Длительное время в
нашей стране функции социальной философии
и социологии, а также философии истории
выполнял так называемый «исторический
материализм». Это была идеологическая
дисциплина, целиком подчиненная политическим
задачам правящей партии. Она рассматривала
социально-философские проблемы односторонне
и тенденциозно.
Философия истории — изучает вопросы, связанные со смыслом
и целью общественной истории, с ее движущими
причинами. Куда идет история и почему
она вообще осуществима? — таков главный
вопрос философии истории. Философия истории
тесно связана с социальной философией,
но переносит основной акцент на моменты
изменения и развития общества. Иногда
вместо термина «философия истории» употребляют
термин «историософия». В первом приближении
их можно считать синонимами.
В состав
философии входят:
теоретическая философия (систематическая
философия);
Основными
частями теоретической философии выступают:
онтология — учение о бытии;
гносеология — учение о познании;
диалектика — учение о развитии
аксиология (теория ценностей);
герменевтику (теорию понимания
и толкования знаний).
Особым разделом в философии,
проблематика которого входит как в общетеоретическую
(систематическую философию), так и в социальную
философию, является философия науки.
Социальная философия включает в себя
социальную онтологию, т. е. учение о бытии
и существовании общества, философскую
антропологию, т. е. учение о человеке,
и праксеологию, т. е. теорию человеческой
деятельности. Социальная онтология наряду
с изучением наиболее общих проблем существования
и развития общества исследует философские
проблемы экономики, политики, права, науки
и религии. По своему методу философия
есть рациональный способ объяснения
действительности. Она не довольствуется
эмоциональными символами, а стремится
к логической аргументированности и обоснованности.
В этом отличие философии от религии, искусства,
мифологии, которые также рассматривают
мир в целостности, но не ставят задачи
его рационального объяснения. Философия
стремится к построению системы, основанной
на разуме, а не на вере или художественном
образе. Художественный образ, метафора,
сравнение и др. в философии играют вспомогательную
роль.
Вопрос 3:
Диалектический
материализм, в котором представлены
в органическомединстве материализм и диалектика
(К. Маркс, Ф. Энгельс и др.).
Подобно материализму, идеализм также
неоднороден. Прежде всего, следует различать
две главные его разновидности:
Объективный
идеализм провозглашает независимость
идеи, бога, духа — вообще идеального начала,
не только от материи, но и от сознания
человека (Платон, Ф. Аквинский, Гегель).
Субъективный
идеализм утверждает зависимость
внешнего мира, его свойств и отношений
от сознания человека (Дж. Беркли). Крайней
формой субъективного идеализма является
солипсизм (от лат. solus — один, единственный
и ipse — сам). Согласно ему, с достоверностью
можно говорить лишь о существовании моего
собственного «Я» и моих ощущений.
Для адекватного понимания
специфики философского знания необходимо
также затронуть вопрос о соотношении и характере
взаимодействия материализма и идеализма.
В частности, здесь следует избегать двух
крайних точек зрения.
Одна из них состоит
в том, что существует постоянная «борьба»
между материализмом и идеализмом, «линией
Демокрита» и «линией Платона» на всем
протяжении истории философии.
Согласно другой —
«история философии по сути своей вовсе
не была историей борьбы материализма
против идеализма...»1.
С вопросом о первоначалах
бытия связан и вопрос о монизме, дуализме
и плюрализме.
Монизм (от греч. monos — один,
единственный) — философская концепция,
согласно которой мир имеет одно начало.
Таким началом выступает материальная
или духовная субстанция. Отсюда следует,
что монизм может, соответственно, быть
двух видов — материалистический
и идеалистический. Первый выводит
идеальное из материального. Его заключения
основаны на данных естествознания. Согласно
второму, материальное обусловлено идеальным,
духовным. Он сталкивается с проблемой
доказательства творения мира духом (сознанием,
идеей, богом), которая в рамках современной
науки положительно решена быть не может.
Дуализм (от лат. dualis — двойственный)
— философское учение, утверждающее равноправие
двух первоначал: материи и сознания, физического
и психического. Так, например, Р. Декарт
полагал, что в основе бытия лежат две
равноправные субстанции: мыслящая (дух)
и протяженная (материя).
Плюрализм (от лат. pluralis — множественный)
— предполагает несколько или множество
исходных оснований. В его основе лежит
утверждение о множественности оснований
и начал бытия. Примером здесь могут служить
теории древних мыслителей, выдвигавших
в качестве основы всего сущего такие
разнообразные начала, как земля, вода,
воздух, огонь и т.д.
К вопросу о первоначалах
всего сущего примыкает и вопрос опознаваемости мира или
о тождестве мышления и бытия. Одни мыслители
полагали, что вопрос об истинности познания
окончательно решен быть не может и, более
того, мир принципиально непознаваем.
Они получили название агностиков (Протагор,
Кант), а философская позиция, которую
они представляют, — агностицизм (от
греч. agnostos — непознаваемый). Отрицательный
ответ на этот вопрос давали и представители
родственного агностицизму направления
— скептицизма,
которые отрицали возможность достоверного
знания. Свое высшее проявление он нашел
у некоторых представителей древнегреческой
философии (Пиррон и др.). Идеализм также, как и материализм,
прошел долгий путь эволюции. Идеалистические
концепции возникали не на пустом месте.
Идеализм возник как альтернатива упрощенному,
как считали идеалисты, натурфилософскому
пониманию бытия. Мир, полагали они, не
так прост и ясен, в нем много загадок,
тайн, и они не лежат на поверхности. Тем
более, не лежат на поверхности главные
причины, сущностные основания бытия.
Кто-то или что-то, вне непосредственной
представленности, управляет бытием, потому
в идеалистических концепциях и постулировалось
в качестве первичных и необходимых оснований
то, что чувствами не обнаруживается. Напомним
вновь слова Гегеля о том, что "философия
- это квинтэссенция культурной жизни
эпохи". Каждая историческая эпоха в
культуре и философии имеет основную направленность,
определенные акценты мировоззренческих
установок данного исторического периода.
Можно выделить культурологические формы,
в которых была сконцентрирована философская
мысль того или иного исторического периода.
Очень важным является тот факт, что исторические
формы философствования являлись не только
сознанием общества, духовной формой бытия,
но и определяли основные ориентации человека
в практике жизни, искусстве, политике,
во взаимоотношениях с природой, в жизненных
реалиях.
Первой такой формой можно назвать
космоцентризм. Космоцентрическое мировоззрение
рассматривало бытие как космический
порядок, определяемый законами Логоса
(макрокосм), а человека как часть общего
космического пространства, как "малый
космос", как важнейшее, но не центральное
звено космического универсума (микрокосм).
В такой системе не человек управляет
космосом, а космос управляет всем и подчиняет
человека своим закономерностям. Космические
законы принимали понятийное выражение
и являли сущее в тех или иных концепциях
(Логос, Дао, Инь и Ян, Карма и другие). Человек
чувствовал себя неотъемлемой частицей
мироздания, существом, который не выйдет
за пределы этой системы и после своего
физического исчезновения. Такая форма
мировоззрения демонстрировала неразрывную
связь человека с природой, тоже важнейшей
сферой космического универсума. Именно
в эту эпоху формируется это глобальное
понятие - универсум. Огромное значение
в этой системе мировоззрения играют космология
и космологические знания. В это время
зарождается и астрология как наука, непосредственно
связывающая космос с судьбой человека,
с течением его жизни. Формируется космологический
фатализм. Фатум - рок, судьба, предначертание,
диктуемые космосом, порождаемые космической
необходимостью. Космоцентрические идеи
неоднократно возрождались и позже (русский
космизм, рериховское движение, Блаватская
и др.), но наиболее характерными, сутью
мировоззрения они были для периода античности
и древневосточной философии.
Вопрос
4:
Когда мы говорим о
диалектике как методе познания и преобразования
действительности, то имеем в виду, что
этот метод есть часть теории философии.
Вся система диалектики входит в теорию
философии. В свою очередь, философская
теория обогащает диалектический метод.
Философский метод и теория взаимообогащают
друг друга.
Диалектика как метод,
как стиль мышления существовала всегда,
в том числе и во времена неписанной истории.
Состояние фундаментальных наук таково,
что они сами разрабатывают свою методологию.
Не исключено, что такая ситуация приведет
к поискам новых возможностей
диалектики или к созданию суперметода
философии и познания, если это окажется
целесообразным, необходимым. Пока же
мы считаем, что на современном уровне
диалектика есть вариант общей теории
развития.
§ 2. Разнообразие
методов философии
Диалектика никогда
не была единственным и всеми признанным
методом. Она получила развитие и интерпретацию
в отечественной философии как способ
мышления, наиболее адекватно соответствующий
состоянию и развитию русской науки, а
также особенностям общественного развития,
которое мощными шагами продвигалось
к своему типу цивилизации.
Наряду с диалектикой
всегда существовали и будут существовать
и иные методы мышления, стили познания.
К их числу относятся софистика, эклектика,
метафизика, догматизм, герменевтика и
т.д. Современная западная философия оперирует
герменевтикой - методом прочтения и истолковывания
смысла текстов.
Софистика. Это совокупность многообразных
видов аргументации, основанных на субъективистском
использовании правил логического вывода
ради сохранения и утверждения наличных
положений и теорий, которые по тем или
иным причинам, независимо от фактического
положения вещей, признаются истинными,
не подлежащими критике, пересмотру.
Софистика стремится
к сохранению наличных положений и теорий.
Рассуждения софистики пытаются с помощью
искусной реинтерпретации нового представить
его как частный случай имеющегося, наличного
или преднамеренно нарушая законы логики
очистить наличную систему знаний от всего
противоречивого. Этот метод сознательно
использует семантические и логические
правила и операции с целью доказать желаемое.
Софизм - это произвольно выбранное рассуждение,
построенное на таких альтернативах, которые
заведомо выгодны софисту, так как с их
помощью можно доказать все, что угодно.
Так, по рассказу Аристотеля,
одна афинянка внушала своему сыну: "Не
вмешивайся в общественные дела потому,
что если ты будешь говорить правду, тебя
возненавидят люди, если ты будешь говорить
неправду, тебя возненавидят боги".
На сентенции афинянки
можно ведь возразить так: "Ты должен
участвовать в общественных делах, потому
что, если
ты будешь говорить
правду, тебя будут любить боги, а если
будешь говорить неправду, тебя будут
любить люди".
Софистика вытесняет
противоречия за рамки наличной системы
знаний и тем самым способствует уживанию
новых и старых знаний. Софистика пропагандирует
бесконечный релятивизм в области человеческого
познания: о предмете можно сказать все.
Нет границ, водоразделов, что специально
использовалось в корыстных интересах
его представителями (мед сладок - мед
горек; башня круглая - башня четырехугольная).
Недаром слово "софист" означает
- умелец, искусник, изобретатель, мудрец.
V век и 1-я половина
IV века до н.э. - время оформления софистики
как направления в философии и общественно-политической
практике Греции. Софисты продавали свое
искусство за деньги.
Представителями софистов
были: Протагор, Горгий, Продик, Гиппий,
Антифонт и т.д. Появление софистики было
связано с потребностями экономического
развития античной Греции. Это были времена
рабовладения, необходимости преодоления
застойных традиций семейно-родового
быта, потребности в новых общественных
и политических деятелях. Упадок софистики
наступил уже в IV веке до н.э. Во II веке
н.э. появилось течение, стремившееся реставрировать
идеи и стиль греческих софистов V-IV вв.
до н.э.
Нельзя только отрицательно
смотреть на софистику. Софистика, как
правило, связана с появлением новых теорий,
идей, условий бытия.
Софистика способствует
выявлению логического противоречия системы
знаний. Софистика выступает необходимым
элементом при перестройке прежних знаний,
систем. Софистика, в силу защиты и обоснования
прежних систем формирует, способствует
кристаллизации своей противоположности
- научной критики.
Софизмы всегда конкретизированы,
так как они есть реакция на то или иное
явление, которое угрожает старому, наличному,
данному. Поэтому каждый софизм уникален.