значении для познания. Эти два пути познания, через ощущения и разум, выступают у Демокрита как два уровня познания, высший и низший. Причём они взаимно дополняют друг друга. Это говорит о том, что Демокрит, хотя и несознательно, но оперировал понятием порога ощущения. По его мнению, например, нет в природе острого вкуса, а возникает он лишь во "мнении", когда на органы чувств воздействует вещество, атомы которого острые, угловатой формы. Таким образом, все ощущения (тёплое и холодное, цвет, вкус, запах) существуют лишь "во мнении", а "по истине" существуют атомы и пустота. В этом и есть трудность познания - разум не может найти истину без чувств, а чувствам доверять нельзя. Трудность познания обуславливает также индивидуальные чувства человека.Демокрит, сознавая всю сложность отношений субъекта к объекту, ставил важную проблему, получившую в философии Нового времени название проблемы "первичных и вторичных качеств". Первичные качества - это фигура, порядок и положение атомов. Они существуют и постигаются разумом. Вторичные качества - это свойства вещей, воспринимаемые чувственно (тепло, холод, запах и т.д.). Они существуют "во мнении".
7. Софисты. Антропологизм
и релятивизм философии
Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V — первой половине IV вв. до н. э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний (в переводе с греческого "софисты" — мудрецы, учителя мудрости).
Среди софистов выделяются группы так называемых:• старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;• младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах. Сократ официально не принадлежал к указанным группам,
но разделял многие идеи софистов и использовал софистику в практической деятельности.
Для софистов характерно:• критическое отношение к окружающей действительности;
• стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;• неприятие основ старой, традиционной цивилизации;• отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека. Софизм — логический прием, уловка, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Видным представителем старших софистов являлся Протагор (V в. до н. э.). Свое философское кредо Протагор выразил в высказывании: "Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют".
Это означает, что в качестве критерия оценки окружающей действительности, хорошего и плохого софисты выдвинули субъективное мнение человека:
• вне человеческого сознания ничего не существует;• нет ничего раз и навсегда данного;
• что хорошо для человека сегодня, то и есть хорошее в действительности;• если завтра то, что хорошо сегодня, станет плохим, то, значит, оно является вредным и плохим в действительности;• вся окружающая действительность зависит от чувственного восприятия человека ("То, что здоровому человеку покажется сладким, больному покажется горьким");• окружающий мир относителен;• объективное (истинное) познание недостижимо;• существует только мир мнения.
8. Этическое мировоззрение Сократа. Смысл принципа его философии "Познай самого себя".
Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы благодаря логическим приемам, наводящим вопросам подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому: • любое знание есть добро;• любое зло, порок совершается от незнания.Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:• способствовал распространению знаний, просвещению граждан;• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".
9. Философская концепция Платона.
Платон — первый древнегреческий философ, оставивший после себя ряд фундаментальных философских произведений, наиболее важными из которых являются "Апология Сократа", "Парменид", "Горгий", "Федон", "Государство", "Законы".
Большинство произведений Платона написано в форме диалогов.
Платон является основателем идеализма. Главными положениями его идеалистического учения являются следующие:• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:• "единого";• "ума";• "души".
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания (такой тип познания дает не достоверное знание, а лишь мнение — "докса");• "чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.
Среди шести существующих типов Платоном указываются:• монархия — справедливая власть одного человека;• тирания — несправедливая власть одного человека;• аристократия — справедливая власть меньшинства;• олигархия — несправедливая власть меньшинства;• демократия — справедливая власть большинства;
• тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства.
Историческое значение философии Платона в том, что:
• впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений;
• положено начало идеализму как крупному философскому направлению (так называемая "линия Платона" — противоположность материалистической "линии Демокрита");
• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества — государство, законы и т. д.;
• были заложены основы понятийного мышления, произведена попытка выделить философские категории (бытие — становление, вечное — временное, покоящееся — движущееся, неделимое — делимое и др.);
• была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.).
Академия Платона - Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель, Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона).
10.Учение о душе Платона и Аристотеля
11. Социальная этика Платона и Аристотеля. Учение о государстве.
12.Философия Аристотеля.
Смысл и значение его учения
о космология, первичных и вторичных
и вторичныхсущностях,4х
13. Этика стоиков: позднеантичный идеал мудреца. Римский стоицизм(Сенека, Эпиктет, М.Аврелий)
Наиболее известными представителями стоической философии являлись Сенека и Марк Аврелий.
Сенека (5 г. до н. э. — 65 г. н. э.) — крупный римский философ, воспитатель императора Нерона, во время правления которого оказывал сильное и благотворное влияние на государственные дела. После того как Нерон начал проводить порочную политику, Сенека отошел от государственных дел и покончил жизнь самоубийством.
В своих произведениях философ: • проповедовал идеи добродетели; • призывал не участвовать в общественной жизни и сосредоточиться на себе, собственном духовном состоянии; • приветствовал покой и созерцание; • был сторонником незаметной для государства, но радостной для индивида жизни; • верил в безграничные возможности развития человека и человечества в целом, предвидел культурный и технический прогресс; • преувеличивал роль философов и мудрецов в управлении государством и всех иных сферах жизни, презирал простой и необразованный люд, "толпу"; • считал высшим благом нравственный идеал и человеческое счастье; • видел в философии не отвлеченную теоретическую систему, а практическое руководство по управлению государством, общественными процессами, по достижению людьми счастья в жизни.
Марк Аврелий Антонин. К основным идеям философии Марка Аврелия относятся: • глубокое личное уважительное отношение к Богу;• признание высшим мировым началом Бога;• понимание Бога как активной материально-духовной силы, объединяющей весь мир и проникающей во все его части;• объяснение всех происходящих вокруг событий Божественным промыслом;• видение в качестве главной причины успеха любого государственного начинания, личного успеха, счастья сотрудничества с Божественными силами;• разделение внешнего мира, который неподвластен человеку, . и внутреннего мира, подвластного только человеку;• признание основной причиной счастья отдельного человека — приведение его внутреннего мира в соответствие с внешним миром;• разделение души и разума;• призывы к несопротивлению внешним обстоятельствам, к следованию судьбе;• размышления о конечности человеческой жизни, призывы ценить и максимально использовать возможности жизни;