Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2014 в 15:39, шпаргалка
1. Предмет философии. Мировоззренческая и методологические функции философии
Философия - это знания о мире как едином целом и человеке в нём, об отношении человеку у миру, о путях и способах познания и практическом освоении человеком окружающей действительности, о будущем мировоззрения. Общую структуру предмета философии, философского знания составляют четыре основных раздела:
• онтология (учение о бытии);
• гносеология (учение о познании);
теории о гармонии веры и разума.Августин выступает с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии) и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и чувств). Но эти пути, с его точки зрения, неравноценны. Августин отдает бесспорный приоритет нерациональным средствам. «Не учением человеческим, а внутренним светом, а также силой высочайшей любви мог Христос обратить людей к спасительной вере». Согласно воззрениям Августина, религиозная вера не предполагает рационального обоснования в том смысле, что для принятия тех или иных положений религии необходимо обязательно знать, понимать, располагать доказательствами. В сфере религиозной жизни следует просто верить, не требуя никаких доказательств.
В период упадка средневековой
схоластики возникает так называемая теория «двух истин»
20. Особенности Ф. эпохи Ренессанса. Пантеизм в философии Н. Кузанского и Дж.Бруно.
Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.
В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.
Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.
Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование дало другую реакцию - появление скептицизма, эпикурейства и стоицизма. Они стояли на втором плане и, хотя обнаруживались у некоторых авторитетов, не имели широкого хождения. И лишь скептицизм в лице Мишеля Монтеня создал совершенно особенный специфический культурный климат во Франции.
Философия Н.Кузанского была
пантеистична: он утверждал, что бог есть
во всех вещах, и наоборот. Познание высших
истин, по Н.Кузанскому, достигалось не
путем схоластических рассуждений, а на
основе опыта. Подобное познание Кузанский
называл "ученым незнанием", в противоположность
схоластическому "знанию". Важным
разделом философских взглядов Н.Кузанского
было его учение о "совпадении противоположностей".
Это учение свидетельствовало о наличии
серьезных элементов диалектики в философии
Н.Кузанского. Вместе с тем он утверждал,
что только интуитивным путем человек
доходит до понимания того, что в высшем
единстве мира совпадают противоположности.
Материалистическое и атеистическое мировоззрение
великого итальянского философа Джордано
Бруно было заключено в пантеистическую
оболочку, основой всего существующего
он считал единое материальное начало,
обладающее безграничной творческой силой.
В противоположность схоластам и теологам
Бруно возвеличивал природу, материальный
мир, порождающий бесчисленные формы жизни
из самого себя. Но, в то же время, он писал,
что природа - это бог в вещах. С пантеизмом
Бруно связана его идея всеобщей одушевленности
мира. Задачей философии, по Бруно, является
познание единой субстанции как причины
и начала всех природных явлений. Единое,
причина и начало - таковы основные черты
материальной субстанции.
21.Модели идеального общества в утопиях Т.Мора, Т. Кампанеллы. Политический реализм Н. Макиавелли.
Слово «Утопия» переводится с латыни как «место, которого нет и не может быть. Т.Мор.
Сам Мор соглашается с Гитлодеем по поводу рабства. Действительно: это лучше, чем по 20 человек на виселице. Да и бесплатная рабочая сила на благо общества – зачем ее убивать. Впрочем, тут тоже есть сомнения. Вряд ли преступник предпочтет до конца жизни вкалывать – уж лучше сразу умереть. Так что, скорее всего, отказавшись от казни преступника, общество побудило бы его совершить самоубийство – тягчайший грех.Не государство для людей, а люди для государстваГосударство Утопии все же более гуманно по отношению к своим гражданам. В частности, оно было вполне терпимо к вопросам религии.ввел свободу вероисповедания. Правда, публичная агитация против религии запрещена.Основная религия на острове – католицизм, но рационализированный и освобожденный от всего, что считалось Мором лишним. Так, священники на Утопии избираются народом. Но, с другой стороны, вопросы веры на острове также регламентируются государством. Так, запрещено думать, "будто души гибнут вместе с телом, что мир несется наудачу, не управляемый провидением. И потому утопийцы верят, что после земной жизни за пороки установлены наказания, за добродетель назначены награды. Того, кто думает по-иному, они даже не числят среди людей, и не считают они его гражданином" .
Власть постоянно меняется, у руля пожизненно остается лишь один человек – князь. Впрочем, его тоже могут отстранить, если он захочет править единолично. Особо важные вопросы решаются на народном вече.Верховный орган государства – сенат, который учитывает все, что производится в отдельных районах государства и при необходимости осуществляет перераспределение произведенного. В сенат граждане избираются не реже, чем раз в год.На практике это означает, что у руля будет находиться лишь один компетентный руководитель, ибо за год разобраться в хозяйстве и научиться управлять невозможно.
На острове построен коммунизм: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Все обязаны трудиться, занимаясь сельским хозяйством и ремеслом.Семья – базовая ячейка общества. Ее работа контролируется государством, а произведенное сдаётся в общую копилку.Семья считается общественной мастерской, притом не обязательно основанная на кровном родстве. Если детям не нравится ремесло их родителей, они могут перейти в другую семью. Несложно представить, в какие волнения это на практике выльется.Образование общедоступно и основано на сочетании теории с практическим трудом. То есть детям дают стандартный набор знаний, а параллельно учат работать.
"повсюду, где есть частная
собственность, где все измеряют
деньгами, там едва ли когда-нибудь
возможно, чтобы государство управлялось
справедливо или счастливо". И
вообще, "для общественного
Реализована в Утопии и идея
железного занавеса: она живет в полной
изоляции от окружающего мира.Общество
утопийцев – это тоталитарное полицейское
государство, где культивируется серость
и ординарность, отсутствует свобода.Разделения
труда и возникающего из него сословного
деления общества на Утопии, однако, полностью
избежать не удаётся. Существуют ремесленники,
ученые и т.н. «симфогранты», контролирующие,
чтобы люди работали по 6 часов – ни больше,
ни меньше. Таким образом, отрицается всякая
возможность выделиться, сделать больше,
отличаться от других. А ведь это – чуть
ли не главный стимул для любого человека.
Общество в «Утопии» выступает безликой
массой, лишенной индивидуальных различий.
Общественные отношения утопийцев являются
следствием (или продолжением) полупатриархального
устройства их семей. "Во главе хозяйства...
стоит старейший. Жены услуживают мужьям,
дети - родителям, и вообще младшие по возрасту
- старшим" . Т.е. равенства на самом деле
нет! Младшие не равны старшим, мужчины
– женщинам.
Утопийцы решительно осуждают войну. Но и здесь этот принцип не соблюдается до конца. Естественно, что утопийцы воюют, когда защищают свои пределы. Но они воюют также и в том случае, "когда жалеют какой-нибудь народ, угнетенный тиранией" . Кроме того, "утопийцы считают наисправедливейшей причиной войны, когда какой-нибудь народ сам своей землей не пользуется, но владеет ею как бы попусту и напрасно"можно сделать вывод, что утопийцы должны воевать постоянно, пока не построят коммунизм и «мир во всем мире».
Томмазо Кампанелла: «Город Солнца»
В городе Солнца каждый гражданин занимается и сельским хозяйством, и военным делом. Жители города Солнца – марионетки, винтики системы, лишенные права на выбор. Производство и потребление в городе Солнца носит общественный характер. Четырехчасового труда оказывается достаточным, чтобы удовлетворить все потребности общества. вместо того, чтобы поработать приемлемые 8 часов и произвести в 2 раза больше, люди половину дня бездельничают.
Как и в «Государстве» Платона, в городе Солнца господствует духовная аристократия. Однако у Кампанеллы это не замкнутая каста «с особым распорядком жизни и особым воспитанием». Во главе государства у Кампанеллы стоит не просто философ, как у Платона, но и первосвященник в одном лице. Судьи и низшие должностные лица в городе Солнца – учителя и священники – интеллигенция. «Политический строй города Солнца можно охарактеризовать как своеобразную интеллектуальную олигархию при формальной демократии».
Основная причина зла по Кампанелле – в людских пороках, прежде всего в эгоизме, порождающем у одних желание жить за счет других. Другие причины это невежество и непонимание необходимости перехода к новому, более совершенному общественному порядку. Поэтому мыслитель особое внимание уделял народному образованию и воспитанию.Основной метод для этого – обучение по картинам, которыми исписаны стены домов города. При этом дети проходят, и тут Кампанелла повторяет идеи Мора, наряду с общими предметами, ремесленное дело и сельское хозяйство.В оставшееся от 4 часов работы время, предполагалось, что люди будут развиваться душой и телом. Либо изучать науки, либо заниматься физическими упражнениями.
Ни в одной социальной утопии не говорится о конкретных людях. Всюду рассматриваются народные массы, либо отдельные социальные группы. Индивид в этих произведениях ничто. Проблема социалистов-утопистов в том, что они думают о народе в целом, а не о конкретных людях. В результате реализуется полное равенство, но это равенство несчастных людей.Возможно ли счастье людей при утопии? Счастье от чего? От побед – так они совершаются всеми в равной степени. От отсутствия эксплуатации? Так при утопии она заменяется общественной эксплуатацией: человек вынужден всю жизнь работать, но не на капиталиста и не на себя, а на общество. Причем эта общественная эксплуатация еще страшнее, так как тут у человека нет возможности выхода.Сложно назвать хотя бы одну свободу, которая соблюдается в Утопии (исключение составляет свобода совести). Нет свободы перемещения, нет свободы на выбор того, как жить. Человек, загнанный обществом в угол без права выбора, глубоко несчастен. У него нет никакой надежды на перемены. Он чувствует себя рабом, запертым в клетке. Общество утопийцев – общество глубоко несчастных, подавленных людей. Людей с подавленным сознанием и отсутствием силы воли.
22.Эмпиризм и рационализм как 2 основных направления Ф. XVII-XVIII вв.
Рационализм (от лат. ratio — разум) — направление в философии, согласно которому основой как бытия, так и познания является разум.
Рационализм имеет два основных направления — онтологическое и гносеологическое.
Согласно онтологическому рационализму в основе бытия лежит разумное начало (то есть бытие разумно). В этом смысле рационализм близок к идеализму (например, учению Платона о "чистых идеях", которые предшествуют материальному миру и воплощением которых данный материальный мир ("мир вещей") является). Однако рационализм не тождественен идеализму, так как смысл рационализма не в первичности идей по отношению к материи (бытию), а именно в разумности бытия. Например, материалисты, убежденные в божественной либо иной разумности, внутренней логичности бытия, являются рационалистами (Демократ, Эпикур и др.).
Основная идея гносеологического рационализма заключается в том, что в основе познания также лежит разум. Соответственно, гносеологические рационалисты выступали против средневековой теологии и схоластики, представители которых видели в основе познания
Божественное откровение и отвергали разум. Наряду с этим рационалисты были оппонентами эмпиристов — сторонников философского направления, распространенного в новое время, тоже выступавших против схоластов и видевших в основе познания не откровение, а знание и опыт (девиз эмпиристов — "Знание — сила").
Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:
• сам по себе опыт, не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;
• разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были основаны на опыте и лишь впоследствии подтверждены опытным путем.
Также в качестве направления рационализма выделяется этический рационализм, суть которого в том, что разум лежит в основе этики, поведения.
К рационалистам можно отнести множество философов, начиная с античных времен вплоть до нынешней эпохи (Платон, Демокрит, Эпикур, Сократ, Кант и др.), но наибольший вклад в разработку рационализма, превращение его в официально признанное философское направление внесли философы Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц.
Эмпиризм — направление в философии, сторонники которого считают, что в основе познаний лежит опыт: "нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте (в чувствах)", "знание — сила". Получил широкое распространение в Англии XVII в. и в последующем в США.
Основателем эмпиризма считается Фрэнсис Бэкон.